Разработка урока изобразительного искусства «Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера» 7 класс
Методическая разработка конспекта урока и презентации для 7 класса «Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 150.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 25-26 «Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
- иметь представление об историчности и социальности интерьеров;
- уметь составить коллажную композицию, отражающую стилистическое единство интерьера, мебели, вещей и одежды прошлых эпох и современности.
Личностные результаты:
- развивать этнокультурное сознание через знакомство с интерьерами, убранством помещений и одеждой различных эпох и народов;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе сотрудничества со сверстниками при выполнении творческой работы в группе.
Метапредметные результаты:
- учиться устанавливать стилистические аналогии между архитектурой и прочими объектами материальной культуры разных эпох;
- развивать ИКТ-компетенцию.
Материалы и оборудование
Вырезки из журналов и рекламных изданий, ножницы, клей. Для моделирования элемента сервиза могут понадобиться пластилин, глина, солёное тесто и т. п. (по выбору).
Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и производственных зданий. Для каждого из этих типов помещений ставятся специфические задачи дизайнерского решения.
Общественные здания посещают сотни и тысячи людей, и задача дизайнера при организации интерьера такого помещения, помимо обустройства комфортных условий пребывания, создать высокохудожественный, запоминающийся и неповторимый образ всего объекта. Особое внимание уделяется качеству, цвету и фактуре материалов для отделки, которые в основном и создают впечатление от интерьера, его образ. Чаще применяются дорогие и прочные материалы с продолжительным сроком службы (натуральный камень, ценные породы дерева).
Особенности сооружения, его архитектурная конструкция, её несущие части подчёркиваются или как-то обыгрываются дизайнером, превращаются в украшения, в своеобразный элемент декора. Достаточно вспомнить храмы и театры, где интерьер и обстановка как бы возвышают дух человека над обыденной жизнью. Станции метрополитена, вокзалы — это совершенно иные интерьеры. Типологию общественных помещений могут продолжить банки и офисы, библиотеки и музеи. Большинство перечисленных интерьеров, их стилистика связаны напрямую со стилем наружной архитектуры, однако интерьеры ресторанов и кафе, а также жилых домов часто создаются «вопреки» внешнему архитектурному облику.
Общественными местами можно назвать также и производственные интерьеры. Они определяются прежде всего характером производства, но основная забота дизайнера — эстетическая организация комфортного рабочего места, его освещённость, цветовая гамма, эргономические расчёты расположения оборудования.
Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — отрасль науки, которая изучает деятельность человека в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Выработанные эргономикой принципы очень важны для дизайнера, ведь они определяют особенности предметной среды, размеры мебели как в производственных помещениях, так и в квартирах.
Жилые помещения, в отличие от общественных, как правило, имеют значительно меньшие размеры, они более просты по конфигурации и компактны по форме. В большинстве случаев в компоновке интерьера основную роль играет мебель и оборудование. Они и формируют стилистику, образ помещения. Дизайнер решает стилистическую, образную задачу создания интерьера при помощи всего комплекса составляющих — это цвет и фактура стен, потолка и пола, а также «особые» элементы интерьера — картины, декоративные ковры или гобелены, светильники, часы, камины, шторы и пр. Об индивидуальности интерьеров жилых помещений мы ещё будем говорить ниже. Данный же урок посвящён вещному наполнению интерьера.
Мебель (от лат. mobil, означающего «двигать», «подвижный») — это меняющаяся, мобильная часть интерьера. Всё многообразие предметов мебели можно разделить на два основных вида: во-первых, это мебель для хранения чего-либо — так называемая корпусная мебель; во-вторых, мебель, находящаяся в более частом контакте с человеком, — мебель для сидения и отдыха. Корпусная мебель стационарна, она скорее принадлежит архитектуре и повторяет её в своём декоре и конструкции.
Рис. 30. «Стилевая» эволюция кресла
Надо сказать, что все основные единицы мебели (кресло, стол, кровать, шкаф) примерно в таком виде, в каком мы привыкли их видеть, существуют уже по крайней мере со времён Древнего Египта. В ходе исторического развития менялся декор этих предметов, менялись материалы и технологии изготовления, но принципиальная конструкция не изменилась.
