Тематический конспект «Искусство раннего средневековья». Книжная миниатюра Испании и Англии 10-11 веков.
Данный материал содержит иллюстрированный конспект по теме "Книжная миниатюра Испании и Англии 10-11 веков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Миниатюра Испания, Англия 10-11 века | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»
Часть VII. Искусство Западной Европы в X – начале XI века.
Историческая справка. В конце IX – начале X века культурная жизнь Европы замерла, и всё же в Англии и Испании в монастырских скрипториях продолжала жить традиция христианской книжной миниатюры.
Искусство Испании. На первых порах мусульмане не препятствовали христианам завоеванных ими территорий соблюдать свою веру. Скриптории монастырей продолжали изготовлять иллюстрированные рукописи, в орнаментике и миниатюрах которых наряду с элементами раннехристианских и вестготских традиций сказывалось также влияние искусства Востока. Здесь складывается так называемое мосарабское искусство. Его характерными признаками являются яркость чистых локальных цветов, плоскостность, геометризация рисунка, условность в изображении фигур и при этом – чрезвычайное богатство фантазии и смелость декоративных приёмов.
Среди сохранившихся рукописей известно несколько Библий, но наибольшее число иллюминованных испанских манускриптов этой поры содержат комментарии Беатуса из Лиебаны к Апокалипсису и Книге Даниила. Комментарии Беатуса были составлены около 786 года в монастыре в Лиебане, находившемся в горах Астурии на побережье Атлантического океана. Неизвестно, имелись ли миниатюры в рукописи самого Беатуса.
Первые дошедшие до нас иллюстрированные экземпляры датируются X веком. Все они отмечены чертами мосарабского стиля, проникшего в Северную Испанию после прибытия христиан из мусульманских районов. Испанские писцы и иллюминаторы имели обыкновение называть свои имена в заключительных строчках текста, так называемых колофонах, где указывались иногда и место и дата изготовления рукописи.
Миниатюры Апокалипсисов обычно посвящены видениям Иоанна, а также представляют сюжеты из Книги пророка Даниила, а иногда и других книг Ветхого Завета. Самая ранняя из сохранившихся рукописей Апокалипсиса Беатуса, датированная 926 годом и происходящая из монастыря Сан Мигуеле де Эскалада (Беатус Моргана), иллюстрированная мастером по имени Магнус (Нью-Йорк, Библиотека Пьермонта Моргана). Это художник яркого дарования. С помощью скупых графических средств он воплощает атмосферу божественных видений книги Откровения, таковы «Запечатление избранных», «Поклонение агнцу» и «Видение четырёх».
Миниатюры Беатуса Моргана являются типичными представительницами мосарабского стиля. Сочные, яркие краски, склонная к символической редукции манера передачи человеческих лиц и фигур, пестрота одежд и узоров формируют запоминающийся колорит. Магнус смело сочетает оранжевый, красный, розовый, лиловый тона с тёмно-синим, зелёным, голубым. Такой цветовой темперамент будоражит воображение и вызывает религиозный трепет перед грядущим мировым очищением.
В середине X века одним из главных центров изготовления рукописей комменатриев Беатуса становится монастырь Сан Сальвадор де Тавара, где провёл последние годы жизни мастер Магнус и работали его ученики. Вероятно, здесь была выполнена датированная 975 годом рукописей Апокалипсиса, хранящаяся в библиотеке собора в Хероне (Каталония). Среди её иллюстраций особенно интересно изображение ада.
В противоположность равновесию, симметрии и статике, царящим в изображении праведников, в композиции ада господствуют изогнутые кривые контуры и беспокойное движение. Фантастические образы в миниатюрах из рукописей собора Хероны передают атмосферу пророчеств Апокалипсиса.
Чрезвычайным богатством сюжетов и декоративных мотивов отличается рукопись, исполненная мастером Факундусом (Беатус Факундуса) в 1047 году для короля Кастилии и Леона Фердинанда и его жены Санхи (Мадрид, национальная библиотека).
Ряд иллюстраций занимает здесь целые развороты. К числу самых эффектных принадлежит «Жена, облачённая в солнце, и дракон». События, место действия которых охватывает и небо, и землю, и ад, изображены на расчленённом широкими горизонтальными красными и синими полосами плоском фоне.
Наподобие чертежа развёрнуто на другом листе изображение Небесного Иерусалима, оно следует описанию в тексте Откровения. Факундус использует центрально-круговую композицию, чтобы как можно точнее передать на одной иллюстрации полное описание Небесного Иерусалима из двадцать первой главы Апокалипсиса (стихи 12-16):
"Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
<...>
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
<...>
Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта..."
