Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Конспект урока  изобразительного искусства для учащихся 5 классов по программе Н.А. Горяева О.В. Островская по теме "Гжель". К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gzhel_pavlyuchenkova.docx19.83 КБ
Файл gzhel_pavlyuchenkova.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №9

Калининского района г. Санкт – Петербурга.

Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 5 классов

по программе Н.А. Горяева О.В. Островская.

  «Гжель».

Павлюченкова Елена Аркадьевна

учитель изобразительного искусства

Санкт – Петербург

2018г.

Тема урока "Гжель" 5класс.

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

Цель урока: 

-по содержанию: знать об этапах  гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных тарелках.

Задачи урока:

Воспитывать познавательный интерес  к народным традициям и промыслам,  продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение. Развивать  навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся

 Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

 Наглядный и дидактический материалы: образцы декоративно-прикладного искусства, компьютер, презентация, карточки с народными символами.

Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др.

Для учащихся: кисти краски, вода, бумажные тарелки, образцы росписи.

Ход урока.

Вводная часть.

Ребята в этом году вы начали изучать  декоративно-прикладное искусство. Как его можно назвать иначе? (народным) Почему? (его автором является народ) Почему это народное искусство назвали декоративным? (декор – украшать) Первоначально изображения были реалистичными или символичными? (символичными) Какие символы вы знаете?(солярный знак – символ солнца, символы  земли, воды)

Игровая минутка.

Предлагаю игру. Показываю символ, вы молча движения его обозначающие. Подумайте, какими движениями вы можете обозначить  - солнце (руки вверх, зажмурить глаза, развести широко пальчики, как лучики); воду (движения имитирующие умывание, волнистые движения руками…); землю (опустить руки вертикально вниз, выполнить шагающие движения ногами).

Актуализация знаний.

Что  украшали символами? (дома, предметы быта, одежду) При правильном ответе, учитель показывает карточку с изображаемым предметом. Символы служили только украшениями? (оберегами)  Как происходила передача декоративно-прикладного искусства из поколения в поколение? (традиционно с детства дети приучались работать со взрослыми)  Сейчас такая преемственность существует? (….) Можно сказать,  школа  является  звеном, благодаря которому не теряется связь с культурой прошлых лет? (да)  Вы знакомились с некоторыми народными промыслами, зрительно опираясь на ваши рисунки  назовите их.

Выполняется поочерёдный показ детских работ.

Промысел о котором пойдёт речь, вам известен, опираясь на цветовую подсказку (учитель показывает голубой и белый картон) назовите его. В качестве фона какой используется цвет? (белый) В качестве росписи? (все оттенки синего) Ваши предположение о том, почему этот промысел так называется? (по названию старинного села, рядом протекает река Гжелка, слово «жечь,обжигать» созвучно слову «гжель»)

Первичное усвоение новых знаний (показ презентации).

1сл. Название темы урока.

2сл. С чего всё начинается? (с глины) Вы видите светлую, белую глину и красную. Как вы думаете, какую используют для гжели? (белую) Но перед тем как были обнаружена белая глина, крестьяне использовали красную из которой делали чудесную посуду.

3сл. Майолика – яркие расписные изделия, которые послужили образом производства гжели.

4сл. Глина попадает в руки художника – скульптора или гончара. Они создают первичный образ изделия.

5сл. По ним создаются разъёмные, гипсовые формы, в которые заливают форфорувую смесь. Какой она консистенции? (жидкой)

6сл. Следующий этап – оправка изделия, избавление от мелких шероховатостей.

7сл. Для того, чтобы придать изделию прочность его помещают…?(в печь)

8сл. Затем погружают в розовый раствор фукцилина, изделие окрашивается и на нём становятся заметны все дефеты, которые устраняюл, либо понижают сорт изделия. Изделие готово для росписи.

9сл. Вы видите, как погружают предмет в белый раствор – глазурь. Что произошло с рисунком? (исчез)

10сл.  Вновь печь для обжига, температура выше 8000 

11сл. Гордятся в Гжели жителе небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ёе трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

Динамическая пауза.

Приглашаю вас к столу, где мы постараемся на практике создать гжельскую роспись.

Под роспись нужны фарфоровые изделия, которых у нас нет. Но у нас есть воображение, давайте зажмурим  глаза и представим, что произошло чудо и бумажные тарелочки превратились в фарфоровые.

Практическая часть урока.

  1. Показ с пояснениями  выполнения элементов росписи, создание композиции узора на тарелочке.
  2. Не забываем о правилах работы с художественными материалами и технике безопасности.
  3. Желаю удачи, успехов.
  4. Выполнение детьми элементов узора, выполнение росписи на тарелочке.

Итог.

Предлагаю оценить свою работу смайликами: отлично выполненная работа – весёлый ,  с незначительными помарками – спокойный, если по вашему мнению работа не удалась – грустный.

Спасибо за работу. Издавна Россия славилась мастерами, свою любовь к Родине народ передаёт в своём мастерстве, в искусстве.

Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.

Домашнее задание …….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжель Гжель

Слайд 2

глина

Слайд 3

Майолика – многоцветная роспись. Изделия из красной глины.

Слайд 4

х удожник-скульптор г ончар

Слайд 5

заливка фарфоровой м ассы ( шликер ) в гипсовые разъёмные формы

Слайд 7

п ечь для обжига

Слайд 8

п осле погружения в раствор ф уксилина изделие п риобретает розовый цвет н а изделие наносят р исунок к обальтовой краской

Слайд 9

п окрытие глазурью