Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Васильева Наталья Ивановна

Использование информационных технологий на занятиях в изостудии - это требование времени, так как именно их можно считать новым средством художественно-творческого развития и тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Использование информационных технологий на занятиях в изостудии - это требование времени, так как именно их можно считать новым средством художественно-творческого развития и тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

С помощью ИКТ осуществляется организация учебного и воспитательного процесса (в том числе и дистанционного), совершенствуется система оценки и контроля, упрощается поиск источников, создается и используется на занятиях дидактический материал. Появилась возможность для демонстрации огромного количества материала, виртуальных путешествий и экскурсий, поиска образов. Почти каждое занятие в изостудии подразумевает использование зрительного ряда, возможностей компьютера и интерактивной доски, что позволяет открыть замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов. Кроме того, в процессе изучения новых технологий стал возможен показ пошаговых действий более наглядно, красочно и доступно. Для всего этого на занятиях используются готовые или созданные педагогом электронные образовательные ресурсы.

Использование ИКТ на занятиях изобразительным творчеством позволяет:

  • активно развивать творческие и познавательные способности каждого воспитанника;
  • применять графику, цвет, звуки, моделировать различные ситуации и среды;
  • создавать эмоциональный настрой, который положительно сказывается на развитии художественного творчества.

При этом стало возможным решать следующие педагогические задачи:

  • модернизировать занятие, используя технические средства;
  • расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности воспитанников, особенно при создании проектов;
  • развивать творческие способности воспитанников.

Формы и методы применения ИКТ на занятиях:

  1. Использование электронных наглядностей (мультимедийные учебные пособия, художественные программы, видеоролики, презентации, слайд-фильмы, тестовые задания, технологические цепочки, мастер-классы).

На этапе подготовки к занятию анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал по теме занятия, структурируется и оформляется на электронных или бумажных носителях.

Мультимедийные пособия, видеоролики можно использовать на занятиях-беседах, при ознакомлении с новой темой, например, для знакомства с историей возникновения, технологией того или иного народного помысла. Чаще они используются фрагментарно.

Слайд-фильмы – это подборка слайдов, которые можно включать в любой тип и этап занятия, как фрагментарно, так ив логической цепочке. Слайд-фильм может быть основным при объяснении темы, его можно применять на первом этапе для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале занятия, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце занятияслайдыиспользуют для закрепления материала.

Презентация может быть использована на занятиях-беседах, путешествиях, вернисажах, практических занятиях. Это одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к занятиям, удобный и эффектный способ представления информации. Для создания презентации широко используются возможности программы Power Point.

Создание презентации требует тщательного отбора материала и точных формулировок, что даёт возможность заострить внимание обучающихся на главных понятиях, ключевых словах, интересных фактах, особенностях построения изображений или технологии изготовления изделий. Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретной темы, предмета, года обучения, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Мультимедийные презентации и слайд-фильмы на занятиях в изостудии широко используются во время:

  • изучения основ художественного изображения (цветоведение, композиция, виды и жанры изобразительного искусства, стилизация, орнамент и т.п.);
  • бесед об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
  • изучения технологий декоративно-прикладногои народного творчества (лепка, батик, роспись по дереву, стеклу, валяние, декупаж и др.).

Теоретические листы (копилка знаний) – дополнительный теоретический материал, подготовленный педагогом для закрепления и обобщения изученной темы: основные понятия, виды, особенности, технология изготовления и т.п. Теоретические листы учащиеся получают в распечатанном или электронном виде.

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности (создание и представление учащимися творческих и исследовательских проектов с использованием ИКТ).

Сегодня невозможно представить современное обучение без проектной деятельности. При выполнении проекта учащиеся показывают высокий уровень самостоятельности, который проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Создание творческого мультимедийного проекта обучающимися - это мощный инструмент, который дает им необходимые знания и познавательные приемы, создаёт пространство для самовыражения, а также развивает мотивацию к учебной деятельности.

3. Диагностика (мониторинг) обученности. Тестирование.

Для осуществления контроля знаний обучающихся по пройденным темам организуется промежуточное тестирование: фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с последующей проверкой педагогом.

Учащиеся выполняют следующие тестовые итоговые задания: задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (последовательно выстроить технологическую цепочку).

4.Занятия с выходом в сеть Интернет.

При изучении отдельных тем на занятиях с мультимедийной поддержкой возможен выход в Интернет.  Осуществляется поиск предложенной информации на сайтах, поиск образцов, примеров, просмотр мультимедийных роликов. Возможно использование готовой подборки образовательных ресурсов сети Интернет:коллекции ссылок на определенные сайты по искусству.

5. Дистанционный курс обучения по ИЗО и ДПИ.

Учащимся предлагается дистанционное обучение (курс выставлен на официальном сайте учреждения) в случаях каких либо причин пропуска занятий.

В результате педагогической деятельности и опыта применения ИКТ на занятиях изобразительным творчеством, можно сделать вывод, что диапазон их использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика:

  • повышение мотивации учащихся к учению;
  • повышение потребности приобретать новые знания;
  • повышение познавательного мышления детей;
  • повышение интенсивности занятия;
  • повышение продуктивности занятия.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:

  1. Возможность сопровождать любую тему показом видеофрагментов, презентаций, фотографий, рисунков, репродукций картин.
  2. Возможность демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).
  3. Наглядно показывать тот или иной прием работы сразу.
  4. Виртуально «путешествовать» по музеям мира.
  5. Осуществить контроль знаний.
  6. Активизировать учебный процесс.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества: научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки изучения, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.