Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»

Комерсантова Татьяна Степановна

        Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.

 

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_24_shk.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие: «О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования»

        Данная статья посвящена вопросу повышения качества уроков по предмету «История изобразительного искусства», методах решения этого вопроса, и о духовном воспитании обучающихся.

                                          МБОУ Школа № 24 г. о. Самара

                                                        Комерсантова Татьяна Степановна,  

учитель изо 1 категории

 

Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания  урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку  образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать  следующие методы  преподавания  предмета «История изобразительного искусства»:

 Метод «оживления персоны» ( здесь: авторское название метода)

Начиная рассказ о художнике, расскажите  о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

-используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей) -факты         биографии,         не         связанные         с         художественной

деятельностью

 ( так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

-расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем  взлеты,  падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей  к излагаемому материалу.

  • Метод сравнительно-художественного анализа.

-рассказывая детям  о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.

Например,  обсудить сходства и различия в понимании сути направления  французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега,

К.Писсарро)  и русских импрессионистов( К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только  на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» ( 1903 г), где  особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

  • Пространственно-временной метод.

-рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины  обсудите проявление стиля ( направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

-расскажите о  скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной  страны- например, барокко Лоренцо Бернини( собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России –барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

-используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период,  актуальный  для этой темы ; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода ( что было приято в обществе, а что запрещено),только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. ( например, расскажите о проблемах  импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об  исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот         метод         позволит         оценить         ситуацию         как         реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.  Метод интеграции явлений искусства  в полотно жизни.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность  периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление,  «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль,т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

 Метод двустороннего взаимодействия, или метод обратной связи.

Урок-это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.

Начиная  любую тему, следует выяснить осведомленность  детей в  предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.

Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к :

- подробному обсуждению темы  с детьми;

-корректирует явно ошибочные позиции с учетом  достоверных сведений  по предмету «История изобразительного

искусства» и искусствоведения в целом;

-делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для  детей в мир искусства , от Вас зависит, чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог  Вашего класса , и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.  

Список использованной литературы:

1.Мировая художественная культура(базовый уровень)6учебник для 11 класса:среднее общее образование/Л.Г.Емохонова.-М.;Издательский центр «Академия»,2014.-240с.:ил.,[32]с.цв.вкл.

Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158: