«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческой инициативы и креативных способностей школьников».
«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческой инициативы и креативных способностей школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekt.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
г. Нефтеюганска ХМАО-Югры
Педагогический проект
«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческой инициативы и креативных способностей школьников»
Автор:
учитель изобразительного искусства
Вишнякова Елена Геннадьевна
Нефтеюганск
2017
"Ребёнок должен быть не только школьником,
но прежде всего человеком с многогранными
интересами, запросами, стремлениями".
В.А. Сухомлинский.
Введение. Актуальность темы проекта.
Я, Вишнякова Елена Геннадьевна, учитель изобразительного искусства в МБОУ «СОКШ №4». Окончила Лениногорское педагогическое училище в 2003 году по специальности изобразительное искусство и черчение. В системе повышаю свою профессиональную квалификацию, в том числе через дистанционное образование:
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развитие креативных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. П. Блонский говорил: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве».
В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях бурного развития информационных технологий, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемых проблем. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, любознательности, интереса к познанию мира. Я считаю, что формирование универсальных учебных действий в широком смысле способствует саморазвитию и самосовершенствованию школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основными принципами своей системы считаю принцип плановости, целостности, последовательности, природосообразности и культуросообразности.
Основные мировоззренческие (воспитательные) установки проекта:
- Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая. Может быть еще и потому, что я сама в свое время пришла к преподаванию данного предмета через обиду школьного возраста (по мнению моего учителя, мои детские рисунки не соответствовали общепринятым канонам).
- Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
- Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
- Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
- Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
- Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
- создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты) и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
- развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
Ключевые УУД для достижения целей и задач проекта:
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологические высказывания, используя информацию, полученную из разных источников, приводить убедительные доказательства.
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; использовать знаково-символические средства для структурирования, представления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.
- Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности, на формирование контрольно-оценочной деятельности.
- Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета; оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведения; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Способы решения задач:
- Развитие творческих способностей.
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта."
(Г.С.Альтшуллер)
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
С этой целью я использую модифицированную мной методику развития творческого воображения Генриха Сауловича Альтшуллера (один из разделов ТРИЗ). Задания должны быть открытого типа: имеющие не единственное решение.
Ассоциация. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья; изобразите свежий аромат весеннего ветра. На уроках по разделу «Цветоведение» во 2 классе использую такие задания: нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.
«Цвет. Звук. Слово». Например, с какой картины звучит эта музыка? К какой из картин более всего подходит данное стихотворение? Главное, чего я добиваюсь при этом – всплеск эмоций, постижение связей в искусстве.
«Учись слушать себя». Урок по программе В. Кузина «Мы рисуем сказочную птицу» (2 класс). Предлагаю детям задание «Если б ты был птицей то, каким бы ты был? Передай свой характер, настроение через образ птицы».
Сравнение. 3 класс. «Художественный образ дерева». Передача характера дерева через образ человека. Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе. Для усиления творческой активности использую поэтические строки и музыкальные образы.
Ситуация недостатка средств. 1 класс. На уроках первой четверти «Введение в мир изо» предлагаю детям такие задания: что делать, если нет кисточки? Красок? Воды? Чем заменить? Ответы детей неожиданны: 1 - пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском. 2 - любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей.
Открытие свойств живого в неживом и абстрактном. Кляксография и монотипия.
Объединение или агглютинация (склейка нескольких образов в один). Приемы: фантастический образ (создать из реальных животных несуществующее, описать, почему и с какой целью создан именно такой образ). «Фантастическая гипотеза»: заготавливаются 2 стопки карточек – одна с существительными, другая – с глаголами. Ребенок вытаскивает по одной карточке из каждой стопки и формулирует, а затем и воплощает фантастическую гипотезу: например, слова «летать», «город». Гипотеза: «Мой город летает».
Прием «из настоящего в будущее или прошлое». Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать: города будущего (наш город через 100 лет); дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема).
Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Рисуя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.
Использование приемов РТВ и ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. Важно постепенно усложнять творческие задания; не давать прямых инструкций; проявлять интерес к действиям учеников; признавать и поощрять множественность вариантов ответов; искать в любом ответе рациональное зерно, а не признавать его ошибочным; не сдерживать инициативу и не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.
