Методическая разработка рабочей программы "Искусство. Изобразительное искусство", 8 класс.
В 2018-2019 учебном году в контексте требований ФГОС введено изучение предметов ИЗО и музыка в 8 классе. Ко мне, как к методисту, обращаются учителя с просьбой оказания помощи в составлении рабочей программы.
Предлагаемая программа разработана в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина и обеспечивает преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Программа следует традициям отечественной школы преподавания изобразительного искусства и способствует развитию пространственного восприятия и творческих способностей в процессе формирования универсальных учебных действий. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в учебниках предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, по памяти и представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. А также рассматриваются современные художественные материалы и технологии, в том числе компьютерные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rabochey_programmy_po_izo_dlya_8_klassa.docx | 86.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 49
Приморского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом ГБОУ гимназии №49 Протокол № __ от __ августа 2018 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор гимназии №49 ________________/Сёмочкина Ф.Ф./ Приказ № __ от __ августа 2018 года |
«РАССМОТРЕНО» Протокол МО естественнонаучного цикла, музыки, ОБЖ, истории СПБ, технологии, изобразительного искусства № __ от __ августа 2018 года Председатель МО __________________/Барышева Н.Г./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________________/Мелешкевич Е.В./ __ августа 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Изобразительное искусство»
8-а класс
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Автор программы:
___________/Масцевая И.К./
учитель высшей категории
Санкт-Петербург
2018 г.
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Рабочая |
Статус программы | Базовый |
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017. |
Категория обучающихся | Учащиеся 8-а класса |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объем учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | Очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………………………….стр.4
1. Нормативная база ……………………………………………………………………стр.4
2. Место предмета в учебном плане …………………………………...........................стр.5
3. Учебно-методический комплекс……………………………………..........................стр.5
4. Содержание учебного предмета…………………………………………………….стр.6
5. Формирование знаний антикоррупционной направленности …………………...стр.9
6. Требования к уровню подготовки учащихся ………………………….…………..стр.9
7. Литература и средства обучения …………………………………………………..стр.11
II. Поурочно- тематическое планирование………………………………………………стр.12
Календарно-тематическое планирование …………………………………………..стр.20
I. Пояснительная записка
- Нормативная база
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-а класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 № 307 «О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге»;
- Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказа «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательныйстандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.12.2010 №1897 от 31.12.2015 № 1577);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
-Распоряжения Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2018/2019 учебном году»;
-Распоряжения Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
-Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 21.03.2018 № 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
-Письма Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ»;
- Устава ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (Протокол педагогического совета №11 от 30.03.2018,утверждено директором гимназии №49, приказ №107 от 18.08.2018);
- Положения о рабочей программе учителя по ФГОС основного общего образования ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (Протокол педагогического совета №10 от 23.05.2017, утверждено директором гимназии №49 24.05.2017, приказ №55);
- Положения об оценивании и выставлении отметок за ответы и работы на уроках по предметам (принято педагогическим советом ГБОУ гимназии № 49 от 31.08.2015, протокол № 1; утверждено директором ГБОУ гимназии №49, приказ № 117/5 от 01.09.2015);
-Положения о порядке предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (принято педагогическим советом ГБОУ гимназии № 49 от 29.08.2014 протокол №1, утверждено директором ГБОУ гимназии №49, приказ №107 от 01.09.2014);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
2. Место предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» для 8 класса является обязательным и по учебному плану ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга составляет 1 час в неделю.
В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится 34 часа в год.
3. Учебно-методический комплекс
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса:
- Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П.Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017.
- Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Учебник. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. – М.: Дрофа, 2018.
- Изобразительное искусство. 8 класс. Методическое пособие. Ломов С. П. и др. – М.: Дрофа, 2015.
- Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь. Ломов С.П. и др. – М.: Дрофа, 2016.
- Электронная версия "Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс". Учебник.
Предлагаемый комплект учебников для 5–9 классов разработан в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина и обеспечивает преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. УМК следует традициям отечественной школы преподавания изобразительного искусства и способствует развитию пространственного восприятия и творческих способностей в процессе формирования универсальных учебных действий. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в учебниках предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, по памяти и представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. А также рассматриваются современные художественные материалы и технологии, в том числе компьютерные.
Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
4. Содержание учебного предмета:
а) цели, задачи, учебно-тематический план, содержание учебного предмета
Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений изобразительного искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть окружающий мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Виды занятий | Количество учебных часов в 8 классе |
Раздел 1. Рисунок | 13 |
Раздел 2. Живопись | 11 |
Раздел 3. Композиция | 4 |
Раздел 4. Дизайн | 6 |
Итого за год | 34 |
Общая характеристика учебного курса
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.
В основу программы положены:
— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.
