Конспект урока в 5 классе "Лукоморье"
Пример применения на уроке групповой и игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lukomore.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
По изобразительному искусству
«ЛУКОМОРЬЕ»
Разработка для 5 класса по интегрированной программе Л.Г.Савенковой
(2-3 урок, 1 четверть)
С применением технологии проблемного обучения, ИКТ, Технологией групповой деятельности.
Составитель : Маковская А.В.
Кашира, 2017
«ЛУКОМОРЬЕ»
Разработка для 5 класса по интегрированной программе Л.Г.Савенковой
(2-3 урок, 1 четверть)
С применением технологии проблемного обучения, ИКТ, Технологией групповой деятельности.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей к творческой деятельности и потребности в ней, оно способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяется этот метод в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поисках новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников; когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщению изученного материала и т.п. Применяются проблемные методы в тех случаях, когда учитель подготовил учащихся к деятельности по разрешению учебной проблемы.
^ Приемы постановки проблемной ситуации:
1) Побуждающий диалог. Направлен на развитие творческих способностей. Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Признаки:
мысль ученика делает скачок к неизвестному,
переживание учеником чувства риска,
возможны неожиданные ответы учеников,
прекращается с появлением нужной мысли у ученика.
2) Подводящий диалог. Направлен на развитие логического мышления. Структура: система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслей. Признаки:
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика,
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога,
- почти не возможны неожиданные ответы учеников,
- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.
«Яркое пятно". Здесь могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, метод педагогической
драматургии, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, связанный с темой урока.
"Актуальность". Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока лично для каждого ученика.
Рассмотрим применение данной технологии на уроке:
1 урок – «природа и художник»
Цель- развитие фантазии и воображения
Задачи – развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы.
– использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности : композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.
Универсальные учебные действия:
Л и ч н о с т н ы е:
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив - оформление панно «Лукоморье», цель - рисование сказочных персонажей).
Р е г у л я т и в н ы е :
- постановка учебной задачи;
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- воспитание волевой саморегуляции.
П о з н а в а т е л ь н ы е :
- общеучебные действия - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание персонажей, передача в рисунке сказочности образов, описанных в сказке); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- логические действия - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
- постановка и решение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера:
К о м м у н и к а т и в н ы е :
- социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
М а т е р и а л ы :
- большой лист ватмана (на класс 5 листов), листы бумаги формата А4-3, гуашь, кисти, ножницы. Клей, ножницы, цв. бумага; тематическая подборка видео материала «Художники-иллюстраторы»: И. Я. Билибин, запись музыки. Подготовка учащихся к выступлению – роль А.С.Пушкина, сообщение ученика, презентация физкультминутки.
Х о д у р о к а
Введение.
Учитель. Вот опять звенит звонок, начинается урок!
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем со слов старших: «У лукоморья дуб зелёный…» Мир пушкинских стихов и сказок живёт с нами и позже, в школьные годы.
Сегодня наш урок будет посвящён пушкинскому «Лукоморью». К нам пришёл удивительный гость - Александр Сергеевич Пушкин. (^ Степенно в класс входит ученик в цилиндре, чёрном плаще и с тростью.)
- Здравствуйте, Александр Сергеевич!(У ч и т е л ь. )
-Здравствуйте друзья! Я - Александр Сергеевич Пушкин.. Я очень рад, что вы знаете и любите мои стихи и сказки.
Сообщение ученицы.
В марте 1883 года Александр Сергеевич Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В. А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю - ученику от побеждённого учителя…»
Пролог к поэме «У лукоморья дуб зелёный…» был написан в Михайловском в 1824-1825 годах. В основу была положена присказка няни Арины Родионовны:, и звучала она так : «Что за чудо… вот это чудо; у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, а вниз идёт песни поёт».
Нянина присказка получила новую стиховую форму и дополняется рассказами о «чудесах», которые происходят «там» - в сказочном мире, причём каждое пушкинское «там» связано с новыми и новыми сказочными героями.
Пролог к «Руслану и Людмиле» стал преддверием для написания замечательных пушкинских сказок.
^ III. Рассказ учителя.
У ч и т е л ь . Этого не мог не почувствовать замечательный художник-сказочник Иван Яковлевич Билибин, автор широко известного рисунка к прологу.
Талант Ивана Яковлевича наиболее широко проявился в искусстве иллюстрации. Его привлекал волшебный мир русской народной и литературной сказок.
Широко используя мотивы русской старины, Билибин выработал особый графический стиль: контуры артистически созданного рисунка он заполняет ровным слоем акварели, достигая изысканного калорита и пышной декоративности. Работал художник медленно и покрывал рисунком всю страницу целиком, как картину.
