ПРОГРАММА по учебному предмету ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Трубаева Татьяна Валерьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpt_21.06.2016._dop_gotovo.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

г. Сафоново 2015 г

Рассмотрено

Педагогическим советом

МБОУДОД

«Сафоновская ДШИ № 2»

Протокол № ___

«___»  _______20____г.

             Утверждаю

             директор МБОУДОД

            «Сафоновская ДШИ № 2»

 

           _________ Т.В. Штетингер

           «___»  _______20____г.

М.П.

Организация-разработчик: МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»

Разработчик – Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»

 


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Содержание разделов и тем. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Дидактические материалы ;

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Программа учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Программа учебного предмета «Декоративно прикладное творчество»  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,  утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области  изобразительного искусства в детских школах искусств. Учебный предмет «Декоративно прикладное творчество» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» составляет 3 года: при 3-летней дополнительной общеразвивающей программе с 1 по 3 классы.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 198 аудиторных часов. В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа программой не предусмотрена.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего

часов

Классы

1

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные

занятия (в часах)

30

36

30

36

30

36

198

Максимальная

учебная нагрузка

(в часах)

30

36

30

36

30

36

198

промежуточной и

итоговой аттестации по

полугодиям

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

итоговая

аттестация

Объем учебной нагрузки в неделю составляет в 1,2,3 классе 2 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета:

1.  В обучении:

-  познакомить  обучающихся  с  историей  возникновения  изонити,

бисероплетения, букетов из конфет, бумажной пластики;

-  научить  работать  с  материалами  в  различных  техниках  изонити,

бисероплетения, букетов из конфет, бумагопластики;

-  поощрять разработку творческих проектов.  

2.  В воспитании:

-  создание  в  объединении  атмосферы  доброжелательности  и

взаимопомощи;

-  привить  любовь  обучающимся  к  декоративно  -  прикладному  и

народному искусству;

-  формировать эстетический вкус;

-  способствовать  развитию  доброты,  чуткости,  умения  сопереживать,

уважения к человеку, самоуважение.

3.  В развитии:

-  формировать чувство гармонии, пропорциональности в работах;

-  развить практические навыки работы в различных техниках  

    бисероплетения,  нитяной  графики,  бумагопластики  и  букетов  из

конфет;

-  привить аккуратность и усидчивость;

-  развить  творческие  способности    при  выполнении  творческих

проектов.
      Логика  построения  программы  заключается  в  последовательном

изучении  материала  от  простого  к    сложному.  При  обучении  происходит постепенный переход от простых видов деятельности к более сложным.  

       Особый  акцент  делается  на  организацию  самостоятельной

познавательной  и  практической  деятельности  обучающихся,  связанной  с

разработкой  и  последующим  изготовлением  сувениров.  При  разработке

эскиза  изделия,  а  так  же  в  процессе  его  изготовления  каждый  параметр

качества  сувенира  (соответствие  выбранной  или  придуманной

самостоятельно схеме, соблюдение пропорциональности отдельных деталей

и их взаимного расположения) выступает для обучающихся как специальная

задача  анализа,  планирования,  выполнения  и  контроля.  А  чтобы

обучающиеся  могли  ее  решать,  необходимо  познакомить  их  с  основными параметрами качества и условиями их достижения.

Также необходимо развивать практические навыки работы в различных

техниках    бисероплетения,  бумагопластики,  букетов  из  конфет,  изонити.

Прививать  аккуратность  и  усидчивость.  Развивать  творческие  способности обучающихся при создании собственных композиций.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 практический;

 эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой  в области изобразительного искусства.

Учебные аудитории оснащенными  необходимым оборудованием, мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 6-10 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.

Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов

1.

Вводное занятие

Урок-беседа

2

Сувениры из бумаги:

2.

Цветы из бумаги

Урок

6

3.

Объёмная аппликация

Урок

8

4.

Элементы оригами

Урок

8

5.

Волшебные коробочки

Урок

8

6.

Букеты из конфет

Урок

8

Бисероплетение:

7.

