Сценарий урока

Вишнякова Елена Геннадьевна

Дымковская игрушка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx137.16 КБ

Предварительный просмотр:

    «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Вишнякова Елена Геннадьевна,

учитель изобразительного искусства,

 МБОУ «СОКШ №4»

г. Нефтеюганска

Сценарий урока 

.«Дымковская игрушка». 3 класс

 Закрепление и совершенствование умений и навыков

Образовательный аспект-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы(модели).

         Воспитательный аспект-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

        Развивающий аспект-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Задание на целеполагание.

Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, система полиэкран, диапроекторы.

Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.

-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).

Этап: Организационный этап. Подведение к цели урока.

Виды деятельности:

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.        

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.        

Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме        Планирование учебного сотрудничества

        Осуществляют  мотивационную  установку на предстоящую  работу

        Волевая саморегуляция

Этап:Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.        Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).

Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи!        Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах   (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).

Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;

Демонстрируют цветные карточки из наборов;        Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.

«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.        Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете        Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы.        Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:  

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений        Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.        Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,

- регулятивная деятельность экспертов-«главных художников».        Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди свой узор».

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.

             Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.          Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

           Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.          Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.        Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу.

Этап «Профилактический». Физминутка.

Совместное выполнение упражнения «Ель» с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения.

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.        

 Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора.        В парах и группах     (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику»                

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.        

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки.

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.

Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.        Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.        Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.        .        Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.

        Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.        

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Анализ дельты  «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку.        

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.        Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.        

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.        

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

        Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения  подобных ошибок.

 Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.

-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.

-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения2.10. Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

 .    

Картинки Юля6 Картинки Юля8 Картинки Юля11

Картинки Юля5

    Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».  

.

 Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование  Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.спресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

 Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).

 Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку

Список источников:

  • М. С. Соколова, Художественная роспись. "Владос". 2002.
  • Ю. Г. Дорожин,  Искусство -  детям. Сказочная Гжель.  Академкнига. 2009.
  • Л. Куцакова,  Искусство -  детям. Чудесная Гжель. Академкнига. 2009.
  • В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 год.

Форма анализа проведённого урока, 

Структурный (поэтапный) анализ - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.