Статья на тему: «Педагогические наблюдения при работе с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности по данному предмету»

Складанная Дина Алексеевна

Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Автором демонстрируются приемы и методы работы с одаренными детьми на конкретных занятиях и уроках по предмету ИЗО. В статье даются общие рекомендации, описываются конкретные примеры по сотрудничеству учителя с одаренным учеником через призму его деятельности на одном из щкольных предметов, где ученик узнает новую информацию, обрабатывает ее на свой лад и выдает как продукцию своих особых способностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaodardeti_skladannaya_da.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Педагогические наблюдения при работе с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности по данному предмету»

Автор: учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной категории

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского р-на

Складанная Дина Алексеевна

На моей памяти в школе, где я работаю уже 30 лет, одаренных детей было немного. Когда я только начинала работать, нам классным руководителям и учителям – предметникам, предлагали дополнительно заниматься со способными детьми. Термин «одаренные дети» пришел гораздо позже. К одаренным детям соотносили тех детей, которые по каким-то предметам особо выделялись – хорошими знаниями, познавательными устремлениями, посещением кружка с углубленным изучением определенного материала по конкретной школьной дисциплине. Такое определение по одаренным детям всех устраивало, и там, где надо было позаниматься дополнительно с таким ребенком, более расширено изучить что-то, пожалуйста, но только были ли это одаренные дети или способные никто не уточнял.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Прилежных и усидчивых детей стали считать одаренными, поэтому долгое время была какая-то неопределенность по выявлению одаренных детей. Это теперь мы понимаем, что одаренный ученик далеко не ангел, а скорее, в чем-то даже проблемный ребенок. С такими детьми не все проходит в школе так гладко и легко.

Одаренный ребенок – это не значит, что он спокойный, уравновешенный и «удобный» во всех случаях ученик. Как раз с точностью наоборот. Чаще можно наблюдать за ним бестактное поведение, излишнюю самоуверенность в себе, высокую самооценку и  отсутствие дружбы с кем бы то ни было.  Я хочу сказать, что одаренные и трудные дети долгое время находятся на одной ступени, но лишь яркие искрометные действия и успехи в учебе одаренных детей стирают грань параллельности с трудными детьми. Согласитесь, что этот отрицательный момент как неуживчивость в своей школьной среде, непонимание действий и поступков присутствует в школьном пространстве при контакте с одаренными детьми. Для таких универсальных детей нужна другая атмосфера, другой режим работы, другой образовательный уровень, другой педагогический состав или хотя бы особая подготовка учителей при общении и работе с необычными учениками.

Если одаренный ученик плохо воспитан, то он жизнь любого учителя и одноклассников превратит в сущий ад, ведь он «супер» ребенок во многом. Почему я говорю об этом, да потому что  и себя я отношу к рядовым учителям, не имеющих мгновенно перестраиваться, приспосабливаться в одночасье к непростому поведению одаренного ребенка. Необычный ребенок – это как белая ворона в стае. Все в нем не так как у других. Он может раздражать других, он может стать лидером среди «плохишей», он может быть изолированным по собственной воле от коллектива. Что делать, когда это происходит на уроке, когда ребенок «бунтует», ведет себя непредсказуемо? Да, действительно, он не такой как все! Он талантлив, смышлен не по годам, ему скучно среди одногодок, ему неинтересен учебный материал, который рассчитан на способного ученика, но не на одаренного. Такой ребенок ведет себя, словно шар в пустой бочке, «перекатывается» с места на место, создавая шум, звон и проблему для окружающих. Всё, что так предсказуемо и однообразно, одаренным учеником воспринимается с определенной скукой и тоской. Он готов воспринимать и обрабатывать всё новый и новый поток познавательной информации. Когда этого потока свежих и удивительных знаний ребенок не получает, тогда и начинается баловство под девизом: «Все смотрите на меня!» Одаренность для ребенка – это как лишний «хомут для лошади», где в понимании хомута выступает на передний план тот совокупный набор, состоящий из особенных способностей ребенка, из его непредсказуемого характера, из высокомерных взглядов на всё и на всех, эгоистичности, неуживчивости и мн.др.

