Блок уроков по теме "Портрет"

Маковская Анна Владимировна

Пример работы по теме "Портрет" в капилку педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-portret.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

мбоу сош №1

«Портрет друга»

(итоговая работа 3 четверть 6 класс

По программе Б.М.Неменского)

                                      Автор-составитель:

                                      Преподаватель Изобразительного искусства

                                      Маковская Анна Владимировна

Кашира 2016

введение

        Тема «Портрет» как в обучающем, так и в творческом процессе всегда сложна и интересна. Она может стать вдохновенным порывом ,рожденным пытливым умом ученика или комплексом абсурдных неудач. Этот итог зависит от желания творчества или его утраты . В свою очередь именно от педагога и его интуиции зависит судьба личностного, непосредственного и спонтанного контакта с натурой на занятии.                                                        Переход от сковывающих анатомических знаний к свободному полету мысли и карандаша, отмечающих особенности и черточки знакомого лица – вот способ достижения успеха. Необходимо упорство, мужество и немалое напряжение ума педагога, чтобы достичь положительных результатов обучения и найти отклик в детских душах.

 Я предлагаю на ваш суд один из способов нестандартного решения поставленных перед педагогом задач. Он объединяет в себе работу в живописи и графике, подведение итогов и творческую, увлекательную работу учащихся. Занятия по тематике не расходятся с программой, рассчитаны на конец 3 четверти  6 классе и занимают 4 урока.

Примерный блок уроков.

                                    3 четверть , 8,9,10,11 уроки.

Урок №1

Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.

Цель: - развитие эстетического вкуса;

 - раскрытие богатства и разнообразия видов портретного искусства

Задачи: - знакомство с выдающимися произведениями и мастерами русского  портретного искусства 19-20вв.;

- развитие наблюдательности;

- создание этюда  итоговой работы;

- развитие пространственного мышления.

Оборудование:

Для учащихся: альбом, цветные карандаши, ластик.

Для учителя: репродукции и слайд-фильм «Смешанная техника в русском портрете 19-20вв.», схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска, экран, ПК.

Ход урока: Данный комбинированный урок с применением техни-

ческих средств обучения предполагается начать с постановки зада-

чи не только на предстоящий урок ,но и на всю последующую деятельность до конца четверти. Детей необходимо подвести к вы-

полнению  итоговой работы , в которой им необходимо будет про-

демонстрировать все полученные знания по теме «Портрет».

  Итоговое задание «Портрет друга» носит творческий характер, создается с натуры и выполняется в смешанной технике. Детям предлагается создать исторический или этнический образ своего

товарища. Для подготовки и определения стилевого направления

итоговой работы предполагается на данном занятии познакомиться

с русским портретным искусством 19-20вв., разнообразием техник,

совмещением материалов, использованием световых и цветовых

эффектов.                                                                                                                К концу занятия дети должны  создать этюд будущего портрета в цветном карандаше на формате А4.

  По ходу демонстрации слайд-фильма учитель ведет рассказ о 19в. и расцвете экспериментальной деятельности русской школы порт-

ретистов:

« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое

Карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они заканчивались в один сеанс. Зачинателем этого вида стал Орест Адамович Кипренский. Его портреты рождались мгновенно. Для Кипренского характерен стремительный бег карандаша, тоновая насыщенность изображения, контрасты черного и белого. Образцом такого письма , наполненного поэтичностью и благородством, служит «Портрет мальчика с протянутой рукой».

 Пережив пору расцвета в первое десятилетие хiх в. ,карандаш уступил место акварели. Акварелисты начинают создавать сюжетные композиции, иллюстрации к произведениям литературы, но портретное ис-во продолжало существовать ,приобретая новую стилистику . Расцвет акварельного русского портрета совпадает с творчеством Павла Федоровича Соколова, виртуозно владевшего средствами акварельного письма. Художник запечатлел современников, представителей русской аристократии второй четверти х1х в., в том числе круга Пушкина.

  Ранние портреты Соколова близки миниатюре. В первых своих произведениях он сохраняет миниатюрное письмо, напоминающее прием точками на пластинках слоновой кости. В дальнейшем, в 20-30гг., Соколов начинает писать свободными мазками, моделирующими форму, используя акварель в соединении с итальянским карандашом.

  Особенности его творческого письма заключались в чистой акварели, из которой он извлекал все ее драгоценные качества. Портреты ,написанные Соколовым, увозили с собой в ссылку декабристы как напоминание о близких.