Красноречивы и воистину ужасны в Беатусе Факундуса апокалиптические видения трех духов и четырех всадников. Распад вековечных структур истины, разрушение правил божественной игры читаются в аморфных, жабообразных силуэтах "трех духов нечистых", ничего хорошего не сулят и фальшиво умиротворенные лица лжепророков. В то время как миниатюра с тремя духами погружает зрителя в атмосферу безволия и моральной коррупции, четыре всадника так и лучатся энергией. Но энергия эта не творческая, не созидательная – нет, меч, голод и мор несут в мир эти четверо: первый на коне белом, второй на коне рыжем, третий на коне вороном и четвертый на коне бледном. Лжепророческие наущения и отталкивающая мощь – таковы две главных силы, которые ведут человечество к явлению Антихриста.
Не затронутая влиянием каролингского Ренессанса, полная сказочной фантастики, впитавшая элементы восточной декоративности испанская миниатюра X-XI веков оставила заметный след в дальнейшем развитии книжного искусства. Испанские рукописи оказали большое влияние на формирование романского изобразительного искусства, в особенности в южных районах Франции.
Искусство Англии. Главными памятниками искусства англосаксонского периода являются иллюстрированные рукописи, выполненные в скрипториях Винчестера, Кентербери и других религиозных центрах Уэссекса. На формирование этой так называемой Англо-винчестерской школы оказало большое влияние искусство Каролингской империи. Бенедектинский устав был принесен в Англию с континента, многие из религиозных реформаторов обучались в монастырях франкского государства, где познакомились с книжным искусством Ахена, Реймса, Метца, а затем привези с собой на родину иллюстрированные рукописи. В результате новые приёмы декорировки книги пришли на смену англо-ирландской орнаментике и миниатюре. В рукописях получают распространение иллюстрации, человеческая фигура утрачивает орнаментальный характер. В книгах появляются окрашенные пурпуром страницы, текст на которые нанесён золотом и серебром. Очень большое распространение приобретают побеги акантового листа, оплетающие инициалы или рамки миниатюр. В колористической гамме англо-винчестерских миниатюр преобладают мягкие, разбелённые тона.
Одним из самых ранних произведений нового стиля является миниатюра с изображением короля Эдгара, подносящего Христу хартию, дарованную королём Ньюминстерскому аббатству в Винчестере (миниатюра Дарственной короля Эдгара Ньюминстерскому аббатству, 966 год).
Миниатюра эта – своего рода программа новой школы. Здесь появляется типичная для винчестерской иллюстрации графическая манера, при которой контурный рисунок, выполненный пером, не исчезает под слоем краски. Фигуры приобретают подвижность, всю же композицию обрамляет широкий бордюр из плетений акантовых побегов.
Из мастерской Винчестерского монастыря происходит одна из самых роскошных рукописей Англо-винчестерской школы – Бенедикционал Этельвольда (973-980-е гг.). Книга эта содержит более 20 миниатюр, занимающих по целой странице и расписанных с применением золота, а начало абзацев и разделов выделено орнаментированными инициалами.
Все миниатюры окружены бордюрами из акантовых листьев, обрамлёнными золотыми полосами, а в углах акцентированными выступающими декоративными розетками с побегами аканта. В цветовой гамме преобладают голубые, светло-лиловые, жёлтые тона, в которые вкраплены золотые пятна нимбов, ангельских крыльев, мандорлы вокруг фигуры Христа.
Около 1000 года в Англию была привезены рукопись Утрехтской Псалтири, несколько раз копировавшаяся местными мастерами. Под её влиянием в анлийской миниатюре 11 века распространился графический рисунок, выполненный пером без участия кисти чернилами нескольких цветов. О том, какой высоты достигло это искусство в Англии, можно судить по замечательным рисункам так называемой Котонианской Псалтири, около 1050 года. Художник помещает в книге изображения эпизодов из жизни царя Давида, а также ряд евангельских сцен.
Рисунок выполнен только пером – синими, коричневыми, зелёными и красными чернилами. Штрих динамичен, фигуры героев охвачены беспокойным движением. Тела невесомы и бесплотны, изображение окружающей обстановки едва намечено. В нематериальности форм, в отказе от реальных деталей уже проявляются черты формирующегося романского стиля.
Расцвет Англо-винчестерской школы длился с середины 10-го до середины 11-го века. После нормандского завоевания 1066 года искусство Англии ещё более сближается с континентальным. С этого времени оно вступает в фазу зрелого романского стиля.