Юные таланты
Образовательная программа «Изостудия» имеет художественную направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_talanty.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Изостудия» имеет художественную направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
- ПисьмоМинобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.
- Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
- Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
- Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения. - Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
- Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
В ходе реализации программы дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. С изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Цели и задачи программы
Цели: обучение учащихся основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка, приобщение к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие:
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности.
Программа рассчитана на 1 год - 35 часов. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю, по 45 минут.
Формы и методы контроля
1. Предварительный контроль: наблюдение
2. Промежуточный контроль: соответствие установленным требованиям
3. Заключительный контроль: достижения по результатам выставок, конкурсов, соревнований.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции.).
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | |
Живопись | 2 | 5 | 7 | |
Рисунок | 2 | 5 | 7 | |
Декоративное рисование | 2 | 5 | 7 | |
Выразительные средства графических материалов | 2 | 5 | 7 | |
Итоговые занятия | 5 | 5 | ||
Итого: | 35 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
1. Знакомство с программой. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Тестовый рисунок. Графика.
2. Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии. Тестовый рисунок. Цвет.
Тема 2. Живопись.
1.Свойства красок.
2.Особенности акварели
3.Знакомство с историей возникновения кисти.
4. Главные краски (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства.
5. Праздник тѐплых и холодных цветов.
6. Деление цветов на тѐплые и холодные.
7.Серо-чѐрный мир красок.
Тема 3. Рисунок.
1.Рисунок как непосредственный вид искусства.
2. Линия.
3.Точка.
4.Пятно.
5.Форма.
6.Формы и ассоциации.
7. Контраст форм.
Тема 4. Декоративное рисование.
1.Симметрия.
2.Стилизация.
3.Декоративные узоры.
4.Орнамент.
5.Сказочная композиция.
6.Работа с мятой бумагой.
7.Смешанная техника
Тема 5. Выразительные средства графических материалов.
1.Цветные карандаши.
2.Цветные карандаши.
3.Гелевые ручки, тушь.
4.Восковые мелки, фломастеры.
5.Пастель, уголь.
6.Рисунок на сводную тему с применением различных графических материалов изученных в данном разделе.
7.Рисунок на сводную тему с применением различных графических материалов изученных в данном разделе.
Тема 6. Итоговые занятия.
1.Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся.
2.Тестирование проверка практических знаний.
3.Подготовка работ к выставке.
4.Подготовка работ к выставке.
5.Выставка. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
№п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 1 |
2 | Вводное занятие Правила техники безопасности в изостудии. | 1 |
3 | Живопись. Свойства красок. | 3 |
4 | Живопись. Особенности акварели | 3 |
5 | Живопись. Знакомство с историей возникновения кисти. | 2 |
6 | Живопись. Главные краски | 2 |
7 | Живопись. Праздник тѐплых и холодных цветов | 3 |
8 | Живопись. Деление цветов на тѐплые и холодные | 2 |
9 | Живопись. Серо-чѐрный мир красок. | 2 |
10 | Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства | 2 |
11 | Рисунок. Линия. | 3 |
12 | Рисунок. Точка. | 2 |
13 | Рисунок. Пятно. | 2 |
14 | Рисунок. Форма. | 2 |
15 | Рисунок. Формы и ассоциации. | 3 |
16 | Рисунок.Контраст форм. | 2 |
17 | Декоративное рисование. Симметрия. | 3 |
18 | Декоративное рисование. Стилизация. | 2 |
19 | Декоративное рисование. Декоративные узоры. | 2 |
20 | Декоративное рисование. Орнамент. | 3 |
21 | Декоративное рисование. Сказочная композиция. | 3 |
22 | Декоративное рисование. Работа с мятой бумагой. | 3 |
23 | Декоративное рисование. Смешанная техника | 3 |
24 | Выразительные средства графических материалов. Цветные карандаши. | 4 |
25 | Выразительные средства графических материалов. Гелевые ручки, тушь. | 2 |
26 | Выразительные средства графических материалов. Восковые мелки, фломастеры. | 2 |
27 | Выразительные средства графических материалов.Пастель, уголь. | 2 |
28 | Выразительные средства графических материалов. Рисунок на сводную тему | 2 |
29 | Итоговые занятия. Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся | 1 |
30 | Итоговые занятия. Тестирование проверка практических знаний. | 1 |
31 | Итоговые занятия.Подготовка работ к выставке. | 1 |
32 | Итоговые занятия.Выставка. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. | 1 |
Итого | 70 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Знакомство с программой | Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Тестовый рисунок. Графика. |
2 | Знакомство с программой | Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии. Тестовый рисунок. Цвет. |
3 | Живопись. Свойства красок. Особенности гуаши | плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Свободный рисунок. |
4 | Живопись. Особенности акварели | прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Практическое задание: «Витражные окошки» |
5 | Живопись. Знакомство с историей возникновения кисти. | Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звѐздочка», «кирпичик», «волна». |
