ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_izobr._gram.14.11.16_gotovo.docx | 107.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
г. Сафоново 2015 г
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2» «___» _______20____г. | Утверждаю директор МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
_________ Т.В. Штетингер «___» _______20____г. |
М.П.
Организация-разработчик: МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
Разработчик – Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Учебно-тематический план
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Годовые требования
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа направлена на воспитание у обучающихся, эстетического вкуса и чувства прекрасного, овладение учащимися элементарными познаниями в области реалистического искусства, развитие у них творческих способностей, воображения, пространственного мышления, формирование навыков рисования с натуры, по памяти и представлению.
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» состоит из двух разделов — графика и цветоведение.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Дополнительно к практическим занятиям вводятся и теоретические задания. Используются такие методы как беседа, рассказ, сказка и показ выполнения последовательности работы.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» составляет 3 года: при 3-летней дополнительной общеразвивающей программе с 1 по 3 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» при 3-летнем сроке обучения составляет 297 аудиторных часов. В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа программой не предусмотрена.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 49 | 50 | 49 | 50 | 49 | 50 | 297 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 49 | 50 | 49 | 50 | 49 | 50 | 297 |
промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | зачёт | итоговая аттестация |
Объем учебной нагрузки в неделю составляет в 1,2,3 классе 3 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4
до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности школы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели учебного предмета:
- Выявление одаренных детей в области изобразительного.
- Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. - Формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета:
- Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
- Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
- Формирование умений и навыков работы, живописными и графическими материалами.
- Формирование навыка грамотной и осознанной компоновки рисунка;
- Формирование умения анализировать формы предметов, передавать
характерные особенности, работать от общего – к частному.
- Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
- Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Кабинет для занятий оснащен удобной мебелью (столы и стулья), мольбертами, натюрмортными столиками, софитами, натюрмортным фондом.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Основы изобразительной грамоты» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Предмет занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
Содержание программы включает следующие разделы:
- Графика
- Цветоведение
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени | |
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | ||||
Раздел 1. Цветоведение. Техника работы акварелью. | 25 | 25 | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 | Вводная беседа «Чем и как рисует художник» Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Вливание цвет в цвет. Этюды: «Осенние листья», «Падающие листья», «Листья на водной глади». Техника работы акварелью «по -сырому». Этюды с применением техники монотипия: «Осеннее дерево», «Осенний пейзаж», «Отражение в воде». Техника работы акварелью «мазками».Этюд овощей или фруктов. | Урок Урок Урок Урок | 3 6 6 10 | 3 6 6 10 |
Раздел 2. Графика | 24 | 24 | ||
2.1 2.2 2.3 | Многообразие линий в природе. Упражнение на проведение различных видов линий (прямых, волнистых, спиралей и др.). Фактура: «Пенёк с грибами», «Морские камушки» и др. Форма и пропорция: «Деревня», «Город» и др. | Урок Урок Урок | 3 9 12 | 3 9 12 |
II полугодие | ||||
Раздел 3. Цветоведение. Техника работы гуашью | 30 | 30 | ||
3.1 3.2 3.3 | Преобразование цвета (затемнение и высветление). Цветовые растяжки: «Зимнее дерево», «Новогодняя ёлочка». Тёплые и холодные цвета. «Сказочное дерево», «Бабочка» и др. Цветовой контраст. «Птичка на ветке». | Урок Урок Урок | 9 9 12 | 9 9 12 |
Раздел 4. Графика | 20 | 20 | ||
4.1 4.2 4.3 | Конструкция формы «Подсолнухи», «Ромашки» и др. Смешанная техника. «Рыбка в аквариуме», «На морском дне» и др. Итоговая работа. «Тематический натюрморт». «Пасхальный натюрморт», «Весенний натюрморт», «Завтрак», «Фруктовый коктейль» и др. | Урок Урок Урок | 6 6 8 | 6 6 8 |
ИТОГО: | 99 | 99 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Первый год обучения
I полугодие
Раздел 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
«ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»
- Вводная беседа «Чем и как рисует художник»
Цветовой спектр. Основные и составные цвета.
Знакомство с кабинетом, где будут проходить занятия по данному предмету,
с инструментами и материалами, которые будут применяться на уроке.
Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика). Знакомство с акварельными красками и правилами работы с ними. Знакомство с понятием цветовой круг, спектральное расположение цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Упражнение:
Проведение различных штрихов, мазков, заливок.
Получение дополнительных цветов из трёх основных.
Работа ведётся кистью, без предварительного рисунка карандашом. В первую очередь наносятся основные цвета, далее – на основе их создаются дополнительные.
Формат: А 4
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материал, получение дополнительных цветов из основных цветов.