Параллельное низание на проволоке

Урок

8

8.

Параллельное низание на леске

Урок

8

Изонить.

9.

Заполнение угла

Урок

8

10.

Подготовка экспозиции

Просмотр

2

Итого за год

66

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов

1.

Вводное занятие

Урок-беседа

2

2.

Бумагопластика

Урок

12

3.

Оригами

Урок

12

4.

Бисероплетение

Урок

10

Изонить:

5.

Заполнение круга

Урок

12

6.

Комбинированная вышивка

Урок

16

7.

Итоговое занятие

2

Итого за год

66

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов

1.

Вводное занятие

Урок-беседа

2

Бумагопластика

2.

Аппликация

Урок

14

3.

Квиллинг

Урок

16

Бисероплетение

4.

Бисероплетение

Урок

14

Изонить

5.

Комбинированная вышивка по картону.

Урок

18

6.

Подготовка экспозиции.

Просмотр.

2

Итого за год

66

Годовые требования

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Тема.  Вводное занятие.

Содержание работы программы “ Декоративно - прикладное искусство”

на 1-й год обучения. Знакомство с детьми.

Организационные вопросы. Характеристика материалов и инструментов,

необходимых для изготовления сувениров. Т/б при работе с инструментами и

материалами.

2.  Тема. Сувениры из бумаги. Цветы из бумаги.

Розы из гофрированной бумаги: поэтапное

изготовление лепестков, листьев, соединение деталей. Гвоздика из

гофрированной бумаги: изготовление по шаблонам лепестков, листьев.

соединение деталей цветка со стеблем. Ромашка желаний. Композиции

«Георгин в вазе», «Мимоза», «Нарцисс».

3. Тема. Объемная аппликация.

«Осенний лес»: поэтапное изготовление деревьев и листьев.

«Алые паруса»: изготовление по шаблонам парусника.

Композиции: «Сердечко», «Черепаха», «Ромашка и бабочка».

4. Тема. Элементы оригами.

«Гвоздика» (базовая модель «кармашек»).

5. Тема. Изготовление животных в технике оригами.

-Волшебные коробочки .Изготовление по шаблонам коробочек с

крышкой, без крышки, со съемной крышкой. Оформление коробочек.

Коллективная работа: гирлянда «Подарки» (основа маленькие

коробочки, оформленные цветной бумагой и нанизанные на нитку).

6. Тема.  Букеты из конфет.

Материалы, инструменты, способы крепления конфет, правила

оформления букетов бумагой различной текстуры.

Композиция «Сердечко» (поэтапное изготовление сердечка).

 Букет «Тюльпаны» (поэтапное изготовление сувенира).
Композиция «Восьмерка» (изготовление восьмерки, оформление ее

конфетами).

7. Тема.  Бисероплетение. Параллельное низание на проволоке.

Колечко «Бантик»: на проволоку согласно схеме нанизать бисер,

учитывая размер пальца.

Сувениры «Золотая рыбка», «Коровка», «Бабочка», «Цветок»,

«Машинка».

8. Тема. Параллельное низание на леске.

Фенечка «Разноцветные шарики». Браслет «Крестик»(техника низания «крестик»). Брелоки: «Пингвин», «Крокодил».

9. Тема. Изонить. Заполнение угла.

Деление сторон угла на равные части. Нумерация точек.  Проколы

точек. Заполнение угла нитями по схеме. Изготовление композиций:

панно «Фантазия», «Бенгальские огни» и «Кораблик».

10. Тема. Итоговое занятие.

Подведение итогов проведенной работы. Проведение контрольного

занятия по пройденному материалу.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Тема. Вводное занятие.

 Организационные вопросы. Характеристика материалов и инструментов,

необходимых для изготовления сувениров. Т/б при работе с

инструментами и материалами.

2. Тема. Бумагопластика.

Изготовление объемных композиций и аппликаций. Сувениры «Кошка»,

«Елочка», «Мышка». Композиция «Цветочный дождь»: по шаблонам

изготовить цветы, наклеить на атласную ленту и украсить окно.

