дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные краски"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные краски". Художественная направленность. Общекультурный (базовый) уровень программы. Срок реализации 2 года. возраст обучающихся от 6 до 14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ" | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области»
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № от « » _______ 2018г. | Принято на заседании Педагогического совета Протокол № от « » _______ 2018г | Утверждено Директор МУ ДО –ЦДТ«Светлячок»г.Ртищево Саратовской области _______/А.В.Ермолаева Приказ № ________ от «___» ________2018 г |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебные краски»
Направленность: художественная
Уровень программы: общекультурный (базовый)
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся: 6 - 14 лет
Автор:
Педагог ДО Чиликанова О.М.
Рецензенты:
Директор: Ермолаева А.В.
Методист: Быкова С.И.
Ртищево
2018 г.
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.
Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.
Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.
Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 14 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.
Темы заданий распределены по временам года и содержат 3 раздела:
- «Осень»,
- «Зима»,
- «Весна».
На каждый раздел отведено равное количество часов (по месяцам), согласно программе «Волшебные краски»: для 1-ого года обучения – 3 раздела по 48 часов (всего 144 часа), для 2-ого года обучения – 3 раздела по 72 часа (всего 216 часов ).
1 раздел – «КРАСКИ ОСЕНИ»: 48 часов для 1-ого года обучения и 72 часа для 2-ого года обучения.
2 раздел – «ЗИМНИЕ МОТИВЫ»: 48 часов – 1-ый год обучения; 72часа – 2-ой год обучения.
3 раздел – «ВЕСНА - КРАСНА»: 48 час. – 1-ый год обучения; 72 часа – 2-ой год обучения.
Каждый раздел включает в себя по 9 тем. Дети первого и второго года обучения занимаются по одним и тем же разделам и темам, только для детей второго года обучения на эти разделы и темы отводится больше времени, часов в связи с повышенным уровнем сложности выполняемых заданий. Большое внимание уделяется утилитарности создаваемых детьми работ, умению использовать свои навыки в рисовании для создания декоративно-прикладных работ. Чтобы дети, имея элементарные навыки и умения, смогли своими руками сделать праздничную открытку, панно, расписать декоративную тарелку или доску. Порадовать своим творчеством своих родных и близких ко Дню Рождения, ко Дню Матери, ко Дню Учителя, к Новому году, к 23 Февраля, к 8 Марта, к 1 Мая, ко Дню Победы… и т.д.
На каждом занятии педагогом используются обширные наглядные материалы, образцы, мастер-классы (видео), презентации, репродукции из журналов, книг, открыток, всевозможных картинок, тематических кроссвордов, викторин, игр, много информационного материала подбирается с помощью интернета.
Большее время уделяется практической деятельности, в которой дети имеют возможность на практике применить свои теоритические знания, умения и навыки. В конце каждой темы, каждого раздела в объединении проводятся просмотры, мини-выставки детских работ, где дети наглядно, в сравнении друг с другом могут увидеть все достоинства и недостатки своих творческих работ. Воспитанники учатся объективно анализировать свои и чужие работы, обращая внимание на свои слабые и сильные стороны в работах.
Дети, которые работают (рисуют) быстро, - делают по одной теме данного раздела несколько разных работ, а медлительные дети могут выполнить по этой же теме только одну работу, соблюдая поэтапность, последовательность ведения рисунка. Этот факт и предусмотрен количеством часов, отведённых на каждую тему. То есть даётся возможность детям с медлительным темпераментом довести начатую работу до конца, не испытывая творческую неудовлетворённость от недоделанности, незаконченности своей работы (рисунка, росписи…).
Занятия в группах 1-ого и 2-ого года обучения рассчитаны на 45 минут с 10-15-ти минутным перерывом между занятиями.
Цели программы:
- Эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
- освоение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;
- формирование у учащихся навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
- воспитание интереса и любви к искусству.
Задачи программы:
- умение рисовать различными художественными материалами (гуашь, акварель, темпера, тушь, пастель);
- умение рисовать с натуры различные предметы;
- умение рисовать на темы заданные учителем (по памяти, представлению, воображению);
- умение анализировать произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства;
- ознакомление с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Чтобы овладеть навыками рисования ребенок должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требует педагог. Это трудно для ученика как физически (задания бывают сложными, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться).
Чтобы ребенок не разлюбил рисовать педагог должен найти подход к каждому ученику, помочь, если рисунок не получается.
На уроках рисования выявляются следующие взаимосвязи:
Ребенок любит рисовать | |
Ребенок хочет, чтобы рисунок получился | |
Рисунок не получается | Рисунок получается |
Меньше хочется рисовать | Хочется рисовать |
Рисует меньше | Рисует больше |
Получаться не будет | Получается еще лучше |
Разлюбил рисовать | Много рисует и любит рисовать |
Рисуя с натуры, у ребенка развивается глазомер, чувство пропорции; ученик не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.
Рисовать по памяти и по представлению учит работать над рисунком и цветом, не имея перед собой изображаемого объекта, а основываясь лишь на сложившееся представление о нем. Ежедневные наблюдения способствуют тому, что в нашей памяти скапливается информация об основных признаках предметов
Декоративное рисование познакомит ребят с основными приемами построения декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами.
Знакомясь с декоративным рисованием учащиеся, одновременно узнают много нового об истории нашей культуры.