- Вливание цвет в цвет
«Осенние листья», «Падающие листья», «Листья на водной глади».
Понятие о пропорциях и выразительной форме предметов.
Показать прием работы в технике «вливание цвета в цвет».
Упражнение:
Выполнение этюдов: «Падающие листья», «Листья на водной глади». Рисование с натуры осеннего листа на холодном фоне. Правильный выбор формата листа и композиции. Показать прием работы в технике «вливание цвета в цвет».
Формат: А 3
Материалы: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
- Техника работы акварелью «по -сырому»
«Осеннее дерево», «Осенний пейзаж».
Понятие «пейзаж» и его виды. Беседа о творчестве выдающихся художников пейзажистов. Основные правила построения пейзажа.
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью «по сырому».
Задание:
Изображение осеннего дерева или леса (по памяти и впечатлению).
Формат: А 4, А3
Материалы: бумага, акварель, кисти, палитра, белая гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры осеннего дерева.
- Техника работы акварелью «мазками»
«Этюд яблоко и груша», «Помидор и огурец».
Общая форма и пропорция предметов. Выразительность силуэта. Основные и дополнительные цвета. Совершенствование навыков работы акварелью.
Задание:
Рисование с натуры фруктов или овощей. Умение группировать предметы в композицию, выбор формата листа. Закрепление навыка смешивания красок. Создание образов фруктов или овощей, используя основные и составные цвета.
Формат: А 3
Материалы: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
Раздел 2. ГРАФИКА
2.1 Многообразие линий в природе
Выразительные средства графики: точки, линии, пятна.
Знакомство с видом изобразительного искусства – графикой. Сравнение графики с живописью и их отличия. Материалы и инструменты графики. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка.
Упражнение:
Упражнение на проведение различных видов линий (прямых, волнистых, спиралей и др.). Освоение навыков работы масляной пастелью, маркерами и карандашом.
Формат: А 4
Материал: бумага, карандаш, ластик, масляная пастель, маркер.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
2.2 Фактура
«Пенёк с грибами», «Морские камушки», «Ракушки» и др.
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики.
Понятие «фактура».
Задание:
Составление композиции на тему: «Пенёк с грибами», «Морские камушки с водорослями», «Ракушки».Передача фактуры предметов. Заполнение формы различными линиями. Закрепление навыков работы масляной пастелью и карандашом.
Формат: А 4, А3
Материал: бумага, карандаш, ластик, масляная пастель.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на передачу фактуры предметов.
2.3 Итоговая работа. Форма и пропорция
«Город», «Деревня», и др.
Знакомство с понятиями «форма», «силуэт», «воздушная перспектива».
Задание:
Составление композиции на тему «Город», «Деревня» из плоских геометрических фигур(прямоугольник, круг, треугольник и др.). Предварительно на листе проводится разметка карандашом. Закрепление приема работы восковыми мелками. Дома на первом плане выполняются жирными линиями тёплого цвета, дома второго плана выполняются тонкими линиями, холодными цветами.
Формат:А3
Материал: бумага, карандаш, ластик, масляная пастель.
Самостоятельная работа: выполнить зарисовки домов.
II полугодие
Раздел 3. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
«ТЕХНИКА РАБОТЫ ГУАШЬЮ»
- Преобразование цвета (затемнение и высветвление).
Цветовые растяжки
«Зимнее дерево», «Новогодняя ёлочка».
Закрепление умения получать составные цвета из основных, путём механического смешивания красок (оранжевый = красный + желтый, зеленый = желтый + синий, фиолетовый = синий + красный). Изучение возможностей цвета, его преобразование (высвет вление с помощью белого, затемнение с помощью черного). Изучение конструкции дерева (корни, ствол, ветви, крона).
Задание:
Выполнение эскиза: «Зимнее дерево», «Новогодняя ёлочка». Конструктивное изображение деревьев. Показать характер дерева через его силуэт. Плоскости закрашиваются с применением растяжек от светлого до тёмного, путем высветвления с помощью белого, затемнения с помощью черного цвета.
Предварительно на листе проводится разметка карандашом.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материал, изображение радуги с выполнением цветовых растяжек.
- Тёплые и холодные цвета
«Сказочное дерево», «Бабочка» и др.
Знакомство с понятиями «тёплые и холодные цвета», их эмоционального воздействия на зрителя. Понятие «законов симметрии» и композиционного равновесия.
Задание:
Выполнение эскиза симметричной композиции «Сказочное дерево», «Бабочка». Симметричный предмет располагается на весь лист. Тёплые и холодные цвета располагаются по разную сторону от оси симметрии. Получение наибольшего количества оттенков тёплого и холодного цвета.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: рисование пера волшебной птицы.
