Блок уроков по теме "Портрет"
Предварительный просмотр:
мбоу сош №1
«Портрет друга»
(итоговая работа 3 четверть 6 класс
По программе Б.М.Неменского)
Автор-составитель:
Преподаватель Изобразительного искусства
Маковская Анна Владимировна
Кашира 2016
введение
Тема «Портрет» как в обучающем, так и в творческом процессе всегда сложна и интересна. Она может стать вдохновенным порывом ,рожденным пытливым умом ученика или комплексом абсурдных неудач. Этот итог зависит от желания творчества или его утраты . В свою очередь именно от педагога и его интуиции зависит судьба личностного, непосредственного и спонтанного контакта с натурой на занятии. Переход от сковывающих анатомических знаний к свободному полету мысли и карандаша, отмечающих особенности и черточки знакомого лица – вот способ достижения успеха. Необходимо упорство, мужество и немалое напряжение ума педагога, чтобы достичь положительных результатов обучения и найти отклик в детских душах.
Я предлагаю на ваш суд один из способов нестандартного решения поставленных перед педагогом задач. Он объединяет в себе работу в живописи и графике, подведение итогов и творческую, увлекательную работу учащихся. Занятия по тематике не расходятся с программой, рассчитаны на конец 3 четверти 6 классе и занимают 4 урока.
Примерный блок уроков.
3 четверть , 8,9,10,11 уроки.
Урок №1
Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.
Цель: - развитие эстетического вкуса;
- раскрытие богатства и разнообразия видов портретного искусства
Задачи: - знакомство с выдающимися произведениями и мастерами русского портретного искусства 19-20вв.;
- развитие наблюдательности;
- создание этюда итоговой работы;
- развитие пространственного мышления.
Оборудование:
Для учащихся: альбом, цветные карандаши, ластик.
Для учителя: репродукции и слайд-фильм «Смешанная техника в русском портрете 19-20вв.», схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска, экран, ПК.
Ход урока: Данный комбинированный урок с применением техни-
ческих средств обучения предполагается начать с постановки зада-
чи не только на предстоящий урок ,но и на всю последующую деятельность до конца четверти. Детей необходимо подвести к вы-
полнению итоговой работы , в которой им необходимо будет про-
демонстрировать все полученные знания по теме «Портрет».
Итоговое задание «Портрет друга» носит творческий характер, создается с натуры и выполняется в смешанной технике. Детям предлагается создать исторический или этнический образ своего
товарища. Для подготовки и определения стилевого направления
итоговой работы предполагается на данном занятии познакомиться
с русским портретным искусством 19-20вв., разнообразием техник,
совмещением материалов, использованием световых и цветовых
эффектов. К концу занятия дети должны создать этюд будущего портрета в цветном карандаше на формате А4.
По ходу демонстрации слайд-фильма учитель ведет рассказ о 19в. и расцвете экспериментальной деятельности русской школы порт-
ретистов:
« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое
Карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они заканчивались в один сеанс. Зачинателем этого вида стал Орест Адамович Кипренский. Его портреты рождались мгновенно. Для Кипренского характерен стремительный бег карандаша, тоновая насыщенность изображения, контрасты черного и белого. Образцом такого письма , наполненного поэтичностью и благородством, служит «Портрет мальчика с протянутой рукой».
Пережив пору расцвета в первое десятилетие хiх в. ,карандаш уступил место акварели. Акварелисты начинают создавать сюжетные композиции, иллюстрации к произведениям литературы, но портретное ис-во продолжало существовать ,приобретая новую стилистику . Расцвет акварельного русского портрета совпадает с творчеством Павла Федоровича Соколова, виртуозно владевшего средствами акварельного письма. Художник запечатлел современников, представителей русской аристократии второй четверти х1х в., в том числе круга Пушкина.
Ранние портреты Соколова близки миниатюре. В первых своих произведениях он сохраняет миниатюрное письмо, напоминающее прием точками на пластинках слоновой кости. В дальнейшем, в 20-30гг., Соколов начинает писать свободными мазками, моделирующими форму, используя акварель в соединении с итальянским карандашом.
Особенности его творческого письма заключались в чистой акварели, из которой он извлекал все ее драгоценные качества. Портреты ,написанные Соколовым, увозили с собой в ссылку декабристы как напоминание о близких.
