Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.01.,ПО.01.УП.04 РИСУНОК
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Примерная программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.,ПО.01.УП.04
РИСУНОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunok_-_programma_56_let.docx | 92.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Примерная программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.,ПО.01.УП.04
РИСУНОК
Сафоново, 2013 г.
Примерная программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)
ЖИВОПИСЬ
__________________________________________________________________
название программы
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»
(наименование учреждения по Уставу)
Разработчики:
Трубаева Татьяна Валерьевна, Головченко Людмила Васильевна
(ф.и.о., должность)
Рецензент:
___________________________________________________________
(ф.и.о., должность)
Рецензент:
___________________________________________________________
(ф.и.о., должность)
Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательномпроцессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Обоснование структуры программы учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Учебно-тематический план;
• Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• Методические рекомендации преподавателям;
• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
• Список методической литературы.
• Список учебной литературы.
• Средства обучения.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и сучетом федеральных государственных требований к дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательной программе в областиизобразительного искусства «Живопись».
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системехудожественного образования рисунок является основополагающим учебнымпредметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаютсявзаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мираобучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения ивоспитания, система планомерного изложения знаний и последовательногоразвития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый рядтеоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать иосмыслить окружающий мир, понять закономерность строения формприроды и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 6 лет.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой) классы составляет 33 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планомобразовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия - 561 час, самостоятельная работа - 429 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 6 лет составляет 1188 часов, в том числе аудиторные занятия - 660 часов, самостоятельная работа - 528 часа.
Сведения о затратах учебного времении графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Аудиторные занятия | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 64 | 68 | 64 | 68 | 561 |
Самостоятельная работа | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 48 | 51 | 48 | 51 | 429 |
Максимальнаяучебнаянагрузка | 80 | 85 | 80 | 85 | 80 | 85 | 112 | 119 | 112 | 119 | 990 |
Видпромежуточнойаттестации | зачет | зачет | зачет | экзамен | зачет |
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 6 лет(программа «Живопись» со сроком обучения 6 лет)
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Аудиторные занятия | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 64 | 68 | 64 | 68 | 48 | 51 | 660 |
Самостоятельная работа | 32 | 34 | 32 | 34 | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 48 | 51 | 528 |
Максимальная учебная нагрузка | 80 | 85 | 80 | 85 | 80 | 85 | 112 | 119 | 112 | 119 | 96 | 102 | 1188 |
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | зачет | экзамен | зачет | зачет |
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного ииндивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебномупредмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» сосроком обучения 5 лет и 6 лет составляет:
• аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы – по 4 часа в неделю;
6 - класс – по 3 часа в неделю.
• самостоятельная работа:
1 - 2 классы – по 2 часа в неделю
3 - 6 классы – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована навыполнение домашнего задания детьми, посещение ими учрежденийкультуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческихмероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся кконтрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческимконкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводитьсярассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытиетворческого потенциала, приобретение в процессе освоения программыхудожественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыковпо учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению вобразовательные учреждения, реализующие профессиональныеобразовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