3.1 Цветовой контраст
«Птичка на ветке».
Изучение конструкции птицы. Понятие об анималистическом жанре. Творчество художников-анималистов. Простые геометрические фигуры в предметах сложной формы. Выразительность формы и силуэта.
Понятия «цветовой контраст» и «силуэт».
Задание:
Рисунок снегиря (синички) по представлению или по образцу. Предварительно на листе проводится разметка карандашом. Выделение главного в композиции размером и цветом, использования цветового контраста (тёплого и холодного).
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: рисование пера волшебной птицы.
Раздел 4. ГРАФИКА
4.1 Конструкция формы
«Подсолнухи», «Ромашки» и др.
Вводная беседа «Знакомство со смешанной техникой». Инструменты и материалы, которые пригодятся на уроках. Особенности восковых мелков. Правило и техника работы мелками и акварелью. Изучение конструкции цветков. Понятие тонового контраста.
Задание:
Рисование с натуры цветов. Рисование с натуры. Изображение светлых цветов на темном фоне. Освоение приема работы в смешанной технике акварель - восковый мелок. Метод работы «от пятна».
Формат:А 4
Материал: бумага, акварель, восковые мелки, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материал, получение дополнительных цветов из основных цветов.
4.2 Смешанная техника
«Рыбка в аквариуме», «На морском дне» и др.
Особенности строения и конструкция рыбки. Пропорции и выразительность формы. Понятие цветового контраста.
Задание:
Рисование с натуры. Закрепление умений при работе в смешанной технике. Применение декоративных элементов. Создание образа рыбки и среды обитания.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: рисование рыб в смешанной технике.
4.3 Итоговая работа. «Тематический натюрморт» «Пасхальный натюрморт», «Весенний натюрморт», «Завтрак», «Фруктовый коктейль» и др.
Закрепление знаний, и умений в работе с акварелью. Понятие цветового нюанса. Закрепление понятия «контраст». Закрепление навыка работы в смешанной технике. Последовательность выполнения натюрморта в смешанной технике.
Задание:
Рисование тематического натюрморта по памяти и представлению. Пропорции и форма предметов. Выразительность силуэта. Выбор горизонтального или вертикального расположение листа бумаги, в соответствии с замыслом работы. Композиция на листе.
Формат:А3
Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление приема работы в смешанной технике.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени | |
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | ||||
Раздел 1. Цветоведение. Техника работы акварелью | 24 | 24 | ||
1.1 1.2 1.3 | «Времена года». Составление колористической палитры. «Отражение в воде». Изображение с натуры чучела птицы «Петушок», «Голубь», «Уточка» и др. | Урок Урок Урок | 6 6 12 | 6 6 12 |
Раздел 2. Графика | 25 | 25 | ||
2.1 2.2 2.3 | «Сухие травы».Упражнение на проведение различных видов линий (тушь, перо). Кляксография: «Фантастические деревья» акварель.(тушь, перо) Насекомые: «Бабочка», «Кузнечик», «Жук» (акварель, тушь, перо) | Урок Урок Урок | 7 6 12 | 7 6 12 |
II полугодие | ||||
Раздел 3. Цветоведение. Техника работы гуашь | 30 | 30 | ||
3.1 3.2 3.3 | Холодная цветовая гамма. «Волшебные снежинки», «Зимние узоры» и др. Теплая цветовая гамма «Натюрморт с крынкой и овощами», «Натюрморт с кувшином и фруктами» и др. Портрет. «Портрет мамы», «Портрет друга», «Автопортрет». «Весёлый клоун». «Грустный клоун» и др. | Урок Урок Урок | 6 9 15 | 6 9 15 |
Раздел 4. Графика | 20 | 20 | ||
4.1 4.2 | Силуэт. «Город», «Бельё на верёвке», «Полка с посудой», и др. Любимая игрушка. «Плюшевый мишка», «Щенок» и др. | Урок Урок | 6 14 | 6 14 |
ИТОГО: | 99 | 99 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Второй год обучения
I полугодие
Раздел 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
«ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»
1.1 Колорит
«Времена года»
Цвет-основа языка живописи. Закрепление понятий о спектре и цветовом круге, теплых и холодных оттенков, основных и дополнительных. Понятие – «колорит». Поиск гармоничного сочетания цветов. Повторение приемов и способов работы акварелью (цвет в цвет, по сырому). Изменение цветовой гамма и от времени года, времени суток, погодных условий.
Упражнение:
Составление колористической палитры времен года (лето, осень, зима, весна). Формат листа делится на четыре равные части. Каждая часть закрашивается в соответствии с колористической палитрой времени года.