6 | Живопись. Главные краски | Главные краски (красная, синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Праздничный букет» |
7 | Живопись. Праздник тѐплых и холодных цветов. | Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). |
8 | Живопись. Деление цветов на тѐплые и холодные. | Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания). Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Морское дно» |
9 | Живопись. Серо-чѐрный мир красок. | Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение задания: «Сказочные горы» |
10 | Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства. | Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, тушью, восковыми мелками. Свободный рисунок с применением любых графческих материалов. |
11 | Рисунок. Линия. | Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия». |
12 | Рисунок. Точка. | Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. |
13 | Рисунок. Пятно. | Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое задание. |
14 | Рисунок. Форма. | Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. |
15 | Рисунок. Формы и ассоциации. | Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город». |
16 | Рисунок. Контраст форм. | Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Выполнение заданий: «Листопад» |
17 | Декоративное рисование. Симметрия. | Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: - одновременное рисование двумя руками сразу; - использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическое зазание. Задания-игры: «Образ из пятна». |
18 | Декоративное рисование. Стилизация. | Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Практическое задание: «Жар-птица» |
19 | Декоративное рисование. Декоративные узоры. | Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическое задание. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчѐски, кулинарных формочек: «Пѐстрая черепашка». |
20 | Декоративное рисование. Орнамент. | Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты). Практическое задание: «Весѐлые строчки» |
21 | Декоративное рисование. Сказочная композиция. | Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир». |
22 | Декоративное рисование. Работа с мятой бумагой. | Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». |
23 | Декоративное рисование. Смешанная техника | (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приѐмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). Практическое задание: «Маскарадные маски». |
24 | Выразительные средства графических материалов. | Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные. Практическое задание: «Разноцветные ѐжики». |
25 | Выразительные средства графических материалов. Цветные карандаши. | Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое задание: «Разноцветные ѐжики». |
26 | Выразительные средства графических материалов. Гелевые ручки, тушь. | Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жѐстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическое задание: «В траве» |
27 | Выразительные средства графических материалов. Восковые мелки, фломастеры. | Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическое задание: «Карусель». |
28 | Выразительные средства графических материалов. | Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь) Практическое задание: «Букет в вазе» |
29 | Выразительные средства графических материалов. | Рисунок на сводную тему с применением различных графических материалов изученных в данном разделе. |
30 | Выразительные средства графических материалов. | Рисунок на сводную тему с применением различных графических материалов изученных в данном разделе. |
31 | Итоговые занятия. | Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся. |
32 | Итоговые занятия. | Тестирование проверка практических знаний. |
33 | Итоговые занятия. | Подготовка работ к выставке. |
34 | Итоговые занятия. | Подготовка работ к выставке. |
35 | Итоговые занятия. | Выставка. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. |
приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Тема занятия |
1 | Знакомство с программой | ||
2 | Знакомство с программой | ||
3 | Живопись. Свойства красок. Особенности гуаши | ||
4 | Живопись. Особенности акварели | ||
5 | Живопись. Знакомство с историей возникновения кисти. | ||
6 | Живопись. Главные краски | ||
7 | Живопись. Праздник тѐплых и холодных цветов. | ||
8 | Живопись. Деление цветов на тѐплые и холодные. | ||
9 | Живопись. Серо-чѐрный мир красок. | ||
10 | Рисунок. Рисунок как непосредственный вид искусства. | ||
11 | Рисунок. Линия. | ||
12 | Рисунок. Точка. | ||
13 | Рисунок. Пятно. | ||
14 | Рисунок. Форма. | ||
15 | Рисунок. Формы и ассоциации. | ||
16 | Рисунок. Контраст форм. | ||
17 | Декоративное рисование. Симметрия. | ||
18 | Декоративное рисование. Стилизация. | ||
19 | Декоративное рисование. Декоративные узоры. | ||
20 | Декоративное рисование. Орнамент. | ||
21 | Декоративное рисование. Сказочная композиция. | ||
22 | Декоративное рисование. Работа с мятой бумагой. | ||
23 | Декоративное рисование. Смешанная техника | ||
24 | Выразительные средства графических материалов. | ||
25 | Выразительные средства графических материалов. Цветные карандаши. | ||
26 | Выразительные средства графических материалов. Гелевые ручки, тушь. | ||
27 | Выразительные средства графических материалов. Восковые мелки, фломастеры. | ||
28 | Выразительные средства графических материалов. | ||
29 | Выразительные средства графических материалов. | ||
30 | Выразительные средства графических материалов. | ||
31 | Итоговые занятия. | ||
32 | Итоговые занятия. | ||
33 | Итоговые занятия. | ||
34 | Итоговые занятия. | ||
35 | Итоговые занятия. |