С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Характеристика основных видов занятий
Раздел 1. Рисунок (13 часов)
Понятие графика, ее особенности. Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра), резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Произведения графики в повседневной жизни.
Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению.
Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Особенности выполнения рисунка фигуры человека в статичной позе. Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».
Раздел 2. Живопись (11 часов)
Особенности работы пастелью: штриховые и не штриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами.
Свет и цвет. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Цвето-тоновые отношения в натюрморте.
Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.
Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.
Раздел 3. Композиция (4 часа)
Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных композиций. Художественно-композиционные приемы создания динамичных композиций.
Раздел 4. Дизайн (6 часов)
Искусство оформления текста. Асимметричные и симметричные шрифтовые композиции. Флаговая и ступенчатые формы.
Проектирование предметов. Сочетание художественной и практической ценности при проектировании предметов.
Экранное искусство XX века и современные информационно-коммуникативные технологии.
б) планируемые результаты
Планируемые результаты отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- внутренняя позиция, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;
- способность к самооценке, самоконтролю;
- владение познавательной и личной рефлексией;
- мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации искать средства ее осуществления;
- умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
- умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся узнают:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- прикладное искусство и дизайн;
- ведущие музеи мира и России;
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
5. Формирование знаний антикоррупционной направленности
Формирование знаний антикоррупционной направленности на уроках изобразительного искусства должно соответствовать основным целям художественно-эстетического образования:
- Ориентация в системе этических норм и ценностей;
- Овладение ценностно-смысловыми компетентностями для формирования духовно-нравственной культуры;
- Формирование ценностного отношения к культурному и художественному наследию человечества.
6. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу учебного года обучающиеся 8 класса должны научиться:
— отличать виды и жанры изобразительного искусства;
— понимать характерные особенности прикладного искусства и дизайна;
— отличать собрания ведущих музеев мира и России;
— понимать последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
— различать основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
— понимать систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).
— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;
— самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
— использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.
Текущая аттестация по предмету «Изобразительное искусство» в 8 классе проводится в следующей форме: серия практических работ.
Промежуточная аттестация по предмету «Изобразительное искусство» в 8 классе проводится по текущим оценкам за четверти.
7. Литература и средства обучения
а) литература для учителя
- Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017.
- Изобразительное искусство. 8 класс. Методическое пособие. Ломов С. П. и др. – М.: Дрофа, 2017.
- Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь. Ломов С.П. и др. – М.:Дрофа,2017.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл. в 4 ч. — Обнинск: Титул, 1996. (Ч. 1: Основы рисунка; Ч. 2: Основы живописи; Ч. 3: Основы композиции; Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов).
б) литература для ученика
- Алёхин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, Владос,1994 г.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989 г
- Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Сварог и К, 1999 г.
в) сайты и мультимедийные пособия
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
- http://school-
- collection.edu.ru/
- Библиотека изобразительных искусств
- Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru
- Презентации по темам курса Изобразительное искусство, разработанные учителем.
- Энциклопедия русской живописи
http://www.artsait.ru/index.htm
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Библиотека изобразительных искусств
- Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru
http://www.artsait.ru/index.htm
- «Культура.рф» - портал культурного наследия России
г) перечень технических средств обучения
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран
II. Поурочно – тематическое планирование
№ урока. | Тема урока | Кол. час. | Тип/форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | |||||||
Освоение предметных знаний | УУД | ||||||||||||
Раздел 1. Рисунок (5 часов) | |||||||||||||
1 | Вв. инструктаж по ТБ. Особенности графики. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие графика, ее особенности. Основные средства выразительности графики, различные графические техники и материалы. Творчество выдающихся русских и зарубежных художников-графиков. Приемы работы карандашом, различными графическими техниками. | Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. С | Принести карандаш, ластик, любые графические материалы. | ||||||
2 | Наброски фигуры человека: линейные, силуэтные, светотеневые – рисование с натуры или по представлению (любые графические материалы). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Принести карандаш, ластик, любые графические материалы. | |||||||||
3 | Виды печатной графики. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра), резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Произведения графики в повседневной жизни. Приемы техники гратографии. | Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести масляную пастель, тушь. | ||||||
4-5 | Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное». | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Принести фломастеры. | |||||||||
Раздел 4. Дизайн (2часа) | |||||||||||||
6,7 | Шрифтовая композиция. | Урок ознакомления с новым материалом. | Искусство оформления текста. Асимметричные и симметричные шрифтовые композиции. Флаговая и ступенчатые формы. | Умение создать шрифтовую композицию и исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения, выполнять работу в пределах отведенного времени. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести пастель. | |||||||
Раздел 3. Живопись (9 часов) | |||||||||||||