Тематическое рисование – это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь богам своих знаний и умений. Сохранившиеся в зрительной памяти образы обобщаются и рождаются новые – художественные.
Творческая работа обязательно должна вызывать только положительные эмоции. Только успех должен ожидать маленького художника при завершении композиции.
Программа первого года обучения охватывает объем первоначальных знаний, необходимых в процессе рисования.
Программа второго года обучения предусматривает углубленный уровень освоения определенных тем и предполагает применение знаний и практических умений, которые направлены на развитие творческих способностей, интуиции каждого ребенка.
Дети первого и второго года обучения изучают одни и те же темы, но работы выполняются разные по сложности. Требования к работе по каждой теме возрастают.
Учебная программа первого года обучения.
Цель:
- развитие базовых способностей ребенка при работе с художественными материалами.
Задачи:
- привить любовь к рисованию;
научить владеть художественными материалами (гуашь, акварель, кисть);
- научить детей разбираться в красках и цвете, использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;
- познакомить с основными этапами создания рисунка, композиции;
- в декоративных работах уметь творчески применять простейшие приемы народной росписи.
Планируемый результат:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов, теплых и холодных;
- правила пользования карандашом, кистями акварельными и гуашевыми красками;
- как проводить простейший анализ произведений искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду, жанру изобразительного искусства;
- приемы народной кистевой росписи (владение мазком);
- различные техники и методы рисования;
- последовательность выполнения рисунка, композиции;
- правила безопасности труда и личной гигиены.
Уметь:
- подготавливать рабочее место и художественные материалы к работе;
применять элементарные правила смешения цветов;
- свободно работать карандашом, фломастером, кистью не вращая при этом лист бумаги;
- передавать при этом простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направление мазка, следуя форме;
- выполнять узоры и орнаменты в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах;
- выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;
- использовать тональный и цветовой контраст.
Тематический план. 1 год обучения.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля | ||||
Всего | Теория | практика | |||||
I | « Краски осени» | 48 ч. | 9 | 39 | |||
1 | Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет» | 2 | 1 | 1 | конкурс | ||
2 | Воспоминание о лете: - рисуем насекомых; - самый лучший день | 4 | 1 | 3 | выставка | ||
3 | Мы собрали урожай: - рисуем овощи - фрукты, ягоды - грибы | 6 | 1 | 5 | выставка | ||
4 | Осенний листопад: - осенние листья - деревья - ветка рябины | 6 | 1 | 5 | выставка | ||
5 | Осенний букет: - рисунок в карандаше - локальные цвета - введение светотени | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | ||
6 | Портрет осени | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | ||
7 | Осенний пейзаж | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | ||
8 | Я и осень | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | ||
9 | Животные осенью | 6 | 1 | 5 | выставка |
II | «Зимние мотивы» | 48 ч. | 9 | 39 | ||
10 | Символ наступающего года | 6 | 1 | 5 | выставка | |
11 | Новогодняя открытка | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | |
12 | Праздничные надписи | 6 | 1 | 5 | конкурс | |
13 | Вот готов снеговичок, очень милый толстячок | 6 | 1 | 5 | выставка | |
14 | Зимняя одежда | 4 | 1 | 3 | выставка | |
15 | Зимний лес уснул в снегу | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
16 | Открытка в подарок | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | |
17 | Они сражались за родину | 6 | 1 | 5 | выставка | |
18 | Военная техника | 4 | 1 | 3 | выставка | |
III | «Весна – красна!» | 48 ч. | 9 | 39 | ||
19 | Подарок своими руками: - доска - тарелка - открытка | 6 | 1 | 5 | творческая работа | |
20 | Мамин портрет | 6 | 1 | 5 | выставка | |
21 | Солнца рыжий колобок | 4 | 1 | 5 | выставка | |
22 | Космические фантазии | 6 | 1 | 5 | конкурс | |
23 | Пасхальные сувениры | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | |
24 | Рисуем к Первомаю | 4 | 1 | 3 | конкурс | |
25 | Помнит сердце эти годы | 6 | 1 | 5 | выставка | |
26 | Цветы весны | 6 | 1 | 5 | выставка | |
27 | Посмотри, как мы рисуем! | 4 | 1 | 3 | выставка | |
Итого: | 144 ч. | 36 | 108 | |||
Содержание разделов и тем.
- Раздел «Краски осени».
- Вводное занятие «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет»
Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми, организация рабочего места.
Практика: Игра-диагностика «Дорисуй предмет»
- «Воспоминание о лете».
Теория: знакомство с работами художников, изображающих лето. Анализ летних рисунков, пейзажей, зарисовок.
Практика: рисуем насекомых, которых наблюдали летом. Создаём композицию на основе своих лучших воспоминаний о лете - «Самый лучший день».
- «Мы собрали урожай»
Теория: просмотр натюрмортов, изображающих дары осени, собранный урожай. Принцип построения композиции в натюрморте. Знакомство с работами художников, изображающих сбор урожая, анализ работ.
Практика: рисуем овощи, фрукты, ягоды, грибы; составляем композиции, натюрморты с изображением осеннего урожая.
- «Осенний листопад».
Теория: Знакомство с цветами осени: тёплые цвета и их оттенки. Открытые цвета, разбелённые и приглушённые. Просмотр, анализ работ с изображением осени, осенней листвы в живописи и в декоративном творчестве.
