Работа сообща на занятиях в системе дополнительного образования
Проблема активного творческого восприятия знаний как никогда остро стоит в наши дни. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном дополнительном образовании. Одним из таких подходов является проектная деятельность.
Проект в переводе – «брошенный вперед», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовление различных макетов, схем, проведение экспериментов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности дети самостоятельно планируют и решают конкретные проектные задачи. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итог, разделять ответственность.
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие;
По направлениям деятельности:
- образовательные;
- научно-технические;
- театрально-музыкальные;
- художественные;
- социальные;
Например, активной формой занятий в изостудии является создание коллективных произведений (больших панно, макетов, оформление праздников). Организация коллективного творчества детей на объединяющие их темы нужна для воспитания чувства партнерства, творческого содружества, ответственности за общее дело и за свой личный вклад в него. Необходимо так строить коллективные занятия, чтобы труд каждого ребенка вписывался в будущую концепцию, чтобы задача каждого участника была творческой. При этом важно, чтобы отдельные творческие вклады детей в создаваемое общими усилиями произведение можно было выделить и оценить, а маленький художник понимал, что своим трудом он может гордится и отвечать за него. В неверно организованной коллективной работе, когда педагог сам все придумал и предлагает детям что-то закрасить, есть опасность сделать ученика только исполнителем, подчинить его творческую волю диктату чужого замысла. Отведение детям второстепенной роли в деятельности может лишить их заинтересованности в работе, погасить творческое отношение и сознание ответственности за незначительное участие в общем деле.
Во время групповой работы над общим заданием необходимо познакомить детей с примерами коллективного творчества профессиональных художников, архитекторов, скульпторов. В результате грамотной организации творческого процесса педагогом у детей получится богатая разнообразием индивидуальных предложений, но композиционно целостная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopobrazovanie2.docx | 11.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Н.Г., педагог дополнительного образования Российской гимназии при Государственном Русском музее |
Работа сообща на занятиях в системе дополнительного образования.
Проблема активного творческого восприятия знаний как никогда остро стоит в наши дни. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современном дополнительном образовании. Одним из таких подходов является проектная деятельность.
Проект в переводе – «брошенный вперед», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовление различных макетов, схем, проведение экспериментов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности дети самостоятельно планируют и решают конкретные проектные задачи. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итог, разделять ответственность.
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие;
По направлениям деятельности:
- образовательные;
- научно-технические;
- театрально-музыкальные;
- художественные;
- социальные;
Например, активной формой занятий в изостудии является создание коллективных произведений (больших панно, макетов, оформление праздников). Организация коллективного творчества детей на объединяющие их темы нужна для воспитания чувства партнерства, творческого содружества, ответственности за общее дело и за свой личный вклад в него. Необходимо так строить коллективные занятия, чтобы труд каждого ребенка вписывался в будущую концепцию, чтобы задача каждого участника была творческой. При этом важно, чтобы отдельные творческие вклады детей в создаваемое общими усилиями произведение можно было выделить и оценить, а маленький художник понимал, что своим трудом он может гордится и отвечать за него. В неверно организованной коллективной работе, когда педагог сам все придумал и предлагает детям что-то закрасить, есть опасность сделать ученика только исполнителем, подчинить его творческую волю диктату чужого замысла. Отведение детям второстепенной роли в деятельности может лишить их заинтересованности в работе, погасить творческое отношение и сознание ответственности за незначительное участие в общем деле.
Во время групповой работы над общим заданием необходимо познакомить детей с примерами коллективного творчества профессиональных художников, архитекторов, скульпторов. В результате грамотной организации творческого процесса педагогом у детей получится богатая разнообразием индивидуальных предложений, но композиционно целостная работа.