В развитии русского портретного искусства огромную роль сыграл К.Брюллов. Такие произведения ,как «Портрет Олениной», «Портрет неизвестной в тюрбане» , «О.П.Ферзен на ослике», несмотря на небольшие размеры, по своей законченности воспринимаются как картины. В них не менее убедительно, чем в масляной живописи, раскрывается красота пластических форм. Одновременно с К. Брюлловым выдвигаются еще несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, в том числе его брат Александр. Скромной цветовой гаммой он достигает ,как и во всем своем творчестве, психологической выразительности , тонкого проникновения в духовный мир модели. Он вводит в акварель белила, которые до некоторой степени сближают его акварели с маслом. Это – автопортрет, портрет художника Н.А. Ярошенко и С.Н. Крамской.
Новый этап акварельной живописи ,высоко поднявший значение цвета , начинается с творчества П.Чистякова. Он использует приемы соединения контрастных цветов. Он же смог увлечь своих и своих учеников: И.Репина, В. Савинского, М. Врубеля, В.Серова.
Репин с присущим ему свободным письмом создает замечательные портреты, насыщенные цветом. В них акцентируется внимание на тонкой лепке лица модели, остальное решается широкой обобщенной кладкой живописного пятна. Это – портреты Е.В.Лавровой, Д.И.Менделеева, Л.Н.Толстого.
Портреты Сурикова звучны по цвету, достигают совершенства, артистично передают нежность и материальность лиц контрастными цветовыми нюансами .Это портреты С.А.Кропоткиной, «Девушка в красной кофте», этюд старшей дочери к картине «Меньшиков в Березове».
Особой индивидуальностью отмечены работы М.Врубеля, которого И.Грабарь считал лучшим акварелистом во всей истории искусства. Портретная акварель Врубеля отличается крепким рисунком, лежащим в основе его мозаичной живописи.
В.Серов, ученик Репина, один из выдающихся русских портретистов, много работал гуашью и акварелью, но не отдавал им предпочтения, как Суриков и Врубель. В акварель Серов вводил белила. Это портрет С.М.Лукомской.
Создание акварельного портрета сложнее, чем натюрморта или пейзажа, особенно когда возникает потребность завершения работы в короткий срок. Художник должен владеть не только техническим мастерством, но и обладать даром психолога, улавливать главное в образе человека, добиваясь сходства.
В начале хх в. Художники объединения «Мир искусства» меняют стилистику акварели. Они вводят в нее белила ,с увлечением работают гуашью, темперой. Акварель в это время теряет свою прозрачность. В. Борисов - Мусатов применял смешанные техники: вводил в акварель пастель, белила, используя приглушенную цветовую гамму. Портрет «Дама в голубом платье».
К.Сомов любил прозрачность акварели, но так же использовал белила и гуашь. Его «Дама в розовом», «Автопортрет», «Портрет поэта М.А.Кузьмина» выполнены с добавлением белил. Портрет Е.Е.Владимировой написан прозрачной техникой без белил, в строгой, сияющей манере, на обобщенных тоновых градациях светлого и темного фона.
Лучшие традиции русской акварельной школы предреволюционной
Эпохи успешно развиваются и в наши дни.»
После просмотра фильма учащиеся переходят к практической деятельности. По схемам-плакатам повторяем пропорции лица (более полные ответы оцениваются ). Дети поворачиваются друг к другу и начинают работу над поясным портретом соседа в образе.
Работа создается на формате А4 цветным карандашом без предварительной проработки графитом.
В конце занятия поводим просмотр эскизов будущих произведений, отмечаем интересные решения ,подводим итоги.
На следующий урок эскиз будет переноситься на формат А3 и подсвечиваться акварелью.
Урок №2
Тема урока: Портрет в живописи.
Цель: - развитие эстетического вкуса к окружающей действительности;
- пробуждение чуткости и внимательности к окружающему миру;
Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;
- развитие наблюдательности;
- создание зарисовки и акварельной подсветки итоговой работы;
- оценка композиционных навыков учащихся.
- оценка навыков построения поясного портрета.
- работа над портретом в соответствии с алгоритмом.
Оборудование:
Для учащихся: альбом с эскизом, гр. карандаш, ластик, акварель, кисть, А3.
Для учителя: репродукции и слайд-фильм , экран, ПК,
схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска.
Ход урока
В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку. К доске вызываются несколько учащихся и на оценку отвечают на поставленные вопросы по теме «Портрет», зарисовывают мелом схемы построения лица и поясного портрета в различных ракурсах. Ученики с места дополняют ответы и поправляют ошибки.
Далее перед учащимися педагог ставит задачу на урок:
«Преступить к решению итоговой работы по теме «Портрет». На формате А3 выполнить композиционное решение портрета соседа в образе с соблюдением правил построения поясного портрета в графическом карандаше. Обратить внимание на портретное сходство. К концу занятия произвести акварельную заливку .»