Практика: Рисуем с натуры осенние листья в живописном и декоративном варианте. Составление орнамента из листьев. Изображаем характер различных осенних деревьев, учимся рисовать ветку рябины.
- «Осенний букет».
Теория: Экскурсия в золотую рощу, сбор гербария для составления осеннего букета. Знакомство с работами художников, рисующих букеты осени, анализ работ.
Практика: из собранных листьев составляем осенний букет и, отталкиваясь от натуры, рисуем букет гуашью, фломастерами и карандашами. Делаем рисунок в карандаше, работаем локальными, открытыми цветами, постепенно вводя оттенки цвета и светотени.
- «Портрет осени».
Теория: рассказ-презентация о портрете, знакомство с жанром портрета. Изучение пропорций лица и тела. Создание образа осени.
Практика: Рисуем портрет осени, совмещая женский образ с элементами осени.
- «Осенний пейзаж»
Теория: Знакомство с жанром пейзажа. Принцип построения пейзажа. Перспектива в пейзаже. Анализ работ художников-пейзажистов, рисующих осень.
Практика: рисуем осенний пейзаж - композиция по памяти, представлению. Учимся передавать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.
- «Я и осень».
Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом осени. Просмотр репродукций, иллюстраций об осени, чтение стихов. Обсуждение, анализ осенних рисунков детей и художников.
Практика: рисуем композицию, автопортрет «Я и осень» на основе своих эмоций, впечатлений, своего настроения и отношения к окружающей действительности в осеннее время года.
- «Животные осенью».
Теория: Просмотр фильма-презентации о жизни животных осенью. Анализ работ с изображением различных животных в осеннее время. Изучение характера выбранного животного, его повадок. Просмотр схем с поэтапным рисование животных. Показать разницу в изображении животных с натуры, в реализме и мультипликационных, сказочных существующих и выдуманных животных.
Практика: рисуем животных осенью как реалистичных, так и выдуманных. Например ежа и шуршунчика, сочетая реалистический стиль и мультяшный, декоративный.
- Раздел «Зимние мотивы»
- «Символ наступающего года»
Теория: Знакомство с символом наступающего года. Просмотр различных картинок с изображением животного-символа Нового года, анализ работ. Стилизация реалистического изображения животного-символа.
Практика: рисуем символ наступающего года на основе стилизации образа животного. Используем новогоднюю символику. Рисуем как отдельное изображение животного-символа, так и составляем зимние, новогодние композиции.
- «Новогодняя открытка».
Теория: знакомство с открыткой – её история, принцип композиции, элементы декорирования. Анализ различных открыток.
Практика: рисуем свою, авторскую новогоднюю открытку, используя различные приёмы декорирования. Работа выполняется разными художественными материалами.
- «Праздничные надписи».
Теория: Знакомство с декоративным шрифтом - принцип написания букв, построение шрифтовой композиции, стиль написания.
Практика: пишем различные новогодние поздравления, надписи для украшения помещения: на окна, стены, двери. Работаем гуашью.
- «Вот готов снеговичок, очень милый толстячок». Теория: знакомство с работами мастеров, изображающих снеговиков. Анализ работ, принцип живописного и декоративного изображения образа снеговика, его характера. Изучение холодной цветовой гаммы. Практика: рисуем по воображению различные образы снеговиков, передавая их характер. Составляем композиции из снеговиков.
- «Зимняя одежда» Теория: контрастные цвета, цветовая гамма. Знакомство с одеждой прошлого и настоящего, анализ различных видов одежды – форма, цвет, элементы декора. Практика: рисуем зимнюю одежду, сочетая элементы старины и современности. Придумываем свою, авторскую одежду, декорируя всевозможными узорами, соблюдая контрастность цветовых сочетаний, исходя из выбранной цветовой гаммы.
- «Зимний лес уснул в снегу» Теория: просмотр, анализ зимних лесных пейзажей в живописи, изучение характера разных пород деревьев. Контраст светлого и тёмного, силуэт. Практика: на основе своих впечатлений и наблюдений за деревьями зимой рисуем различные по характеру деревья, составляем композицию зимнего леса.
- «Открытка в подарок»
Теория: просмотр и анализ всевозможных поздравительных открыток к 23 Февраля. История открытки ко Дню защитника Отечества. Принцип построения композиции и декора открытки. Знакомство с историей атрибутики – гвардейская лента, звезда, флаг, герб, гвоздика.
Практика: создаём авторскую открытку к празднику 23 Февраля на основе просмотренного материала с использованием военной атрибутики.
- «Они сражались за Родину»
Теория: знакомство с батальным жанром в живописи. Художники, воспевающие мужество, храбрость русского народа в борьбе с захватчиками. Принцип построения композиции в батальном жанре, выделение композиционного центра. Приглушённые цвета в живописи.
Практика: рисуем композицию в батальном жанре на основе просмотренного материала. С помощью приглушённых цветов создаём атмосферу ужаса войны, учимся цветом выделять композиционный центр, передавать пропорции предметов с учётом многоплановости композиции.
- «Военная техника»
Теория: просмотр, анализ работ с изображением различных видов военной техники разных эпох. Принцип стилизации при изображении военной техники. Цвет хаки.