Формат: А 3
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: составление осенней колористической палитры.
1.2 «Отражение в воде»
Понятие об отражении, эффекте зеркальности. Теплые и холодные, глухие и звонкие цвета. Совершенствование навыков работы акварелью.
Задание:
Изображение воды и отражающихся в ней деревьев, трав, кустов. Техники«вливание цвет в цвет», «по-сырому» и «раздельного мазка». Создание образа реки.
Формат: А 3
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
- Изображение с натуры чучела птицы
«Петушок», «Голубь», «Уточка» и др.
Закрепление понятий «форма», «силуэт».
Задание:
Рисование чучела птицы с натуры. Освоение понятий о сложной форме и пропорциях предмета. Простые геометрические фигуры в предметах сложной формы (голова – круг, туловище – овал, клюв – треугольник). Выразительность формы и силуэта.
Компоновка изображения в заданном формате, выбирая горизонтальное или вертикальное расположение листа бумаги, в соответствии с замыслом работы. Внесение в изображение, по желанию, фантастических образов. Работу вести, используя раздельный мазок, имитирующий фактуру пера птицы.
Формат: А 3
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра, белая гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала, рисование птиц по памяти.
Раздел 2. ГРАФИКА.
2.1 «Сухие травы»
Углубленное знакомство с рисунком - основой языка всех видов изобразительного искусства (композиция, ритм, цвет). Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке. Развитие навыков работы тушью и пером.
Упражнение:
Упражнение на проведение различных видов линий (прямых, волнистых, спиралей и др.). Освоение навыков работы тушью и пером.
Задание:
Рисование в графической технике растительного мира (травы, цветы, сухие растения). Освоение приемов работы тушью и пером.
На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку из растительных элементов.
Формат: А 4
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.2 Кляксография
«Фантастические деревья»
Знакомство с жанром изобразительного искусства – «пейзаж».С понятием «образность».Видами деревьев. Выразительность формы и силуэта.
Задание:
Рисование фантастических деревьев методом кляксография. Фон предварительно тонируется акварельными красками. Сочетание силуэтных пятен разной тональности и линии. Применение декоративных элементов.
Формат: А 4, А3
Материал: бумага, акварель, тушь, кисти, полая трубочка, белая гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
2.3 Насекомые
«Бабочка», «Кузнечик», «Жук» и др.
Изучение строения насекомых. Выразительные возможности линии.
Задание:
Рисование по памяти и представлению. Создание выразительного образа насекомого. Закрепление понятий о сложной форме и пропорциях предмета. Простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.
Фон предварительно тонируется акварельными красками.
Закрепление техники рисования тушью и пером.
Формат: А 4, А3
Материал: бумага, акварель, тушь, кисти, полая трубочка, белая гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
II полугодие
Раздел 3. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
«ТЕХНИКА РАБОТЫ ГУАШЬЮ»
- Холодная цветовая гамма (2 часа)
«Волшебные снежинки», «Зимние узоры» и др.
Понятия «формат», «симметрия», холодная цветовая гамма.
Задание:
Рисование снежинок на цветном фоне. Предварительно лист закрашивается
холодными цветами (синий, фиолетовый). После просыхания бумаги, рисуются снежинки с использованием наибольшего количества оттенков белого цвета, путем смешивания с различными цветами.
Формат: А 4
Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, получение наибольшего количества оттенков синего цвета.
- Теплая цветовая гамма
«Натюрморт с крынкой и овощами», «Натюрморт с кувшином и фруктами» и др.
Понятие о «натюрморте», «локальном цвете» и многообразии его оттенков. Понятия о формате, композиции и форме предметов. Силуэт предметов.
Задание:
Рисование с натуры. Натюрморт из двух - трёх предметов простой формы на тёплом фоне. Светлые предметы на темном фоне или тёмные предметы на светлом фоне. Силуэт предметов обводится тёмным цветом. В дальнейшем работа ведётся большими цветовыми пятнами по плоскости листа, не оставляя белой бумаги. Выдержать работу в теплой цветовой гамме.
Формат: А 3
Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, получение наибольшего количества оттенков жёлтого или красного цвета.
3.2 Портрет
«Портрет мамы», «Портрет друга», «Автопортрет», «Весёлый клоун».
Понятие «портрет» как жанра изобразительного искусства. Изучение пропорций лица человека.
Задание:
Рисование портрета человека с сохранением верных пропорций.
Выполнение портретных изображений своих родителей или друзей. Передача в портрете основных пропорций головы человека и его лица, без лишних деталей.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, автопортрет.
РАЗДЕЛ 4. ГРАФИКА.