  В развитии русского портретного искусства огромную роль сыграл К.Брюллов. Такие произведения ,как «Портрет Олениной», «Портрет неизвестной в тюрбане» , «О.П.Ферзен на ослике», несмотря на небольшие размеры, по своей законченности воспринимаются как картины. В них не менее убедительно, чем в масляной живописи, раскрывается красота пластических форм. Одновременно с К. Брюлловым выдвигаются еще несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, в том числе его брат Александр. Скромной цветовой гаммой он достигает ,как и во всем своем творчестве, психологической выразительности , тонкого проникновения в духовный мир модели. Он вводит в акварель белила, которые до некоторой степени сближают его акварели с маслом. Это – автопортрет, портрет художника Н.А. Ярошенко и С.Н. Крамской.

  Новый этап акварельной живописи ,высоко поднявший значение цвета , начинается с творчества П.Чистякова. Он использует приемы соединения контрастных цветов. Он же смог увлечь своих и своих учеников: И.Репина, В. Савинского, М. Врубеля, В.Серова.

 Репин с присущим ему свободным письмом создает замечательные портреты, насыщенные цветом. В них акцентируется внимание на тонкой лепке лица модели, остальное решается широкой обобщенной кладкой живописного пятна. Это – портреты Е.В.Лавровой, Д.И.Менделеева, Л.Н.Толстого.

  Портреты Сурикова звучны по цвету, достигают совершенства, артистично передают нежность и материальность лиц контрастными цветовыми нюансами .Это портреты С.А.Кропоткиной, «Девушка в красной кофте», этюд старшей дочери к картине «Меньшиков в Березове».

  Особой индивидуальностью отмечены работы М.Врубеля, которого И.Грабарь считал лучшим акварелистом во всей истории искусства. Портретная акварель Врубеля отличается крепким рисунком, лежащим в основе его мозаичной живописи.

  В.Серов, ученик Репина, один из выдающихся русских портретистов, много работал гуашью и акварелью, но не отдавал им предпочтения, как Суриков и Врубель. В акварель Серов вводил белила. Это портрет С.М.Лукомской.

  Создание акварельного портрета сложнее, чем натюрморта или пейзажа, особенно когда возникает потребность завершения работы в короткий срок. Художник должен владеть не только техническим мастерством, но и обладать даром психолога, улавливать главное в образе человека, добиваясь сходства.

  В начале хх в. Художники объединения «Мир искусства» меняют стилистику акварели. Они вводят в нее белила ,с увлечением работают гуашью, темперой. Акварель в это время теряет свою прозрачность. В. Борисов - Мусатов применял смешанные техники: вводил в акварель пастель, белила, используя приглушенную цветовую гамму. Портрет «Дама в голубом платье».

   К.Сомов любил прозрачность акварели, но так же использовал белила и гуашь. Его «Дама в розовом», «Автопортрет», «Портрет поэта М.А.Кузьмина» выполнены с добавлением белил. Портрет Е.Е.Владимировой написан прозрачной техникой без белил, в строгой, сияющей манере, на обобщенных тоновых градациях светлого и темного фона.

Лучшие традиции русской акварельной школы предреволюционной  

Эпохи успешно развиваются и в наши дни.»

   После просмотра фильма учащиеся переходят к практической деятельности. По схемам-плакатам повторяем пропорции лица (более полные ответы оцениваются ). Дети поворачиваются друг к другу и начинают работу над поясным портретом соседа в образе.

Работа создается на формате А4 цветным карандашом без предварительной проработки графитом.

  В конце занятия поводим просмотр эскизов будущих произведений, отмечаем интересные решения ,подводим итоги.

 На следующий урок эскиз будет переноситься на формат А3 и подсвечиваться акварелью.

        Урок №2

Тема урока:  Портрет в живописи.

Цель: - развитие эстетического вкуса к окружающей действительности;

 - пробуждение чуткости и внимательности к окружающему миру;

Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;

- развитие наблюдательности;

- создание зарисовки и акварельной подсветки итоговой работы;

- оценка композиционных навыков учащихся.

- оценка навыков построения поясного портрета.

- работа над портретом в соответствии с алгоритмом.

Оборудование:

Для учащихся: альбом с эскизом, гр. карандаш, ластик, акварель, кисть, А3.

Для учителя: репродукции и слайд-фильм , экран, ПК,

схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска.

Ход урока 

В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку. К доске вызываются несколько учащихся и на оценку отвечают на поставленные вопросы по теме «Портрет», зарисовывают мелом схемы построения лица и поясного портрета в различных ракурсах. Ученики с места дополняют ответы и поправляют ошибки.  

