Смешанный техники в изобразительной деятельности. Применение трафаретов, штампов ,текстурных паст, дистресс-чернил и красок-спреев для смешанных техник.
Научить детей пользоваться и применять в своих работах трафареты, штампы и другие инструменты для смешанных техник, совмещать приемы работы этими инструментами с приемами работ графическими материалами, показать и научить детей гармоничности совмещения разных техник в одной работе. Знакомство с работами художников , работающих в технике mixed media (смешанные техники).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnikova_n.a._matritsa_lpp.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ЛУЧШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Сведения об авторе(ах) практики | |
ФИО | Мельникова Наталья Александровна |
Должность | Педагог доп. образования по ИЗО |
Учреждение | ГБУ ДО ДДТ «Союз» Выборгского района |
Сведения о представляемой практике | |
Название практики | Смешанный техники в изобразительной деятельности. Применение трафаретов, штампов ,текстурных паст, дистресс-чернил и красок-спреев для смешанных техник. |
Форма | Практические задания |
Сроки реализации | 5 лет. На протяжение реализации образовательной программы. |
Цель и задачи разработки, использования | Научить детей пользоваться и применять в своих работах трафареты, штампы и другие инструменты для смешанных техник, совмещать приемы работы этими инструментами с приемами работ графическими материалами, показать и научить детей гармоничности совмещения разных техник в одной работе. Знакомство с работами художников , работающих в технике mixed media (смешанные техники). |
Направленность практики на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга | Одна из актуальных задач системы дополнительного образования, это обеспечения качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей. Система детского обучения изобразительному и декоративному искусству достаточно консервативна и это во многих отношениях оправдано, потому что формирование базовых навыков происходит примерно так же, как 10 и 20 лет назад. Но время диктует новые идеи и мы должны искать другие подходы , чтобы идти в ногу со временем, чтобы быть интересными детям , родителям и не в последнюю очередь себе. Применение приемов работы в смешанных техниках вносит новизну в привычное, позволяет повысить качество работ, их эстетичность и уменьшает временные затраты на процессы, которые кажутся детям долгими и неинтересными. Зато дает больше возможности на воплощение основной идеи замысла. При этом индивидуальность работы не страдает. Эти практики очень вариативны. Применение одних и тех же инструментов и материалов дает разные результаты, что также созвучно одной из задач системы дополнительного образования. создания условий вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора. |
Инновационный характер практики/элементов практики (форма, новизна, нестандартность) | Актуальность данной практики обусловлена тем, что со-временные дети и родители активно проявляют интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Творческая деятельность помогает раскрыть индивидуальность ребёнка, выявить его темперамент, даёт возможность самовыражения в цвете, пластике линий, в композиционном решении и в работе с разными материалами. Программа, по которой я работаю ,«Изобразительное искусство и дизайн», как целостный курс, включает в себя: рисунок, графику, дизайн, а также изучение нетрадиционных техник, инструментов и материалов. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. В связи с бурным развитием современных технологий, изобразительное искусство, как мне кажется, тоже претерпевает изменения. В него приходят новые материалы и инструменты, которые ближе скорее к дизайну. Понятие изобразительного искусства приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой¬-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся изобразительной деятельностью, должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. Художники маститые давно используют разные технологии. Поэтому, детям, тоже важно знакомство с ними, на доступном уровне. К тому же, что особенно немаловажно, эти техники дают возможность разноуровневого освоения материала с учетом индивидуальных способностей и потребностей детей. Это позволяет быть успешным любому ребенку, вне зависимости от его подготовленности; |
