Сценарий урока
Предварительный просмотр:
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Вишнякова Елена Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ «СОКШ №4»
г. Нефтеюганска
Сценарий урока
.«Дымковская игрушка». 3 класс
Закрепление и совершенствование умений и навыков
Образовательный аспект-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы(модели).
Воспитательный аспект-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
Развивающий аспект-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.
Задание на целеполагание.
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, система полиэкран, диапроекторы.
Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).
Этап: Организационный этап. Подведение к цели урока.
Виды деятельности:
Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирование учебного сотрудничества
Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу
Волевая саморегуляция
Этап:Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла. Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи! Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Демонстрируют цветные карточки из наборов; Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.
«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы. Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;
б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,
- регулятивная деятельность экспертов-«главных художников». Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.
Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди свой узор».
Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.
Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.
Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу.
Этап «Профилактический». Физминутка.
Совместное выполнение упражнения «Ель» с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику»
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.
Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки.
Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. . Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.
Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.
Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку.
Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.
Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.
Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.
Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
-Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения2.10. Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.
.
Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».
.
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.спресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).
Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку
Список источников:
- М. С. Соколова, Художественная роспись. "Владос". 2002.
- Ю. Г. Дорожин, Искусство - детям. Сказочная Гжель. Академкнига. 2009.
- Л. Куцакова, Искусство - детям. Чудесная Гжель. Академкнига. 2009.
- В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 год.
Форма анализа проведённого урока,
Структурный (поэтапный) анализ - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.