технология творческих мастерских

Маковская Анна Владимировна
технология творческих мастерских Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_rmo_mart_2018.odt25.38 КБ

Предварительный просмотр:

  технология творческих мастерских

Как сформировать у детей понятие о том, что современный успешный человек в полном смысле этого слова – это, прежде всего гармоничная личность, патриот, это тот, кто знает свою историю, культуру, разбирается в искусстве, ценит свои истоки? Как внушить детям мысли о том, что из современного информационного поля необходимо отбирать не только те сведения, которые им будут практически полезны в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, но и те, которые позволят им быть развитой личностью.

 Уроки изобразительного искусства во многом способствуют этому.

Из всех современных образовательных технологий в решении данного вопроса наилучшим образом способствует технология творческих мастерских часто применяемая учителем  на уроках изобразительного искусства.

     Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной

деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских

ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта

технология, разработанная «Французской группой нового образования»,

 Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др..удивляет своей

 обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям под лозунгом «Все способны!».

 Обычно мастерскую учитель проводят в конце или начале большой или очень трудной темы. Цель – пробудить интерес детей, их мыслительную активность. И по продолжительности – это не академический урок. Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.

Цель мастерской– подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.

Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности. Мастерская считается состоявшейся тогда, когда участники в процессе деятельности забывают про учителя.

  Идея творческой мастерской – создать условия для развития в индивидуальной и в групповой работе. 

Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идей и их развития в индивидуальной и в групповой работе. Применение  в  работе  именно этой педагогической  технологии  дает  возможность  учащимся самим  добывать  и  обрабатывать предметные знания и умения, научиться осознавать свои  различные  психические состояния  и  управлять  ими.

Технология творческих  мастерских  включает  в  себя несколько  фаз,

рассмотрим  на примере урока в 4 классе « Пейзаж родной земли».

Например:

Цели:

  - познакомить и научить с новым художественным материалом – сангина

   -  уметь выполнять художественные работы  разными техниками;  

  - развивать эмоционально – чувственную сферу и художественно –   образное мышление как основу творческой личности;

  - воспитывать любовь к природе, к Родине, к своему краю.

Задача: - показать красоту нашей родной земли разными техниками.

Зрительный ряд: мультимедиа, музыкальное оформление, стихи, песни.

Материал: Листы бумаги А3, гуашь, акварель, пастель,  сангина, листья, кисти.

  1. Этап – Индуктор.

На данном этапе урока создается эмоциональное настроение каждого ребенка. В начале урока используется отрывок из песни, сопровождаемый слайдами с изображениями родных мест. Это вызывает поток эмоций, ассоциаций, будит чувство к своему краю, месту, где ты родился и вырос.

На этом этапе учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Таким образом, первый этап –  мотивационный..

II.  Следующий этап в мастерской – самоконструкция. На этом этапе идет переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Прослушав песню, учащиеся находят ассоциации со словами данной песни. Мастер предлагает коллективно или индивидуально написать творческую работу (стихи, рассказ). У учащихся рождаются  стихи, рассказы. Мастер предлагает учащимся самостоятельно определить задачу урока. В дальнейшем процессе учащиеся знакомятся с новым художественным материалом «Сангина». Задача Мастера – не мешать ученику в самопроявлении.

Цепочка заданий продумана Мастером так, чтобы постоянно углублять знания у учащихся.

  1. Этап в творческой мастерской – самоконструкция. На этом этапе Мастер предлагает работу в паре.

 Каждая группа распределяет самостоятельно задание и выбирает технику исполнения над композицией. Делят группу – защита композиции и выбирают главных художников для предстоящей работы над композицией. Обсуждают свою работу и пишут план выступления. С учетом полученной в процессе урока информации,  зарождается  творческая работа по теме «Пейзаж родной земли».

IV. Этап – социализация. Все, что учащиеся сделали индивидуально, в группе позволяет ребенку обогатить свои знания. На данном этапе идет сотрудничество, взаимопомощь, где учащиеся сопоставляют выполненную композицию с тем, что придумали для защиты (стихи, рассказы, песни и т.д.).

V. Афиширования. Первая подгруппа представляет свою художественную работу, а вторая подгруппа ее защищает сочиненными стихами, рассказами, песнями.  

Основная задача этого этапа - обеспечить признание творческого коллективного опыта.

VI. Этап в творческой мастерской – рефлексия. Где учащиеся отражают свои чувства, ощущения, возникшие у учащихся в ходе  работы.

  Учитель предлагает учащимся выразить свои чувства к проделанной работе, используя кленовые листочки (разных цветов), значения цвета проговаривает Мастер. В завершении получается дерево – «Настроение», дерево – отношение к проделанной работе, к уроку. Учитель сразу видит результат данного урока.

  В конце урока учащиеся получают не отметки, а наивысшую похвалу «аплодисменты».

В   мастерских у  учащихся развивается  креативное мышление, воображение. У учащихся  развивается мотивация, интерес  к  предмету. Дети  сами, открыв  какие-то истины, лучше  их  запоминают и  лучше  могут  их  использовать в  разных ситуациях.

У учащихся развивается  умение и  желание  сотрудничать при  выполнении  коллективной творческой  деятельности, идет  становление  позитивной Я-концепции, формируется  ответственность.