освоение терминологии предмета «Рисунок»;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствамис натуры и по памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке наоснове решения технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкциипредметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, накоторых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительнойпредпрофессиональной общеобразовательной программе в областиизобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работыпреподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной разделпрограммы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предметаиспользуются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональнойпрограммы являются наиболее продуктивными при реализациипоставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечнымфондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во времясамостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом сцелью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электроннымиизданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методическойлитературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетомсложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а такжепринципов наглядности, последовательности, доступности. Содержаниепрограммы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастныхособенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственногомышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображатьтрехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенногоусложнения – от простейших упражнений до изображения сложной иразнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисункуносят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другиезадания по своему усмотрению, что дает ему возможность творческиприменять на занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучениинатуры. Параллельно с длительными постановками выполняютсякраткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательностьи зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладетьискусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов даетсяпредставление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия осветотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомииживотных и человека. В последующие годы обучения осуществляетсяпереход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаютсязаконы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного итворческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающиеприобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. Назавершающем этапе обучения происходит ознакомление с основамипластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тональногорисования головы человека. Значительно расширяются и усложняютсякомпозиционные, пространственные и тональные задачи в рисованиинатюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению впрофессиональные учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательныедомашние (самостоятельные) задания.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделами темам:
• технические приемы в освоении учебного рисунка;
• законы перспективы; светотень;
• линейный рисунок;
• линейно-конструктивный рисунок;
• живописный рисунок; фактура и материальность;
• тональный длительный рисунок;
• творческий рисунок; создание художественного образаграфическими средствами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | ||||||
1 | Вводная беседа о рисунке. Организация работы | урок | 1 | - | 1 | |
2 | Графические изобразительные средства | урок | 29 | 12 | 17 | |
3 | Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия | урок | 30 | 12 | 18 | |
4 | Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт | урок | 15 | 6 | 9 | |
5 | Зарисовка чучела птицы | урок | 5 | 2 | 3 | |
Итого за полугодие | 80 | 32 | 48 | |||
II полугодие Раздел 2. Линейный рисунок | ||||||
1 | Зарисовки фигуры человека | урок | 5 | 2 | 3 | |
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень | ||||||
1 | Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива | урок | 5 | 2 | 3 | |
2 | Светотеневая зарисовка простых по форме предметов | урок | 10 | 4 | 5 | |
3 | Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности | урок | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | ||||||
1 | Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал) | урок | 5 | 2 | 3 | |
2 | Зарисовка мягкой игрушки | урок | 5 | 2 | 3 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | ||||||
1 | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах | урок | 10 | 4 | 6 | |
2 | Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания | урок | 5 | 2 | 3 | |
3 | Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне | урок | 15 | 6 | 9 | |
4 | Натюрморт из двух предметов быта | урок | 14 | 6 | 9 | |
5 | Контрольный урок | урок | 1 | - | 1 | |
Итого за полугодие | 85 | 34 | 51 | |||
Всего часов в году | 165 | 66 | 99 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | ||||||
1 | Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне | урок | 15 | 6 | 9 | |
Раздел 2.Законы перспективы. Светотень. | ||||||
1 | Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе | урок | 10 | 4 | 6 | |
2 | Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе | урок | 10 | 4 | 6 | |
3 | Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) | урок | 15 | 6 | 9 | |
4 | Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти | урок | 10 | 4 | 6 | |
5 | Рисунок гипсового куба | урок | 10 | 4 | 6 | |
6 | Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти | урок | 10 | 4 | 6 | |
Итого за полугодие | 80 | 32 | 48 | |||
II полугодие Раздел 3 Линейный рисунок | ||||||
1 | Наброски фигуры человека | урок | 5 | 2 | 3 | |
Раздел 4.Живописный рисунок.Фактура и материальность. | ||||||
1 | Зарисовки чучела птицы | урок | 10 | 4 | 6 | |
2 | Зарисовки предметов, различных по материалу | урок | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | ||||||
1 | Натюрморта из двух предметов быта призматической формы | урок | 20 | 8 | 12 | |
2 | Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы | урок | 20 | 8 | 12 | |
3 | Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу | урок | 19 | 8 | 11 | |
4 | Контрольный урок | урок | 1 | - | 1 | |
Итого за полугодие | 85 | 34 | 51 | |||
