Тематический конспект «Искусство раннего средневековья». Искусство варварских королевств. Искусство Меровингов.
Данный тематический конспект содержит материал по истории средневекового искусства франков врмён правления Меровингов (7-8 века).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Искусство варваров, меровингов | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»
Часть IV. Искусство меровингской Франции.
Историческая справка. 6-7 века были временем формирования и постепенного объединения государства франков. В 496 году королю франков Хлодвигу (481-511 гг.) из династии Меровингов удалось объединить под своей властью все земли, захваченные франками, и стать первым королем. В начале 7 века, во время правления Хлотаря II (613-626 гг.) было создано единое франкское королевство, достигшее расцвета при его сыне Дагобере (629-639 гг.).
Культура франков сыграла важную роль в период сложения и развития западноевропейского искусства раннего средневековья. До наших дней дошли памятники ювелирного искусства и книжная миниатюра.
Ювелирное искусство. О высоком качестве ювелирных изделий франков свидетельствуют находки в захоронениях. Древний обычай класть драгоценности в захоронения сохранился у франков и после принятия ими христианства. Меровингские захоронения 7-8 веков богаты утварью – это оружие, фибулы, пряжки и посуда. В декорировке присутствуют элементы «звериного стиля», характерного для бронзовых пряжек и брошей, распространённых в северных районах, в частности в рейнской области (фибула из Виттислингена, 7 в., Мюнхен, Баварский Национальный музей).
Выделяются своей роскошью украшения, обнаруженные во время раскопок середины 20 столетия в монастыре Сен-Дени захоронения Арнегунды, жены короля Хлотаря I, скончавшейся около 570 года. Среди них – серьги, браслеты, золотые и позолоченные пряжки и кольца с её именем.
Архитектура. Источники сообщают о многих храмах, построенных во времена Меровингов. Первоначально, по-видимому, для богослужения использовались жилые дома. Однако по мере распространения христианства развивается и собственное церковное строительство, причём основным типом храма является базилика, восходящая к раннехристианским образцам. Сохранились известия о большом количестве храмов, возводившихся на месте могил мучеников или епископов, причисленных к лику святых. В 470 году была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии. Внутренность церкви украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени.
Используя римскую форму базилики, меровингские зодчие внесли в неё некоторые изменения. В восточной части здания, под алтарной апсидой сооружается подземная крипта, алтарная часть приобретает более сложную форму. Трансепт отодвигается от апсиды, придавая здания форму «латинского креста», а в западной части церкви почти всегда имеется нартекс. Ранее отдельно стоящие башни сливаются со зданием. Монастырские церкви обретают множество вспомогательных пристроек.
Париж в эпоху Меровингов становится столичным городом со множеством зданий. В 6-7 вв. в Париже было возведено около тридцати храмов. О светских постройках этой поры и вообще о гражданской архитектуре этого времени не сохранилось сведений. Известно, что в это время замки строились из дерева, окруженные рвами и земляными валами. Источники редко сообщают о подобных сооружениях, в них упоминается главным образом о городских и монастырских храмах. Число монастырей было особенно значительным, превышающим две сотни. Но от всего изобилия монастырского зодчества меровингской поры осталось лишь несколько случайных фрагментов. Храмы обильно декорировались полихромными вставками на фасадах, сочетанием камня и кирпича, а внутри украшались росписями, мозаиками полов, а иногда и цветными стёклами в окнах.
Баптистерий Сен-Жан в Пуатье, 8 в. Одно из древнейших христианских зданий Франции. В 7 веке с трёх сторонам основного квадрата здания было пристроено по апсиде, стены же его получили декоративное оформление.
Крипта в Сен-Поль в Жуарре, конец 7 в. Подземный склеп в монастыре, основанном в 630 году на берегу Марны. Усыпальница в Жуарре, предназначенная для членов знатной семьи, была, несомненно, сооружением, выделявшимся по уровню исполнения. Сохранившаяся от первоначальной постройки западная стена отличается необычайно искусной отделкой, напоминающей строительные приёмы древних римлян. В склепе имеются колонны, увенчанные мраморными капителями аквитанской работы, приближающимися к типу коринфского ордера. В склепе сохранились саркофаги конца 7 века. Наиболее интересны саркофаги Теодехильды и её брата Ажильбера. Первый из них представляет собой шедевр декоративной резьбы. Саркофаг Ажильбера представляет собой один из интереснейших памятников меровингской фигуративной пластики. На продольной части саркофага изображена сцена Страшного суда, а на торце – Христос во славе.
Рельеф. Стела из Хорнхаузена, около 700 г. При всей схематичности контурного рисунка и диспропорции фигур, рельеф прекрасно передает и уверенный лёгкий галоп коня, и горделивую позу слегка откинувшегося назад маленького человечка, всё тело которого уместилось за диском щита. Считается, что мотив всадника-христианина проник в Европу с Востока.
Книжная миниатюра. Меровингская рукопись знаменует новый этап в развитии книжного искусства. Графическая декорировка книги служит теперь не пояснением текста, не его иллюстрацией. Прежде всего она должна превратить кодекс в священный предмет, элемент культа. В меровингской книге отсутствуют иллюстрации в собственном смысле слова и очень редко встречается изображение человеческой фигуры. Зато большое внимание уделяется красоте шрифта. Богатое декоративное оформление получают заглавные буквы глав и разделов – так называемые инициалы, - украшаются и слова текста, в особенности начальные строчки разделов, появляются специальные значки лигатур и аббревиатур. Элементы украшения меровингских рукописей составляют изображения птиц, рыб, разного рода растительные мотивы, пальметки, розетки. Всё это раскрашено яркими, радостными цветами – красным, зелёным, жёлтым.
Центрами изготовления иллюминованных меровингских кодексов являлись монастыри, многие из которых были основаны ирландцами. В некоторых меровингских рукописях можно заметить элементы, заимствованные из англо-ирландской миниатюры, - мотив плетений или окруженные точечками раскрашенные буквы. Однако в целом орнаментика франкских рукописей решительно отличается от англо-ирландской и северогерманской. Медальоны с включенными в них фигурками зверей и птиц, зооморфические инициалы, обилие растительных мотивов позволяют скорее говорить о родстве с восточной традицией, в частности с искусством коптов и отчасти искусством лангобардской Италии.
Гелазианский Сакраментарий, середина 8 века. Украшение разворота - характерный образец меровингской книжной декорировки.
Рыбы и птицы – излюбленные символические и декоративные мотивы меровингских рукописей. Фигурками птиц и рыб усеяны и поля страниц одной из самых роскошных меровингских рукописей – Геллонского Сакраментария (конец 8 века).
Декорировка страницы с инициалом «I» отражает некоторое влияние англо-ирландской орнаментики – ряд букв окружён цветными точечками, а нижняя часть инициалы заполнена узлами ленточного плетения. В рукописи из Геллонского монастыря имеется изображение фигуры распятого Христа, помещённая на заглавной букве «Т», которая открывает важнейший канон Сакраментария, посвященный таинству евхаристии.
В бенедиктинских и ирландских монастырях изготовление книг специально предписывалось уставом и было одной из главных обязанностей монахов. В средние века книга почиталась как предмет культа, монастырские библиотеки бережно хранили рукописи, иногда даже приковывая их цепями к полкам.