Интегрированные уроки в общеобразовательной школе.
На протяжении всей трудовой деятельности в общеобразовательной школе, у нас, учителей Изобразительного искусства и Музыки, постоянно стоял вопрос:
- Как сделать урок запоминающимся и эмоционально ярким?
- Как приобщить обучающихся общеобразовательной школы к миру искусства?
- Как поднять их культурный и интеллектуальный уровень в области искусства?
А за последние два десятилетия ещё один вопрос появился это -
- Как отвлечь от бездушных компьютерных игр и открыть им духовный мир через искусство?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки в общеобразовательной школе.
Грахова Елена Вячеславовна
учитель Музыки ГБОУ лицея № 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Логинова Ольга Васильевна
учитель Изобразительного искусства, ГБОУ лицея № 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
На протяжении всей трудовой деятельности в общеобразовательной школе, у нас, учителей Изобразительного искусства и Музыки, постоянно стоял вопрос:
- Как сделать урок запоминающимся и эмоционально ярким?
- Как приобщить обучающихся общеобразовательной школы к миру искусства?
- Как поднять их культурный и интеллектуальный уровень в области искусства?
А за последние два десятилетия ещё один вопрос появился это -
- Как отвлечь от бездушных компьютерных игр и открыть им духовный мир через искусство?
Работа над решением этих вопросов привела нас к совместной деятельности. Различные технологии, традиционные и нетрадиционные приёмы и формы подачи урока не могут так повысить эффективность урока, как интегрированный урок, в частности музыки и изобразительного искусства. Ещё десять лет назад, мы, авторы этой статьи, пришли к такому обоюдному выводу, - наши предметы следует рассматривать и подавать обучающимся, как единое целое. Даже в древние времена первобытное общество «науку, (познание окружающего мира), мифологию, (систему легенд, которыми люди объясняли себе мир) и искусство – в котором воплощалось все реальное и фантастическое в познании мира, – древнейшее человечество не различало. Точно так же различие между видами искусства пришло много позже, а первоначально живопись, скульптура, орнамент, музыка, пляски, пение, театр не отделялись друг от друга, свободно и естественно переходили друг в друга – словом, духовная жизнь первобытных людей была единой деятельностью и, что самое важное, материальная жизнь не отделялась от духовной; всякие росписи, пляски, пение легенд и заклинаний были неразрывно связаны с охотой, рыболовством, собиранием съедобных растений и мелких существ, изготовлением первых каменных и костяных орудий, деревянных изделий разного назначения» Анатолий Кантор. С помощью искусства человек познаёт мир и это является основополагающей платформой в обучении.
Отталкиваясь от современных педагогических технологий развивающегося обучения, проанализировав программы по музыке и Изобразительному искусству для 5-7 классов, нам удалось выделить темы, которые позволяют объединить уроки данных дисциплин. На основе которых, мы разработали ряд интегрированных уроков музыки и изобразительного искусства, входящих в несколько блоков, в основе которых лежит единая тема «Звук и цвет». Данные уроки базируются на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством их является связь теории с практикой, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса и для внеурочной деятельности по музыкально - эстетическому образованию в общеобразовательных учреждениях.
Разрабатывая данные уроки, мы преследовали следующие цели и задачи:
Цель:
- Формирование творческой индивидуальной личности, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству – Музыки и Изобразительному искусству, как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
- Показать взаимосвязь между изобразительным и музыкальным искусством.
- Воспитание художественно вкуса;
- Познакомить с историей возникновения музыкальной грамоты;
- Шире знакомить с видами и жанрами искусств:
раскрыть особенности сюжета в различных видах искусства (литературе, документальном и художественном кинофильме, и т.д.);
- Заложить основы ассоциативно-образного мышления, творческой активности и практического воплощения;
- Учить слышать, видеть и сопоставлять художественные образы в музыке и изобразительном искусстве с помощью выразительных средств;
- Знакомство с музыкальными и художественными произведениями мирового масштаба, просмотр видеофильмов;
- Культурная адаптация и ориентированность учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры.
- Развитие стремления к углублению знаний в области изобразительного и музыкального искусства.
- Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
- Формирование чувства коллективизма.
- Создание комфортной обстановки на занятиях.
Основным требованием к урокам является:
- повышение роли самостоятельной работы учащихся, так как интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость глубокого анализа и обобщение явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Форма:
- совместная работа;
Виды:
- обмен знаний;
- взаимопроверки;
- урок творческого поиска.
Интегрированные уроки показали эффективность и целесообразность проведения совместных занятий Музыки и Изобразительного искусства в учебном процессе в общеобразовательной школе. Данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить междисциплинарные связи, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию к обучения и эмоциональному развитию обучающихся.