Практика: рисуем стилизованную военную технику – водную, подводную, воздушную, наземную. Следуем схемам и таблицам рисования военной техники. Работаем графическими художественными материалами, используем различные оттенки зелёного, цвета хаки. Создаём композиции с изображением военной техники.
- Раздел «Весна – красна».
- «Подарок своими руками»
Теория: просмотр различных сувениров к празднику 8 Марта, их анализ. Декоративная роспись изделий из дерева и папье-маше. Принцип построения узора в круге, квадрате, в полосе. Орнамент.
Практика: выполняем подарок своими руками – расписываем декоративную тарелку, доску, рисуем поздравительную открытку. Декоративная роспись с использованием народного орнамента, узора.
- «Мамин портрет»
Теория: изучение пропорций человеческого лица. Композиция портрета. Виды портретов. Знакомство с творчеством художников портретистов.
Практика: рисуем портрет мамы по памяти, по фотографии, соблюдая пропорции лица человека. Работу выполняем графическими материалами. Учимся получать цвет кожи.
- «Солнца рыжий колобок»
Теория: рассказ о солнце, как источнике жизни на Земле. Знакомство с художественными произведениями с изображением солнца. Солнце в живописи, графике, мультипликации, иллюстрации.
Практика: рисуем солнце двух видов: реалистичное и мультипликационное, сказочное. Реалистичное – на основе своих наблюдений; мультипликационное, сказочное – используем фантазию и воображение. Техника выполнения - графика.
- «Космические фантазии»
Теория: просмотр, анализ картин Космоса – космические фантазии. Знакомство с творчеством художников, рисующих на тему Космоса. Космические фантазии и реальность. Цвет Космоса – холодные цвета, их оттенки. Свет и тень в космическом пейзаже.
Практика: фантазируем на космические темы: рисуем загадочные пейзажи космоса, придумываем инопланетные существа, космические корабли и т.д. Работу выполняем гуашевыми красками.
- «Пасхальные сувениры»
Теория: знакомство с Пасхальными традициями. Яйцо – символ Пасхи. Пасхальные открытки разных времён. Роспись пасхальных яиц: крашенки и писанки. Символика цвета в росписи.
Практика: рисуем пасхальные открытки, расписываем пасхальные яйца из папь-маше, дерева. Составляем декоративные композиции из яиц.
- «рисуем к Первомаю»
Теория: знакомство с плакатами, открытками к Первомаю. Первомайские символы. Принцип построения композиции плаката и открытки к 1 Мая.
Практика: рисуем плакаты, открытки, праздничные надписи к Первомайскому празднику. Украшаем окна, стены, создавая композиции из Первомайской символики.
- «Помнит сердце эти годы»
Теория: изучение творчества художников, рисующих Великую Отечественную войну 1941-1945 г. Цвет войны - приглушённые цвета. Как с помощью цвета мастера-живописцы передают настроение в картине,ужас войны.
Практика: на основе прочитанных рассказов, стихов о войне рисуем композицию на тему Великой Отечественной войны «Помнит сердце эти годы». С помощью колорита передаём настроение военных лет.
- «Цветы весны»
Теория: цвет весны, – какой он? Оттенки зелёного цвета, открытые цвета. Изучаем строение цветов. Презентация по теме «Цветы в творчестве художников».
Практика: рисуем цветы весны: подснежники, тюльпаны, ландыши, сирень, черёмуху, одуванчики и другие. Рисуем цветы с помощью ладошки, пальцев. Используем гуашь, фломастеры, карандаши.
- «Посмотри, как мы рисуем!»
Теория: пример оформления работ к выставке. Что такое паспарту, рама, багет? Правила презентации работы.
Практика: оформляем работы в паспарту, рамки. Презентуем свои работы на выставку.
Учебная программа второго года обучения.
Цель:
- развитие потребностей и способностей к творческому самовыражению через рисование.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы с художественными материалами;
- развивать умение самостоятельно работать над композицией по собственному замыслу;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество выполнения работы (рисунка, декоративной композиции);
- углублять знания по цветоведению, рисунку, декоративной композиции;
- познакомить с шедеврами изобразительного искусства.
Планируемый результат:
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- виды изобразительного искусства;
- жанры изобразительного искусства;
- правила работы и ухода за художественными материалами;
- поэтапность выполнения рисунка, композиции;
- законы цветоведения.
