Занятие Эпоха Возрождения в коллекции Эрмитажа
Это занятие расскрывает духовный опыт эпохи Возрождения и изменение в сознании человека, который она совершила.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок
« Эпоха Возрождения в коллекции Эрмитажа».
Класс-9
Тип урока: урок-анализ.
Цель: выявить характерные черты эпохи Возрождения.
задачи урока:
образовательные:
- показать отличительные черты искусства эпохи Возрождения
- познакомить с творчеством итальянских и европейских художников XIV – XVI вековдать возможность школьникам оценить развитие искусства.
развивающие:
- развить знания учащихся об истории искусства эпохи Возрождения;
- привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров;
- развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся.
воспитательные:
- приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости
Оборудование: компьютер, проектор, учебники, рабочие тетради.
План урока:
- Гуманизм.
- Человек эпохи Возрождения.
- Место Человека во Вселенной.
Ход урока.
I. Актуализация.
- Видеоряд картин.
Определите тему нашего урока.
- Что вы знаете об эпохе Возрождения?
"Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себя сделал творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного-исключительно благодаря своей внутренней воле..."- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пикоделла Мирондола "О достоинстве человека".
- В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.
- Когда говорят: "искусство Возрождения"- какие ассоциации возникают прежде всего?
( Вспоминаются лица крупным планом, высветленные, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные). Это была эпоха бурного творческого подъема, освободившейся от гипноза церковной схоластики, жаждущая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености".
Цель урока: выявить характерные особенности искусства данной эпохи.
Какими способами или средствами будем достигать поставленной цели?
Задачи:1. Познакомимся с картинами художников эпохи Возрождения.
- Узнаем о творчестве художников.
- Определим характерные особенности эпохи Возрождения.
2.Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. (Представляются 3 произведения искусства для обсуждения:
- «Мадонна с младенцем»рельеф. Антонио Росселини.
- «Мадонна с цветком» Бенуа. Леонардо.
- «Мадонна»Конестабиле).» Рафаэля
Задание классу: из предложенного ряда слов выбрать слова, которые, с вашей точки зрения, подходят для описания данных картин:
- умиротворение, покой, страсть, благородство, суетность, проницательность, совершенство, индивидуальность, благоговение, красота (написать на доске).
- Кто является автором этих картин – один художник или разные?
- Как вы думаете, почему совпадают слова, которые можно использовать для описания данных произведений разных художников?
(Одинаковые слова для описания используют потому, что эпоха, в которой были созданы произведения художников Возрождения, имеют много точек соприкосновения.
- Ренессанс - это возрождение традиций античного искусства, это близость в мироощущении эпохи; в понимании прекрасного. С точки зрения художника эпохи Ренессанса, как и античного художника, ничто не могло сравниться красотой с малейшим из Божьих созданий. И человек - венец творения - был для художника лишь совершеннейшим образцом божественной гармонией. Поэтому не душа земного человека, не страсти, терзающие его; были для художника предметом изображения, а не имеющее изъянов тело и полное спокойствия. Идеи гуманизма нашли яркое воплощение в произведениях искусства, главной темой которых стал возвышенный и прекрасный, гармонично развитый человек. Художники Возрождения раскрыли его мощь и величие, прославили духовную и физическую красоту, утвердили за ним право свободной личности.
Заполнение первого ряда таблицы.
- Зрительный ряд: Рембрант «Возвращение блудного сына». Зачитать описание картины.
Предложить учащимся игровую ситуацию: представленную картину обсуждают 2 группы:
1) Доброжелательные зрители пытаются убедить в том, что покой и гармония, которыми полно это произведение, возвышают душу, облагораживают и утончают ее.
2) ироничные зрители, которые попытаются найти недостатки и доказать, что это произведение не способно пробудить в зрителе чувства, так как нечему сопереживать.
В процессе диалога третья группа должна аргументировать справедливость высказываний обеих групп и представить главную черту образа человека как личности .
-учитель вывод: с полотен выдающихся мастеров на нас смотрят разные лица: восхитительно красивые и не очень привлекательные. Это человек страдающий, карающий, сопереживающий, всепрощающий, осуждающий т.е. такой каким может быть человек в жизни.
Заполнение 2 колонки таблицы.
- Зрительный ряд: «Мадонна Лита» Леонардо.
Давайте с вами разберёмся, каково место человека во вселенной?
Вглядитесь в картину Леонардо да Винчи «Мадонна Лита».
- Что в ней привлекает наше внимание?
- Где находятся герои картины?
- Что представляет собой это помещение?
- Какой пейзаж вам видится в окне?
- С какой целью художник включает изображение пейзажа?
Проведём эксперимент и на время закроем окно.
– Что-нибудь произошло в картине?
Вывод: Что таким образом написания пейзажа усвоили законы трёхмерного пространства ( глубины), постигли тайны рисунка, колорита. Овладели приёмами передачи воздушной среды света и тени.
Заполните последнюю колонку таблицы.
Рефлексия.
- Что было для вас сегодня открытием на уроке?
- С какой точкой зрения прозвучавшей на уроке вы не согласились бы?
А теперь представьте себя художниками. Все эмоции и чувства можно передать при помощи линий. Попробуйте изобразить свои эмоции и впечатления о нашем уроке .
Все представленные картины являются экспонатами многочисленной коллекции государственного музея Эрмитаж. Которому в этом году исполняется (….) лет со дня его основания.
Д/З1. Найти сообщения о жанрах и стилях эпохи Возрождения.
2. Создать презентацию «В мастерской художника эпохи Возрождения». (из коллекции Эрмитажа).
3. Напишите сочинение-эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского художника эпохи Возрождения».
Урок окончен. До свидания! Пусть наполнит душу святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего, а также добивались (когда сможем, если захотим) того, что положено людям.