На доску вывешивается плакат с поэтапным выполнением портрета с комментарием учителя и пояснением .
В течении занятия выделяется время на проведение физ. минутки.
В конце занятия подводим итоги второго занятия над ит. работой, проводим просмотр работ и выставляем первую итоговую оценку за построение и композицию, отмечаем общие ошибки.
На следующем занятии работа будет завершена цветным карандашом.
Урок №3
Тема урока: Роль цвета в портрете .
Цель: - развитие вкуса, отзывчивости на красоту;
- приобщение к эстетической культуре;
Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;
- развитие наблюдательности;
- завершение итоговой работы с помощью цветного карандаша;
- оценка навыков учащихся и анализ проделанной работы.
Оборудование:
Для учащихся: альбом с эскизом, ластик, цв. карандаш,белила .
Для учителя: репродукции , схемы-плакаты по теме «Портрет», мел, доска, экран, ПК.
Ход урока
В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку. Проводится беседа о разнообразных вариантах завершения работы
( в технике гризаль, введение в работу только нескольких цветов, выделение акцента ярким цветом , доработка белилами и т.д.)
Педагог ставит задачу на урок: «Завершение итоговой работы с использованием возможностей цветных карандашей.»
Вывешивается плакат с поэтапным выполнением портрета, комментарием учителя и пояснением .
Учащиеся приступают к работе.
В течении занятия выделяется время на проведение физ. минутки.
В конце занятия подводим итоги третьего занятия над ит. работой, проводим просмотр работ и выставляем вторую итоговую оценку,
обсуждаем лучшие решения.
Урок №4
Тема урока: Великие портретисты .
Цель: - понимание и осознание причастности к историческому наследию,
- приобщение к эстетической культуре;
Задачи: - применение полученных знаний в практической деятельности;
- развитие наблюдательности;
- оформление итоговой работы ;
- подведение итогов четверти в игровой форме;
- оценка навыков учащихся и анализ проделанной работы.
Оборудование:
Для учащихся: итоговая работа, А3, ножницы, линейка, скотч.
Для учителя: репродукции , шаблон паспарту, мел, доска, материал для проведения викторины, экран, ПК.
Ход урока
В начале занятия проверяется готовность учащихся к уроку и план проведения занятия:
- создание паспорту для портрета;
- проведение викторины «Великие портретисты»
Вместе с учителем учащиеся выполняют чертеж паспорту, вырезают, создают декоративные элементы и закрепляют на работе. Портреты подписываются на паспорту в нижней части посередине: название, год создания и автор.
Проводим просмотр перед отправкой на школьную выставку.
После проведение физ. минутки переходим к викторине.
Дети делятся на команды (примерно 4-5), получают задания:
- вопросы по теме «Портрет»;
- кроссворд «Великие портретисты».
По окончанию отведенного времени (за несколько минут до конца урока) собираются ответы команд и подводятся итоги. Победители отмечаются оценками и памятными дипломами.
Рекомендуемые ПРИЛОЖЕНИЯ:
Схемы-плакаты по теме «Портрет»:
- строение и форма носа;
- перспектива;
- опорные точки шеи;
- этапы выполнения портрета.
- положение головы в пространстве.
- задания викторины «великие портретисты».
- презентация «Смешанная техника в русском портрете 19-20в.»
Задания к викторине «великие портретисты».
1- что такое «портрет»?
2- какие виды портрета вы знаете?
3- назовите примеры известных вам видов.
4- продолжите и закончите названия:
«Боярыня…
«Сватовство…
«Возвращение…
«Меньшиков…
«Девочка с…
«Завтрак…
КРОССВОРД «ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ».
- один из видов изобразительного искусства;
- имя создателя «Джоконды»;
- автор картины «Иван-царевич на Сером Волке»;
- где хранятся картины?
- Изображение художника, выполненное им самим.
По вертикали должен получиться ответ на вопрос: что является зеркалом души?
Заключение
Это только один из способов сделать более творческим и увлекательным обучающий процесс. Его вариациями могут стать также выполнение этнических или фантастических портретов. Интерес и увлеченность учащихся ,в свою очередь, будет зависеть от опыта художника-педагога , его интеллектуального контроля и эмоций.
Положительный итог подобного преподавания может послужить благоприятной платформой для оптимизации обучающего процесса. Могу только пожелать педагогам вдохновенных порывов и творческих исканий не только в работе , но и в личном творчестве.