Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс
Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 5 классов по программе Н.А. Горяева О.В. Островская по теме "Гжель". К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gzhel_pavlyuchenkova.docx | 19.83 КБ |
gzhel_pavlyuchenkova.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №9
Калининского района г. Санкт – Петербурга.
Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 5 классов
по программе Н.А. Горяева О.В. Островская.
«Гжель».
Павлюченкова Елена Аркадьевна
учитель изобразительного искусства
Санкт – Петербург
2018г.
Тема урока "Гжель" 5класс.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цель урока:
-по содержанию: знать об этапах гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных тарелках.
Задачи урока:
Воспитывать познавательный интерес к народным традициям и промыслам, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение. Развивать навыки самостоятельного творческого мышления.
Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Наглядный и дидактический материалы: образцы декоративно-прикладного искусства, компьютер, презентация, карточки с народными символами.
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др.
Для учащихся: кисти краски, вода, бумажные тарелки, образцы росписи.
Ход урока.
Вводная часть.
Ребята в этом году вы начали изучать декоративно-прикладное искусство. Как его можно назвать иначе? (народным) Почему? (его автором является народ) Почему это народное искусство назвали декоративным? (декор – украшать) Первоначально изображения были реалистичными или символичными? (символичными) Какие символы вы знаете?(солярный знак – символ солнца, символы земли, воды)
Игровая минутка.
Предлагаю игру. Показываю символ, вы молча движения его обозначающие. Подумайте, какими движениями вы можете обозначить - солнце (руки вверх, зажмурить глаза, развести широко пальчики, как лучики); воду (движения имитирующие умывание, волнистые движения руками…); землю (опустить руки вертикально вниз, выполнить шагающие движения ногами).
Актуализация знаний.
Что украшали символами? (дома, предметы быта, одежду) При правильном ответе, учитель показывает карточку с изображаемым предметом. Символы служили только украшениями? (оберегами) Как происходила передача декоративно-прикладного искусства из поколения в поколение? (традиционно с детства дети приучались работать со взрослыми) Сейчас такая преемственность существует? (….) Можно сказать, школа является звеном, благодаря которому не теряется связь с культурой прошлых лет? (да) Вы знакомились с некоторыми народными промыслами, зрительно опираясь на ваши рисунки назовите их.
Выполняется поочерёдный показ детских работ.
Промысел о котором пойдёт речь, вам известен, опираясь на цветовую подсказку (учитель показывает голубой и белый картон) назовите его. В качестве фона какой используется цвет? (белый) В качестве росписи? (все оттенки синего) Ваши предположение о том, почему этот промысел так называется? (по названию старинного села, рядом протекает река Гжелка, слово «жечь,обжигать» созвучно слову «гжель»)
Первичное усвоение новых знаний (показ презентации).
1сл. Название темы урока.
2сл. С чего всё начинается? (с глины) Вы видите светлую, белую глину и красную. Как вы думаете, какую используют для гжели? (белую) Но перед тем как были обнаружена белая глина, крестьяне использовали красную из которой делали чудесную посуду.
3сл. Майолика – яркие расписные изделия, которые послужили образом производства гжели.
4сл. Глина попадает в руки художника – скульптора или гончара. Они создают первичный образ изделия.
5сл. По ним создаются разъёмные, гипсовые формы, в которые заливают форфорувую смесь. Какой она консистенции? (жидкой)
6сл. Следующий этап – оправка изделия, избавление от мелких шероховатостей.
7сл. Для того, чтобы придать изделию прочность его помещают…?(в печь)
8сл. Затем погружают в розовый раствор фукцилина, изделие окрашивается и на нём становятся заметны все дефеты, которые устраняюл, либо понижают сорт изделия. Изделие готово для росписи.
9сл. Вы видите, как погружают предмет в белый раствор – глазурь. Что произошло с рисунком? (исчез)
10сл. Вновь печь для обжига, температура выше 8000
11сл. Гордятся в Гжели жителе небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ёе трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
Динамическая пауза.
Приглашаю вас к столу, где мы постараемся на практике создать гжельскую роспись.
Под роспись нужны фарфоровые изделия, которых у нас нет. Но у нас есть воображение, давайте зажмурим глаза и представим, что произошло чудо и бумажные тарелочки превратились в фарфоровые.
Практическая часть урока.
- Показ с пояснениями выполнения элементов росписи, создание композиции узора на тарелочке.
- Не забываем о правилах работы с художественными материалами и технике безопасности.
- Желаю удачи, успехов.
- Выполнение детьми элементов узора, выполнение росписи на тарелочке.
Итог.
Предлагаю оценить свою работу смайликами: отлично выполненная работа – весёлый , с незначительными помарками – спокойный, если по вашему мнению работа не удалась – грустный.
Спасибо за работу. Издавна Россия славилась мастерами, свою любовь к Родине народ передаёт в своём мастерстве, в искусстве.
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Домашнее задание …….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
глина
Майолика – многоцветная роспись. Изделия из красной глины.
х удожник-скульптор г ончар
заливка фарфоровой м ассы ( шликер ) в гипсовые разъёмные формы
п ечь для обжига
п осле погружения в раствор ф уксилина изделие п риобретает розовый цвет н а изделие наносят р исунок к обальтовой краской
п окрытие глазурью