Программа учебного предмета ЛЕПКА
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
215503 Смоленская область, г. Сафоново, ул. Ленинградская, дом 11
Тел.: 8 (48 142) 2 82 99
_____________________________________________________________________________
Программа учебного предмета
ЛЕПКА
2013
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)
ЖИВОПИСЬ
(название программы)
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»__________________________________________________________________
(наименование учреждения по Уставу)
Разработчики: Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»,
Головченко Людмила Васильевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
(ф.и.о., должность)
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лепка
Область применения программы:
- Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительногоискусства в соответствии с ФГТ по программе«Живопись» со сроком обучения 5, 6 лет, срок освоения – 3 года, 1 – 3 классы.
Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в детских музыкальных школах и школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:
Вариативная часть
принадлежность предмета к предметной области
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Цель предмета:
- Цель предмета:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи предмета:
- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
- знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- оборудование и пластические материалы.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- работать с натуры и по памяти;
- применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- применять конструктивные и пластические способы лепки.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 148,5 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 99 часов;
самостоятельной работы обучающегося 49,5часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 148,5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 99 |
в том числе: | |
практические занятия | 96 |
контрольные уроки, зачеты, творческие просмотры | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49,5 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
Лепка
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Содержание учебного материала | 11 | |
Тема 1. Материалы и инструменты | Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов.Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «пластилиновая мозаика».Выполнениекомпозиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка».Выполнениеплоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка». | |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 2. Пластилиновая живопись | Содержание учебного материала | 11 |
Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цветапосредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Закрепление техники «Пластилиновая живопись». «Мое любимое животное», «игрушка».Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг». Применениетехники«Пластилиновая живопись» в конкретном изделии.«Карандашница»,«Декорированная вазочка». | ||
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 3. Пластилиновая аппликация | Содержание учебного материала | 11 |
Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Аквариум».«Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д.Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка».Выполнениемногослойнойкомпозиции: «Пирожное», «Торт». | ||
Практические занятия | 10 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 4. Пластические фактуры. Фактуры в пластилиновой композиции. | Содержание учебного материала | 11 |
Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др.Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы»,«Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес».Интерпретацияприродных фактур. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные».Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях.Композиция «Замороженное оконце».Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур.Творческая работа «Пенек с грибами».«Морские камешки». | ||
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 5. Полуобъемные изображения | Содержание учебного материала | 11 |
Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла»,«Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др.Закрепление умения набирать полу - объемную массу изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».Создание сложнойформы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. | ||
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 6. Объемные формы | Содержание учебного материала | 11 |
Лепка геометрических форм. Выполнение задания: «Робот», «Ракета».Закреплениенавыков работы с объемными формами. Выполнение композиции «Новогодняя елка».Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик и др.Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга». «Хозяин и его животное», «охота», «цирк». | ||
Практические занятия | 10 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 7.Соленое тесто | Содержание учебного материала | 11 |
Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Полу-объемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.«Театральнаякукла». | ||
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 8. Коллаж. Композиция из пластилина и декоративных материалов. | Содержание учебного материала | 11 |
Коллаж «Морские сокровища».Декоративное панно «Слово-образ».Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа).Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник». | ||
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
Тема 9.Полимерная глина | Содержание учебного материала | 11 |
Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчик, бабочка и др.). Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото.Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др. | ||
Практические занятия | 10 | |
Контрольные работы, зачеты, творческие просмотры | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5,5 | |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- специальная мебель и приспособления;
учебные пособия.
В кабинете должны быть представлены:
1) плоскостные наглядные пособия:
- демонстрационные картины и таблицы;
- раздаточные наглядные пособия;
- аппликации.
2) объемные наглядные пособия:
- модели;
- макеты.
Кабинет должен иметь:
- набор кинофильмов и кинофрагментов;
- видеофильмы (документальные).
Особая часть кабинета – дидактические раздаточные материалы:
- карточки для получения конструктивных ответов;
- карточки-тесты;
- демонстрационные карточки;
Технические средства:
ноутбук, магнитофон, мультимедиа.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Ю. Дрожин рабочая тетрадь «Филимоновская свистулька» М.: Мозаика-синтез 2003
- И.Лыкова рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003
- Д. Рос «Керамика» М.: АСТ-Пресс книга 2003
- Ю. Дрожин «Узоры Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002
- Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002
- А. Иванова «Вышивка в интерьере» М.: Олма – Пресс 2003г.