Уметь:
- проводить анализ произведения искусства;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы пространственного положения; выделять особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;
- использовать основные средства создания композиции:
высоту линии горизонта,
выбор точки зрения,
светлотонный контраст,
цветовой (хроматический) контраст,
цветовые отношения,
- уметь выделять композиционный центр;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи
Тематический план. 2 год обучения.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля | ||||
Всего | Теория | практика | |||||
I | « Краски осени» | 72ч. | 9 | 63 | |||
1 | Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет» | 6 | 1 | 5 | конкурс | ||
2 | Воспоминание о лете: - рисуем насекомых; - самый лучший день | 8 | 1 | 7 | выставка | ||
3 | Мы собрали урожай: - рисуем овощи - фрукты, ягоды - грибы | 10 | 1 | 9 | выставка | ||
4 | Осенний листопад: - осенние листья - деревья - ветка рябины | 8 | 1 | 7 | выставка | ||
5 | Осенний букет: - рисунок в карандаше - локальные цвета - введение светотени | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | ||
6 | Портрет осени | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | ||
7 | Осенний пейзаж | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | ||
8 | Я и осень | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | ||
9 | Животные осенью | 10 | 1 | 9 | выставка |
II | «Зимние мотивы» | 72 ч. | 9 | 63 | ||
10 | Символ наступающего года | 8 | 1 | 7 | выставка | |
11 | Новогодняя открытка | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | |
12 | Праздничные надписи | 8 | 1 | 7 | конкурс | |
13 | Вот готов снеговичок, очень милый толстячок | 8 | 1 | 7 | выставка | |
14 | Зимняя одежда | 8 | 1 | 7 | выставка | |
15 | Зимний лес уснул в снегу | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | |
16 | Открытка в подарок | 8 | 1 | 7 | Творческая работа | |
17 | Они сражались за родину | 8 | 1 | 7 | выставка | |
18 | Военная техника | 8 | 1 | 7 | выставка | |
III | «Весна – красна!» | 72 ч. | 9 | 63 | ||
19 | Подарок своими руками: - доска - тарелка - открытка | 10 | 1 | 5 | творческая работа | |
20 | Мамин портрет | 8 | 1 | 5 | выставка | |
21 | Солнца рыжий колобок | 6 | 1 | 5 | выставка | |
22 | Космические фантазии | 8 | 1 | 5 | конкурс | |
23 | Пасхальные сувениры | 10 | 1 | 5 | Творческая работа | |
24 | Рисуем к Первомаю | 8 | 1 | 3 | конкурс | |
25 | Помнит сердце эти годы | 10 | 1 | 5 | выставка | |
26 | Цветы весны | 8 | 1 | 5 | выставка | |
27 | Посмотри, как мы рисуем! | 4 | 1 | 3 | выставка | |
Итого: | 216 ч. | 36 | 180 | |||
Содержание разделов и тем.
- Раздел «Краски осени».
1.Вводное занятие «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра- диагностика «Дорисуй предмет»
Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми, организация рабочего места.
Практика: Игра-диагностика «Дорисуй предмет»
2.«Воспоминание о лете».
Теория: знакомство с работами художников, изображающих лето. Анализ летних рисунков, пейзажей, зарисовок.
Практика: рисуем насекомых, которых наблюдали летом. Создаём композицию на основе своих лучших воспоминаний о лете - «Самый лучший день».
- «Мы собрали урожай»
Теория: просмотр натюрмортов, изображающих дары осени, собранный урожай. Принцип построения композиции в натюрморте. Знакомство с работами художников, изображающих сбор урожая, анализ работ.
Практика: рисуем овощи, фрукты, ягоды, грибы; составляем композиции, натюрморты с изображением осеннего урожая.
- «Осенний листопад».
Теория: Знакомство с цветами осени: тёплые цвета и их оттенки. Открытые цвета, разбелённые и приглушённые. Просмотр, анализ работ с изображением осени, осенней листвы в живописи и в декоративном творчестве.
Практика: Рисуем с натуры осенние листья в живописном и декоративном варианте. Составление орнамента из листьев. Изображаем характер различных осенних деревьев, учимся рисовать ветку рябины.
- «Осенний букет».
Теория: Экскурсия в золотую рощу, сбор гербария для составления осеннего букета. Знакомство с работами художников, рисующих букеты осени, анализ работ.
Практика: из собранных листьев составляем осенний букет и, отталкиваясь от натуры, рисуем букет гуашью, фломастерами и карандашами. Делаем рисунок в карандаше, работаем локальными, открытыми цветами, постепенно вводя оттенки цвета и светотени.
- «Портрет осени».
Теория: рассказ-презентация о портрете, знакомство с жанром портрета. Изучение пропорций лица и тела. Создание образа осени.
Практика: Рисуем портрет осени, совмещая женский образ с элементами осени.
- «Осенний пейзаж»
Теория: Знакомство с жанром пейзажа. Принцип построения пейзажа. Перспектива в пейзаже. Анализ работ художников-пейзажистов, рисующих осень.
Практика: рисуем осенний пейзаж - композиция по памяти, представлению. Учимся передавать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.
- «Я и осень».
Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом осени. Просмотр репродукций, иллюстраций об осени, чтение стихов. Обсуждение, анализ осенних рисунков детей и художников.
Практика: рисуем композицию, автопортрет «Я и осень» на основе своих эмоций, впечатлений, своего настроения и отношения к окружающей действительности в осеннее время года.
- «Животные осенью».
Теория: Просмотр фильма-презентации о жизни животных осенью. Анализ работ с изображением различных животных в осеннее время. Изучение характера выбранного животного, его повадок. Просмотр схем с поэтапным рисование животных. Показать разницу в изображении животных с натуры, в реализме и мультипликационных, сказочных существующих и выдуманных животных.
Практика: рисуем животных осенью как реалистичных, так и выдуманных. Например ежа и шуршунчика, сочетая реалистический стиль и мультяшный, декоративный.
- Раздел «Зимние мотивы»
- «Символ наступающего года»
Теория: Знакомство с символом наступающего года. Просмотр различных картинок с изображением животного-символа Нового года, анализ работ. Стилизация реалистического изображения животного-символа.
Практика: рисуем символ наступающего года на основе стилизации образа животного. Используем новогоднюю символику. Рисуем как отдельное изображение животного-символа, так и составляем зимние, новогодние композиции.
- «Новогодняя открытка».