В классе невозможно отсортировать одаренных от обычных детей, практически невозможно изолировать разноуровневых (по умственным способностям) детей. Здесь, однозначно, нужны универсальные действия со стороны учителя в процессе работы на обучающем часе, направленные на особенных учеников. Когда мы говорим, что используем опережающие методы в работе, то скорее или вернее будет сказать, что эти методы подобраны в соответствии с умственными способностями одаренных детей. Параллельно с этим и обычно развивающие ученики будут подтягиваться к более высокому и углубленному образовательному уровню, но усвоение вторыми будет протекать на более длительном отрезке времени.

Есть хорошее понимание такой жизненной особенности как время. Как о нем только не говорят, что оно долго тянется, быстро проходит, время остановилось, вернулось вспять и т. д. Почему одаренный ребенок чаще всегда нетерпелив, несдержан на уроке? Психологи знают точно почему, а я отвечу как практик, да потому что для одаренного ученика время уплотняется вразы, и к ответу он давно готов, а учитель еще вопрос не дочитал, и может развернуто ответить, показать, изобразить что-то смело. Одаренный ученик уже чуть ли не наперед знает что делать, как делать, а кто-то рядом с ним из учеников «пробуксовывает» в знаниях, в действиях, в изложении материала и тянет это время как резину. Для обычного ребенка проблематично быть быстрым, активным, искрометным и смелым из-за своей неготовности, неуверенности, недоученности и пассивности. Для учителя понятие времени и является определяющим показателем по определению одаренного и обычного ученика. Любой мониторинг как раз и выстроен на временном сравнении работоспособности ученика, определяющего уровень развития каждого обучающего в классе.

Каким бы не был ученик или учитель, мы все равно подгоняет это время, уплотняем изучаемый материал. То, что дети учили лет десять назад в школе, не сравнить с нынешним обучением. Расширилось число изучаемых предметов, увеличились года обучения, виды сдаваемых экзаменов, оснащенность кабинетов, сопровождение и наглядность объясняемого материала и мн. др. Чего только стоят компьютерные технологии. Без них почти стали невозможными подготовка и изложение  полноценного материала на уроке. Пока учитель, объясняя новую тему, используя новейшие технологии, доходит до самой сути, лежащей в основе урока, замечает, что дети по- разному воспринимают данный новый материал. Одни все поняли, да еще целый урок выкрикивали, руку тянули, много своего добавили, а другие тихо сидели, глаза подняв к потолку, периодически беседовали друг с другом.  Вот вам еще один показатель одаренности! Активный, мешающий учителю вести урок ученик, чаще и есть одаренный, дерзкий и всепоглощающий, но все-таки немного проблематичный. Одаренный ученик все время подгоняет учителя, потому что долго не может «топтаться» на одном месте. Ему не нужна многократная повторяемость, так как он быстрее всех усвоил и запомнил новую информацию. Узнал новое, закрепил тут же и пошли дальше, запомнил раз и навсегда, поэтому одаренному ученику смешно, что кто-то этого до сих пор не выучил, не запомнил, не усвоил. По этой причине он будет фыркать, нервничать и обижать среднестатистических медлительных одногодок, а получая замечания от учителя, будет обижаться на него, не понимая за что такая немилость.

На всех этапах подачи нового материала изначально нужна точность, правда и конкретика. Одаренный ученик это запомнит раз и навсегда! Если учитель назвал три основных цвета, доказал научно, что только эти три цвета универсальны и только они считаются таковыми, то одаренный ученик запомнит это на всю жизнь. Обычный ученик по большей части будет путаться, сомневаться постоянно, может и запомнит эту информацию, но не сразу, а через многократную повторяемость. Свои уроки ИЗО я наполняю обильным раздаточным материалом, хотя это считается несовременно, а напрасно! Все новое – это хорошо забытое старое. Зачем же мне эти материалы и что они из себя представляют? Так как меня больше интересуют одаренные дети в художественно-эстетической деятельности, для них я готовлю различные конверты с заданиями. Какие это задания, все зависит от темы урока и от сложности работы на уроке. Есть конверты с тестами, викторинами и кроссвордами; имеются задания по составлению национальных орнаментов из цветной картонной мозаики. Эта же мозаика применяется и при создании архитектурных ансамблей, фантазийных ракет, фонтанов, цветов и мн. др. Есть в раздаточном материале репродукции художников, которых еще не изучали на уроках, но с ними уже знакомятся одаренные дети. Нужен и художественный материал, который может быть полезным в рабочем порядке с одаренными детьми. Я запасаюсь гелевыми ручками с черной пастой, акриловыми красками для точечной росписи, резаками, клеем, лаком, цветными салфетками для декупажных работ, кружевами, тесьмой, лентами разнообразной текстуры для выполнения скапбукинга и т.д.

