Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 класса

Маковская Анна Владимировна
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 класса разработана на основе: • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями); • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями); • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»; • учебного плана МБОУ «СОШ № 1»; • учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс45.61 КБ
Файл 6 класс49.33 КБ
Файл 7 класс33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 1»;
  • учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» под редакцией Л.Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 5 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.  

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику:

- Изобразительное  искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Ермолинская. Л.Г.Савенкова,  – М.: Вентана-Граф, 2015. - 176с.: ил.

срок реализации рабочей программы - 1 год. В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели).  

 Планируемые результаты  освоения  курса в 5 классе:

Личностные результаты

  1. социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе.
  6. Развитие творческого потенциала в условиях активации воображения и фантазии.
  7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
  8. Воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
  9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  10. Бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
  3. Развитие способностей понимать причины успеха/ неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
  4. Развитие способности откликаться на проходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  5. Развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  6. Активное использование речевых , музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
  7. Развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства, накапливать знания и представления о разных видах искусства,
  8. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другой), овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждении;
  9. Воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности понимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории.
  10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы, умение договариваться, распределять функции и роли в совместной  деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать  собственное поведение окружающих, конструктивно решать возникающие конфликты,
  11. Развитие пространственного ощущения мира, формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов , развитие интереса к искусству разных стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями, особенностями региона, формирование представлений об освоении человеком пространства Земли,
  12. Освоение изобразительных особенностей языка разных видов искусства,
  13. Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусств .

Предметные результаты

  1. Сформированность представлений о роли из.искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
  2. Сформированность основ из.искусства с опорой на особенности и своеобразии культуры и традиции родного края,
  3. Развитость устойчивого интереса к изо творчеству, способность адекватно возрасту воспринимать, переживать, ценить произведения изобразительного и других видов искусства,
  4. Индивидуальное чувство формы и цвета в из.искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах,
  5. Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания,
  6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства,
  7. Развитие фантазии и воображения детей,
  8. Использование в собственных  ТВ. Работах разнообразия цветовых фантазии, форм,  объемов, ритмов, композиционных  решений и образов,
  9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике, овладение  выразительными особенностями языка пл.искусств,
  10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению,
  11. Использование изобразительных, поэтических, музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусств,
  12. Нравственные, эстетические, этические, духовные, общечеловеческие, культурологические аспекты воспитания на уроках из.искусства.

Содержание учебного предмета.

Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч

Тема 1. Природа и человек
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт)

Тема 2. Природа и художник
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».

Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве

Тема 3. Человек — природа — культура
Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира
Развитие фантазии и воображения.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.
Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.

Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Тема 5. Зодчество

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве проектирования.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся

Тема 6. Образы старинной архитектуры
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села)

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар)

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.

Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур

Тема 13. Мифы Древней Греции
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»

Тема 14. Скульптура Древней Греции
Развитие фантазии и воображения.
Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран.
Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).

Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о греческом каноне изображения человека

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец

Тема 19. Былинный образ
Русской земли
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…

Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей.
Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.

Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах

Тема 21. Народный костюм.
Головной убор
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.

Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»)

Тема 22. Народный костюм. Одежда
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.

Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)

Тема 23. Народные праздники. Святки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма

Тема 24. Масленица
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

Тема 25. Этнографический музей
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры

Тема 26. Печные изразцы
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).
Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.

Роль изразца в архитектуре (интерьер)

Тема 27. Расписывание изразцов
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).

Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.

Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением

Тема 29. Прялка
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Народное декоративно-прикладное искусство.
Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России.
Виды и характеристика прялок разных регионов России.

Связь формы прялки с Мировым древом

Тема 30. Кукла как часть народной культуры
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о кукле как части культуры любого народа.
Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.

Народные ритуальные обряды, связанные с куклой

Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства
Развитие фантазии и воображения.

Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)

Тема 33. Вышивка. Лоскутное шитьё 

Развитие фантазии и воображения.
Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).

Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
 Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства

Глава 6. Проекты и исследования

Тема 34. Великие имена в искусстве
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 5А КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое.