- Силуэт
«Город», « Сказочный замок», «Бельё на верёвке», «Полка с посудой».
Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами.
Задание:
Составление композиции с использованием сложного силуэта, на тему: архитектура (город, сказочный замок), или бытовая утварь (полка с посудой, белье на веревке).Закрепление приема работы тушью и пером.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, силуэт растения.
- Любимая игрушка
«Плюшевый мишка», «Щенок» и др.
Закрепление понятий о сложной форме и пропорциях предмета. Простые геометрические фигуры в предметах сложной формы. Выразительность формы и силуэта. Понятие «фактура поверхности».
Упражнение:
Рисование по памяти и представлению. Создание образа любимой игрушки от пятна. Способ – штрихом, завитком, плотным пятном. Освоение техники рисования тушью и пером, передача фактуры поверхностей предметов.
Формат: А -3
Материалы: бумага, карандаш, ластик, тушь, перо.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени | ||
Максимальная учебная нагрузка | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Цветоведение. Волшебная акварель. | 25 | 25 | |||
1.1 1.2 1.3 1.4 | Локальный цвет и его оттенки «Ветка рябины», «Ветка берёзы». Локальный цвет и его оттенки«Натюрморт с грибами», «Дары природы» и др. Ритм и тональность в пейзаже «Золотая осень», «Осенний парк». Тёплая и холодная цветовая. «Мой поселок», «Мой город», «Деревенский пейзаж» и др. | Урок Урок Урок Урок | 3 6 6 10 | 3 6 6 10 | |
Раздел 2. Графика. Нетрадиционные техники. | 24 | 24 | |||
2.1 2.2 2.3 | Монотипия. «Цветы для мамы», «Жар – птица», и др. Техника граттаж. «Космос», «Ночной город», «Любопытная кошка» и др. Метод «тычок» полусухой кистью. «Медведь», «Олень», «Лисица» и др. | Урок Урок Урок | 6 9 9 | 6 9 9 | |
II полугодие | |||||
Раздел 3. Цветоведение. Волшебная гуашью. | 25 | 25 | |||
3.1 3.2 3.3 3.4 | Гармоничные цветовые сочетания. «Лоскутное одеяло», «Эскиз витража» и др. Пропорции фигуры человека. Пластика фигуры человека. Зарисовки фигуры человека в статике и движении. Тематическая композиция. Фигура человека в движении. «Спортсмен», «Сказочный герой», «Снежная королева» и др. | Урок Урок Урок Урок | 3 6 6 10 | 3 6 6 10 | |
Раздел 4. Графика. | 25 | 25 | |||
4.1 4.2 4.3 | Выразительные возможности цветных карандашей. Упражнение воздушных шаров, праздничного торта, осенних листьев. Орнамент. Декорирование формы. Выполнение эскиза шапочки, варежек, перчаток с ведением орнамента. Декоративный натюрморт.«Дары природы» и др. | Урок Урок Урок | 6 9 10 | 6 9 10 | |
ИТОГО: | 99 | 99 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Третий год обучения
I полугодие
Раздел 1. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
«ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»
- Локальный цвет и его оттенки
«Ветка рябины», «Ветка берёзы» и др.
Закрепление понятия «локальный цвет». Видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Понятие о теплых и холодных оттенках одного цвета.
Упражнение:
Рисование с натуры ветки дерева, на темном фоне. Прием вливания «цвет в цвет». Компоновка на листе, передача конструкции ветки и листьев.
Формат: А 4
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: принести осенние листья.
- Локальный цвет и его оттенки
«Натюрморт с грибами», «Дары природы» и др.
Закрепление знаний, и умений в работе с акварелью. Закрепление понятия «локальный цвет».
Задание:
Рисование с натуры. Натюрморт из двух - трёх предметов простой формы на фоне драпировки. Светлые предметы на темном фоне или тёмные предметы на светлом фоне. Работа ведётся большими цветовыми пятнами по плоскости листа, не оставляя белой бумаги.
Формат:А3
Материалы: бумага, акварель, восковые мелки, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление приема работы акварелью.
1.3 Ритм и тональность в пейзаже
«Золотая осень», «Осенний парк» др.
Закрепление понятия «пейзаж», «силуэт», «воздушная и линейная перспектива», «тёплая цветовая гамма». Повторить материал по изучению конструкции дерева (корни, ствол, ветви, крона).
Задание:
Рисование осеннего пейзажа в перспективе, можно ввести в пейзаж узор чугунной решетки.
Бумагу желательно брать тонированную среднего тона, чтобы иметь возможность работать темным по светлому и светлым по темному одновременно. Работа ведётся большими массами, передавая характер деревьев через их силуэт. В цвете работа выполняется акварельными красками способом «примакивания», пространство строится с помощью введения второго плана. Выдержать работу в теплой гамме, с использованием наибольшего количества оттенков цвета, смешивая краски на палитре.