Можно проследить, как влияло изменение архитектурных стилей на дизайнерский стиль, например, шкафов. Шкафы, будучи корпусной мебелью, более, чем прочая мебель, следуют архитектуре, по своей форме они изначально напоминают дом в доме. Поначалу шкафа, к которому мы привыкли, не существовало — одежду и утварь убирали в переносные ёмкости (такие сундуки-носилки, кстати, ещё больше похожи на дом с двускатной крышей) либо это был «горизонтальный шкаф» на ножках, похожий на стол с ёмкостью под открывающейся крышкой. Привычные для нас шкафы со створчатыми дверцами существовали ещё в Древнем Риме, правда, там они служили переносными киосками торговцев.
По аналогии с народным жилищем сундук — народная мебель. При отсутствии развитых технологий обработки дерева сундуки имели достаточно грубый характер. В дальнейшем производство сундуков делалось всё более изощрённым и виртуозным, и они прекрасно дожили с человеком до наших дней (украшают порой и современные интерьеры). В XVII в. сундук постепенно стал заменяться более удобным в использовании платяным шкафом и комодом с выдвижными ящиками.
Шкаф эпохи Возрождения — более тонкое произведение столярного искусства. В его форме и украшениях прочитывается общий приподнятый дух этой эпохи. В конструкции шкафов угадываются такие архитектурные детали, как карнизы, плоские полуколонны (пилястры). Комод стиля рококо украшен присущими этому стилю резными завитушками, повторяющими по своей насыщенности внешний декор зданий. Секретер стиля классицизма повторяет конструктивные элементы архитектурного стиля Древней Греции. Декор, отразивший архитектуру стиля модерн, присущ и мебели этой эпохи. Мебель эпохи функционализма и конструктивизма также имеет черты, характерные для этой архитектуры: отсутствие декора, а красота — в функциональности и самой выявленной конструкции.
Мебель отражает и исторически сложившиеся национальные традиции. По сравнению с европейской мебелью японская, например, мебель совсем иная: низкие столики-подносы, отсутствие стульев — всё подчинено совершенно иному бытовому укладу.
Мебель и прочие предметы быта отражают также существующие в обществе различия. Например, дворцовая мебель и посуда отличаются по качеству и материалам от мебели и посуды в крестьянской избе.
Обставляя свои комнаты мебелью, человек заботится не только о личном удобстве, но и о комфорте своих близких и своего окружения. Комфорт для окружающих включает в том числе и то эстетическое чувство, которое рождает обстановка вашей комнаты. Приятнее для восприятия, когда мебель связана стилевым или внестилевым единством. Это объясняется рефлекторной тягой человека к гармонической упорядоченности. Чаще всего такое единство поддерживается мебельным гарнитуром, чайным или столовым сервизом.
Мебель и посуда могут комплектоваться из неодинаковых предметов, но при этом необходимо, чтобы у них были конструктивные совпадения и единый эстетический дух, чтобы они сочетались по цвету и фактуре.
Контрольные вопросы для учащихся
- Что входит в понятие «интерьер»?
- Какие, по-вашему, существуют основные отличия предметов и оборудования домашнего интерьера от предметов и оборудования общественных помещений?
- Какая связь между архитектурным стилем здания и стилем интерьера в целом?
Первое задание
Вариантом выполнения первого задания может быть подбор мебели по соответствующим стилям из разложенных на учительском столе вырезок из журналов или репродукций (что- то вроде викторины без призов и тестирования). Этим могут заниматься одновременно два-три человека поочерёдно, а остальные будут работать над выполнением второго задания.
Перед выполнением заданий учитель должен ещё раз напомнить ребятам о стилистической связи архитектуры с мебелью и предметами, наполняющими интерьер.
Второе задание.
Можно предложить выстроить работу по группам следующим образом. Учитель раздаёт фотографию сервиза или двух-трёх его деталей. Затем обращает внимание учащихся на основные признаки ансамблевости предметов, входящих в сервиз, прежде всего на силуэт, на скульптурную специфику формы предметов (одинаковые или сочетающиеся абрисы скруглений, толщина ручек, место и способ их присоединения к корпусу, цоколь основания и, наконец, орнамент или декор). 1—2 дополнительных предмета сервиза (подставка для салфеток, канделябр, часы, пепельница, мороженица и т. д.).