Результативность работы по данному направлению проявляется, во-первых, в отношении учащихся к предмету (данные диагностики «Урок глазами ученика», «Цветодиагностика школьной тревожности» показывают, что изо является любимым уроком детей начальной школы, дети не испытывают негативных эмоций и стресса на уроках изо). Во-вторых, о развитии творческих способностей можно судить по таким показателям, как рост участников различных творческих конкурсов и выставок. Среди моих учеников призеры региональных и муниципальных конкурсов детского творчества: конкурсы «Терроризм-угроза обществу» фестиваль «Созвездие юных талантов» (Нефтеюганск, 2008 год); Конкурс экологических плакатов «Эта хрупкая планета» в рамках всероссийской акции «Спасти и сохранить» (2017 год), «Родная армия»(2017 год)
- Развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к народным художественным традициям.
О реализации данной задачи можно говорить бесконечно, так как она близка мне и как учителю школы, реализующей программу патриотического воспитания школьников, и как учителю начальных классов, которому крайне важна интеграция предметов. В виду ограниченности времени остановлюсь на одном из аспектов решения этой задачи – воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, на мой взгляд, самый благодатный материал для развития общекультурной компетентности. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа).Уроки знакомства с народными промыслами России строю следующим образом: сначала эмоциональный настрой в виде фольклорных песен, стихов, загадок, сказок и былин о данном промысле (интеграция видов искусства), затем выставка сувениров или фотографий; затем технология создания изделий (с попутной демонстрацией через слайд-презентацию этапов изготовления); анализ материала, формы, декора, гаммы; затем работа по созданию своих произведений по мотивам данного промысла (непременно с практическим, утилитарным значением, например, работа по улучшению быта сказочных персонажей); сбор дополнительного материала (рассказы о мастерах, их достижениях, подбор и продумывание игр, сказок, интересных заданий и конкурсов). Для проведения уроков данного раздела широко использую нетрадиционные формы – уроки-сказки, театрализованное костюмированное представление, уроки-путешествия, уроки музейного быта (использую возможности как школьного, так и виртуального музеев).
Основные формы и методы обучения для формирования УУД
В своей работе активно использую приемы технологии развития критического мышления (она положена в основу моей педагогической системы).
Для структурирования, представления информации; а также для преобразования и творческого переосмысления информации, я использую:
- Сравнительные таблицы
- Бортовые журналы, дневники путешественника
- Кластеры
- Ментальные карты
- Причинно-следственные диаграммы
- «Рыбий скелет»
- «Дерево предсказаний» (тема – аргументы – факты).
Для формирования регулятивных УУД я использую следующие приемы ТРКМ:
- Синквейн (на стадии рефлексии)
- Диаманта (на стадии рефлексии)
- Ромашка Блума (на стадии планирования и целеполагания)
- Прием «Верно ли» (на стадии планирования и целеполагания)
Для формирования коммуникативных универсальных действий использую:
- Проектные задачи предметного содержания
- Сетевые проекты («Дистанционный марафон знаний», «Академия успеха», «Виртуальная красная книга Югры», «Милосердие»).
Для формирования креативных УУД:
- Прием «РАФТ»
- Проектные задачи
- ТРИЗ
- РТВ
- Сетевые формы взаимодействия
Личностные УУД нельзя формировать отдельно, обособленно от других групп УУД, поэтому не выделяю отдельных приемов.
Основные принципы системы оценки в рамках проекта:
- Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам;
- Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
- Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
- Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
- Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития - адресная.
Методы оценивания:
- наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за развитием коммуникативных и исследовательских умений) – фиксация в карте.
- оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (создание форумов, активность участия в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.) – фиксация в карте.
- оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате), как устных, так и письменных – суммарный рейтинг.
- оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом) – суммарный рейтинг.
- оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).
Список используемой литературы
- Асмолов А.Г.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: М. Просвещение, 2011.-152с.
- Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – с. 113
- Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.
- Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
- Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.
- Мурашковска И.Н, Валюмс Н.П. Картинки без запинки 1995
- Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.