Тематический конспект «Искусство раннего средневековья». Искусство варварских королевств.
Данный тематический конспект содержит материал по истории искусства раннего средневековья, точнее - искусство варварских королевств, лангобардов и остготов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Искусство варваров, лангобардов и остготов | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект «Искусство раннего средневековья»
Часть I. Искусство варварских королевств
Историческая справка. С конца 4 века началось широкое движение племен, известное под именем «великого переселения народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности ( «варвары»), проходя огромные расстояния, вторгались в пределы римского государства. Когда в 476 г. Западная Римская империя распалась, германские племена образовали на ее территории ряд самостоятельных государств. В Галлии и северо-западной Германии обосновались франки, на севере Испании - вестготы, в Северной Италии - остготы, вытесненные затем лангобардами, в Британии - англосаксы.
Германские племена имели свою религию, в которой преобладало поклонение стихийным силам природы (пантеизм). Новая религия (христианство) отвечала потребностям складывающихся племенных государств, их военной аристократии и растущей власти вождей – конунгов.
Искусство. Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов.
Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело. Памятники этого искусства распространены на огромном протяжении, от берегов Черного моря до Британских островов, и во множестве были найдены в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие, декоративная утварь, а со времени принятия христианства - также предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
«Полихромный стиль» впервые появился у готов во время их пребывания в Северном Причерноморье, где они познакомились с античной техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных камней золотом и серебром. Эта техника получила широкое распространение во всей Западной Европе в течение 350-550 годы.
Для изделий «полихромного стиля» характерно сочетание металла с драгоценными камнями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами, рубинами или красным стеклом. Отличными примерами этой техники являются остготские золотые фибулы из Чезены (Северная Италия) с вставками из альмандина в форме орлов (Париж, музей Клюни, конец 5 в.), оклад Евангелия королевы лангобардов Теоделинды (сокровищница базилики в Монце, 6-7 вв.).
Особенно интересны так называемые «вотивные короны», обнаруженные в кладе, который был найден в середине 19 века в Гварразаре, около Толедо (находятся в Париже, в музее Клюни, и в Мадриде). Подобные короны приносились в дар церкви («по обету» - ex voto») и обычно подвешивались под арками. Наиболее известны золотые, украшенные гранатами короны вестготских королей 7 века - Свинтилы и Рецесвинта.
Еще в первой половине 6 века возник так называемый стиль «абстрактной звериной орнаментики», «звериный стиль». В «зверином стиле» облик животного изменялся совершенно неузнаваемо: отдельные части - голова, морда, шея, нога, туловище - превращались в самостоятельный орнаментальный мотив, в условную схему. Поразительно композиционное мастерство таких художников, умевших заполнить орнаментами предмет любой формы (например, пряжка из Шеффель-Доуна, 7 в., Лондон, Британский музей).
Общий вывод. В искусстве разных племен и народов Западной Европы в 5 - 8 вв. было много общих черт. Все же на территории Древней Италии относительно сильнее давали себя знать отзвуки античных художественных традиций и строительных навыков (искусство остготов и лангобардов). Стихия «варварского» народного орнаментального искусства особенно ярко развилась в областях, не входивших в Западную Римскую империю (Скандинавия, Ирландия) или почти не затронутых романизацией (Англия). Особое место принадлежит искусству франков, в котором своеобразно переплелось народное творчество «варварских» племен с некоторыми традициями античной художественной культуры.
Часть II. Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании.
Историческая справка. Вестготы разграбили Рим в 410 году, однако создать свое королевство на территории Италии они не смогли и после нескольких лет блужданий осели на Пиренейском полуострове. Более длительным было господство в Италии остготов. Одержав ряд побед, они в 493 году основали свое королевство в Северной и Средней Италии с центром в Равенне. Король остготов Теодорих считал себя преемником римских императоров и носил титул «Августа». Он сохранил прежнее управление и быт римлян. В 555 году остготское королевство было уничтожено Византией при помощи лангобардов, гуннов, парфян и других племен.
Архитектура. За 60 лет существования остготского королевства в Равенне было построено несколько весьма значительных сооружений. При остготах утвердился тип базилики, оказавшейся наиболее приспособленной к задачам христианского богослужения. Еще при Теодорихе (умер в 526 г.) в Равенне была построена церковь Сант Апполинаре Нуово. Это трехнефная базилика без трансепта. Подобно более старым базиликам, она имела плоские деревянные перекрытия. Её высоко поднятый над боковыми средний неф освещался окнами, расположенными под крышей.
При остготах строили также здания иных типов. Важнейшим из них является центрическое сооружение - церковь Сан Витале в Равенне, заложенная в 526 и завершенная в 549 году.
Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13,5 м; верхний - круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1,2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами.
С внешней стороны гробница Теодориха повторяет обычную в античном мире форму мавзолея. Внутри здания стройные пропорции античного центрического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму. Перекрытие - наиболее оригинальная часть гробницы. Это один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве, диаметр 10,5 м, высота 2,5 м.
Лангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 568 года завоевали большую её часть, но осели главным образом в Северной Италии. Государство лангобардов просуществовало до 774 года, когда было завоевано Карлом Великим, принявшим титул короля франков и лангобардов. К тому времени лангобарды были самым культурным народом Западной Европы; влияние их учености и их искусства явно ощущается и в 9 веке.
В королевстве существовали регламентированные правила строительства. Тем не менее, сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» - церковь Санта Мария ин Валле в Чивидале (762 г.).
Более значительна церковь Сан Джорджо ин Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 века. Это небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя апсидами.
В отличие от базилик, строившихся ранее, церковь Сан Джорджо имела перекрытую полукуполом абсиду также с западной стороны, то есть со стороны входа. Другая особенность заключается в том, что здесь намечается применение различных по типу опор.
При лангобардах началось строительство большой базилики Сант Амброджо в Милане. В конце 8 века была возведена восточная ее часть, в конце 9 - обширный атрий; строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта корпуса продолжалось до конца 12 столетия.
Рельеф. Немногие сохранившиеся памятники искусства лангобардов говорят о господстве декоративно-плоскостного начала. Такие стилистические черты присущи рельефу со сценами охоты (8 в.), вставленному в стену портика собора в Чивитта Кастеллана, и мраморной облицовке алтаря церкви Сан Мартино в Чивидале, являющейся даром лангобардского короля Рахиса (744-749 гг.).
Известный рельеф лицевой стороны алтаря представляет собой примитивное изображение сидящего Христа и четырех ангелов, поддерживающих окружающее его сияние (мандорлу).
Декоративно-прикладное искусство. Иначе проявляет себя лангобардское искусство в области декоративных задач. Композиционное мастерство, чувство меры и ритма в распределении орнаментальных мотивов составляют неотъемлемые достоинства подобных памятников. Один из особенно известных - названная по имени заказчика (аквилейского патриарха) мраморная «Плита Зигуальда», составляющая одну из стенок балдахина баптистерия в том же Чивидале (762-786 гг.).
Крест и священное дерево с двумя парами животных и птиц по сторонам, помещенные между четырьмя вписанными в круглые медальоны символами евангелистов, могут служить примером характерного для этого периода слияния раннехристианской и древневосточной символики.