Тема 1. Природа и человек

1

Тема 2. Природа и художник

1

Тема 3. Человек — природа — культура

1

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира

1

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Тема 5. Зодчество

1

3.10

Тема 6. Образы старинной архитектуры

1

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры

1

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве

1

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве

1

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

1

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве

1

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

1

Тема 13. Мифы Древней Греции

1

Тема 14. Скульптура Древней Греции

1

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам

1

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции

1

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира

1

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

1

Тема 19. Былинный образ Русской земли

1

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник

1

Тема 21. Народный костюм. Головной убор

1

Тема 22. Народный костюм. Одежда

1

Тема 23. Народные праздники. Святки

1

Тема 24. Масленица

1

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

Тема 25. Этнографический музей

1

Тема 26. Печные изразцы

1

Тема 27. Расписывание изразцов

1

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла

1

Тема 29. Прялка

1

Тема 30. Кукла как часть народной культуры

1

Тема 31. Делаем куклу - «закрутку»

1

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства

1

Тема 33. Вышивка. Лоскутное шитьё

1

Глава 6. Проекты и исследования

Тема 34. Великие имена в искусстве

1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 5Б КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое.

Тема 1. Природа и человек

1

Тема 2. Природа и художник

1

Тема 3. Человек — природа — культура

1

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира

1

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Тема 5. Зодчество

1

3.10

Тема 6. Образы старинной архитектуры

1

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры

1

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве

1

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве

1

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

1

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве

1

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

1

Тема 13. Мифы Древней Греции

1

Тема 14. Скульптура Древней Греции

1

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам

1

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции

1

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира

1

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

1

Тема 19. Былинный образ Русской земли

1

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник

1

Тема 21. Народный костюм. Головной убор

1

Тема 22. Народный костюм. Одежда

1

Тема 23. Народные праздники. Святки

1

Тема 24. Масленица

1

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

Тема 25. Этнографический музей

1

Тема 26. Печные изразцы

1

Тема 27. Расписывание изразцов

1

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла

1

Тема 29. Прялка

1

Тема 30. Кукла как часть народной культуры

1

Тема 31. Делаем куклу - «закрутку»

1

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства

1

Тема 33. Вышивка. Лоскутное шитьё

1

Глава 6. Проекты и исследования

Тема 34. Великие имена в искусстве

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 1»;
  • учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» под редакцией Л.Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. – М.: Вентана-Граф,  2015.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 5 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.  

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику:

- Изобразительное  искусство: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Ермолинская. Л.Г.Савенкова,  – М.: Вентана-Граф, 2015. - 176с.: ил.

срок реализации рабочей программы - 1 год. В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели).  

 Планируемые результаты  освоения  курса:

Личностные результаты

  1. социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе.
  6. Развитие творческого потенциала в условиях активации воображения и фантазии.
  7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
  8. Воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
  9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  10. Бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
  3. Развитие способностей понимать причины успеха/ неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
  4. Развитие способности откликаться на проходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  5. Развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  6. Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
  7. Развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства, накапливать знания и представления о разных видах искусства,
  8. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другой), овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждении;
  9. Воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности понимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории.
  10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы, умение договариваться, распределять функции и роли в совместной  деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать  собственное поведение окружающих, конструктивно решать возникающие конфликты,
  11. Развитие пространственного ощущения мира, формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов , развитие интереса к искусству разных стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями, особенностями региона, формирование представлений об освоении человеком пространства Земли,
  12. Освоение изобразительных особенностей языка разных видов искусства,
  13. Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусств .

Предметные результаты

  1. Сформированность представлений о роли из.искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
  2. Сформированность основ из.искусства с опорой на особенности и своеобразии культуры и традиции родного края,
  3. Развитость устойчивого интереса к изо творчеству, способность адекватно возрасту воспринимать, переживать, ценить произведения изобразительного и других видов искусства,
  4. Индивидуальное чувство формы и цвета в из.искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах,
  5. Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания,
  6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства,
  7. Развитие фантазии и воображения детей,
  8. Использование в собственных  ТВ. Работах разнообразия цветовых фантазии, форм,  объемов, ритмов, композиционных  решений и образов,
  9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике, овладение  выразительными особенностями языка пл.искусств,
  10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению,
  11. Использование изобразительных, поэтических, музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусств,
  12. Нравственные, эстетические, этические, духовные, общечеловеческие, культурологические аспекты воспитания на уроках из.искусства.

Содержание учебного предмета.

Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч

Тема 1. Введение. История развития представлений человека о мироздании
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре

Глава 1. Мифология в народном творчестве

Тема 2. Мифы творения мира
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира

Тема 3. Мифология и символика русской избы
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций

Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчестве
Развитие фантазии и воображения.
Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;

Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.)

