Конспект урока в 5 классе "Лукоморье"

Маковская Анна Владимировна

Пример применения на уроке групповой и игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lukomore.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По изобразительному искусству

«ЛУКОМОРЬЕ»

Разработка для 5 класса по интегрированной программе Л.Г.Савенковой

(2-3 урок, 1 четверть)

С применением технологии проблемного обучения, ИКТ, Технологией групповой деятельности.

Составитель : Маковская А.В.

Кашира, 2017

 «ЛУКОМОРЬЕ»

Разработка для 5 класса по интегрированной программе Л.Г.Савенковой

(2-3 урок, 1 четверть)

С применением технологии проблемного обучения, ИКТ, Технологией групповой деятельности.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей к творческой деятельности и потребности в ней, оно способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяется этот метод в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поисках новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников; когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщению изученного материала и т.п. Применяются проблемные методы в тех случаях, когда учитель подготовил учащихся к деятельности по разрешению учебной проблемы.

^ Приемы постановки проблемной ситуации:

 1) Побуждающий диалог. Направлен на развитие творческих способностей. Структура: отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Признаки:

 мысль ученика делает скачок к неизвестному,

 переживание учеником чувства риска,

 возможны неожиданные ответы учеников,

 прекращается с появлением нужной мысли у ученика.

 2) Подводящий диалог. Направлен на развитие логического мышления. Структура: система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслей. Признаки:

 -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика,

 -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога,

- почти не возможны неожиданные ответы учеников,

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

«Яркое пятно". Здесь могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, метод педагогической

драматургии, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, связанный с темой урока.

"Актуальность". Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока лично для каждого ученика.

Рассмотрим применение данной технологии на уроке:

1 урок – «природа и художник»

Цель- развитие фантазии и воображения

Задачи – развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. 

 – использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности : композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.

Универсальные учебные действия:

 Л и ч н о с т н ы е:

 - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив - оформление панно «Лукоморье», цель - рисование сказочных персонажей).

 Р е г у л я т и в н ы е :

 - постановка учебной задачи;

 - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

 - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

 - внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

 - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 - воспитание волевой саморегуляции.

 П о з н а в а т е л ь н ы е :

 - общеучебные действия - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание персонажей, передача в рисунке сказочности образов, описанных в сказке); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

 - логические действия - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

 - постановка и решение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера:

 К о м м у н и к а т и в н ы е :

 - социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 М а т е р и а л ы :

 - большой лист ватмана (на класс 5 листов), листы бумаги формата А4-3, гуашь, кисти, ножницы. Клей, ножницы, цв. бумага; тематическая подборка видео материала «Художники-иллюстраторы»: И. Я. Билибин, запись музыки. Подготовка учащихся к выступлению – роль А.С.Пушкина, сообщение ученика, презентация физкультминутки.

Х о д  у р о к а

Введение.

 Учитель. Вот опять звенит звонок, начинается урок!

 Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем со слов старших: «У лукоморья дуб зелёный…» Мир пушкинских стихов и сказок живёт с нами и позже, в школьные годы.

 Сегодня наш урок будет посвящён пушкинскому «Лукоморью». К нам пришёл удивительный гость - Александр Сергеевич Пушкин. (^ Степенно в класс входит ученик в цилиндре, чёрном плаще и с тростью.)

 - Здравствуйте, Александр Сергеевич!(У ч и т е л ь. )

-Здравствуйте друзья! Я - Александр Сергеевич Пушкин.. Я очень рад, что вы знаете и любите мои стихи и сказки.

 Сообщение ученицы.

  В марте 1883 года Александр Сергеевич Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В. А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю - ученику от побеждённого учителя…»

Пролог к поэме «У лукоморья дуб зелёный…» был написан в Михайловском в 1824-1825 годах. В основу была положена присказка няни Арины Родионовны:, и звучала она так : «Что за чудо… вот это чудо; у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, а вниз идёт песни поёт».

 Нянина присказка получила новую стиховую форму и дополняется рассказами о «чудесах», которые происходят «там» - в сказочном мире, причём каждое пушкинское «там» связано с новыми и новыми сказочными героями.

 Пролог к «Руслану и Людмиле» стал преддверием для написания  замечательных пушкинских сказок.

^ III. Рассказ учителя.

 У ч и т е л ь . Этого не мог не почувствовать замечательный художник-сказочник Иван Яковлевич Билибин, автор широко известного рисунка к прологу.

 Талант Ивана Яковлевича наиболее широко проявился в искусстве иллюстрации. Его привлекал волшебный мир русской народной и литературной сказок.

 Широко используя мотивы русской старины, Билибин выработал особый графический стиль: контуры артистически созданного рисунка он заполняет ровным слоем акварели, достигая изысканного калорита и пышной декоративности. Работал художник медленно и покрывал рисунком всю страницу целиком, как картину.