Теория: знакомство с открыткой – её история, принцип композиции, элементы декорирования. Анализ различных открыток.
Практика: рисуем свою, авторскую новогоднюю открытку, используя различные приёмы декорирования. Работа выполняется разными художественными материалами.
- «Праздничные надписи».
Теория: Знакомство с декоративным шрифтом - принцип написания букв, построение шрифтовой композиции, стиль написания.
Практика: пишем различные новогодние поздравления, надписи для украшения помещения: на окна, стены, двери. Работаем гуашью.
- «Вот готов снеговичок, очень милый толстячок». Теория: знакомство с работами мастеров, изображающих снеговиков. Анализ работ, принцип живописного и декоративного изображения образа снеговика, его характера. Изучение холодной цветовой гаммы. Практика: рисуем по воображению различные образы снеговиков, передавая их характер. Составляем композиции из снеговиков.
- «Зимняя одежда» Теория: контрастные цвета, цветовая гамма. Знакомство с одеждой прошлого и настоящего, анализ различных видов одежды – форма, цвет, элементы декора. Практика: рисуем зимнюю одежду, сочетая элементы старины и современности. Придумываем свою, авторскую одежду, декорируя всевозможными узорами, соблюдая контрастность цветовых сочетаний, исходя из выбранной цветовой гаммы.
- «Зимний лес уснул в снегу» Теория: просмотр, анализ зимних лесных пейзажей в живописи, изучение характера разных пород деревьев. Контраст светлого и тёмного, силуэт. Практика: на основе своих впечатлений и наблюдений за деревьями зимой рисуем различные по характеру деревья, составляем композицию зимнего леса.
- «Открытка в подарок»
Теория: просмотр и анализ всевозможных поздравительных открыток к 23 Февраля. История открытки ко Дню защитника Отечества. Принцип построения композиции и декора открытки. Знакомство с историей атрибутики – гвардейская лента, звезда, флаг, герб, гвоздика.
Практика: создаём авторскую открытку к празднику 23 Февраля на основе просмотренного материала с использованием военной атрибутики.
- «Они сражались за Родину»
Теория: знакомство с батальным жанром в живописи. Художники, воспевающие мужество, храбрость русского народа в борьбе с захватчиками. Принцип построения композиции в батальном жанре, выделение композиционного центра. Приглушённые цвета в живописи.
Практика: рисуем композицию в батальном жанре на основе просмотренного материала. С помощью приглушённых цветов создаём атмосферу ужаса войны, учимся цветом выделять композиционный центр, передавать пропорции предметов с учётом многоплановости композиции.
- «Военная техника»
Теория: просмотр, анализ работ с изображением различных видов военной техники разных эпох. Принцип стилизации при изображении военной техники. Цвет хаки.
Практика: рисуем стилизованную военную технику – водную, подводную, воздушную, наземную. Следуем схемам и таблицам рисования военной техники. Работаем графическими художественными материалами, используем различные оттенки зелёного, цвета хаки. Создаём композиции с изображением военной техники.
- Раздел «Весна – красна».
- «Подарок своими руками»
Теория: просмотр различных сувениров к празднику 8 Марта, их анализ. Декоративная роспись изделий из дерева и папье-маше. Принцип построения узора в круге, квадрате, в полосе. Орнамент.
Практика: выполняем подарок своими руками – расписываем декоративную тарелку, доску, рисуем поздравительную открытку. Декоративная роспись с использованием народного орнамента, узора.
- «Мамин портрет»
Теория: изучение пропорций человеческого лица. Композиция портрета. Виды портретов. Знакомство с творчеством художников портретистов.
Практика: рисуем портрет мамы по памяти, по фотографии, соблюдая пропорции лица человека. Работу выполняем графическими материалами. Учимся получать цвет кожи.
- «Солнца рыжий колобок»
Теория: рассказ о солнце, как источнике жизни на Земле. Знакомство с художественными произведениями с изображением солнца. Солнце в живописи, графике, мультипликации, иллюстрации.
Практика: рисуем солнце двух видов: реалистичное и мультипликационное, сказочное. Реалистичное – на основе своих наблюдений; мультипликационное, сказочное – используем фантазию и воображение. Техника выполнения - графика.
- «Космические фантазии»
Теория: просмотр, анализ картин Космоса – космические фантазии. Знакомство с творчеством художников, рисующих на тему Космоса. Космические фантазии и реальность. Цвет Космоса – холодные цвета, их оттенки. Свет и тень в космическом пейзаже.
Практика: фантазируем на космические темы: рисуем загадочные пейзажи космоса, придумываем инопланетные существа, космические корабли и т.д. Работу выполняем гуашевыми красками.
- «Пасхальные сувениры»
Теория: знакомство с Пасхальными традициями. Яйцо – символ Пасхи. Пасхальные открытки разных времён. Роспись пасхальных яиц: крашенки и писанки. Символика цвета в росписи.
Практика: рисуем пасхальные открытки, расписываем пасхальные яйца из папь-маше, дерева. Составляем декоративные композиции из яиц.
- «Рисуем к Первомаю»
Теория: знакомство с плакатами, открытками к Первомаю. Первомайские символы. Принцип построения композиции плаката и открытки к 1 Мая.
Практика: рисуем плакаты, открытки, праздничные надписи к Первомайскому празднику. Украшаем окна, стены, создавая композиции из Первомайской символики.
