Открытое занятие "Сказочная птица"
Декоративное рисование на темы древнерусской старины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_ptitsa.doc | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Ростовская область слобода Родионово - Несветайская
Конспект открытого занятия
в системе дополнительного образования
Тема занятия: Сказочная птица
Разработал педагог дополнительного образования
Белёва Наталья Геннадьевна
2018 год.
Цель: познакомить учащихся с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве, научить изображать сказочных и птиц, выделять особенности и различия сказочных и настоящих птиц,
Задачи:
Познавательные:
- дать учащимся сведения о птицах: домашних, лесных, перелетных, экзотических;
- познакомить со стилизованным изображением птиц на примере предметов декоративно-прикладного искусства: вышивки, художественной росписи, народной игрушки, предметов домашнего обихода (прялок, посуды)
Обучающие:
-научить наблюдать окружающий мир, анализировать форму, красоту цветового оперенья птиц, находить и выделять характерные признаки предмета наблюдения;
- научить приемам изображения формы птицы (силуэта), композиционному расположению изображения на листе (картинной плоскости различной формы);
- познакомить с приемами декоративного изображения: элементами орнамента, колориту, симметрии;
- обучить восприятию произведений изобразительного искусства;
- обучить стилизованному изображению птицы;
- показать зависимость декоративного решения от формы изображения
Развивающие:
- развивать чувство цвета, композиции, ритма, пропорций
Воспитывающие:
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, любви к Родине, ее истории через восприятие предметов народного творчества;
- формировать трудовые навыки, умение доводить работу до конца
Оборудование:
- слайды, рисунки, фотографии сказочных птиц;
- картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»;иллюстрации к сказкам «Конёк – горбунок»
- наглядный дидактический материал;
- листы бумаги, краски, кисточки, салфетки, заготовки под батик.
- аудиотехника (запись голосов птиц);
- презентация «Сказочная птица»
План урока.
- Организационный момент
- Сообщение темы урока.
- Введение в тему урока.
3.1 Вступительная беседа.
3.2 Просмотр презентации, репродукций.
4. Практическая работа.
4.1 Педагогический рисунок
4.2 Физкультминутка
4.3 Творческая деятельность учащихся.
5. Рефлексия
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте гостей. Садитесь. Пожалуйста, проверьте свою готовность. Посмотрите внимательно - всё ли вы приготовили?!
2. Сообщение темы урока.
К нам на занятие сегодня прилетела птица. Птичка эта не простая, сказочная она, на своих крыльях нам тепло принесла - смотрите какой у неё яркий наряд! Как вы догадались, тема нашего занятия – «Сказочная птица». Мы познакомимся с изображением сказочный птицы в искусстве художников и народных мастеров, а потом каждый создаст свой неповторимый образ сказочной птицы. Сказочные птицы – очень красивые, умные и добрые. В народных сказках и поверьях птицы – символ света, радости, счастья, удачи.
Народные мастера и сказители любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.
Чтобы весна быстрее пришла, придумывались песни, поговорки, заклички. Может кто – то из вас знает такую закличку и позовёт к нам птиц, чтобы ускорить приход весны?
- Жаворонки прилетите,
Весну – красну принесите.
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
- Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
3.Введение в тему урока.
3.1 Вступительная беседа.
-А вот и птицы прилетели, давайте их послушаем! Дети слушают голоса птиц и рассматривают фотографии и рисунки с изображением птиц)
А знаете ли вы, что в мире насчитывается 10 672 вида птиц (известно на январь 2017 года по данным Международного союза орнитологов). На территории России отмечено 789 видов. Посмотрите на фотографии- какие они все разные!
-Скажите, а чем похожи птицы друг на друга?
(У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.)
-А чем отличаются они друг от друга? (Цветом, размером, формами, оперением.)
-Какую пользу приносят птицы людям? (Уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред урожаю на огородах и в саду.)
-Как человек должен относиться к птицам? (Бережно, любить их, заботиться о них)
Давайте проведём конкурс загадок и проверим - хорощо ли вы знаете птиц? Согласны?
-Отгадайте, что это за птица:
Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)
-Зимой на - ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
-По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота. (Сова)
-Будит рано поутру
Без разбору всю семью,
Пением ласкает слух
Деревенский наш... (петух)
-Днем молчит, ночью кричит (филин)
-Эти яблочки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берёз,
Невзирая на мороз (снегири)
-Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел)
-Иноземец эксцентричный, хвост завел себе отличный
Хвост, как веер расписной!
Догадайся: кто такой? (павлин)
-Голову в песок зарыл,
Хвост пушистый распустил.
Я догнать его пытаюсь,
Но быстрее ветра ... (страус)
-Все слова он за тобой
Повторит как заводной.
Кто же это, угадай!