Формат: А 3
Материал: тонированная бумага среднего тона ,акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: принести фотографии или картинки с изображением посёлка.
1.4 Тёплая и холодная цветовая гамма
«Мой поселок», «Мой город», «Деревенский пейзаж» и др.
Повторение понятий «теплые и холодные» цвета. Сравнение изменения цвета в зависимости от положения предмета в пространстве. Ритм в живописи. Сравнение пропорций, контрастных по размеру форм.
Задание:
Рисование пейзажа с введением архитектуры (деревянных домов, современных многоэтажек и др.) Компоновка изображения с учетом равновесия, выбор формата в соответствии с замыслом работы. Закрепление техники работы акварелью «заливка». Передача пропорций, контрастных по размеру форм. Применение воздушной перспективы.
Формат:А 3
Материал: акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, рисование домов.
Раздел 2. ГРАФИКА. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ.
2.1Монотипия
«Цветы для мамы», «Жар – птица», и др.
Знакомство с нетрадиционной графической техникой «монотипия».
Задание:
Выполнение тематической композиции в технике «монотипия».
Предварительно лист бумаги необходимо сложить вдвое и на одной половине нарисовать половину изображения (предметы выбираются симметричные).После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Изображение дорисовывается.
Форма: А 3
Материал: бумага, кисти, гуашь, палитра.
Самостоятельная работа: рисунок цветка в технике монотипия.
2.2 Техника граттаж
«Космос», «Ночной город», «Любопытная кошка» и др.
Знакомство с нетрадиционной графической техникой «Граттаж».
Задание:
Выполнение тематической композиции в технике «граттаж».
Предварительно картон покрывается толстым слоем разноцветными восковыми мелками. В том случае, если нет восковых мелков, используется акварельная краска. Лист покрывается акварельной краской, после высыхания, бумага натирается свечой. В дальнейшем лист покрывается черной гуашью или тушью, с добавлением жидкого мыла. После высыхания рисунок процарапывается любым острым предметом (зубочисткой, острой палочкой).Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Форма: А 3
Материал: обычный картон, широкая кисть, акварель или восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь или тушь с добавлением жидкого мыла, деревянная зубочистка.
Самостоятельная работа: рисунок цветка в технике граттаж.
2.3 Метод «тычок» полусухой кистью
«Медведь», «Олень», «Лисица» и др.
Знакомство с нетрадиционной графической техникой метод «тычка».
Задание:
Рисование северного животного методом «тычка». Предварительно на листе проводится разметка карандашом. Сухой жесткой кистью, гуашью нужного цвета, делаются сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. После высыхания краски, дорисовываются мелкие детали (глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали).
Форма: А 3
Материал: бумага, жесткие и мягкие кисти, гуашь,
Самостоятельная работа: рисунок домашнего питомца в технике «тычок».
II полугодие
Раздел 3. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
«ТЕХНИКА РАБОТЫ ГУАШЬЮ»
3.1 Гармоничные цветовые сочетания
«Лоскутное одеяло», «Эскиз витража» и др.
Умение гармонично создавать определённую цветовую гармонию, а также выявить за счёт цветовых акцентов наиболее композиционно значимые формы.
Задание:
Выполнение эскиза. Заполнение плоскости листа абстрактными пятнами геометрической или негеометрической формы, используя гармоничные цветовые сочетания. Предварительно на листе проводится разметка карандашом будущих «кусочков» (ткани, стекла). Далее на палитре составляется сложный цвет, заполняются «кусочки», подбирая цвет таким образом, чтобы он гармонировал с рядом расположенным цветом.
Гармоничное сочетание 6 групп родственно-контрастных цветов:
1. Жёлтый - фиолетовый, красный, оранжевый и промежуточные.
2. Жёлтый – фиолетовый, синий, зелёный и промежуточные.
3. Синий – оранжевый, зелёный, жёлтый и промежуточные
4. Синий – оранжевый, зелёный, жёлтый и промежуточные.
5. Красный – зелёный, жёлтый, оранжевый и промежуточный.
6. Красный – зелёный, синий, фиолетовый и промежуточный.
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
3.2 Пропорции фигуры человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека.
Упражнение:
Зарисовка фигуры человека в статическом состоянии,с сохранением пропорций. В работе используется таблица со схемами.
Формат: А 3
Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, принести фотографии или картинки фигуры человека в статическом состоянии.
3.3 Пластика фигуры человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека.
