Программа учебного предмета ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа учебного предмета
ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovo_prikladnoe_tvorchestvo_5_variativ_let_gotoo.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
215503 Смоленская область, г. Сафоново, ул. Ленинградская, дом 11
Тел.: 8 (48 142) 2 82 99
_____________________________________________________________________________
Программа учебного предмета
ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2013
Программа учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)
ЖИВОПИСЬ
__________________________________________________________________
(название программы)
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»
__________________________________________________________________
(наименование учреждения по Уставу)
Разработчики:Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель первой категории МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»,
Головченко Людмила Васильевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
(ф.и.о., должность)
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Декоративно прикладное творчество
Область применения программы:
- Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительногоискусства в соответствии с ФГТ по программе«Живопись» со сроком обучения 5лет, срок освоения – 5 лет, 1 – 5 классы.
Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в детских музыкальных школах и школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:
Вариативная часть
принадлежность предмета к предметной области
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Цель предмета:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- формирование у обучающихся младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества;
- формирование понимания художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи предмета:
Обучающие:
- научить основам художественной грамоты;
- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- овладеть различными техниками декоративно – прикладного творчества и основами художественного мастерства;
- научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества;
- научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
- научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
Воспитательно – развивающие:
- пробудить интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству;
- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
- формировать творческое отношение к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
В результате освоения предмета обучающийся должензнать:
- понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
- различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;
- ритмическое заполнение поверхности;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- работать с различными материалами;
- работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- изготавливать игрушки из различных материалов;
- заполнять объемные формы узором;
- проводить объемно – декоративные работы рельефного изображения.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 462 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 330 часов;
самостоятельной работы обучающегося 132часов.
- СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 462 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 330 |
в том числе: | |
практические занятия | 325 |
контрольные уроки, зачеты, творческие просмотры | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 132 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
Декоративно прикладное творчество
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Работа с бумагой | Содержание учебного материала | 66 |
Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа. Коллаж. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование. Техника работы – мозаичная аппликация, коллаж. Теоретические сведения: плоскость изображения, лаконичность и выразительность силуэта, цветовые отношения, простая и сложная форма, симметрия и асимметрия, монотипия, мраморирование, круг, овал. | ||
Практические занятия | 65 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16,5 | |
Тема 2. Традиционные виды росписи | Содержание учебного материала | 66 |
Филимоновская роспись. Кистевая роспись. Гжель. Роспись по дереву (Городец и Мезень) Беседы об истории возникновения и развития росписей. Художественно – стилистическое особенности. Изучение элементов и мотивов различных росписей, овладение основными приемами их выполнения. | ||
Практические занятия | 65 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16,5 | |
Тема 3. Перчаточная кукла | Содержание учебного материала | 66 |
История создания печаточных кукол. Основные технические приемы изготовления папьемаше. Основные технические приемы лепки модели. Овладение основными приемами выполнения выкройки и шитья одежды куклы. Способы декорирования одежды перчаточной куклы.. | ||
Практические занятия | 65 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 4. Текстиль | Содержание учебного материала | 66 |
Ткачество. История ткацкого ремесла. Основные технические приемы ткачества. Гобелен. Русский традиционный костюм. Способы декорирования ткани. Роспись тканей. Печать на ткани. Батик. | ||
Практические занятия | 65 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 | |
Тема 5. Игрушка в различных техниках и материалах | Содержание учебного материала | 66 |
Плешковская игрушка – свистулька. Колокольчик. Матрешка. Игрушка – погремушка.Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз). Тряпичная игрушка.Интерьерная кукла. | ||
Практические занятия | 65 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 33 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- специальная мебель и приспособления;
учебные пособия.
В кабинете должны быть представлены:
1) плоскостные наглядные пособия:
- демонстрационные картины и таблицы;
- раздаточные наглядные пособия;
- аппликации.
2) объемные наглядные пособия:
- модели;
- макеты.
Кабинет должен иметь:
- набор кинофильмов и кинофрагментов;
- видеофильмы (документальные).
Особая часть кабинета – дидактические раздаточные материалы:
- карточки для получения конструктивных ответов;
- карточки-тесты;
- демонстрационные карточки;
Технические средства:
ноутбук, магнитофон, мультимедиа.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Ю. Дрожин рабочая тетрадь «Филимоновская свистулька» М.: Мозаика-синтез 2003
- И.Лыкова рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003
- Д. Рос «Керамика» М.: АСТ-Пресс книга 2003
- Ю. Дрожин «Узоры Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002
- Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002
- «Батик» М.: АСТ-Пресс книга 2003
- Т. Селиванова «Изделия из кожи» М.: Издательский дом МСП 2000
- А. Иванова «Вышивка в интерьере» М.: Олма – Пресс 2003г.
- «Солёное тесто»М.: АСТ-Пресс книга 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Волшебное кружево» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Дёмина «Чудеса из дерева» Смоленск: Русич,2001
- Р. Хэрольд «Костюмы народов мира» иллюстрированная энциклопедия М.:ЭКСМО 2002
Дополнительные источники:
- Т.Шпикалова, Г. Величкина «Дымковская игрушка» М.: Мозаика-синтез 1998
- Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир» С-Петербург: Криталл 1998
- Л. Аполозова «Бисероплетение» М.: Культура и традиции 1997
- С. Жегалова «Русская народная живопись» М.: просвещение 1984
- Л. Журавлёва «Резное и расписное дерево» м.: Советская Россия 1985
- Т. Крамаренко, Ю.Крамаренко «Кукольный театр – дошкольникам»М.: просвещение 1982
- Журнал «Юный художник»
- Журнал « Художественная школа»
- Журнал «Изобразительное искусство в школе»
- Журнал «Народное творчество»
Интернет – ресурсы:
- http://stranamasterov.ru
- http://mega-grad.ru›Перейти к разделуЖивопись›Прикладноетворчество
- http://book-top4.ru›main…krug…tvorchestvo…prikladnoe
- http://CaesarArts.com›Все коллективные блоги›Мастер-классы
- http://bibliotekar.ru›Энциклопедияискусства
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»; - различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности; - ритмическое заполнение поверхности; умеет: - работать с различными материалами; - работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; - изготавливать игрушки из различных материалов; - заполнять объемные формы узором; - проводить объемно – декоративные работы рельефного изображения. | - контрольные уроки, - творческие просмотры, - зачеты. |