Синтез двух искусств в школе – это надёжный путь к непрерывному творческому развитию, ключ к новым педагогическим технологиям, особая форма мышления, созидания и чувственного восприятия мира. Сотрудничество учителей, учеников на уровне педагогической мастерской показывает, что такая интеграция необходима учителю как созвучный времени язык общения, как метод, позволяющий перенести научные знания в свой учебный предмет, сохранив их живыми, действенными, развивающими. Изучая возможности интегрированного преподавания, мы убедились, что за этой методикой большое будущее. Благодаря этому, в сознании учеников формируется более широкая картина мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике. Да и мы по-новому увидели свои предметы, благодаря этому, яснее осознавая, их связь друг с другом. Следует отметить, что на интегрированных уроках большое внимание необходимо уделять задачам формирования коммуникативного общения учащихся, где основой является триединый союз: учитель – учитель - ученик, «Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей» (Е.С. Полат).
Основной проблемой проведения интегрированных уроков является то, что они не вписываются в современное школьное расписание, так как предполагают сдвоенные уроки, а для всех параллелей пока такое обучение выполнить невозможно. Поэтому для апробации нами были взяты по одному классу из каждой параллели (5а, 6а, 7б), те, что подошли к нашему расписанию. Для этого мы проанализировали уровень подготовленности учащихся, оценивая их психологические особенности и познавательные интересы. Вспоминая первые уроки, мы видели, как у ребят в классе менялось отношение к нашим дисциплинам, произошла связь учителей с обучающимися. Учитель, который прошёл с ребятами такой творческий путь, невольно вступает с ними в особое понимание друг с другом и, как показывает практика - признание. Нас интересует, прежде всего, деятельность обучающихся, их реакция и рефлексия на нашу форму подачи интегрированных уроков, и итогом, результатом нашей деятельности, являются творческие работы ребят, которые становятся яркими ассоциативно-образными, с глубоким проникновением в затрагиваемую тему, с большим осознанием увиденного, услышанного и прожитого на уроке. Мы заметили, что ребята стали наиболее внимательнее, собраннее, они могут высказать свободно свою точку зрения, активнее, не боятся выразить свои впечатления, выдать накопленные знания и что интересно – идут на интегрированные уроки с удовольствием и интересом. Неохваченные интегрированными уроками обучающиеся выражают нам свои сожаления, но изменить общешкольное расписание, мы не властны. Единственный выход из создавшейся ситуации – сдваивать классы, благодаря чему обучающиеся сближаются, лучше понимают друг друга, сплачиваются. Наши интегрированные уроки имеют взаимодополняющую форму. А это главный фактор привлечь учащихся к познанию мира культуры и искусства, да и сами интегрированные уроки улучшаются с каждым разом различными доработками, обогащая опыт в данной сфере. Занятия строятся на основе различных видов деятельности: слушание и обсуждение музыки, просмотр и подбор живописных ассоциативных произведений изобразительного искусства и литературных произведений к нужной теме и практическое исполнение, как итог собственного или совместного продукта в области изобразительного искусства и художественного труда (рефлексия). Многие темы выливаются в проекты и блоки: «Звук и цвет», «У Земли не отнять материнства», «Ленинградская симфония», «Космизм в искусстве», «Рисованный звук», «Петрушка», «Ритмы народов мира», «Образы танца», «Ноктюрн», «Ветер в искусстве», «Времена года», «Впечатление», «Цыгане», «Кошки в нашей жизни и в искусстве», «Дождь», «Нить жизни», «Драматургия в искусстве», «Духовность в искусстве», «Музыкальные инструменты» - которые объединили многие школьные дисциплины. В результате этих проектов обучающиеся целостнее видят и понимают мир. А мы в свою очередь, убедились и попытались доказать связующую роль интеграции. Такое переключение обучающихся из одного вида деятельности в другой, способствует эмоциональному развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость за счёт перехода внимания с одного вида деятельности на другой, расширяет кругозор и позволяет другими глазами видеть изобразительную деятельность и слышать и понимать музыку, а это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности и влияет на показатель качества знаний. Ниже прилагаются диаграммы, где показаны итоги нашей деятельности.
Интеграция между музыкой, изобразительным искусством и творческой практической деятельностью обучающихся воспитывает их волю и чувства, давая творческий выход эмоциям, что позволяет им познать мир целостным, и свободно ориентироваться в нем. Интегрированное воспитание не должно являться случайным и одноразовым явлением в жизни молодого поколения, ведь процесс воспитания и взросления, – это длительный процесс, где еженедельно следует сталкивать ребёнка с искусством, чтобы в дальнейшем у него была необходимая потребность с ним не расставаться и свободно ориентироваться во всех жизненных ситуациях.
Многие нереализованные проекты, разработанные нами для уроков, мы проводим во внеурочной деятельности, т.к. не стоим на месте, у нас масса планов и проектов впереди. На данный момент мы разрабатываем для среднего звена 5, 6, 7 классов совместную программу под названием «Звук и цвет» для общеобразовательной школы, надеемся, что с новыми разработками ФГОС ОО наши желания воплотятся в жизнь.
Список используемой литературы:
Абдулин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2011.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Апраксина О. А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977.
Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе, №4, 2001.
Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М., «Асаdеmia», 2010.
http://art.1september.ru/article.php?ID=200100101