 Чуткий к деталям пушкинского повествования, он превращает свои иллюстрации в занимательный рассказ. На рисунке-обложке к прологу «Руслана и Людмилы» Билибин запечатлел многих сказочных героев: кота, русалку, Бабу Ягу и других.

- Скоро ль сказка сказывается? А начнём прямо сейчас. Пойдём по тайной тропке к волшебному раскидистому дубу с цепью золотой, по полям, холмам - к самому синему морю - в Лукоморье.

Пушкин :  я прочитаю вам пролог к моей поэме «Руслан и Людмила». Читая, я буду распределять текст для вашей творческой работы.

^ Декламирует «У лукоморья дуб зелёный…».

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

^ IV. Пояснения к работе.

 У ч и т е л ь. Сегодня мы сможем сами своими руками воссоздать мир пушкинской сказки, красочно оформить панно «Лукоморье» для украшения нашей школы.

Но решим мы эту задачу необычным способом :

Мы  распределились на группы ((в классе столы расставлены для определенного кол-ва групп,(например 5), разложены листы ватмана, гуашь, цв. Бумага, ножницы, клей ,кисти, вода.)Дети расселись в свободной форме по интересам.) и получили часть текста.

 На этом занятии ваша задача состоит в том, чтобы создать фон-композицию к вашему отрывку. Изобразите пейзаж. Для этого у вас в арсенале гуашь, кисти. Некоторые элементы можно сделать объемными с помощью бумаги. Работаем группой.

( для активизации опорных знаний учащихся можно использовать такие приёмы, как: « Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова» :

- Ребята, с чего нам нужно начинать изображать композицию?( с изображения горизонта)

- Мы сразу начинаем работать на формате… Кто что успеет…  (нет! Надо распределить роли, сделать набросок на альбомном листе).

-сразу начинаем работать гуашью…(нет, сначала прорисовываем карандашом..)

- и т.д.

 Практическая работа

презентация физкультминутки

Завершение работы. Подведение итогов. Рефлексия.

Методические рекомендации: во время занятия «А.С.Пушкин» ходит по классу и просматривает работы, комментирует, вступает в диалог. На следующем занятии снова понадобится его помощь.

2 урок – «человек- природа- культура»

Цель –развитие фантазии и воображения

Задачи – развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, живописи, скульптуре.

- знакомство с образами сил природы в изобразительном искусстве.

- овладение навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.

М а т е р и а л ы :

 - фоновая композиция (А1), листы бумаги формата А4-3, гуашь, кисти, ножницы. Клей, ножницы, цв. бумага; тематическая подборка видео материала «Художники-иллюстраторы»: И. Я. Билибин, запись музыки. Подготовка учащихся к выступлению – роль А.С.Пушкина, презентация физкультминутки, сладкое угощение «из сундука Кащея».

Ход урока.

Учитель :Сегодня мы продолжаем работу прошлого урока. Но теперь ,каждый из нас изобразит одного из персонажей «Лукоморья» в соответствии с вашим сюжетом, вырежет его  по контуру ножницами,  доработает деталями из цветной бумаги. Когда работа будет готова, главный художник группы возьмет  рисунок и наклеит  его на панно. Он будет отвечать за композицию всей картины.

Напоминаю, о использовании цвета в изображении персонажей «Лукоморья», необходимо учитывать  общий колорит картины Помните, что персонажи должны быть яркими и живописными.

 Аккуратно работайте с ножницами и клеем. Наносите клей над клеёнкой кисточкой, пользуйтесь тряпочкой для рук.

^ V. Самостоятельная работа учащихся над панно.

презентация физкультминутки

^ VI. Итог проведенных уроков .

 - У нас получилось яркое сказочное панно «Лукоморье». Мы славно потрудились. Весь пролог в одно панно уложили. Здесь всё одновременно происходит. Собрались все сказочные персонажи вместе и замерли до поры. Как в театре… Кажется, занавес раздвинется - и начнётся волшебное действие: шевельнёт хвостом лукавая русалка, заскрипит избушка на курьих ножках, звякнут золотые монеты жадного царя Кощея.

 В заключение урока детей угощают «сказочными» золотыми  монетами из сундука Кащея Бессмертного.

Сущность проблемного урока.

Проблемный урок обеспечивает повышение активности, самостоятельности субъекта в процессе получения знаний. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

 Нередко термин "проблемное обучение" отождествляют с терминами "активизация обучения", "познавательная активность", но последние характеризуют возможные приемы и методы активизации, в то время как проблемное обучение интегрирует все возможные приемы и методы активизации. Цель активизации деятельности учеников посредством проблемного обучения состоит в повышении уровня усвоения ими понятий и обучении не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения задач.