- «Помнит сердце эти годы»
Теория: изучение творчества художников, рисующих Великую Отечественную войну 1941-1945 г. Цвет войны - приглушённые цвета. Как с помощью цвета мастера-живописцы передают настроение в картине,ужас войны.
Практика: на основе прочитанных рассказов, стихов о войне рисуем композицию на тему Великой Отечественной войны «Помнит сердце эти годы». С помощью колорита передаём настроение военных лет.
- «Цветы весны»
Теория: цвет весны, – какой он? Оттенки зелёного цвета, открытые цвета. Изучаем строение цветов. Презентация по теме «Цветы в творчестве художников».
Практика: рисуем цветы весны: подснежники, тюльпаны, ландыши, сирень, черёмуху, одуванчики и другие. Рисуем цветы с помощью ладошки, пальцев. Используем гуашь, фломастеры, карандаши.
- «Посмотри, как мы рисуем!»
Теория: пример оформления работ к выставке. Что такое паспарту, рама, багет? Правила презентации работы.
Практика: оформляем работы в паспарту, рамки. Презентуем свои работы на выставку.
Календарный учебный график
дата | дата | дата | Название разделов и тем | часы |
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | « Краски осени» | 48 ч. |
1.09. | 4.09 | 2.09 | Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Игра-диагностика «Дорисуй предмет» | 2 |
3.09 8.09 | 7.09 11.09 | 7.09 9.09 | Воспоминание о лете: - рисуем насекомых; - самый лучший день | 4 |
10.09 15.09 17.09 | 14.09 18.09 21.09 | 14.09 16.09 21.09 | Мы собрали урожай: - рисуем овощи - фрукты, ягоды - грибы | 6 |
22.09 24.09 29.09 | 25.09 28.09 2.10 | 23.09 28.09 30.09 | Осенний листопад: - осенние листья - деревья - ветка рябины | 6 |
1.10 6.10 8.10 | 5.10 9.10 12.10 | 5.10 7.10 12.10 | Осенний букет: - рисунок в карандаше - локальные цвета - введение светотени | 6 |
13.10 15.10 20.10 | 16.10 19.10 23.10 | 14.10 19.10 21.10 | Портрет осени | 6 |
22.10 27.10 29.10 | 26.10 30.10 2.11 | 26.10 28.10 2.11 | Осенний пейзаж | 6 |
5.11 10.11 12.11 | 6.11 9.11 13.11 | 9.11 11.11 16.11 | Я и осень | 6 |
17.11 19.11 24.11 | 16.11 20.11 23.11 | 18.11 23.11 25.11 | Животные осенью | 6 |
«Зимние мотивы» | 48 ч. | |||
26.11 1.12 3.12 | 27.11 30.11 4.12 | 30.11 2.12 7.12 | Символ наступающего года | 6 |
8.12 10.12 15.12 | 7.12 11.12 14.12 | 9.12 14.12 16.12 | Новогодняя открытка | 6 |
17.12 22.12 24.12 | 18.12 21.12 25.12 | 21.12 23.12 28.12 | Праздничные надписи | 6 |
29.12 12.01 14.01 | 28.12 11.01 15.01 | 30.12 11.01 13.01 | Вот готов снеговичок, очень милый толстячок | 6 |
19.01 21.01 | 18.01 22.01 | 18.01 20.01 | Зимняя одежда | 4 |
26.01 28.01 | 25.01 29.01 | 25.01 27.01 | Зимний лес уснул в снегу | 4 |
2.02 4.02 9.02 | 1.02 5.02 8.02 | 1.02 3.02 8.02 | Открытка в подарок | 6 |
11.02 16.02 18.02 | 12.02 15.02 19.02 | 10.2 15.02 17.02 | Они сражались за родину | 6 |
25.02 1.03 | 26.02 29.02 | 24.02 27.02 | Военная техника | 4 |
«Весна – красна!» | 48 ч. | |||
3.03 10.03 15.03 | 4.03 5.03 11.03 | 29.02 2.03 9.03 | Подарок своими руками: - доска - тарелка - открытка | 6 |
17.03 22.03 24.03 | 14.03 18.03 21.03 | 14.03 16.03 21.03 | Мамин портрет | 6 |
29.03 31.03 | 25.03 28.03 | 23.03 28.03 | Солнца рыжий колобок | 4 |
5.04 7.04 12.04 | 1.04 4.04 8.04 | 30.03 4.04 6.04 | Космические фантазии | 6 |
14.04 19.04 21.04 | 11.04 15.04 18.04 | 11.04 13.04 18.04 | Пасхальные сувениры | 6 |
26.04 28.04 | 22.04 25.04 | 20.04 25.04 | Рисуем к Первомаю | 4 |
3.05 5.05 10.05 | 29.04 6.05 13.05 | 27.04 4.05 11.05 | Помнит сердце эти годы | 6 |
12.05 17.05 19.05 | 16.05 20.05 23.05 | 16.05 18.05 23.05 | Цветы весны | 6 |
24.05 26.05 | 27.05 30.05 | 25.05 30.05 | Посмотри, как мы рисуем! | 4 |
Итого: | 144 ч. | |||
дата | Название разделов и тем | часы |
4 группа | «Краски осени» | 72 ч. |
1.09 3.09 4.09 | Вводное. Искусство видеть. Ты и мир вокруг нас. Игра-диагностика «Дорисуй предмет» | 6 |
8.09 10.09 11.09 15.09 | Воспоминание о лете: - рисуем насекомых - самый лучший день | 8 |
17.09 18.09 22.09 24.09 25.09 | Мы собрали урожай: - рисуем овощи - фрукты, ягоды - грибы | 10 |
29.09 1.10 2.10 6.10 | Осенний листопад: - осенние листья - деревья - ветка рябины | 8 |
8.10 9.10 13.10 15.10 | Осенний букет: - рисунок в карандаше - локальные цвета - введение светотени | 8 |
16.10 20.10 22.10 23.10 | Портрет осени | 8 |
27.10 29.10 5.11 6.11 | Осенний пейзаж | 8 |