Упражнение:
Зарисовка фигуры человека в движение с сохранением пропорций. В работе используется таблица со схемами.
Формат: А 3
Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, принести фотографии или картинки фигуры человека в движении.
- Тематическая композиция
Фигура человека в движении.
«Спортсмен», «Сказочный герой», «Снежная королева» и др.
Закрепление умения рисовать фигуру человека с сохранением пропорциональных отношений.
Упражнение:
Составление композиции с введением фигуры человека в движении. В качестве фона используется работа с предыдущего задания (гармоничнее цветовые сочетания).
Формат: А 3
Материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: закрепление материала, рисование человека в движении.
Раздел 4. ГРАФИКА.
2.1 Выразительные возможности цветных карандашей
Знакомство с цветными карандашами. Знакомство с цветовыми переходами.
Упражнение:
Выполнение рисунка (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Работа штрихом, пятном.
Формат: А 4
Материал: бумага, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: закрепление материала, силуэт растения.
- Орнамент. Декорирование формы
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента.
Задание:
Выполнение эскиза шапочки, варежек, перчаток. Декорирование предметов орнаментом. Использование в работе цветных карандашей.
Работа штрихом, пятном.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
Формат: А 4
Материал: цветной картон, цветные карандаши.
2.3 Итоговая работа. Декоративный натюрморт
«Дары природы» и др.
Закрепление знаний, и умений в работе с цветными карандашами. Закрепление понятия «контраст», «декоративность». Последовательность выполнения натюрморта.
Задание:
Рисование натюрморта из овощей и фруктов по памяти и представлению. Декорирование предметов геометрическими орнаментами. Пропорции и выразительность силуэта. Выбор горизонтального или вертикального расположение листа бумаги, в соответствии с замыслом работы. Композиция на листе.
Формат: А3
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Самостоятельная работа: закрепление приема работы в декоративной технике.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- Знание различных видов и жанров изобразительного искусства.
- Знание терминологии изобразительного искусства.
- Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
- Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
- Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
- Навыки передачи формы, характера предмета.
- Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках.
- Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
- Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
- Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
- Основные понятия художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, пропорции, формат, форма, контраст.
- Элементарные основы живописи: основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета; различать «теплые» (красный, желтый, оранжевый) и «холодные» (синий, голубой, фиолетовый) цвета.
- Элементарные основы графики: виды и характер линии, штриха, пятен; соотношение черного и белого; фактура поверхности.
- Основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр) и виды произведений (живопись, графика) изобразительного искусства;
- Конструкцию дерева (корни, ствол, ветви, крона).
Уметь:
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства: графики и живописи.
- Получать дополнительные цвета из основных, путём механического смешивания красок (оранжевый = красный + желтый, зеленый = желтый + синий, фиолетовый = синий + красный).
- Сознательно выбирать формат в соответствии с художественным замыслом работы.
- Правильно компоновать предметы на формате листа, выделять главное в композиции размером и цветом.
- Использовать художественные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, мягкие материалы, бумага).
- Применять основные средства художественной выразительности для создания композиций в графике и живописи;
- Реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.
- ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
- Основные понятия художественного языка в изобразительном искусстве: «строение» и «конструкция предмета», «равновесие», «симметрия», «ритм».
- Законы цветоведения, знакомятся с понятиями «оттенок», «тон», «теплый» и «холодный».
- Названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- Способы получения дополнительных цветов из основных, путём механического смешивания красок.
- Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт и портрет.
Уметь:
- Анализировать конструктивную форму предмета, выразительно передавать форму и цвет;
- Уметь подбирать сходный с натурой цвет путем смешивания красок.
- Выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа бумагив соответствии с художественным замыслом работы, уметь правильно компоновать предметы на формате листа.
- Выделять главное в композиции размером и цветом, использовать, по необходимости, цветовой контраст.
- В работе над пейзажем преодолевать разрыв неба и земли;
- Изображать портрет человека с сохранением верных пропорций;
- Вести сбор подготовительного материала для будущей композиции, обрабатывать его и использовать в дальнейшей работе;
- Передавать характер растений (кустов, деревьев, цветов, животных и птиц)тоном и цветом, через их силуэт.
- Реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.
- ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
- Основные понятия цветоведения: цветовой спектр и цветовой круг; основные и дополнительные цвета; хроматические и ахроматические цвета; теплая и холодная гамма цветов; гармоничное сочетание цвета в природе, пары контрастов (по размеру, тону, цвету);
- Понятия художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, пропорции, «тон», «нюанс», «контраст», «ритм», «конструкция предмета», «наглядная перспектива» и ее законы, осваивают новое понятие «светотень».
