Технологическая карта занятия на тему "СВЕТОТЕНЬ" для взрослой аудитории

Василенко Ульяна Владимировна

Технологическая карта занятия на тему "СВЕТОТЕНЬ" для взрослой аудитории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-urok_svetoten_vasilenko.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия 30 мин

1

ФИО педагога

Василенко Ульяна Владимировна

2

Класс/группа

Взрослые

3

Предмет/дисциплина

Изобразительное искусство

4

Тема

Светотень как основа изображения действительности, тональные отношения

5

Цель занятия

Предполагается, что по окончании занятия участники смогут … Изображать любые предметы и группы предметов в объеме с помощью простого карандаша.

6

Методологический подход (нужное подчеркнуть)

  • системно-деятельностный
  • личностный
  • компетентностный
  • полисубъектный (диалогический)
  • антропологический
  • гуманистический
  • культурологический
  • этнопедагогический

7

Принципы обучения (нужное подчеркнуть)

  • сознательности и активности
  • наглядности
  • систематичности и последовательности
  • прочности
  • научности
  • доступности
  • связи теории с практикой

8

Виды обучения (преобладающие методики) (нужное подчеркнуть)

  • объяснительно-иллюстративный
  • догматический
  • проблемный
  • программированный
  • развивающий
  • эвристический
  • личностно-ориентированный
  • компьютерный
  • модульный
  • дистанционный
  • межпредметный

9

Методы обучения (нужное подчеркнуть)

Классификация по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
  • репродуктивный
  • проблемного изложения
  • частично-поисковый (эвристический)
  • исследовательский

Классификация по источнику передачи знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский)

  • словесный
  • наглядный
  • практический

Классификация активных методов обучения (О.А.Швец, Д.С.Вьюнова):

Неимитационные:

  • проблемный метод
  • дискуссия/дебаты
  • мозговая атака (штурм, эстафета)
  • презентация/олимпиада/научно-практическая конференция
  • парная работа со взаимопроверкой
  • метод проектов

Имитационные:

  • игровые методы (ролевые, деловые, ОДИ, имитационные упражнения…)
  • метод погружения/интенсивные методы/групповой тренинг
  • учение через обучение/Учебное преподавание (Learning by teaching)/педагогические игровые упражнения
  • учение через действие (Learning by doing)
  • анализ конкретных ситуаций (Сase-study)

10

Формы (организации) обучения (нужное подчеркнуть)

Классификация форм обучения (по месту проведения):

  • аудиторная/внеаудиторная
  • классная/ внеклассная
  • школьная/внешкольная

Классификация форм организации (А.В.Хуторской):

  • индивидуальная (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение)
  • коллективно-групповая (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)
  • индивидуально-коллективная (погружения, творческие недели, научные недели, проекты, лагеря)

11

Тип урока (нужное подчеркнуть)

Типология уроков (Ю.А. Конаржевский):

  • комбинированный урок
  • урок усвоения новых знаний учащихся
  • урок закрепления изучаемого материала
  • урок повторения
  • урок систематизации и обобщения нового материала
  • урок проверки и оценки знаний

Типология уроков (Е.С.Антонова):

  • урок построения предметного понятия или правила (урок-исследование)
  • урок применения понятия или правила (урок-тренинг)
  • урок включения понятия/правила в систему изученных (урок-коммуникация)
  • контрольный урок (урок-самоконтроля)

12

Типы средств обучения (нужное подчеркнуть)

Типология средств обучения (В.Оконь):

 Простые средства:

  • словесные (учебники и другие тексты);
  • визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства: 

  • механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп);
  • аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
  • аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
  • средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Современная типология средств обучения:

  • печатные
  • электронные образовательные ресурсы
  • аудиовизуальные
  • наглядные плоскостные
  • демонстрационные
  • учебные приборы
  • тренажеры и спортивное оборудование
  • учебная техника

Ход занятия

Этап 1 Мотивационно-организационный _______________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

Расскажите, что вы знаете о том, как изобразить предмет объемно.

Рассказывают.

1 мин

2

Какие есть идеи о том с помощью чего глаз видит форму?

Рассказывают, приходим к выводам о распределении света, тени и блике.

3

Показываем примеры светотеневых работ.

Смотрим.

1 мин.

Этап 2 Теоретическо-практический ____________________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

И так, давайте взглянем на наш с вами предмет (у каждого предмет) и посмотрим, что мы можем сказать о происходящем на нем.

Смотрим, трогаем, двигаем, наблюдаем и выясняем что там творится. Вспоминаем что такое свет и его свойства.

Раздатка.

1 мин

2

Пробуем изобразить схему и выяснить как ведет себя свет на предмете. Зарисовываем ее, подписываем названия зон.

Зарисовывают схему и ищут на своем предмете обозначенные зоны.

Раздатка.

2 мин.

3

Попробуем профессиональный прием тонального изображения на бумаге. Пробуем прием «штрих» и «наложение штриха», переходы и затемнения.

Отрабатывают штрих.

Раздатка

1 мин.

4.

И теперь мы с вами знаем и умеем все чтобы изобразить наш с вами предмет объемно. Приступаем. Все рисуют, я проверяю и помогаю.

Рисуют предмет. Ноют, боятся и ворчат.

Раздатка.

3 мин.

5.

Делимся на пары или просто меняемся по кругу рисунками и проверяем друг друга.

Проверяют

1 мин

6.

Поправляем и дополняем свою работу, оформляем.

5 мин

Этап 3 Перспективно-завершающий ____________________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

Поздравляю, сегодня вы узнали ВСЕ о том, как изобразить любой предмет объемно!

2

Ваше самостоятельное задание – выбрать и изобразить любой несложный предмет на свое усмотрение.  Например фрукт.

Раздатка

1 мин

3

Ход занятия

Этап 1 Мотивационно-организационный _______________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

Расскажите, что вы знаете о том, каким образом мы можем изобразить группу предметов?

Рассказывают.

1 мин

2

Какие есть идеи о том с помощью чего глаз различает предметы на фоне друг друга?

Рассказывают, приходим к выводам о границе формы Понятие темнее-светлее.

2 мин.

3

Показываем примеры светотеневых работ с группой предметов.

Смотрим.

1 мин.

Этап 2 Теоретическо-практический ____________________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

И так, давайте взглянем на наши с вами предмет (у каждого два предмета) и посмотрим, что мы можем сказать о происходящем между ними и том почему и как глаз их различает.

Смотрим, трогаем, двигаем, наблюдаем и выясняем что там творится. Ищем границы формы и тональные отношения.

Раздатка.

1 мин

2

Делаем набросок двух предметов вместе, и штрихом изображаем их тонально.

Раздатка.

3 мин.

5.

Делимся на пары или просто меняемся по кругу рисунками и проверяем друг друга. Не вносим свои правки, а вслух формулируем где у нас замечания к работе соседа

Проверяют

5 мин

6.

Обсуждаем свою работу, выясняем все ли нам понятно.

1 мин

РЕЗЕРВ

1 мин

Этап 3 Перспективно-завершающий ____________________________________________________

Что я делаю и говорю

Что делают и говорят ученики

Средства обучения

Время

1

Поздравляю, сегодня вы узнали ВСЕ о том, как изобразить любой предмет объемно и с группой предметов.