технология творческих мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_rmo_mart_2018.odt | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
технология творческих мастерских
Как сформировать у детей понятие о том, что современный успешный человек в полном смысле этого слова – это, прежде всего гармоничная личность, патриот, это тот, кто знает свою историю, культуру, разбирается в искусстве, ценит свои истоки? Как внушить детям мысли о том, что из современного информационного поля необходимо отбирать не только те сведения, которые им будут практически полезны в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, но и те, которые позволят им быть развитой личностью.
Уроки изобразительного искусства во многом способствуют этому.
Из всех современных образовательных технологий в решении данного вопроса наилучшим образом способствует технология творческих мастерских, часто применяемая учителем на уроках изобразительного искусства.
Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной
деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских
ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта
технология, разработанная «Французской группой нового образования»,
Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др..удивляет своей
обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям под лозунгом «Все способны!».
Обычно мастерскую учитель проводят в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.
Цель мастерской– подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.
Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и в групповой работе.
Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идей и их развития в индивидуальной и в групповой работе. Применение в работе именно этой педагогической технологии дает возможность учащимся самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения, научиться осознавать свои различные психические состояния и управлять ими.
Технология творческих мастерских включает в себя несколько фаз,
рассмотрим на примере урока в 4 классе « Пейзаж родной земли».
Например:
Цели:
- познакомить и научить с новым художественным материалом – сангина
- уметь выполнять художественные работы разными техниками;
- развивать эмоционально – чувственную сферу и художественно – образное мышление как основу творческой личности;
- воспитывать любовь к природе, к Родине, к своему краю.
Задача: - показать красоту нашей родной земли разными техниками.
Зрительный ряд: мультимедиа, музыкальное оформление, стихи, песни.
Материал: Листы бумаги А3, гуашь, акварель, пастель, сангина, листья, кисти.
- Этап – Индуктор.
На данном этапе урока создается эмоциональное настроение каждого ребенка. В начале урока используется отрывок из песни, сопровождаемый слайдами с изображениями родных мест. Это вызывает поток эмоций, ассоциаций, будит чувство к своему краю, месту, где ты родился и вырос.
На этом этапе учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Таким образом, первый этап – мотивационный..
II. Следующий этап в мастерской – самоконструкция. На этом этапе идет переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Прослушав песню, учащиеся находят ассоциации со словами данной песни. Мастер предлагает коллективно или индивидуально написать творческую работу (стихи, рассказ). У учащихся рождаются стихи, рассказы. Мастер предлагает учащимся самостоятельно определить задачу урока. В дальнейшем процессе учащиеся знакомятся с новым художественным материалом «Сангина». Задача Мастера – не мешать ученику в самопроявлении.
Цепочка заданий продумана Мастером так, чтобы постоянно углублять знания у учащихся.
- Этап в творческой мастерской – самоконструкция. На этом этапе Мастер предлагает работу в паре.
Каждая группа распределяет самостоятельно задание и выбирает технику исполнения над композицией. Делят группу – защита композиции и выбирают главных художников для предстоящей работы над композицией. Обсуждают свою работу и пишут план выступления. С учетом полученной в процессе урока информации, зарождается творческая работа по теме «Пейзаж родной земли».
IV. Этап – социализация. Все, что учащиеся сделали индивидуально, в группе позволяет ребенку обогатить свои знания. На данном этапе идет сотрудничество, взаимопомощь, где учащиеся сопоставляют выполненную композицию с тем, что придумали для защиты (стихи, рассказы, песни и т.д.).
V. Афиширования. Первая подгруппа представляет свою художественную работу, а вторая подгруппа ее защищает сочиненными стихами, рассказами, песнями.
Основная задача этого этапа - обеспечить признание творческого коллективного опыта.
VI. Этап в творческой мастерской – рефлексия. Где учащиеся отражают свои чувства, ощущения, возникшие у учащихся в ходе работы.
Учитель предлагает учащимся выразить свои чувства к проделанной работе, используя кленовые листочки (разных цветов), значения цвета проговаривает Мастер. В завершении получается дерево – «Настроение», дерево – отношение к проделанной работе, к уроку. Учитель сразу видит результат данного урока.
В конце урока учащиеся получают не отметки, а наивысшую похвалу «аплодисменты».
В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях.
У учащихся развивается умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности, идет становление позитивной Я-концепции, формируется ответственность.