Всего часов в году | 165 | 66 | 99 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | ||||||
1 | Тематический натюрморт «Осенний» | урок | 24 | 12 | 12 | |
Раздел 2.Линейно-конструктивный рисунок | ||||||
1 | Натюрморт из гипсовыхгеометрических тел | урок | 18 | 9 | 9 | |
2 | Сквозной рисунок предметовкомбинированной формы | урок | 18 | 9 | 9 | |
3 | Зарисовки отдельных предметовкомбинированной формы с натуры и по памяти | урок | 12 | 6 | 6 | |
Раздел 3Тональный длительныйрисунок | ||||||
1 | Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных на уровне глаз учащихся | урок | 24 | 12 | 12 | |
Итого за полугодие | 96 | 48 | 48 | |||
II полугодие. Раздел 4.Линейно-конструктивный рисунок | ||||||
1 | Рисунок гипсового орнаментаневысокого рельефа | урок | 18 | 9 | 9 | |
2 | Рисунок чучела птицы | урок | 12 | 6 | 6 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | ||||||
1 | Натюрморт с чучелом птицы | урок | 24 | 12 | 12 | |
2 | Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имееткомбинированную форму, расположенных ниже уровня глазучащихся | урок | 24 | 12 | 12 | |
3 | Натюрморт из 2-х предметовкомбинированной формы разных потону | урок | 23 | 12 | 11 | |
4 | Контрольный урок | урок | 1 | - | 1 | |
Итого за полугодие | 102 | 51 | 51 | |||
Всего часов в году | 198 | 99 | 99 |
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок | ||||||
1 | Натюрморта из трех гипсовых геометрических тел | урок | 28 | 12 | 16 | |
2 | Рисунок однотонной драпировки с простыми складками | урок | 21 | 9 | 12 | |
3 | Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками | урок | 28 | 12 | 16 | |
Раздел 2.Живописный рисунок. Фактура и материальность | ||||||
1 | Натюрморт с металлической и стеклянной посудой | урок | 28 | 12 | 16 | |
Раздел 3Линейный рисунок | ||||||
1 | Зарисовки фигуры человека в движении | урок | 7 | 3 | 4 | |
Итого за полугодие | 112 | 48 | 64 | |||
II полугодие. Раздел 4.Законы перспективы. Светотень | ||||||
1 | Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построение окружности в пространстве | урок | 14 | 6 | 8 | |
2 | Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении | урок | 14 | 6 | 8 | |
3 | Наброски по памяти отдельных предметов | урок | 7 | 3 | 4 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок. | ||||||
1 | Рисунок гипсового шара | урок | 14 | 6 | 8 | |
2 | Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении с драпировкой | урок | 28 | 12 | 16 | |
Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок | ||||||
1 | Натюрморт в интерьере с масштабным предметом | урок | 21 | 9 | 12 | |
2 | Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками | урок | 21 | 9 | 12 | |
Итого за полугодие | 119 | 51 | 68 | |||
Всего часов в году | 231 | 99 | 132 |
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
I полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок | ||||||
1 | Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел | урок | 21 | 9 | 12 | |
2 | Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете | урок | 21 | 9 | 12 | |
3 | Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками | урок | 28 | 12 | 16 | |
Раздел 2.Линейно-конструктивный рисунок | ||||||
1 | Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью | урок | 21 | 9 | 12 | |
2 | Зарисовка головы человека (обрубовка) | урок | 21 | 9 | 12 | |
Итого за полугодие | 112 | 48 | 64 | |||
II полугодие. Раздел 3.Фактура и материальность в учебном рисунке | ||||||
1 | Натюрморт из предметов с различнойфактурой и материальностью ичетким композиционным центром | урок | 35 | 15 | 20 | |
2 | Рисунок фигуры человека в интерьере | урок | 14 | 6 | 8 | |
Раздел 4Создание художественного образа графическими средствами | ||||||
1 | Тематический натюрморт «Мир старых вещей». | урок | 35 | 15 | 20 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок. | ||||||
1 | Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками (итоговая работа) | урок | 34 | 15 | 19 | |
2 | Контрольный урок | урок | 1 | - | 1 | |
Итого за полугодие | 119 | 51 | 68 | |||
Всего часов в году | 131 | 99 | 132 |
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок | |||||
1 | Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта) | урок | 24 | 12 | 12 |
2 | Рисунок капители | урок | 24 | 12 | 12 |
3 | Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах | урок | 24 | 12 | 12 |
4 | Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз) | урок | 24 | 12 | 12 |
Итого за полугодие | 96 | 48 | 48 | ||
II полугодие. Раздел 2.Тональный длительный рисунок | |||||
1 | Рисунок черепа человека | урок | 12 | 6 | 6 |
2 | Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти | урок | 18 | 9 | 9 |
3 | Рисунок античной гипсовой головы | урок | 30 | 15 | 15 |
Раздел 3Создание художественного образа графическими средствами | |||||
1 | Тематический натюрморт с атрибутами искусства | урок | 42 | 21 | 21 |
Итого за полугодие | 102 | 51 | 51 | ||
Всего часов в году | 198 | 99 | 99 |
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Ι ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие«тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек наусиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на делениевертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные инечетные) части. Использование карандаша как измерительногоинструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента сиспользованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведенияпрямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративныхнародных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» вучебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.
