Конспект занятия по изобразительному искусству "Сказочная избушка"

Качнова Ольга Александровна

Конспект занятия по изобразительному искусству  "Сказочная избушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_izbushka.doc99.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

 детский морской Центр  «Альбатрос»

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Зелёная, д. 72 "а"  т. (496 – 79) 4 – 30 – 13

        E-mail: dmc-albatros@mail.ru        


Конспект занятия по изобразительному искусству

«Избушка из сказки»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Качнова О.А.

Домодедово

2017 год

Тема занятия: "Избушка из сказки"

Тема рассчитана на два занятия. На первом занятии ребята рисуют избу, на втором украшают её резным узором.

Возраст детей: 6-7 лет.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создавать в рисунке образ сказочной русской избы.

Задачи:

Образовательная: 

- познакомить детей со строением деревянного дома;

- дать представление о содержании и ритме внешнего убранства избы;

- учить рисовать сказочный домик для литературного героя, опираясь на полученные знания и представления.

Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, любовь к народному искусству;

Развивающая: развивать композиционные умения, чувство пропорций и ритма.

 Методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, игра,  показ презентации, самостоятельная работа;

Деятельность учащихся на занятии: практическая работа.

Средства обучения:

Зрительный ряд: презентации с изображениями внешнего и внутреннего убранства русской избы; фотографии деревянных изб, резного деревянного украшения домов, схема фасада русской избы с двускатным покрытием; сказки с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Коношевича, Е. Рачева, Т. Мавриной и др.; вариативные образы украшения избы (узоры для наличников, кровельных досок); фигурки персонажей русских народных сказок о животных;

Материалы:  тонированная бумага; гуашь, кисти №5, №3, палитра, вода.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, аппликации на аналогичные темы.

  План занятия 1:

1. Эмоциональные настройки. Показ видеопрезентации. (3 мин.)

2. Рассказ, беседа. (3 мин.)

3. Физкультминутка. (2 мин.)

4. Самостоятельная работа учащихся. (15 мин.)

5. Рассматривание, обсуждение работ. (2 мин.)

  План занятия 2:

1. Эмоциональные настройки. Показ презентации, беседа. (5 мин.)

2. Самостоятельная работа учащихся. (15 мин.)

4. Физкультминутка. (2 мин.)

5. Рассматривание, обсуждение работ. (3 мин.)

Ход занятия 1:

1. Педагог:

-        Ребята, современные люди строят дома из разных материалов - камня, кирпича, бетонных плит. Раньше дома строили из дерева. Рубили люди брёвна и ставили избы. Делали они сруб да кровлю. Потом избу красиво украшали. Избы, покрытые резьбой были очень красивы, хоть и невелики по размеру. Давайте посмотрим на эти красивые дома.

2. Педагог показывает фотографии русских изб и схему избы. Знакомит с понятиями: сруб, кровля, красные окна, причелины. Дальнейший рассказ сопровождается демонстрацией на схеме и фотографиях.

-        Изба состоит из сруба и кровли. Вдоль сруба, в верхней половине расположены красные окна. Почему красные? Красные - значит красивые. Красно солнышко, красна девица - то же значит красивые. Украшают окна ставни и наличники (показ). Наличники и ставни красных окон украшают сруб, делают его нарядным. Люди считали, что передняя нижняя часть избы (показ) - "лицо", верхняя часть (показ) - "чело". А окна - "глаза". При "челе" избы находятся резные доски - "причелины" (показ). Место соединения кровли со срубом закрывает резная доска - "подзор" (показ). В центре кровли - окно светёлки, там обычно жили девушки.

Наличники, причелины, подзор - украшены резьбой. Люди хотели видеть свой дом нарядным. Мастера вырезали на доске ветки, цветы, завитки, геометрические фигурки - круги, треугольники, квадраты. Резные украшения изб можно сравнить с кружевом (показ).

Мы сегодня попробуем быть мастерами строителями. Только избушку мы нарисуем. Вспомните, в каких сказках встречаются домики? ("Лиса, заяц и петух" - лубяная заячья избушка, ледяная изба лисы, "Волк и семеро козлят", "Теремок", "Три медведя" и другие).

3. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

4. Педагог демонстрирует детям цветные иллюстрации к сказкам (например, Ю. А. Васнецова и др.). Обращает внимание на то, как средствами рисунка - узором, цветом, формой строения художникам по-разному удаётся передать облик сказочного домика.

Педагог предлагает детям создать красивые, праздничные и фантастические домики, в которых живут разные герои сказок. Предлагает детям выбрать бумажную фигурку какого-то сказочного героя ("Я буду рисовать домик для лисы", "А я нарисую для медведя из "Теремка..." и т.п.)

Лист располагаем вертикально, так как домик должен быть крупным и высоким. На тонированной бумаге дети намечают сруб и кровлю, красное окно. В зависимости от замысла каждый подбирает разные краски для сруба, кровли, ставен и оконного наличника.

5. В конце занятия дети рассматривают все работы. Угадывают, для какого сказочного персонажа построены избушки.

Ход занятия 2.

1. Педагог показывает презентацию с изображением внешнего и внутреннего убранства избы. Беседует с ребятами о строении и украшении  избы, напоминает о названии частей избы, фронтона.

     2. Ребята выполняют роспись узором ставен, наличников, причелин  нарисованных ранее избушек. Педагог   демонстрирует различные варианты украшения причелин и подзора, объясняет символические значения некоторых вариантов узора (круг - знак солнца, ромб - знак земли, спираль - воздушный). Подробнее останавливается на вариантах украшения наличников, ставен.

Дети выбирают любой из вариантов украшения, представленных на образце, либо придумывают свой узор. Педагог обращает внимание, что цветной фон нарисованного ранее дома должен хорошо сочетаться с узором. Например, на жёлтом фоне хорошо смотрятся зелёные и коричневые узоры, на голубом - оранжевые и синие, на зелёном - светло-жёлтые и коричневые. Для наглядности возможно вновь обратится к сказочной иллюстрации.

3. В процессе рисования проводится физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

     4. В конце занятия рассматриваем рисунки домиков, предназначенных для разных героев ск            героев различных сказок. При анализе работ отмечаем роль цвета и узора

 постройки в создании сказочного образа.