Тема 5. Символы в орнаменте
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.

Геральдическая композиция

Тема 6. Пермская деревянная скульптура
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства.

Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства

Глава 2. Мир архитектуры

Тема 7. Храмовая архитектура
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о храме как символической модели мироздания.

Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция)

Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре.

Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ланд-шафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей

Тема 9. Дворянские усадьбы России
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.

Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме

Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства
Развитие фантазии и воображения.

Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды

Тема 11. Садово-парковая архитектура
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений.
Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства — решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры).

Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России)

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения

Тема 13. Литературная гостиная и литературный салон
Развитие фантазии и воображения.

История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.)

Тема 14. Музыка в пространстве интерьера
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества.

Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое)

Глава 4. Портрет в искусстве

Тема 15. Костюм как произведение искусства
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о костюме как произведении искусства — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ.

История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия)

Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра

Тема 17. Графический портрет
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения

Глава 5. Натюрморт

Тема 18. Декоративный натюрморт 
Развитие фантазии и воображения.
Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.

Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.

Тема 19. Построение геометрических тел
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов

Тема 20. Ахроматический натюрморт
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль

Тема 21. Символика в живописи
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической жи-вописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.).

Символы в окружающей жизни современного человека

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

Тема 22. Тульский самовар
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»

Тема 23. Резьба по камню и кости
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости — малораспространённых видах народного искусства. Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром

Тема 24. Художественная обработка металла
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане.

Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции

Тема 25. Павловопосадские платки
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства

Глава 7. Книга как произведение искусства

Тема 26. Искусство оформления книги
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации

Тема 27. Художественный шрифт
Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи

Тема 28. Шрифтовая композиция
Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате

Глава 8. Малые формы в графике

Тема 29. Экслибрис
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается

Тема 30. Эмблема
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать

Тема 31. Марка как произведение искусства
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках

Глава 8. Проекты

Тема 32. Город будущего
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах.

Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе

Тема 33. Архитектурный проект школы будущего
Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции

Глава 9. Великие имена в искусстве

Тема 34. Художник-живописец. Художник-график
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.
Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.

Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским

Художники-графики, жившие в разные исторические периоды.
Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник.

Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В.А. Фаворского, М.К. Эшера

                                        ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 6А КЛАСС

Тема урока

К.ч

дата

план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое.

Введение. История развития представлений человека о мироздании

1

Глава 1. Мифология в народном творчестве

Тема 2. Мифы творения мира

1

Тема 3. Мифология и символика русской избы

1

Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчестве

1

Тема 5. Символы в орнаменте

1

Тема 6. Пермская деревянная скульптура

1

Глава 2. Мир архитектуры

Тема 7. Храмовая архитектура

1

Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

1

Тема 9. Дворянские усадьбы России

1

Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства

1

Тема 11. Садово-парковая архитектура

1

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома

1

Тема 13. Литературная гостиная и литературный салон

1

Тема 14. Музыка в пространстве интерьера

1

Глава 4. Портрет в искусстве

Тема 15. Костюм как произведение искусства

1

Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет

1

Тема 17. Графический портрет

1

Глава 5. Натюрморт

Тема 18. Декоративный натюрморт

1

Тема 19. Построение геометрических тел

 

1

Тема 20. Ахроматический натюрморт

1

Тема 21. Символика в живописи

1

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

Тема 22. Тульский самовар

1

Тема 23. Резьба по камню и кости
кости. Роль

1

Тема 24. Художественная обработка металла

1

Тема 25. Павловопосадские платки

1

Глава 7. Книга как произведение искусства

Тема 26. Искусство оформления книги

1

Тема 27. Художественный шрифт

1

Тема 28. Шрифтовая композиция

1

Глава 8. Малые формы в графике

Тема 29. Экслибрис

1

Тема 30. Эмблема

1

Тема 31. Марка как произведение искусства

1

Глава 8. Проекты

Тема 32. Город будущего

1

Тема 33. Архитектурный проект школы будущего

1

Глава 9. Великие имена в искусстве

Тема 34. Художник-живописец. Художник-график.

1

                                           ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 6Б КЛАСС

Тема урока

К.ч

дата

план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое.