Юный художник должен быть творцом, где-то реалистом, где-то фантазером, ремесленником, дизайнером, архитектором и т.д. Требования и условия к выполнению творческих работ перед любым учеником стоят довольно высокие. На уроке нужна максимальная концентрация внимания, определенная скорость мыслительной и трудовой деятельности, хорошее качество и положительный в итоге результат выполненной работы. Теперь учтите психологическую установку, которая бытует в школе, что изобразительное искусство – это тот предмет, который находится за гранью даже второсортных предметов, изучаемых детьми в школе. Ученики хотят на нем отдохнуть и побездельничать, и когда учитель их втягивает в творческий процесс различными ухищрениями: работой с новыми материалами, в новой художественной технике, в необычных условиях и с новыми технологиях, то работа «кипит» да так, что и учебного часа мало. При таких условиях, когда идет процесс самовыражения и самосотворения учащимися чего-то полезного и значимого на уроках ИЗО, тогда и открываются одаренные дети своей необычной стороной, неординарным подходом в изготовлении творческих работ.

Нельзя оставить одаренного ребенка за гранью бездействия, прохладного отношения к делу. Одаренные дети особенно чувствуют обстановку, где могут «откосить» от работы. Такие дети первыми прощупывают ситуацию на слабое место на уроке у любого учителя. На моем предмете ИЗО) ученики знакомятся со зрительным рядом, который будет использован на уроке, с темой урока и с заданием еще на перемене. Рабочие столы наполняются художественным материалом, инструментами и техническими устройствами, если они необходимы на уроке.  Разогревая любопытство к предстоящей творческой работе у школьников и, давая им время на формирование и составление предстоящей композиции в рисунке, одаренные дети сразу приступают к выполнению эскизов и набросков после вводной беседы, сделанной учителем и пояснившего этапы работы или задания. Консультирование, корректирование учителем происходит в согласии с учеником на протяжении всего урока. В числе же основных факторов, пробуждающих ребенка к активности, можно назвать: познавательный интерес;  творческий характер деятельности; состязательность;  игровой характер; эмоциональное воздействие.

Надо согласиться с тем, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса, в период обучения одаренной личности, производится выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, оптимизации с учетом возраста учащегося. Определяется уровень художественной подготовки, развитие общеучебных умений, специфика решаемых образовательных и воспитательных задач на уроках ИЗО и во внеурочное время занятий по данному предмету одаренным учеником. Прежде всего, нужно делать так, чтобы детям, обучающимся в школе, было хорошо на уроках изобразительного искусства. Нужно, чтобы они с удовольствием шли на эти уроки, ожидая от них не тоски и мучения, не скуки и безделья, а дела, бодрости, результатов. Зная, что их работы будут выставлены в музее или отправлены на конкурс, заставят одаренных учеников работать аккуратней и грамотнее.

Педагогическая система работы с одарёнными детьми строится на четырех базовых идеях: на приоритете внутренней свободы, на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, на осознании самооценки каждого школьника как уникальной, неповторимой личности, на понимании природы творческого саморазвития.  Можно выделить  принципы работы с одарёнными детьми: принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества при максимальном  разнообразии предоставленных возможностей для развития, принцип возрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих одаренности, опосредующая высокие результаты творческих достижений. Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся.

Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними. Учителю важно на начальном этапе откорректировать проявления детского упрямства и отполировать поведенческие шероховатости у одаренного ученика и тогда увлеченный ребенок раскроется как цветок и даст высокий результат своих способностей и возможностей. Учитель должен быть всегда на «боевом коне», а значит готовым сотрудничать с таким ребенком в любой ситуации и в любой момент.  Это долгий и кропотливый труд для преподавателя, но к этому надо быть готовым. Скорее расстрою, чем успокою своих коллег признанием, что у одаренного ребенка все равно будут видны его необычные действия, поступки, мысли, они будут разительно отличительные от других детей. К такой действительности надо привыкать всем, но только не мириться с хамством, высокомерием и жестокостью. Работы с такими детьми хватит всем и педагогическому коллективу, и родителям и близким людям, имеющим контакт общения с одаренными детьми.