1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.
1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы.
Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.
Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.
3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.
Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений взависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линийразличного характера для выразительности рисунка. Формат А4 , А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.
3.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельныхпредметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (безфона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градацияхсветотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композициялиста. Освещение верхнее боковое. Формат А4 , А3. Материал – графитныйкарандаш.
Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.
3.3. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметовс учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещениеверхнее боковое. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и попамяти.
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).
Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство сприемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещениеестественное. Формат А4 , А3. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.
4.2. Тема. Зарисовка мягкой игрушки.
Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4, А3. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме исветлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и егопространственного расположения на предметной плоскости. Передачаматериальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.
5.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.
Зарисовка предметов, фруктов и овощей. Выявление объема предмета. Композиция листа. Формат А4, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группыпредметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства ивзаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнеебоковое. Формат А4 , А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. ФорматА-4, А3. Материал – графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Творческий рисунок.Создание художественного образа графическими средствами.
1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметамипростой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневоеизображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строениярастения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство сперспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.
Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке
2.1. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунокпрямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном игоризонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейныйрисунок круга в горизонтальном положении. Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точкасхода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумяточками схода, с приемом построения окружности в перспективе. Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола ит. д. Композиция листа. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрическойформы.
2.2. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе.
Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма, параллелепипед). Повторение правил перспективы. Углубленный анализконструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов всоответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композициялиста. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрическойформы.
2.3. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы телвращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнеебоковое. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.4. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрическойформы.
2.5. Тема. Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закреплениеправил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещениеверхнее боковое. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
2.6. Тема. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Тема. Наброски фигуры человека.
Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основныхпропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительностьлинейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Зарисовки чучела птиц.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композициялиста. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальностиоперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.
4.2. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых иблестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделированиясветотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное. Формат А3, А4. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов различнойматериальности.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включениемелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработкаформы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение верхнеебоковое. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные наброски.
5.2. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы.
Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фонедрапировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта группы предметов. Освещениеконтрастное. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.
5.3. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тонуи материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметовдомашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных вовтором классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Творческий рисунок.Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».
Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принциповпоследовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок доопределенной степени завершенности. Овладение начальными навыкамицелостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работанад эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А-3, А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введениемлегкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Формат А3, А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.
2.2. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсоваяваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3 А2. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и попамяти.
Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и попамяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов.
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
3.1. Тема. Натюрморт из предметов быта.
Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний потону. Освещение нижнее боковое. Формат А-3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок
4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсовогоорнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точнаяпередача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. ФорматА-3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.
4.2. Тема. Рисунок чучела птицы.
Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачихарактерности изображаемого предмета. Фон светлый. Освещение верхнеебоковое. Формат А3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновканатюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявлениелокального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемамиработы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Формат А3, А2. Материал — уголь, сангина, мел.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
5.2. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.
Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрмортаконтрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективногосокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявлениебольших тональных отношений. Передача объема предметов и пространствав натюрморте. Освещение верхнее боковое. Формат А3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
5.3. Тема. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных по тону.
Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения сучетом освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3, А-2. Материал – графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
1.1. Тема. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном итональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков врисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение в рисункеосновных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства внатюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.
Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушнойперспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фоннейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.
1.3. Тема. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками.
Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки соскладками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передачаконструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства внатюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявлениеобъема предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность
2.1. Тема. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.
Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стеклаграфическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передачабольших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фоннейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2 Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.
3. Раздел. Линейный рисунок
3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении.
Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. ФорматА4, А-3. Материал – графитный карандаш (3М-9М).
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 4. Законы перспективы. Светотень
4.1. Тема. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы построения окружности в пространстве.
Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения. Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный(сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введениемлегкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тонав собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
4.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.
Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов бытацилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальномположении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущегозадания на примере предметов быта. Построение предметов с учетомпропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое. Формат А3, А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски предметов быта.
4.3. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов быта.
Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти. Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыковрисования окружности в перспективе. Формат А4, А-3. Материал – графитныйкарандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Рисунок гипсового шара.
Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композициялиста. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (отблика до падающей тени), применение штриха по форме. Освещение верхнее, контрастное. Формат А-3, Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
5.2. Тема. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой.
Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновканатюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнениеэскизов, перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте спомощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Освещениеверхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок
6.1. Тема. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом.
Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношениемасштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения влисте. Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушнойперспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещениенаправленное. Формат А2, А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
6.2. Тема. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.
Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотнаякомпоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетомперспективных сокращений, выявление их объема и пространственногорасположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умениепользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Тональный длительный рисунок
1.1. Тема. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел. Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисованиигипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновкаизображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисункеосновных правил перспективы. Грамотная постановка предметов наплоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фонсерый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.2. Тема. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете.
Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача зависимостихарактера складок от особенности формы предмета. Выявление основныхпропорций складок и их конструкций. Передача объема и пространства спомощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образованияскладок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе. Освещениенаправленное. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий сработ старых мастеров.
1.3. Тема. Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа с драпировкой.
Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением орнаментавысокого рельефа и драпировки со складками Компоновка натюрморта влисте, выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона, тональная разработка деталей, обобщение. Освещениеверхнее, боковое. Формат А-2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: создание набросков.
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью. Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью (окно, дверь и т.д.) с выраженным смысловым и композиционным центром. Развитие объемно-пространственного мышления, углубление знаний по практическомуприменения закономерностей перспективы. Построение интерьера с учетомлинейной и воздушной перспективы, передача глубокого пространства, величины и пропорций предметов в интерьере, их пространственная связь. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Материал – графитный ицветной карандаш, маркер.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
2.2. Тема. Зарисовка головы человека (обрубовка).
Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностямилинейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки. Формат А3, А2. Материал – графитный карандаш
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность
3.1.Тема. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и четким композиционным центром. Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта (стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта запредшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передачефактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которыхони расположены. Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в последовательности выполнения работы. ФорматА3, А2. Материал по выбору.
Самостоятельная работа: наброски различными художественными материалами.
3.2. Тема. Зарисовка фигуры человека в интерьере.
Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности. Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передачапропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работымягкими материалами. Формат по выбору.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.
Раздел 4. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
4.1. Тема. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».
Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поискпластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширениекомпозиционных понятий. Владение приемами рисунка, умениепрофессионально пользоваться графическими средствами. Выразительноерешение постановки с передачей ее эмоционального состояния. Формат А3, А 2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками.
Самостоятельное использование полученных знаний, умений и навыков. Эскиз, формат, пропорции, моделировка деталей, общий тон. Материальность, художественная выразительность, завершенность работы.
5.1. Тема. Контрольный урок.
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
1.1. Тема. Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта).
Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональнымразбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисованиигипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновкаизображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисункеосновных правил перспективы. Грамотная постановка предметов наплоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фонсерый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитныйкарандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.2. Тема. Рисунок капители.
Рисование капители с разных точек зрения. Компоновка изображенияпредмета в листе. Крепкое конструктивное построение, с легкой прокладкойтона. Освещение направленное. Формат А3, А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
1.3. Тема. Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах.
