Программа учебного предмета ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Трубаева Татьяна Валерьевна

Программа учебного предмета

ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_prikladnoe_tvorchestvo_5_variativ_let_gotoo.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

215503 Смоленская область, г. Сафоново, ул. Ленинградская, дом 11

Тел.: 8 (48 142) 2 82 99

_____________________________________________________________________________

Программа учебного предмета

ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2013


Программа учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)  

                                              ЖИВОПИСЬ

__________________________________________________________________

(название программы)

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»

__________________________________________________________________

(наименование учреждения по Уставу)

Разработчики:Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель первой категории  МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»,

Головченко Людмила Васильевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»

(ф.и.о., должность)


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Декоративно прикладное творчество

Область применения программы:

  1. Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительногоискусства в соответствии с ФГТ по программе«Живопись» со сроком обучения 5лет,  срок освоения – 5 лет, 1 – 5 классы.

Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в детских музыкальных школах и школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:

Вариативная часть

принадлежность предмета к предметной области

  1. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Цель предмета:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

- формирование у обучающихся младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества;

- формирование понимания художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи предмета:

Обучающие:

  • научить основам художественной грамоты;
  • сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
  • овладеть различными техниками декоративно – прикладного творчества и основами художественного мастерства;
  • научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества;
  • научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
  • научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
  • научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

Воспитательно – развивающие:

  • пробудить интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству;
  • раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
  • формировать творческое отношение к художественной деятельности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
  • воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

В результате освоения предмета обучающийся должензнать:

- понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;

- различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- ритмическое заполнение поверхности;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- работать с различными материалами;

- работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

- изготавливать игрушки из различных материалов;

- заполнять объемные формы узором;

- проводить объемно – декоративные работы рельефного изображения.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 462 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 330 часов;

самостоятельной работы обучающегося 132часов.

  1. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

462

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

330

в том числе:

практические занятия

325

контрольные уроки, зачеты, творческие просмотры

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

132

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

Декоративно прикладное творчество

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Работа с бумагой

Содержание учебного материала

66

Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа. Коллаж. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование.

Техника работы – мозаичная аппликация, коллаж.

Теоретические сведения: плоскость изображения, лаконичность и выразительность силуэта, цветовые отношения, простая и сложная форма, симметрия и асимметрия, монотипия, мраморирование, круг, овал.

Практические занятия

65

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

16,5

Тема 2.

Традиционные виды росписи

Содержание учебного материала

66

Филимоновская роспись. Кистевая роспись. Гжель. Роспись по дереву (Городец и Мезень)

Беседы об истории возникновения и развития росписей. Художественно – стилистическое особенности. Изучение элементов и мотивов различных росписей, овладение основными приемами их выполнения.

Практические занятия

65

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

16,5

Тема 3.

Перчаточная кукла

Содержание учебного материала

66

История создания печаточных кукол. Основные технические приемы изготовления папьемаше. Основные технические приемы лепки модели.  Овладение основными приемами выполнения выкройки и шитья одежды куклы.  Способы декорирования одежды перчаточной куклы..

Практические занятия

65

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

33

Тема 4.

Текстиль

Содержание учебного материала

66

Ткачество. История ткацкого ремесла. Основные технические приемы ткачества. Гобелен.

Русский традиционный костюм.  Способы декорирования ткани. Роспись тканей. Печать на ткани. Батик.

Практические занятия

65

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

33

Тема 5.

Игрушка в различных техниках и материалах

Содержание учебного материала

66

Плешковская игрушка – свистулька. Колокольчик. Матрешка. Игрушка – погремушка.Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз). Тряпичная игрушка.Интерьерная кукла.

Практические занятия

65

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

33

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- специальная мебель и приспособления;

учебные пособия.

В кабинете должны быть представлены:

1) плоскостные наглядные пособия:

- демонстрационные картины и таблицы;

- раздаточные наглядные пособия;

- аппликации.

2) объемные наглядные пособия:

           - модели;

- макеты.

Кабинет должен иметь:

- набор кинофильмов и кинофрагментов;

- видеофильмы (документальные).

Особая часть кабинета – дидактические раздаточные материалы:

- карточки для получения конструктивных ответов;

- карточки-тесты;

- демонстрационные карточки;

Технические средства:

ноутбук, магнитофон, мультимедиа.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых   учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Ю. Дрожин рабочая тетрадь «Филимоновская свистулька» М.: Мозаика-синтез 2003
  2. И.Лыкова  рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003
  3. Д. Рос «Керамика» М.: АСТ-Пресс книга 2003
  4. Ю. Дрожин «Узоры  Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002
  5. Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002
  6. «Батик» М.: АСТ-Пресс книга 2003
  7. Т. Селиванова «Изделия из кожи» М.: Издательский дом МСП 2000
  8. А. Иванова «Вышивка в интерьере» М.: Олма – Пресс 2003г.
  9. «Солёное тесто»М.: АСТ-Пресс книга 2003
  10. И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003
  11. И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003
  12. И. Лыкова рабочая тетрадь «Волшебное кружево» М.: Мозаика-синтез 2003
  13. И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003
  14. И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003
  15. И. Дёмина «Чудеса из дерева» Смоленск: Русич,2001
  16. Р. Хэрольд «Костюмы народов мира» иллюстрированная энциклопедия М.:ЭКСМО 2002

Дополнительные источники:

  1. Т.Шпикалова, Г. Величкина «Дымковская игрушка» М.: Мозаика-синтез 1998
  2. Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир» С-Петербург: Криталл 1998
  3. Л. Аполозова «Бисероплетение» М.: Культура и традиции 1997
  4. С. Жегалова «Русская народная живопись»  М.: просвещение 1984
  5. Л. Журавлёва «Резное и расписное дерево» м.: Советская Россия 1985
  6. Т. Крамаренко, Ю.Крамаренко «Кукольный театр – дошкольникам»М.:    просвещение 1982
  7. Журнал «Юный художник»
  8. Журнал « Художественная школа»
  9. Журнал «Изобразительное искусство в школе»
  10. Журнал «Народное творчество»

Интернет – ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru
  2. http://mega-grad.ruПерейти к разделуЖивописьПрикладноетворчество
  3. http://book-top4.rumain…krug…tvorchestvo…prikladnoe
  4. http://CaesarArts.comВсе коллективные блогиМастер-классы
  5. http://bibliotekar.ruЭнциклопедияискусства

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся

знает:

- понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;

- различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- ритмическое заполнение поверхности;

умеет:

- работать с различными материалами;

- работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

- изготавливать игрушки из различных материалов;

- заполнять объемные формы узором;

- проводить объемно – декоративные работы рельефного изображения.

- контрольные уроки,

- творческие просмотры,

- зачеты.