Содержание практики | 5 лет назад, я начала работать по программе «Креативный скрапбукинг». Это современное направление по изготовлению открыток , фотоальбомов и предметов декора с применением множества новых инструментов, материалов и технологий. Потихоньку создалась материальная база, которая включает в себя следующие материалы для творчества: бумага дизайнерская, кардсток, картон, ткань, металл, проволока, кожа, пластические, природные и бросовые материалы. Инструменты : дыроколы различной конфигурации (фигурные, краевые, угловые), брошюровщик (инструмент для изготовления блокнотов), установщик люверсов, биговочная доска, текстурные пластины и т.д. Современные художественные и декорирующие материалы: дистресс-чернила, чернила для смешанных техник, текстурные пасты, трафареты, акриловые краски, акварельные карандаши, маркеры, гелевые ручки. База эта требует постоянного обновления. Но, скрапбукинг, это взрослое направление творчества и многие моменты в нем детям неинтересны и трудоемки. Поэтому мне пришлось адаптировать его к детям и постараться придумать темы и формы , которые были бы детям понятны и внутри этих тем вводить все эти новые материалы. Так появились игрушки с подвижными частями, декорированные при помощи дистресс-чернил и трафаретов. Эти техники позволяют быстро и красиво окрашивать поверхность бумаги или картона. При общем трудоемком и многоступенчатом процессе изготовления быстрота и эстетичность это немаловажно. Это позволяет детям довести работу до конца и почувствовать удовлетворение от работы и мотивацию на следующую. При помощи этих инструментов возможно изготовление открыток в нескольких экземпляров за тот же срок, за который раньше успевали сделать одну. Но, во всех работах я ввожу элементы ручной работы, в основном графики, чтобы эти изделия не были похожи на штампованные, приобретали яркий индивидуальный почерк. Также, мы с детьми делаем дневники вдохновения, в которых изучаем новые техники и на протяжении всего обучения добавляем туда новые странички. Дети изучают в игровой форме технику горячего и холодного эмбоссинга, техники работы с трафаретами и текстурными пастами и т.д. Со временем, оказалось, что рамки скрапбукинга тесноваты и программу пришлось видоизменить, добавив в нее больше элементов ИЗО и детского дизайна. Но, даже в изобразительных работах мы продолжаем использовать эти материалы. Работы получаются яркими и интересными и, неизменно вызывают интерес у жюри и публики. С первых же дней обучения дети участвуют в выставках и получают призовые места. Сейчас, мы уже пользуемся не только готовыми трафаретами и штампами, но и создаем их сами, тем самым расширяя тематику и , конечно навыки создания нового продукта, нужного для создания образа. |
Условия реализации (нормативные, материально-технические, информационно-методические, финансовые, кадровые и иные ресурсы) | Программа (её объём, содержание и сроки освоения) составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14. Материальная база, включающая следующие материалы для творчества: бумага дизайнерская, кардсток, картон, ткань, металл, проволока, кожа, пластические, природные и бросовые материалы. Инструменты: дыроколы различной конфигурации (фигурные, краевые, угловые), брошюровщик (инструмент для изготовления блокнотов), установщик люверсов, биговочная доска, текстурные пластины и т.д. Современные художественные и декорирующие материалы: дистресс-чернила, чернила для смешанных техник, текстурные пасты, трафареты, акриловые краски, акварельные карандаши, маркеры, гелевые ручки. Расходные материалы требуют постоянного обновления. Создан тематический каталог с диферинцацией по темами и мастер-классам в электронном виде. Дети, при желании всегда могут получить доступ и переписать на карту памяти то, что их интересует. |
Результативность реализации практики (уровень, стабильность, подтверждение результатов | С первых дней применения этих практик, работы учащихся занимали призовый места в выставках районного, городского и международного уровня. Проведены несколько открытых занятий с показом данных практик на городском уровне. Занятия получили высокий балл у экспертов с рекомендациями по распостранению опыта. Обучающиеся используют полученные навыки в своей неурочной деятельности, о чем с радостью рассказывают родители. У одной девочки был даже опыт с обращением на радио, где она рассказывала и показывала свою работу. Фото работ родители используют для подарков. Печатают на кружках и даже футлярах для телефона. |
Для кого данный опыт может представлять интерес | Для педагогов дополнительного образования по ИЗО и ДПИ. |
Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей | Опыт работы может быть использован и используется в работе системы дополнительного образования детей. На основе этого опыта изготовлены методические работы, например конспекты открытых занятий, проводились мастер-классы. Опыт подтвержден в работе, как на базе школы, с минимальной материальной базой, так и на базе дома творчества. |