Использование системно-деятельностностного подхода в объединениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения ситстемно-деятельностного подхода в художественные кружки в системе дополнительного образования для обучающихся начальной школы. Предлагаются различные формы и виды работ с детьми :экскурсии в музей, пленэр,авторские проекты и работы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_statya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системно-деятельностностного  подхода в объединениях  дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

педагог МБУ ДО «Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

Кануник Вера Яковлевна

  "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества" - писал великий педагог В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям". Нельзя  не учитывать того, что детское восприятие мира, детская  эмоциональная и   нравственная   реакция   на   окружающую   действительность   отличаются своеобразной  ясностью, тонкостью, непосредственностью.

Дополнительное образование детей - это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения, не только  пространством разнообразных форм общения, но погружения в атмосферу творчества и красоты, что создает мощный воспитывающий эффект в становлении личности современного выпускника.

При большом разнообразии направлений дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития.

Воспитание детей в дополнительном образовании, это необходимая составляющая, которая позволяет сформировать разносторонне развитую личность. Также в результате того, что ребенок может найти для себя самое разнообразное занятие, которое будет для него максимально интересным, происходит ранняя профессиональная ориентация, которая помогает ему как можно раньше и вернее определится с главным занятием в жизни. Также было замечено, что дети, которые кроме школы посещают различные внешкольные образовательные учреждения, показывают более высокий уровень общего поведения и учебы, наблюдается формирование творческого стиля деятельности.

Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, воспитания и развития.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

В процессе осуществления учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования в настоящее время актуально использование педагогами также таких технологий, как личностно-ориентированный подход, проектно- исследовательскую деятельность.

Личностно-ориентированный подход. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ребенку опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагог и обучающийся создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств. Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и педагога.

 

В современной педагогике проектно- исследовательскую деятельность или

метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования.

 Как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении в методе проектов?

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение воспитанника  в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

В результате у обучающихся вырабатываются умения: - сформулировать проблему; - поставить цель и спланировать деятельность; - самоанализа; - презентации своей деятельности и результатов; - поиска нужной информации; - практического применения знаний умений и навыков; - проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Что касается объединений художественно- эстетической направленности, то с каким воодушевлением и интересом дети собирают материал о географических, исторических и  культурных особенностях отдельных  регионов нашей страны, анализируют и синтезируют полученные связи, делают выводы ,разрабатывают собственные творческие проекты на основе краеведческого материала по темам народного искусства .При изучении народных промыслов поисковые группы подбирают и синтезируют материал по взаимозависимости особенностей элементов того или иного промысла и биологических особенностей флоры и фауны отдельной местности , исследуют материалы древних верований и выявляют причинно- следственные связи символики элементов народной росписи! Сколько ярких эмоций переживает каждый ребенок, создавший своими руками новое произведение искусства, частичку родной культуры, будь то расписанный поднос, разделочная доска, народная игрушка или оригинальная   дизайнерская вещь. А с каким воодушевлением и активностью ребята выходят на пленэр! Выполняя зарисовки окрестностей своей малой Родины, приобщаются к природе своего края, переживая в душе сложные чувства, будь то  эстетическое наслаждение красотой родной природы или осознание российской гражданской идентичности. Очень эффектно в плане становления  новых личностных характеристик  современного ребенка  смотрятся выставки таких работ, оформляемые обучающимися по окончании художественно-творческой деятельности.

В наше время  особое значение уделяется созданию воспитывающей среды на историческом и краеведческом материале.

Большую роль в формировании художественных и культурных компетенций современного школьника играют экскурсии в музеи и выставочные залы, где дети  реально могут «прикоснуться» к истокам искусства и культуры своего народа, проникнуться той неповторимой атмосферой. Хорошим примером этого служит музей при Белгородском институте культуры, собранные там экспонаты воссоздают полную картину художественной и культурной жизни нашего региона с древности и  до наших дней.    Музейная педагогика старается в этом плане соответствовать запросам общества. Ведь на сегодняшний день так важно, чтобы  в детях закладывались основы художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской

деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Таким образом, в деятельности детского объединения есть необходимость выработки системы работы, целью которой является развитие творческих способностей обучающихся и способствование развитию умений самоорганизации в деятельности ребенка через личностно - ориентированное обучение, индивидуальный, дифференцированный подход. Это способствует успешному и  качественному решению задач современного образования и воспитания подрастающего поколения.        

 

        

ЛИТЕРАТУРА

1.Сухомлинский В. А.,Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну. /В. А. Сухомлинский. -К.: Рад. шк"1985.-557 с.

2.    Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя / Б. М. Неменский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.

3.Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2000