Рисование гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах. Закреплениенавыков в изображении конструктивной основы головы человека, еесимметричной формы и частей с учетом перспективы. Модель выше уровняглаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности. Формат А3, А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
1.4. Тема. Рисунок гипсовых частей лица.
Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глазрисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица(призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фонсветло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали. ФорматА3, А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование автопортрета.
II ПОЛУГОДИЕ
Раздел 2. Тональный длительный рисунок
2.1. Тема. Рисунок черепа человека.
Рисование черепа человека в разных поворотах на уровне глаз. Пластическиеособенности черепа. Перспектива и трехмерность черепа, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Компоновка изображения в листе. Формат А-3, А2. Материал – графитный.
Самостоятельная работа: зарисовки портретов.
2.2. Тема. Рисунок головы человека (обрубовка).
Рисование головы человека (обрубовка) в повороте ¾. Изображение конструктивной основы головы человека, ее симметричной формы и частей сучетом перспективы, передача объема посредством светотени. Модель вышеуровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности. Формат А3, А - 2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
2.3. Тема. Рисунок античной гипсовой головы.
Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек зрения впроцессе выполнения основного задания. Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передачахарактерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновкаизображения в листе. Формат А3, А2. Материал – графитный.
Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различныхположениях.
Раздел 3. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
3.1. Тема. Тематический натюрморт с атрибутами искусства.
Рисование сложного натюрморта из предметов комбинированной формы изразличного материала в разных положениях (гипсовая маска, античная голова-бюст, капитель; кисти, палитра, драпировка со складками и т.д.). Передача в законченном тональном рисунке сложной группы предметов впространстве. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за предыдущие годы обучения: в композиции рисунканатюрморта, в правильном и свободном построении, в тональном решениипредметов, в передаче пространства, линейной и воздушной перспективы.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» являетсяприобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно безосуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущаяи промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с цельюконтроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебномупредмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотраучебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся вклассный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторноговремени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени пополугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляютсяоценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробноеизложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началомвыполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будетопределяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не толькоотработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения квыполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагаетналичие в методическом обеспечении дополнительных заданий иупражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворномуосвоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимообучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей(рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки(рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных исамостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебникии учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективноеруководство работой обучающихся по приобретению практических умений инавыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние заданиядолжны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярностьвыполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом ивлиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализомс участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое заданиеоценивается соответствующей оценкой.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
- Н. Ростовцев, А.Терентьев Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие.-М.: Просвещение, 1987
- Учебный рисунок.-М, Изобразительное искусство, 1981
- Н. Ростовцев. Учебный рисунок. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985
- Учебный рисунок в Академии художеств. - М.6 Изобразительное искусство, 1990
- В. Яблонская Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции».- М.: Высшая школа, 1989
- Н. Ростовцев История методов обучения рисованию.- М.: Просвещение, 1982
- Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
- Рисование фигуры человека. – М.: Просвещение,1964
Список учебной литературы
- Материалы и техника рисунка.-М.6 Изобразительное искусство, 1984
- А.Кириллов Черчение и рисование.- М.: Высшая школа, 1966
- Анатомия для художников.- Корвина. Будапешт, 1986
- А. Барышников Перспектива. – М.: Искусство, 1955
- В.Турова Что такое гравюра. -М.: Изобразительное искусство, 1986
- Л. Богачкина, Б. Богачкин Линогравюра в школе.- М.: Просвещение, 1983
- А. Лаптев Рисунок пером. – М.: Издательство Академии художеств, 1962
- К. Аксёнов Рисунок. – М.: Плакат, 1987
- А. Секачёва, А. Чуйкина, Л. Пименова Рисунок и живопись.- М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983
- Школа изобразительного искусства. Вып.1. – М.: Изоискусство, 1986
- Г. Виноградова Уроки рисования с натуры. – М.: Просвещение, 1980
- Б. Соловьёв. Искусство рисунка. – Ленинградское отделение. Искусство, 1989
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, доски для мела (маркера).
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: электронные книги, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.