- «Солёное тесто»М.: АСТ-Пресс книга 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003
Дополнительные источники:
1. Т.Шпикалова, Г. Величкина «Дымковская игрушка» М.: Мозаика-синтез 1998
2. Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир» С-Петербург: Криталл 1998
3. Журнал «Юный художник»
4. Журнал « Художественная школа»
5. Журнал «Изобразительное искусство в школе»
6. Журнал «Народное творчество»
Интернет – ресурсы:
- http://festival.1september.ru›
- http://pedagogic.ru›books
- http://glina.teploruk.ru/
- http://www.kalinkapolinka.ru/publ/master_klassy/2
- http://www.livemaster.ru › Журнал › Мастер-Классы
- http://liveinternet.ru›users/dispepsia/rubric/3745489/
- http://bibliotekar.ru›Энциклопедия искусства
- http://twirpx.com›Файлы›Искусство›Словари и энциклопедии
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - понятия «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»; - оборудование и пластические материалы. умеет: - наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму; - передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов; - работать с натуры и по памяти; - применять технические приемы лепки рельефа и росписи; - применять конструктивные и пластические способы лепки. | - контрольные уроки, - творческие просмотры, - зачеты. |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ заданий | Наименование заданий | Количество часов |
1 класс | ||
Вводная беседа. Знакомство с группой Искусство скульптуры и керамики. Ознакомление с оборудованием скульптурной мастерской, сведения о пластических материалах. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся | 2 | |
Основы материаловедения по керамике Глина, ее особенности. Первичное практическое знакомство с глиной и ее подготовка к работе | 2 | |
1 | Лепка геометрических фигур: куб, шар, цилиндр, конус. Освоение конструктивного способа лепки керамических изделий и составление из них простейших керамических форм | 4 |
2 | Освоение пластического способа изготовления изделий. Лепка овощей и фруктов | 4 |
3 | Лепка натюрморта, состоящего из крынки и двух фруктов с натуры | 4 |
4 | Первые сведения о рельефе и освоение способа лепки путем раскатки глиняного пласта | 2 |
5 | Освоение спирально-кольцевого способа лепки сосудов. Лепка мелких бытовых предметов по памяти | 4 |
6 | Натюрморт из двух предметов – двухплановый рельеф. | 4 |
7 | Изучение приемов работы на гончарном станке. Плакетка «Натюрморт» | 6 |
8 | Декорирование керамических изделий | 4 |
9 | Лепка простого орнамента «Цветок лотоса» | 6 |
10 | Орнаментальная композиция в рельефе. Беседа | 2 |
11 | Русское изразцовое искусство. Разработка эскиза изразца. Лепка изразца. Декорирование изразца | 4 8 2 |
12 | Образная выразительность народной глиняной игрушки. Экскурсия в музей ДПИ | 2 |
13 | Беседа о художественных особенностях и технология изготовления дымковской игрушки. | 2 |
14 | Создание композиции на сказочную тему по мотивам дымковской игрушки | 8 |
Итого: | 70 | |
2 класс | ||
1 | Лепка кратковременных этюдов домашних животных по памяти и наблюдению | 6 |
2 | Лепка из пластилина домашнего животного с использованием каркаса | 6 |
3 | Лепка композиции из керамической глины. Декоративная переработка предыдущего задания. Роспись ангобами или глазурями | 6 |
4 | Этюд с натуры. Драпировка, висящая на стене | 6 |
5 | Создание композиции для керамического панно с использованием рельефного изображения объемных предметов: драпировка со складками, сосуд на фоне драпировки; лепка керамического панно «Вид из окна» с последующей росписью | 8 |
6 | Зарисовки животных и птиц в музее и зоопарке | 6 |
7 | Лепка животных из пластилина с изготовлением каркаса | 8 |
8 | Создание анималистических композиций. Декоративная переработка и лепка животных из глины для дальнейшего обжига. Роспись, глазуровка. Групповая работа панно «Аквариум». Групповая работа «Подмосковные леса» | 8 |
9 | Эскизы двух-трех фигур. Композиции на тему «Цирк», «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г.Х. Андерсена». Лепка в материале. Роспись | 8 |
10 | Создание детской народной игрушки – свистульки | 8 |
Итого: | 70 | |
3 класс | ||
1 | Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных частей лица | 2 |
2 | Лепка этюдов глаза, носа, губ | 12 |
3 | Моделировка формы лица. Лепка с натуры античной маски (напр. «Венеры», «Давида», «Антиноя»). Этюды «Автопортрет» и «Портрет друга» | 12 |
4 | Кратковременные наброски с фигуры. Знакомство с анатомий человека. Пропорции и особенности фигуры | 4 |
5 | Создание композиции на тему народных сказок, былин. Передача народного колорита (костюм), эмоционального настроения. Лепка композиции из керамической глины. Роспись изделия в традициях различных промыслов | 8 |
6 | Литье в гипсовой форме | 7 |
7 | Формовка изделий пластическим способом | 7 |
8 | Декорирование керамических изделий. Формовка и роспись изделия по собственной композиции | 10 |
9 | Создание тематических композиций с архитектурными формами. Проектирование настенного панно. Выполнение работы в материале | 8 |
Итого: | 70 |