Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Попов Роман Борисович

В процессе обучения ученика нужно не просто вооружить знаниями и умениями, его нужно научить учиться. Для того чтобы решить эту задачу учитель должен построить свою работу по-новому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx30.21 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Слайд 1. Согласно требованиям ФГОС в основе обучения лежит системно-деятельностный подход.

Слайд 2. В процессе обучения ученика нужно не просто вооружить знаниями и умениями, его нужно научить учиться. Для того чтобы решить эту задачу учитель должен построить свою работу по-новому.

В системно-деятельностном подходе меняются статусы учителя и ученика. Следовательно, меняется и структура урока. Он не может оставаться прежним. Главенствующее положение занимает «проблемно-диалогический урок» - это урок, на котором проблема выявляется самими детьми, осуществляется поиск пути решения этой проблемы на основе уже имеющихся знаний и разных источников.

Этапы урока кардинально преображаются. Самостоятельная деятельность ребёнка должна преобладать на уроке.

Если мы проведём сравнительный анализ деятельности учителя и ученика на традиционном уроке и на уроке, организованном на основе системно-деятельностного подхода, то явно увидим, что раньше возможностью активной деятельности обладал только учитель, теперь же активные позиции занимают именно обучающиеся. Педагог является лишь координатором деятельности детей. Девиз урока в логике системно-деятельностного подхода можно сформулировать словами из притчи: «Не надо давать рыбу, надо научить ловить её».

Учитель должен через систему деятельности на каждом уроке научить ребёнка обрабатывать огромный поток информации, который в современном мире обрушен на человека, должен научить выделять в этом потоке главное, должен  научить обнаруживать проблему и находить пути решения её.  То есть на каждом уроке происходит формирование универсальных учебных действий. Формировать универсальные учебные действия можно благодаря совершенно новой структуре урока - структуре проблемно-диалогического урока.

Также формированию универсальных учебных действий способствует применение в практике заданий продуктивного характера. На уроке ребёнок должен заниматься не просто репродуктивной деятельностью, он должен думать, рассуждать, пытаясь найти ответ на вопрос, доказывать свою точку зрения.

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

        Так как речь сегодня не только  о системно-деятельностном подходе, но и о преемственности, то не будем забывать, что ФГОС начального общего образования и основного общего образования это две последовательные ступени одной лестницы.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается, прежде всего, в подготовке к переходу в основную школу. Проблема в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Слайд 3. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения:

- кабинетная система;

- учителя-предметники;

- разнообразие требований

- разные учителя по разным предметам вместо одного, как в начальной школе – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Слайд 4. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.

 Слайд 5. Субьективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следущим аспектам:

  • Взаимодействие программ обучения
  • Уровень  изложения предметного материала, требований к качеству его оформления
  • Единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к оценочной деятельности.

Слайд 6. С педагогической точки зрения этот период в жизни ребёнка характеризуется:

-Низкой организованностью

-Учебной рассеянностью и недисциплинированностью

       - Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 7. Причины проблем.

  • Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках;
  • Несоответствие оценок выпускников начальной школы;
  • Неподготовленность к восприятию усложнённого материала; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
  • Недостаток самостоятельной работы обучающихся;
  • Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся выпускных классов начальной школы.

Слайд 8. 

  • Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
  • Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  • Рассогласованность в содержании учебных курсов;
  • Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей младшего возраста.

Слайд 9. Решение проблем приемственности:

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с обучающимися;

работа с родителями.

Слайд 10.  Преемственность между начальной школой и 5-ым классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к обучающимся;
  • структура уроков.

Слайд 11. Работа с обучающимися:

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

  • Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации;
  • Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки;
  • Помочь обучающимся в работе по самоорганизации, самоконтролю;
  • Помочь обучающимся принять новых учителей;
  • Повысить уровень психологической готовности к обучению;
  • Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни;
  • Помочь принять новую позицию ученика основной школы.

Слайд 12. Работа с родителями.

  • Создать атмосферу сотрудничества
  • Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов
  • Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года

Слайд 13. Организация учебного процесса:

• Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.

• Открытые уроки в 4-м кл. для учителей основной школы.

• Открытые уроки в 5-м кл. для учителей начальной школы.

• Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

•  Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов

• Определение эффективности – диагностика, анализ.

А так же:

• Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих пятиклассников.

• Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем - внеклассных мероприятий.

• Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

• Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В I четверти не ставить «2».

• Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

• Проведение родительского собрания.

• Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

• Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).

• Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.

• Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

• Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

• Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

То есть, преемственность  – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения ребенка.

Наша главная цель – не знания, умения и навыки, а формирование функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращиваем в каждом ученике творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с личностным развитием.

        


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе

Слайд 2

Научить ребенка учиться – главная цель современного учителя

Слайд 3

Кабинетная система Учителя – предметники вместо одного учителя Адаптация к разнице требований учителей Увеличение количества предметов Проблемы ученика

Слайд 4

ОТСУТСТВИЕ преемственности Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии

Слайд 5

Взаимодействие программ обучения Уровня изложения предметного материала, требований к качеству его оформления Единство (точнее сказать, его отсутствие ) подхода к оценочной деятельности Субъективный фактор отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:

Слайд 6

Низкой организованностью Учебной рассеянностью и недисциплинированностью Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях С педагогической точки зрения этот период характеризуется

Слайд 7

Неполнота или отсутствие у учителя полных, объективных данных о выпускниках; Несоответствие оценок выпускников начальной школы; Неподготовленность к восприятию усложнённого материала; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Недостаток самостоятельной работы учеников; Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учеников выпускных классов начальной школы; Причины проблем

Слайд 8

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Рассогласованность в содержании учебных курсов; Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей младшего возраста. Причины проблем

Слайд 9

Решение проблем преемствености Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей предметников в среднем звене Работа с обучающимися Работа с родителями

Слайд 10

Направления Образовательные программы Организация учебного процесса Единые требования к обучающимся Структура уроков

Слайд 11

Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации; Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки; Помочь ученикам в работе по самоорганизации, самоконтролю; Помочь ученикам принять новых учителей; Повысить уровень психологической готовности к обучению; Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни; Помочь принять новую позицию ученика основной школы. Работа с обучающимися

Слайд 12

Создать атмосферу сотрудничества Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года Работа с родителями

Слайд 13

Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий . Открытые уроки в 4-м кл . для учителей осн . школы. Открытые уроки в 5-м кл . для учителей нач.школы Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную . Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов Определение эффективности – диагностика, анализ. Организация учебного процесса

Слайд 14

Спасибо за внимание!