Презентация методики выполнения задания «Декоративный натюрморт» для учащихся 3 класса ДХШ
В данной работе систематизирован и представлен опыт работы и подача учебного материала для учащихся 3 класса в области композиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. В данной работе систематизирован и представлен опыт подачи учебного материала для учащихся 3 класса в области композиции. Цель: - Формирование алгоритма работы при выполнении задания «Декоративный натюрморт». Задачи: - Изучение декоративных приемов трансформации предметов; - Развитие творческого мышления и образного воображения; Закрепление знаний, умений и навыков по выполнению композиционных работ. Задания, спланированы по степени сложности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются поступательно, в рамках тематического плана. Выполнение практических заданий даёт возможность закрепить изученный материал, развить творческие способности учащихся.
Содержание. В преподавании декоративной композиции основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция. Заключительным заданием по каждому году обучения является создание декоративной композиции, что дает возможность закрепить и углубить приобретенные ранее знания и навыки. В рамках программы на 3 году обучения учащиеся более подробно знакомятся со стилизацией и трансформацией предметов быта. Выполняют упражнения по колористике.
Содержание. Первая тема раздела « Стилизация предметов быта» начинается с вводной беседы и просмотра репродукций и работ уч-ся из методического фонда школы. Необходимо дать понятие «стилизации» и «декоративный натюрморт». В чем его отличие от натюрморта реалистического? Познакомить с приёмам трансформации предметов. В первую очередь для декоративного натюрморта обязательна условность , он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: перспектива, форма, фактура. В декоративном натюрморте главной задачей является цветовая композиция, построенная на нюансе, контрасте, или монохромии. Важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Активно используются орнаменты. Анри Матисс Пабло Пикассо Аристарх Лентулов
Декоративный натюрморт. Жанр натюрморта многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции. Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов . Стилизация – это обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности, с помощью ряда условных приёмов.
Тема 1.2 « Способы трансформации предметов быта » Задачи: Познакомить учащихся с декоративными приемами трансформации предметов (изменение пропорций, цвета, геометризация и пластическая выразительность форм). Выполнение упражнений. Приёмы для создания декоративности в натюрморте: Передвижение предметов в композиции И зменени е формы объектов Использование цветовых контрастов Введение декоративного контура, «метод витража» Членение плоскости на части Использование декоративного орнамента
Тема 1.3 «Упражнения по колористике» Тема 1.4 «Зарисовки натюрморта с введением декоративности» Задачи: Освоить навыки трасформации форм, с выполнением этапов преобразования выбранных предметов в декоративное изображение. Выполнить силуэтный рисунок натурной постановки натюрморта. Использовать эмоциональную выразительность линии, цвет предметов, ритма, контраст и нюанс, пропорции цветотональных отношений. Закрепить знания по цветоведению. Этапы выполнения задания: 1. Выполнение графического рисунка натурной постановки натюрморта на уровне глаз. 2. Выполнение колористического решения натюрморта ( можно сохранить цветовой колорит, менять тональные отношения; использовать 2-3 цвета; исходный цвет на фоне тонов трех видов насыщенности; равноступенчатое смешение исходного цвета с ахроматическими цветами: черным, белым, серым; хроматические цвета на фоне монохромной гаммы; исходный цвет на фоне ахроматических цветов).
Тема 1.5 «Экскурсия на художественную выставку» Тема 1.6-1.8 «Декоративный натюрморт» Схема этапов выполнения заданий по композиции: Выбор темы. Сбор материала. Выполнение форэскизов. Формат А4-5, материалы на выбор. Поиски выразительного композиционного и цветового решения. Разработка окончательного варианта композиции. Выполнение работы на формате в материале. Проработка детaлeй. Формат А3-2, Материалы: тон. бум., гуашь. Выполнение творческой работы:
Критерии оценок Оценка 5 «отлично» предполагает: грамотную организацию плоскости листа, композиционного решения изображения; знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; владение навыками раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах; умение самостоятельно выбирать колористические решения, применять различные художественные материалы и техники; наличие оригинального образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к действительности. При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний, умений: 3 год обучения Знания: приемов декоративный трансформации предметов; понятий «целостность композиции», «ритм», «пропорции тональных отношений», «пространство», «композиционный центр», «выделение главного». Умения: создавать варианты цветотонального решения композиции с учётом возможных сочетаний контрастных и нюансных отношений; выбрать выразительный сюжет и цветовое решение. Навыки: разработки сюжета; навыков трансформации предметов быта в декоративное изображение; выполнение колористических композиций.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие методические приемы: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический (зарисовки с натуры и творческие задания); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); поисковый (выполнение вариативных заданий); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов); самостоятельная работа (сбор материала, разработка эскизов). Заключение Изучение основ композиции в художественной школе прививает учащимся познавательную активность, элементарную грамотность восприятия произведений искусства, формирует творческую личность. Уверенное владение приемами стилизации и построения композиции позволяет ученикам подготовиться к выполнению сложных задач на экзаменах при поступлении в средние учебные заведения на дизайнерские факультеты.
Список использованной литературы: 1 . Голубева О. Л. Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева – М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. 2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство". — М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2005. — 144 с. 3. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Паранюшкин. – 2-е изд. – Ростов на Дону : Феникс, 2005. – 79 с. : ил. – (Школа изобразительных искусств). 4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 3. Основы композиции.— Обнинск: Титул, 1998.— 80 с: цв. ил. Сетевые ресурсы: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82 - Википедия 2. https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnye-printsipy-dekorativnogo-natyurmorta - Е.В . Скрипникова «Композиционные принципы декоративного натюрморта» 3. http://artwwworld.org.ua/Teorija_i_praktika/Kompozicija/Priemy_kompozicii/Stilizacija/ Спасибо за внимание!