10.11 12.11 13.11 | Я и осень | 6 |
17.11 19.11 20.11 24.11 26.11 | Животные осенью | 10 |
«Зимние мотивы» | 72 ч. | |
27.11 1.12 3.12 4.12 | Символ наступающего года | 8 |
8.12 10.12 11.12 15.12 | Новогодняя открытка | 8 |
17.12 18.12 22.12 24.12 | Праздничные надписи | 8 |
25.12 29.12 12.01 14.01 | Вот готов снеговичок, очень милый толстячок! | 8 |
15.01 19.01 21.01 22.01 | Зимняя одежда | 8 |
26.01 28.01 29.01 2.02 | Зимний лес уснул в снегу | 8 |
4.02 5.02 9.02 11.02 | Открытка в подарок | 8 |
12.02 16.02 18.02 19.02 | Они сражались за Родину | 8 |
25.02 26.02 1.03 3.03 | Военная техника | 8 |
«Весна-красна!» | 72 ч. | |
4.03 10.03 11.03 15.03 17.03 | Подарок своими руками: открытка декоративная тарелка расписная доска | 10 |
18.03 22.03 24.03 25.03 | Мамин портрет | 8 |
29.03 31.03 1.04 | Солнца рыжий колобок | 6 |
5.04 7.04 8.04 12.04 | Космические фантазии | 8 |
14.04 15.04 19.04 21.04 22.04 | Пасхальные сувениры | 10 |
26.04 28.04 29.04 3.05 | Рисуем к Первомаю | 8 |
5.05 6.05 10.05 12.05 13.05 | Помнит сердце эти годы | 10 |
17.05 19.05 20.05 24.05 | Цветы весны | 8 |
26.05 27.05 | Посмотри, как мы рисуем! | 4 |
Итого: | 216 ч. |
Условия реализации программы.
Условия реализации программы.
Организационные условия: при планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые и индивидуальные.
Занятия для детей первого года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часа в год), а для второго года обучения 2 раза в неделю по 3 часа (216 учебных часов в год). Наполняемость групп не менее 10 – 12 человек.
Материально-технические условия:
- кабинет (мастерская);
- столы
- стулья
- компьютер
- мультимедийный экран
- краски (гуашь, акварель);
- кисти;
- простые карандаши, ластик;
- Бумага (альбом, папка);
- обработанные деревянные доски разных форм;
- планшеты или мольберты;
- баночка для воды;
- палитра;
- черная тушь;
- бесцветный лак.
Информационное обеспечение.
- образцы рисунков учащихся из детских художественных школ и художественных училищ;
- репродукции с картин знаменитых художников;
- схемы поэтапного выполнения работ (рисунок, живопись, композиция, декоративная роспись).
- презентации по темам
- аудио записи по темам
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы необходим педагог с художественным образованием, имеющий первую квалификационную категорию. Педагог должен уметь работать с детьми разного возраста, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития ребёнка. Педагог должен владеть различными художественными материалами, работать в разных стилях и жанрах.
Формы аттестации.
- выставка
- творческая работа
- конкурс
Оценочные материалы:
- таблица по уровню ЗУН воспитанников объединения
0-1 балл – низкий
1-2 балла – средний
2-3 балла – высокий
10 критериев по отслеживанию ЗУН:
- знание профессий художника
- знание художественных терминов и принадлежностей
- умение организовать рабочее место
- навыки работы графическими художественными материалами
- навыки работы живописными художественными материалами
- знания в области цветоведения
- умение скомпоновать рисунок на листе
- умение фантазировать, рисовать по воображению и представлению
- умение рисовать с натуры, соблюдая пропорции предметов
- умение работать самостоятельно, соблюдая поэтапность выполнения работы
Методические материалы:
- процесс обучения очный
- метод обучения и воспитания:
словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, проектный;
убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
- форма организации учебного процесса индивидуально-групповая
- формы организации учебного занятия:
акция, вернисаж, выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия
- педагогические технологии:
технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности,
технология портфолио
- алгоритм учебного занятия:
презентация по теме, анализ наглядного материала, пробные упражнения, эскизы и наброски, рисунок , работа в цвете, уточнение деталей, выставка готовых работ, подведение итогов.
- дидактические материалы :
раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы работ.
Литература:
- Рисование в начальной школе. Рутковская А. Издат.дом. «Нева» - 2003 г.
- учитесь рисовать. Л.П. Стебловская. Радяньска школа. Киев – 1987 г.
- Г. Лабунская. Учитесь рисовать. Издат. Детский мир – 1961 г.