8,9 | Этюды натюрморта и пейзажа (пастель). | Урок ознакомления с новым материалом | Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами. | Умение самостоятельно выбирать художественный материал в соответствии с замыслом. Умение создать сюжетную композицию и исправлять замеченные ошибки. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести пастель. | |||||||
10,11 | Свет и цвет. Изображение предметов быта. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Свет и цвет. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Естественное и искусственное освещение. | Умение определять вид освещения и подбирать цвет предметов в соответствии с освещением. Умение исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести пастель. | ||||||
12 | Цвето-тоновые отношения в натюрморте. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Цвето-тоновые отношения в натюрморте. Тоновые отношения, цвет изображаемых предметов. Понятие световой перспективы. | Овладение навыками определения цвето-тоновых отношений в натюрмортах с учетом вида освещения, его местоположения и удаленности, т.е. световой перспективы. Умение создавать обобщающий образ. Умение исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести масляную пастель. | ||||||
13,14 | Натюрморт со свечой. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Принести пастель. | |||||||||
15,16 | Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Свойства цветовых контрастов | Умение учитывать влияние цветовых иллюзий на конечный результат при создании живописных работ. Умение исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 1. Рисунок (2 часа) | |||||||||||||
17,18 | Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе. | Умение передавать линией пространство в интерьере во фронтальной перспективе и исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 4. Дизайн (2 часа) | |||||||||||||
19,20 | Проектирование предметов. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сочетание художественной и практической ценности при проектировании предметов. Формирование представлений об эргономике, влиянии прогресса (новых материалов и технологий) на изменение дизайна предметов, освоение умения макетирования из простых геометрических тел. | Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения, соответствующие назначению предмета. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 1. Рисунок (2 часа) | |||||||||||||
21,22 | Наброски фигуры человека в статичной позе. | 2 | Урок применения знаний и умений. | Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия. | Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 3. Композиция (2 часа) | |||||||||||||
23,24 | Статичные композиции. Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир» - рисование на тему. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных композиций. Передача через статичные композиции определенных эмоций, создание статичных композиций в соответствии с творческим замыслом | Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести цветные графические материалы. | ||||||
Раздел 1. Рисунок (2 часа) | |||||||||||||
25,26 | Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения. | Умение изображать интерьер, расположенный под случайным углом зрения в соответствии с законами линейной перспективы. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение анализировать изображения интерьеров, выполненные знаменитыми художниками. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 1. Рисунок (2 часа) | |||||||||||||
27,28 | Рисование фигуры человека в движении. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия во время движения, выполнение набросков фигуры человека в движении. | Умение наблюдать и сравнивать особенности натуры и изображения, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести мягкий карандаш, ластик. | ||||||
Раздел 3. Композиция (2 часа) | |||||||||||||
29,30 | Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь». | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания динамичных композиций. Передача через динамичные композиции определенных эмоций, создание динамичных композиций в соответствии с творческим замыслом. | Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести цветные графические материалы. |
Раздел 4. Дизайн (2 часа) | |||||||
3132 | Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Экранное искусство XX века и современные информационно-коммуникативные технологии. | Умение создавать сценарий, выполнять раскадровку (серию рисунков по воображению). Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести цветные графические материалы. |
Раздел 2. Живопись (2 часа) | |||||||
3334 | Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа – рисование по представлению (любые живописные материалы). | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж. | Умение создавать образ понравившегося города или улицы. Умение выбирать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания. | Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль выполнения практической работы. | Принести цветные графические материалы. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Даты проведения | |
По плану | По факту | ||
1 | Вв. инструктаж по ТБ. Особенности графики. | ||
2 | Наброски фигуры человека: линейные, силуэтные, светотеневые. | ||
3 | Виды печатной графики. | ||
4 | Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное». | ||
5 | Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное». | ||
6 | Шрифтовая композиция. | ||
7 | Шрифтовая композиция. | ||
8 | Этюды натюрморта и пейзажа (пастель). | ||
9 | Этюды натюрморта и пейзажа (пастель). | ||
10 | Свет и цвет. Изображение предметов быта. | ||
11 | Свет и цвет. Изображение предметов быта. | ||
12 | Цвето-тоновые отношения в натюрморте. | ||
13 | Натюрморт со свечой. | ||
14 | Натюрморт со свечой. | ||
15 | Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле. | ||
16 | Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле. | ||
17 | Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка. | ||
18 | Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка. | ||
19 | Проектирование предметов. | ||
20 | Проектирование предметов. | ||
21 | Наброски фигуры человека в статичной позе. | ||
22 | Наброски фигуры человека в статичной позе. | ||
23 | Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир». | ||
24 | Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир». | ||
25 | Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения. | ||
26 | Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения. | ||
27 | Рисование фигуры человека в движении. | ||
28 | Рисование фигуры человека в движении. | ||
29 | Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь». | ||
30 | Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь». | ||
31 | Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы. | ||
32 | Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы. | ||
33 | Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа. | ||
34 | Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа. |