Тематический конспект «Искусство раннего средневековья» Часть V. Искусство империи Каролингов. Книжная миниатюра.
Данный конспект содержит подробную информацию о развтии книжной миниатюры в эпоху Каролингов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Каролинги. Миниатюра | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»
Часть V. Искусство империи Каролингов. Книжная миниатюра.
От всего изобилия книжной продукции каролингской поры осталась лишь небольшая часть, всё же она настолько значительная, что позволяет проследить не только основные этапы развития иллюстрации, но и различить особенности местных школ. Каролингская рукопись представляет собой новый этап в развитии европейского книжного искусства.
Украшенные миниатюрами рукописи изготовлялись обычно для правившей династии, а иногда подносились от имени императора или одного из его наследников монастырям, с которыми Каролинги поддерживали тесную связь. С точки зрения техники в этих рукописях преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром.
После нескольких столетий господства орнаментики изображение человеческой фигуры приобретает более органичные формы, наблюдаются также попытки передачи объёма и пространства. Но при этом книга не утрачивает декоративного характера. В рукописях широко используются орнаменты и инициалы англо-ирландского типа, сочетающиеся с мотивами, заимствованными из меровингской декорировки. Кроме того, в каролингской книге используются декоративные приёмы, восходящие к раннехристианской и византийской традициям.
Во времена Карла Великого центром изготовления иллюминованных рукописей был Ахен. Первым её шедевром было так называемое Евангелие Годескалька, 781-783 года (Париж, Национальная библиотека). Весь текст книги написан золотыми и серебряными буквами по пурпурному фону.
Книга украшена шестью миниатюрами в размер страницы – изображениями четырех евангелистов, Христа и композицией «Источник жизни». Первые изображения «Источника жизни» появились, по-видимому, на Востоке, но лишь в каролингском искусстве источник этот приобрёл форму увенчанного крестом колодца под балдахином. Фигуры Христа и евангелистов исполнены в совершенно иной манере, чем немногочисленные изображения в меровингских рукописях: пропорции, строение тела говорят о влиянии раннехристианских образцов. Округлое безбородое лицо Христа напоминает образы катакомб и ранних христианских рельефов а декоративное убранство миниатюры дополнено мотивами англо-ирландской орнаментики – плетениями и спиралями, заполняющими рамку композиции.
Евангелие Годескалька определило характер книжной продукции Придворной школы. Рукописи её, большая часть которых изготовлялась по заказам Карла и его придворных, отличается богатством оформления, объединяющего почерпнутые из разных источников декоративные мотивы. Наряду с Евангелием Годескалька наиболее прославленными рукописями Придворной школы являются Евангелие Ады (ок. 800 г., Трир, Городская библиотека) и Евангелие св. Медарда в Суассоне (нач. 9 в., Париж, Национальная библиотека).
Евангелие Ады открывается 10-ю таблицами канонов Евсевия, столбцы которых разделены колонками декоративной аркады, образующей как бы портал кодекса. Перед началом каждого из евангельских текстов помещены «портреты» евангелистов.
Сидя на тронах под сенью архитектурных ниш, они заносят в книгу слова Божественного Писания, внушаемые им крылатыми небесными существами тетраморфа, или демонстрируют зрителю раскрытый кодекс. Изображения отличает динамика поз и жестов, передающих состояние духовного напряжения.
Из трёх названных рукописей Придворной школы самым эффектным по декоративному оформлению является Евангелие из монастыря св. Медарда в Суассоне. Весь текст Евангелия написан золотом, основные разделы открываются большими инициалами. В начале кодекса помещена величественная композиция «Поклонение агнцу», далее следуют «Источник жизни», 12 таблиц канонов и «портреты» евангелистов.
Миниатюрист, украшавший это Евангелие, постоянно вводит в композицию архитектурные обрамления.
Наряду с так называемой Придворной школой в Ахене во времена Карла Великого существовал ещё один скрипторий, также обслуживающий императора. Миниатюры рукописей этой мастерской очень отличаются от продукции Придворной школы живописной манерой исполнения и подлинной близостью к традициям античной живописи.
Самым прославленным произведением этой группы памятников является Коронационное Евангелие Карла Великого (Вена, Городская сокровищница), исполненное в 794 – 800 гг. Рукопись почиталась как святыня и на ней приносили присягу при коронации германские императоры. Текст Евангелия написан золотом по пурпурному фону. Евангелисты в этом кодексе изображены на фоне пейзажа под открытым небом. Головы их окружены нимбом. Но символы тетраморфа отсутствуют. Фигуры представлены в свободных, естественных позах. Широкая светотеневая лепка фигур, преобладание пятна над контуром воскрешает манеру античной живописи.
В 820-830-х годах в Реймсе были созданы рукописи, принадлежащие к шедеврам каролингского искусства. Несомненно, истоки реймской школы восходят к наследию ахенских мастерских, в особенности к классическим традициям группы Коронационного Евангелия. Реймские мастера внесли напряжённую экспрессию, которая станет существенной чертой среневекового искусства Европы. Стиль реймской книжной графики проявился уже в миниатюрах Евангелия Эбо, выполненного между 816 и серединой 820-х годов. Манера сильной изменилась, она стала более графичной. Живописное пятно вытесняется теперь беспокойной, вибрирующей линией. Для того чтобы передать состояние охватившего евангелиста экстаза и подчеркнуть сверхъестественное значение происходящего, художник прибегает к деформации.
Тем же беспокойным духом пронизаны иллюстрации одного из самых выдающихся памятников каролингской миниатюры – Утрехтской Псалтири (между 816-835 гг.). В ней нет живописных миниатюр. Её иллюстрации представляют собой беглые перовые рисунки без рамок, разделяющие в разных местах страницы все три колонки текста. Как тест, так и иллюстрации нанесены коричневыми чернилами (бистр).
Большая часть миниатюр представляет собой буквальную иллюстрацию поэтического текста псалмов. Число изображений огромно – каждый псалом открывается иллюстрацией, и в каждой из них соединено несколько эпизодов – событий, происходящих на небе, и на земле. Рисунки пронизаны бурной динамикой и экспрессией, но при этом насыщены деталями. На фоне ранней североевропейской средневековой иллюстрированной книги Утрехтская Псалтирь представляет собой явление совершенно необычное, выделяющееся своей сюжетной живостью и реальностью изображений.
Утрехтская Псалтирь оказала влияние на дальнейшее развитие книжной графики, в особенности английской. В 1000 году рукопись была привезена в Англию, где её трижды копировали в 11 и 12 веках. Лишь в 1716 году она вернулась на континент.