- Элементарные основы графики: виды и характер линии, штриха, пятен; соотношение черного и белого; фактура поверхности; «декоративная графика»
- Основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика) изобразительного искусства;
Уметь:
- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи);
- Сознательно выбирать формат в соответствии с художественным замыслом работы; правильно компоновать предметы на формате листа;
- Выделять главное в композиции соподчинением второстепенных деталей;
- Применять основные средства художественной выразительности для создания композиций в графике и живописи;
- Выдерживать работу в определенной гамме, с использованием наибольшего количества оттенков цвета, смешивая краски на палитре;
- Работать раздельным мазком акварельными и гуашевыми красками по форме предмета;
- Менять направление мазка, в зависимости от формы предмета;
- Передавать основные пропорции предметов, их цветовые характеристики, сравнивать предметы по размеру и цвету;
- Работать по сырому, использовать приемы повторных прокладок цвета, слияния цветов.
- Реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется преподавателем практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение двухкомпонентной оценки: за композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. Так же преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Промежуточная аттестация (зачёт) проводится в счет аудиторного времени предусмотренного на учебный предмет, в форме творческого просмотра в конце каждой четверти. По итогам просмотра учащимся выставляются оценки.
Итоговая аттестация (экзамен) проводится во втором полугодии 3 года обучения во внеаудиторное время, в форме итогового просмотра.
Учащимся предлагается выполнить итоговую работу на тему: «Декоративный натюрморт». На выполнение задания отводится 10 часов. Оценка заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование».По итогам экзамена проводится отчётная выставка.
Ожидаемые результаты:
- умение пользоваться кистями, красками, палитрой и другими материалами;
- умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
- умение различать различные техники исполнения;
- умение выражать эмоциональные переживания, создавая выразительную композицию и добиваясь цветовой гармонии в работах;
- умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной работе.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: отлично, хорошо и удовлетворительно.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя две составляющие: композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Композиция»
Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 отлично- все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных
ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
- хорошо - имеются незначительные ошибки;
3 удовлетворительно - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения».
Выразительность цветового и (или) графического решения
Предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
5 отлично - учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 хорошо- работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 удовлетворительно - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учебной программой «Основы изобразительной деятельности и рисования»предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную (внеаудиторную) работу учащихся, отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Самостоятельные работы по учебному предмету просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Рисунок, акварель, темпера» М.:ЭКСМО 2005
- Д. Чиварди «Рисунок» М.:ЭКСМО 2002
- О. Максимова «Как рисовать натюрморт» М.: АСТ Астрель 2002
- М. Манизер, К. Максимов, Я. Шкандрий «Школа изобразительного искусства» Рисунок , живопись , скульптура М.: Изобразительное искусство 1989
- Б. Иогансон, А. Кузнецов, В. Соколов, М. Иваницкий «Школа изобразительного искусства» Рисунок , живопись , скульптура, пластическая анатомия М.: Изобразительное искусство 1993
- «Натюрморт» М.: Мир книги 2005
- К. Найз «Рисунок тушью» Минск: Попурри 2000
- Б. Додсон «Ключи к искусству рисунка» Минск: Попурри 1999
- О. Максимова «Как рисовать натюрморт» М.: АСТ Астрель 2002
- У. Ньютон «Акварельная живопись» М.: Кристина.-новый век 2002
- Б. Айзенберт « Полный курс акварели» М.: АСТ Астрель 2004
- Д. Мартин «Учимся смешивать цвета» М.: АСТ Астрель 2004
- Д. Баррас «Свет в акварели» М.: Кристина -новый век 2003
- В. Тейт «Рисуем цветы акварелью» » М.: Кристина -новый век 2003
- Д. Дауден «Рисуем воду акварелью» » М.: Кристина -новый век 2003
- Р. Вулф «Основы изображения людей в технике акварели» Минск: Попурри 2003
- «Портрет» М.: Мир книги 2005
- «Акварельные карандаши» М.: Кристина 2004
- «Пастель» М.: Мир книги 2006
- В. Е. Шорохов «Основы композиции» М.: Просвещение 1979
- С. Молцмен «Рисуем пейзаж» Минск: Попурри 2001
- Ю. Дрожин «Узоры Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002
- Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002
- «Батик» М.: АСТ-Пресс книга 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Волшебное кружево» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003
- И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003
- С. Жегалова «Русская народная живопись» М.: просвещение 1984
- Л. Журавлёва «Резное и расписное дерево» м.: Советская Россия 1985
- И. Дёмина «Чудеса из дерева» Смоленск: Русич,2001
- Р. Хэрольд «Костюмы народов мира» иллюстрированная энциклопедия М.:ЭКСМО 2002