Введение. История развития представлений человека о мироздании

1

Глава 1. Мифология в народном творчестве

Тема 2. Мифы творения мира

1

Тема 3. Мифология и символика русской избы

1

Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчестве

1

Тема 5. Символы в орнаменте

1

Тема 6. Пермская деревянная скульптура

1

Глава 2. Мир архитектуры

Тема 7. Храмовая архитектура

1

Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

1

Тема 9. Дворянские усадьбы России

1

Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства

1

Тема 11. Садово-парковая архитектура

1

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома

1

Тема 13. Литературная гостиная и литературный салон

1

Тема 14. Музыка в пространстве интерьера

1

Глава 4. Портрет в искусстве

Тема 15. Костюм как произведение искусства

1

Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет

1

Тема 17. Графический портрет

1

Глава 5. Натюрморт

Тема 18. Декоративный натюрморт

1

Тема 19. Построение геометрических тел

 

1

Тема 20. Ахроматический натюрморт

1

Тема 21. Символика в живописи

1

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

Тема 22. Тульский самовар

1

Тема 23. Резьба по камню и кости
кости. Роль

1

Тема 24. Художественная обработка металла

1

Тема 25. Павловопосадские платки

1

Глава 7. Книга как произведение искусства

Тема 26. Искусство оформления книги

1

Тема 27. Художественный шрифт

1

Тема 28. Шрифтовая композиция

1

Глава 8. Малые формы в графике

Тема 29. Экслибрис

1

Тема 30. Эмблема

1

Тема 31. Марка как произведение искусства

1

Глава 8. Проекты

Тема 32. Город будущего

1

Тема 33. Архитектурный проект школы будущего

1

Глава 9. Великие имена в искусстве

Тема 34. Художник-живописец. Художник-график.

1

                                           ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 6В КЛАСС

Тема урока

К.ч

дата

план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое.

Введение. История развития представлений человека о мироздании

1

Глава 1. Мифология в народном творчестве

Тема 2. Мифы творения мира

1

Тема 3. Мифология и символика русской избы

1

Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчестве

1

Тема 5. Символы в орнаменте

1

Тема 6. Пермская деревянная скульптура

1

Глава 2. Мир архитектуры

Тема 7. Храмовая архитектура

1

Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

1

Тема 9. Дворянские усадьбы России

1

Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства

1

Тема 11. Садово-парковая архитектура

1

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома

1

Тема 13. Литературная гостиная и литературный салон

1

Тема 14. Музыка в пространстве интерьера

1

Глава 4. Портрет в искусстве

Тема 15. Костюм как произведение искусства

1

Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет

1

Тема 17. Графический портрет

1

Глава 5. Натюрморт

Тема 18. Декоративный натюрморт

1

Тема 19. Построение геометрических тел

 

1

Тема 20. Ахроматический натюрморт

1

Тема 21. Символика в живописи

1

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

Тема 22. Тульский самовар

1

Тема 23. Резьба по камню и кости
кости. Роль

1

Тема 24. Художественная обработка металла

1

Тема 25. Павловопосадские платки

1

Глава 7. Книга как произведение искусства

Тема 26. Искусство оформления книги

1

Тема 27. Художественный шрифт

1

Тема 28. Шрифтовая композиция

1

Глава 8. Малые формы в графике

Тема 29. Экслибрис

1

Тема 30. Эмблема

1

Тема 31. Марка как произведение искусства

1

Глава 8. Проекты

Тема 32. Город будущего

1

Тема 33. Архитектурный проект школы будущего

1

Глава 9. Великие имена в искусстве

Тема 34. Художник-живописец. Художник-график.

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 1»;
  • учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» под редакцией Л.Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на обучающихся 7 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.  

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику:

- Изобразительное  искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Ермолинская. Л.Г.Савенкова,  – М.: Вентана-Граф, 2015. - 176с.: ил.

срок реализации рабочей программы - 1 год. В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели).  

 Планируемые результаты  освоения  курса:

Личностные результаты

  1. социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе.
  6. Развитие творческого потенциала в условиях активации воображения и фантазии.
  7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
  8. Воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
  9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  10. Бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
  3. Развитие способностей понимать причины успеха/ неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
  4. Развитие способности откликаться на проходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  5. Развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  6. Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
  7. Развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока, осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства, накапливать знания и представления о разных видах искусства,
  8. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другой), овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждении;
  9. Воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности понимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории.
  10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы, умение договариваться, распределять функции и роли в совместной  деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать  собственное поведение окружающих, конструктивно решать возникающие конфликты,
  11. Развитие пространственного ощущения мира, формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов , развитие интереса к искусству разных стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями, особенностями региона, формирование представлений об освоении человеком пространства Земли,
  12. Освоение изобразительных особенностей языка разных видов искусства,
  13. Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусств .

Предметные результаты

  1. Сформированность представлений о роли из.искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
  2. Сформированность основ из.искусства с опорой на особенности и своеобразии культуры и традиции родного края,
  3. Развитость устойчивого интереса к изо творчеству, способность адекватно возрасту воспринимать, переживать, ценить произведения изобразительного и других видов искусства,
  4. Индивидуальное чувство формы и цвета в из.искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах,
  5. Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания,
  6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства,
  7. Развитие фантазии и воображения детей,
  8. Использование в собственных  ТВ. Работах разнообразия цветовых фантазии, форм,  объемов, ритмов, композиционных  решений и образов,
  9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике, овладение  выразительными особенностями языка пл.искусств,
  10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению,
  11. Использование изобразительных, поэтических, музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусств,
  12. Нравственные, эстетические, этические, духовные, общечеловеческие, культурологические аспекты воспитания на уроках из.искусства.

Содержание учебного предмета.

Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 16 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 7А КЛАСС

Тема урока

к.ч

Дата план

Дата ф.

Глава 1. Природа в изобразительном искусстве

1

Природная среда как
источник художественного вдохновения

1

2

 Растительные мотивы в художественном творчестве

1

3

Мир живой природы глазами художника

1

4

Особенности изображения животных и птиц

1

Глава 2. Природа и творчество

5

Отражение природных форм в архитектуре

1

6

Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

1

7

Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней

1

Глава 3. Художественное творчество и его истоки

8

Наука и искусство

1

9

Роль фантазии и воображения в искусстве

1

10

Художник и творческий процесс

1

Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве

11

Коллаж — особая форма искусства

1

12

Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках

1

13

Плакат и законы его построения. Плакатная графика

1

Глава 5. Искусство театра

14

Театр — содружество всех искусств

1

15

Оформление спектакля. Художник в театре

1

16

Театральный костюм

1

17

Лицо, грим, маска

1

18

Театральная афиша

1

19

Пригласительный билет на спектакль

1

Глава 6. Композиция и её роль в искусстве

20

Архитектурная композиция

1

21

четыре вида архитектурной композиции

1

22

Композиция художественного произведения

1

Глава 7. Мироздание и искусство

23

Западная  модель в культуре человечества

1

24

восточная модель в культуре человечества

1

25

Миф (мифология) как образ мира

1

26

образ мира в мифах разных народов

1

27

Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни

1

28

Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания

1

Глава 8. История и искусство

29

Восприятие истории посредством искусства

1

30

Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики

1

31

Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве

1

32

Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы»

1

Глава 9. Проекты

33

Культурные достопримечательности города

1

34

Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»
Великие имена в искусстве

1

итого

34

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование 7Б класс

Тема урока

к.ч

Дата план

Дата ф.

Глава 1. Природа в изобразительном искусстве

1

Природная среда как
источник художественного вдохновения

1

2

 Растительные мотивы в художественном творчестве

1

3

Мир живой природы глазами художника

1

4

Особенности изображения животных и птиц

1

Глава 2. Природа и творчество

5

Отражение природных форм в архитектуре

1

6

Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

1

7

Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней

1

Глава 3. Художественное творчество и его истоки

8

Наука и искусство

1

9

Роль фантазии и воображения в искусстве

1

10

Художник и творческий процесс

1

Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве

11

Коллаж — особая форма искусства

1

12

Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках

1

13

Плакат и законы его построения. Плакатная графика

1

Глава 5. Искусство театра

14

Театр — содружество всех искусств

1

15

Оформление спектакля. Художник в театре

1

16

Театральный костюм

1

17

Лицо, грим, маска

1

18

Театральная афиша

1

19

Пригласительный билет на спектакль

1

Глава 6. Композиция и её роль в искусстве

20

Архитектурная композиция

1

21

четыре вида архитектурной композиции

1

22

Композиция художественного произведения

1

Глава 7. Мироздание и искусство

23

Западная  модель в культуре человечества

1

24

восточная модель в культуре человечества

1

25

Миф (мифология) как образ мира

1

26

образ мира в мифах разных народов

1

27

Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни

1

28

Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания

1

Глава 8. История и искусство

29

Восприятие истории посредством искусства

1

30

Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики

1

31

Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве

1

32

Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы»

1

Глава 9. Проекты

33

Культурные достопримечательности города

1

34

Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»
Великие имена в искусстве

1

итого

34