 Далее перед учащимися педагог ставит задачу на урок:

«Преступить к решению итоговой работы по теме «Портрет». На формате А3 выполнить композиционное решение портрета соседа в образе с соблюдением правил построения поясного портрета в графическом карандаше. Обратить внимание на портретное сходство. К концу занятия произвести акварельную заливку .»

 На доску вывешивается плакат с поэтапным выполнением портрета с комментарием учителя и пояснением .

 В течении занятия выделяется время на проведение физ. минутки.

 В конце занятия подводим итоги второго занятия над ит. работой, проводим просмотр работ и выставляем первую итоговую оценку за построение и композицию, отмечаем общие ошибки.

 На следующем занятии работа будет завершена цветным карандашом.

        Урок №3

Тема урока:  Роль цвета в портрете .

Цель: - развитие  вкуса, отзывчивости на красоту;

 - приобщение к эстетической культуре;

Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;

- развитие наблюдательности;

- завершение итоговой работы с помощью цветного карандаша;

- оценка навыков учащихся и анализ проделанной работы.

Оборудование:

Для учащихся: альбом с эскизом, ластик, цв. карандаш,белила .

Для учителя: репродукции , схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска, экран, ПК.

Ход урока 

В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку. Проводится беседа о разнообразных вариантах завершения работы

( в технике гризаль, введение в работу только нескольких цветов, выделение акцента ярким цветом , доработка белилами и т.д.)

Педагог ставит задачу на урок: «Завершение итоговой работы с использованием возможностей цветных карандашей.»

Вывешивается плакат с поэтапным выполнением портрета,  комментарием учителя и пояснением .

Учащиеся приступают к работе.

В течении занятия выделяется время на проведение физ. минутки.

В конце занятия подводим итоги третьего занятия над ит. работой, проводим просмотр работ и выставляем вторую итоговую оценку,

обсуждаем лучшие решения.

        Урок №4

Тема урока:  Великие портретисты .

Цель: - понимание и осознание причастности к историческому наследию,

 - приобщение к эстетической культуре;

Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;

- развитие наблюдательности;

- оформление итоговой работы ;

- подведение итогов четверти в игровой форме;

- оценка навыков учащихся и анализ проделанной работы.

Оборудование:

Для учащихся: итоговая работа, А3, ножницы, линейка, скотч.

Для учителя: репродукции , шаблон паспарту, мел, доска, материал для проведения викторины, экран, ПК.

Ход урока 

В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку и план проведения занятия:

- создание паспорту для портрета;

- проведение викторины «Великие портретисты»

Вместе с учителем учащиеся выполняют чертеж паспорту, вырезают, создают декоративные элементы и закрепляют на работе. Портреты подписываются на паспорту в нижней части посередине: название, год создания и автор.

Проводим просмотр перед отправкой на школьную выставку.

После проведение физ. минутки переходим к викторине.

Дети делятся на команды (примерно 4-5), получают задания:

- вопросы по теме «Портрет»;

- кроссворд «Великие портретисты».

По окончанию отведенного времени (за несколько минут до конца урока) собираются ответы команд и подводятся итоги. Победители отмечаются оценками и памятными дипломами.

Рекомендуемые ПРИЛОЖЕНИЯ:

Схемы-плакаты по теме «Портрет»:

- строение и форма носа;

- перспектива;

- опорные точки шеи;                                                                                

- этапы выполнения портрета.

- положение головы в пространстве.

- задания викторины «великие портретисты».

- презентация «Смешанная техника в русском портрете 19-20в.»

Задания к викторине «великие портретисты».

1- что такое «портрет»?

2- какие виды портрета вы знаете?

3- назовите примеры известных вам видов.

4- продолжите и закончите названия:

«Боярыня…

«Сватовство…

«Возвращение…

«Меньшиков…

«Девочка с…

«Завтрак…

КРОССВОРД  «ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ».

  1. один из видов изобразительного искусства;
  2. имя создателя «Джоконды»;
  3. автор картины «Иван-царевич на Сером Волке»;
  4. где хранятся картины?
  5. Изображение художника, выполненное им самим.

По вертикали должен получиться ответ на вопрос: что является зеркалом души?

Заключение

Это только один из способов сделать более творческим и увлекательным обучающий процесс. Его вариациями могут стать также выполнение этнических или фантастических портретов. Интерес и увлеченность учащихся ,в свою очередь, будет зависеть от опыта художника-педагога , его интеллектуального контроля и эмоций.

Положительный итог подобного преподавания может послужить благоприятной платформой для оптимизации обучающего процесса. Могу только пожелать педагогам вдохновенных порывов и творческих исканий не только в работе , но и в личном творчестве.