3. Тема.  Оригами.

Изготовление фигурок животных, цветов и новогодних сувениров,  

4. Тема. Бисероплетение.

Изготовление объемных брелков: «Кот», «Сердечко».

Изготовление цветочных панно, плетение на проволоке плоских

фигурок.  

5. Тема. Изонить. Заполнение круга.

Заполнение окружности нитками по схеме.

Изготовление композиции: «Летний вечер», «Бабочка», «Сумерки».

6. Тема. Комбинированная вышивка.

Заполнение угла и круга нитями. Изготовление композиций: «Букет»,

«Бенгальские огни», «Сети паука».

7. Тема. Итоговое занятие.

Подведение итогов проведенной работы. Проведение контрольного

занятия по пройденному материалу.    

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Тема. Вводное занятие.

 Организационные вопросы. Характеристика материалов и инструментов,

необходимых для изготовления сувениров. Т/б при работе с

инструментами и материалами.

2. Тема. Бумагопластика: аппликация.

Виды бумаги, необходимые для работы. Изготовление композиций из

бумажных полосок.  Тематика украшений для рамок. Виды картона, используемые в работе. Способы соединения картона и оформления готового изделия.            Изготовление паспарту с использованием картинок на различную тематику: кулинария (для помещения в рамку кулинарного рецепта), День бракосочетания, День рождения, Именины.

3. Тема. Бумагопластика: квилинг.

          Инструменты и материалы. Виды бумаги для квилинга. Приемы

работы. Базовые модели: «капля», «глаз», «изогнутый глаз», «квадрат»,

«треугольник», «звездочка», «полумесяц». Сувениры: «Голубые цветы»,

«Валентинка», «Ромашки». Панно «Корзина с фиалками», открытка

«Осенняя», панно «Бабочка».  

4. Тема. Бисероплетение.

Освоение техник: «Веточка», «Шишечки», «Листики», «Цветочки»,

«Колечки», «Змейка». Изготовление сувениров.

5. Тема. Изонить. Комбинированная вышивка.

Самостоятельная разработка и изготовление композиций.

Комбинированная вышивка «Знаки зодиака», «Котенок», «Коровка», «Цветы

и бабочка».

6. Тема. Итоговое занятие.

Подведение итогов проведенной работы. Проведение контрольного

занятия по пройденному материалу.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в третьем  классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы.

Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.

Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.

Критерии оценок

По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.

Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.

Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.

Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.

Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

Итогом освоения дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

Д. Рос «Керамика» М.: АСТ-Пресс книга 2003

 Ю. Дрожин «Узоры  Северной Двины» М.: Мозаика-синтез 2002

Ю. Дрожин «Мезенская роспись» М.: Мозаика-синтез 2002

Л. Аполозова «Бисероплетение» М.: Культура и традиции 1997

 «Батик» М.: АСТ-Пресс книга 2003

Т. Селиванова «Изделия из кожи» М.: Издательский дом МСП 2000

А. Иванова «Вышивка в интерьере» М.: Олма – Пресс 2003г.

«Солёное тесто» М.: АСТ-Пресс книга 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка» М.: Мозаика-синтез 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Городец» М.: Мозаика-синтез 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Хохлома» М.: Мозаика-синтез 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Волшебное кружево» М.: Мозаика-синтез 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Небесная гжель» М.: Мозаика-синтез 2003

И. Лыкова рабочая тетрадь «Сказочный лубок» М.: Мозаика-синтез 2003

С. Жегалова «Русская народная живопись»  М.: просвещение 1984

Л. Журавлёва «Резное и расписное деревр» м.: Советская Россия 1985

И. Дёмина «Чудеса из дерева» Смоленск: Русич,2001

Т. Крамаренко, Ю. Крамаренко «Кукольный театр – дошкольникам» М.: просвещение 1982

Р. Хэрольд «Костюмы народов мира» иллюстрированная энциклопедия М.:ЭКСМО 2002

        Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.