Дополнительное образование детей: традиции и инновации

Петрова Наталья Георгиевна

Дополнительное образование детей: традиции и инновации


Дополнительное образование – это область творческих проб, поисков себя, своего возможного призвания, приоритетных путей самореализации неповторимой личности ребенка. Модернизация дополнительного образования требует решения целого спектра глобальных дидактических проблем, связанных с формированием гармоничной, социально-активной, творческой личности, с методологическим обеспечением новых образовательных и воспитательных технологий, с повышением эффективности и качества обучения.
Под традицией в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения, воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.
Инновации – новые явления в образовании, возникшие в самый современный период его развития, т.е. процесс самосовершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения. Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в образовании понятны всем. Несмотря на различие содержания учебных программ дополнительного образования, общие представления о традиционном учебном процессе имеют сходные черты. Традиционным является занятие с целой группой, в ходе которого педагог сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, оценивает результаты. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер, работы педагога ориентирована на сообщение знаний и способов действий, которые передаются ученикам в готовом виде. Педагог – единственное действующее лицо учебного процесса.
На этом фоне традиционного обучения черты инновационных подходов тоже устойчивы. Нетрадиционным для педагогов является создание для ребенка возможности занимать не просто инициативную позицию в учебном процессе. Ребенок познает мир, вступая в активный диалог с педагогом, сам ищет ответы и не останавливается на найденном, как на окончательной истине. Педагоги ведут поиск, направленный на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем. Это и есть инновационная деятельность. Она направлена на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащегося, формирование у него самостоятельности. Очень важным является установление гуманистических, доверительных отношений между воспитанником и педагогом, ориентация на уважение к личности ребенка. Это означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовность к свободе выбора.
Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности общеобразовательного учреждения. Эта деятельность предполагает организацию занятий в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической.
Цели инновационной деятельности:
- Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации
- Формирование творческого не шаблонного мышления
- Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики
- Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность педагога инновационных технологий.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствование педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии, технологии дифференциации и индивидуализации, проектные технологии предполагают включение детей в социально значимую деятельность, здоровьесберегающие технологии и т.д.
Инновации в дополнительном образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель - ученик» в модель «человек - человек». В систему традиционного контроля вносится самооценка знаний и умений ребенка (рефлексия). Это помогает воспитывать у учащегося честность и объективность, стимулирует его быть лучше.
Одним из педагогических условий становления индивидуальности воспитанника в процессе обучения является создание на занятиях ситуации выбора. 
Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышает мотивацию к обучению и развивает познавательный интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopobrazovanie1.docx12.18 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Н.Г., педагог дополнительного образования Российской гимназии при Государственном Русском музее

                         

                        Дополнительное образование детей: традиции и инновации

  Дополнительное образование – это область творческих проб, поисков себя, своего возможного призвания, приоритетных путей самореализации неповторимой личности ребенка. Модернизация дополнительного образования требует решения целого спектра глобальных дидактических проблем, связанных с формированием гармоничной, социально-активной, творческой личности, с методологическим обеспечением новых образовательных и воспитательных технологий, с повышением эффективности и качества обучения.
 Под традицией в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения, воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.
 Инновации – новые явления в образовании, возникшие в самый современный период его развития, т.е. процесс самосовершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения. Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в образовании понятны всем. Несмотря на различие содержания учебных программ дополнительного образования, общие представления о традиционном учебном процессе имеют сходные черты. Традиционным является занятие с целой группой, в ходе которого педагог сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, оценивает результаты. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер, работы педагога ориентирована на сообщение знаний и способов действий, которые передаются ученикам в готовом виде. Педагог – единственное действующее лицо учебного процесса.
 На этом фоне традиционного обучения черты инновационных подходов тоже устойчивы. Нетрадиционным для педагогов является создание для ребенка возможности занимать не просто инициативную позицию в учебном процессе. Ребенок познает мир, вступая в активный диалог с педагогом, сам ищет ответы и не останавливается на найденном, как на окончательной истине. Педагоги ведут поиск, направленный на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем. Это и есть инновационная деятельность. Она направлена на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащегося, формирование у него самостоятельности. Очень важным является установление гуманистических, доверительных отношений между воспитанником и педагогом, ориентация на уважение к личности ребенка. Это означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовность к свободе выбора.
 Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности общеобразовательного учреждения. Эта деятельность предполагает организацию занятий в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической.
                                         Цели инновационной деятельности:
- Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации
- Формирование творческого не шаблонного мышления
- Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики
- Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность педагога инновационных технологий.
 Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствование педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии, технологии дифференциации и индивидуализации, проектные технологии предполагают включение детей в социально значимую деятельность, здоровьесберегающие технологии и т.д.
 Инновации в дополнительном образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель - ученик» в модель «человек - человек». В систему традиционного контроля вносится самооценка знаний и умений ребенка (рефлексия). Это помогает воспитывать у учащегося честность и объективность, стимулирует его быть лучше.
 Одним из педагогических условий становления индивидуальности воспитанника в процессе обучения является создание на занятиях ситуации выбора. 
 Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышает мотивацию к обучению и развивает познавательный интерес.