Ну, конечно, ... (попугай)
-В Антарктиде среди льдов
Во фраке ходит день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Но конечно он… (пингвин)
-Каких домашних птиц вы знаете? ( петух, курица, утка, гусь, индюк)
-Назовите птиц русского леса (снегирь, иволга, кукушка, свиристель, клест, дятел, удод, малиновка, жаворонок, зимородок, пеночка, зарянка, горихвостка, тетерев, глухарь…)
С какими экзотическими птицами вы еще встречались в сказках, просмотренных документальных или художественных фильмах? (павлин, фламинго, колибри, лебедь, журавль, цапля)
На нашем занятии присутствуют птицы, которых не назвали, где их можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.
Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? (Царевна Лебедь в «Сказке о Салтане», Жар-птица в сказке «Конек-Горбунек», «Петушок – золотой гребешок»
- У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических. Давайте посмотрим, как художники изображали сказочных птиц в разных видах искусства.
Демонстрация презентации «Сказочная птица»
- Перед вами, ребята, картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна -Лебедь»,выполненная масляными красками.
Художник любил фантазировать, умел реальное превратить в фантастическое. Царевна – Лебедь - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.
- Понравилась ли вам картина? Чем?
- А это образ сказочной птицы в иллюстрациях к сказкам: «Конёк – горбунок»,
Правильно –«Жар – птицы». Жар – птица прилетает в полночь в сад , освещает его собою, как тысячи зажженных свечей. Питается она золотыми яблоками,дающими вечную молодость и красоту. Считалось, что тому, кто завладеет её пером, приходит великое счастье
В русском фольклоре есть ещё птица счастья – Сирин и птица печали – Алконост- райские птицы с головой девушки
- Так же образ сказочной птицы можно встретить в народной вышивке, деревянной резьбе и народных промыслах.
Вывод: Мы , ребята, посмотрели как народные мастера и художники в разных видах искусства сказочной птицей украшали полезные вещи в быту. Скажите, пожалуйста,
- Чем отличаются сказочные птицы от обычных? (ответы детей).
- А что у них общего? (ответы детей).
- Можно ли по стилизованному изображению узнать, какая это птица?
- Какие краски использовали художники для оперения сказочных птиц
4. Практическая работа
Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное, как ее неповторимой красоты хвост И зовётся она - Птицы Счастья. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите её (ответы детей).
Сегодня я вам предлагаю, чтобы каждый из вас создал свою Птицу Счастья.
Птица будет выполнена нарядно и выразительно, если вы добавите различные украшения. Подумайте какой хвост будет у птицы, какими будут крылья, будет ли хохолок у вашей птицы, в какой цветовой гамме будет птица. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.
Пусть это будут чудо – птицы,
Заморские и небылицы,
Птички – невелички, птахи лесные,
Певуньи голосистые – все родные.
4. Практическая работа.
4.1 Педагогический рисунок:
1) Работа над композицией:
Выберите формат и расположение листа:
- птица в полете – формат квадратный, расположение по диагонали для передачи движения;
- птица с опущенным вниз хвостом, сидящая на ветке - формат вертикальный;
- профильное изображение птицы с длинным хвостом – горизонтальный формат;
- птица с распущенными крыльями (анфас) – круглый формат.
2) выполнение наброска птицы - показ приемов изображения сидящей и летящей птиц (схема изображения)
3) работа цветом в два приема: покрытие тоном всего изображения;
нанесение орнамента, контрастного тону.
4.2 Физминутка:
Но прежде, чем мы приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
Птицы летят
Крыльями шумят
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
4.3 Творческая деятельность учащихся
Выполнение наброска, работа в цвете
5.Рефлексия
- А теперь, ребята давайте разместим ваших Жар-птиц на столе и полюбуемся ими. Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив?Чья птица самая ярка? А у кого аккуратней выполнена работа ?Молодцы, все проявили фантазию, постарались, поэтому птицы получились очень красивые, яркие, роскошные. Они понесет тепло на своих крыльях во все уголки земли, и наступит весна.
Ребята, а где можно использовать выполненную работу?
- оформить детскую комнату;
- использовать в виде подарка
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Удивительно, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей). Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
6.Итог занятия. Выставка работы.
В заключение мне хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов:
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- На занятии было интересно…
Заканчивая занятие, я думаю, что сегодня вы стали: добрее сердцем и теплее душой.
Спасибо за вашу фантазию и воображение! Наше занятие окончено, можно убирать рабочие места.
Жаворонки прилетите,
Весну – красну принесите.
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное!
Мне снится сказочная птица
Такой редчайшей красоты,
Которая , мне обещает,
Исполнить все мои мечты.
А птицы этой оперенье
Как будто затмевает свет,
И мир становится вдруг чище,
В душе нет ни тревог ,ни бед.
Быть благородным , быть отважным,
Быть честным, нужным для людей,
И оставаться человеком,
Ведь это, во сто крат важней.
О если б каждый знал об этом,
То в мире не было бы зла.
Весь мир тогда б сиял, тем светом,
Лишь светом солнца и добра.
В замечательной стране.
На Земле, иль на Луне
Поселилась чудо-птица -
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
Чудо красоты - жар-птица!