Чуткий к деталям пушкинского повествования, он превращает свои иллюстрации в занимательный рассказ. На рисунке-обложке к прологу «Руслана и Людмилы» Билибин запечатлел многих сказочных героев: кота, русалку, Бабу Ягу и других.
- Скоро ль сказка сказывается? А начнём прямо сейчас. Пойдём по тайной тропке к волшебному раскидистому дубу с цепью золотой, по полям, холмам - к самому синему морю - в Лукоморье.
Пушкин : я прочитаю вам пролог к моей поэме «Руслан и Людмила». Читая, я буду распределять текст для вашей творческой работы.
^ Декламирует «У лукоморья дуб зелёный…».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
^ IV. Пояснения к работе.
У ч и т е л ь. Сегодня мы сможем сами своими руками воссоздать мир пушкинской сказки, красочно оформить панно «Лукоморье» для украшения нашей школы.
Но решим мы эту задачу необычным способом :
Мы распределились на группы ((в классе столы расставлены для определенного кол-ва групп,(например 5), разложены листы ватмана, гуашь, цв. Бумага, ножницы, клей ,кисти, вода.)Дети расселись в свободной форме по интересам.) и получили часть текста.
На этом занятии ваша задача состоит в том, чтобы создать фон-композицию к вашему отрывку. Изобразите пейзаж. Для этого у вас в арсенале гуашь, кисти. Некоторые элементы можно сделать объемными с помощью бумаги. Работаем группой.
( для активизации опорных знаний учащихся можно использовать такие приёмы, как: « Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова» :
- Ребята, с чего нам нужно начинать изображать композицию?( с изображения горизонта)
- Мы сразу начинаем работать на формате… Кто что успеет… (нет! Надо распределить роли, сделать набросок на альбомном листе).
-сразу начинаем работать гуашью…(нет, сначала прорисовываем карандашом..)
- и т.д.
Практическая работа
презентация физкультминутки
Завершение работы. Подведение итогов. Рефлексия.
Методические рекомендации: во время занятия «А.С.Пушкин» ходит по классу и просматривает работы, комментирует, вступает в диалог. На следующем занятии снова понадобится его помощь.
2 урок – «человек- природа- культура»
Цель –развитие фантазии и воображения
Задачи – развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, живописи, скульптуре.
- знакомство с образами сил природы в изобразительном искусстве.
- овладение навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
М а т е р и а л ы :
- фоновая композиция (А1), листы бумаги формата А4-3, гуашь, кисти, ножницы. Клей, ножницы, цв. бумага; тематическая подборка видео материала «Художники-иллюстраторы»: И. Я. Билибин, запись музыки. Подготовка учащихся к выступлению – роль А.С.Пушкина, презентация физкультминутки, сладкое угощение «из сундука Кащея».
Ход урока.
Учитель :Сегодня мы продолжаем работу прошлого урока. Но теперь ,каждый из нас изобразит одного из персонажей «Лукоморья» в соответствии с вашим сюжетом, вырежет его по контуру ножницами, доработает деталями из цветной бумаги. Когда работа будет готова, главный художник группы возьмет рисунок и наклеит его на панно. Он будет отвечать за композицию всей картины.
Напоминаю, о использовании цвета в изображении персонажей «Лукоморья», необходимо учитывать общий колорит картины Помните, что персонажи должны быть яркими и живописными.
Аккуратно работайте с ножницами и клеем. Наносите клей над клеёнкой кисточкой, пользуйтесь тряпочкой для рук.
^ V. Самостоятельная работа учащихся над панно.
презентация физкультминутки
^ VI. Итог проведенных уроков .
- У нас получилось яркое сказочное панно «Лукоморье». Мы славно потрудились. Весь пролог в одно панно уложили. Здесь всё одновременно происходит. Собрались все сказочные персонажи вместе и замерли до поры. Как в театре… Кажется, занавес раздвинется - и начнётся волшебное действие: шевельнёт хвостом лукавая русалка, заскрипит избушка на курьих ножках, звякнут золотые монеты жадного царя Кощея.
В заключение урока детей угощают «сказочными» золотыми монетами из сундука Кащея Бессмертного.
Сущность проблемного урока.
Проблемный урок обеспечивает повышение активности, самостоятельности субъекта в процессе получения знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Нередко термин "проблемное обучение" отождествляют с терминами "активизация обучения", "познавательная активность", но последние характеризуют возможные приемы и методы активизации, в то время как проблемное обучение интегрирует все возможные приемы и методы активизации. Цель активизации деятельности учеников посредством проблемного обучения состоит в повышении уровня усвоения ими понятий и обучении не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения задач.