выступление на конференции в Институте Развития Образования г. Ярославль 20 апреля 2018 года
«Культуротворческое и эстетическое воспитание,
как одна из составляющих программы воспитания и социализации школьников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сл.1 «Культуротворческое, поликультурное и эстетическое воспитание, как одна из составляющих программы воспитания и социализации школьников».
Одной из составляющих программы «Воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся» является культуротворческое, поликультурное и эстетическое воспитание.
«Культуротворческое воспитание» - это процесс формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
В школе обучаются дети 7 национальностей: грузины, езиды, таджики, украинцы, армяне, туркмены, узбеки (20 человек).
В Ярославском районе каждый год проводится конкурс национальных культур «Мы вместе!». Два года наша школа занимала I место в этом конкурсе, представляя народов Удмуртии (2016-17 уч. год) и нанайцев (2017-18 уч.год).
В нашей школе ежегодно проводится школьная научная исследовательская конференция «Вокруг тебя, мир!» , на которой вступают дети разных национальностей и культур. Пример, в этом учебном году Ника Сепашвили рассказывал о Грузии, танцевал лезгинку, угощал, присутствующих, хачапури.
Езиды исполняли песню, танцевали национальный танец, пекли клоч (национальный пирог), в который запекают монетку. Считается, что тот человек, кому она попадет при откусывании пирога, будет счастлив.
Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческое воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок учиться общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности.
Основная цель культуротворческого и художественно-эстетического воспитания и образования – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству.
Цель педагогического коллектива школы - проектирование педагогических условий для воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры школьников, формирование толерантного отношения к людям разных национальностей.
Цель реализуется в процессе решения следующих задач:
Формировать, развивать и сохранять следующие ценности, понятия, качества, психологические установки, компетенции:
- о душевной и физической красоте человека;
- эстетические идеалы, чувство прекрасного;
- уметь видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;
- позитивное отношение к людям разных культур.
В соответствии с этими задачами выделены 3 ведущие содержательные линии:
- развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
- обогащение эмоционального мира ребёнка;
- развитие творческого восприятия произведений искусства:
- воспитание толерантности
Задачи реализуются, если:
1. создана одухотворённая «развивающая среда творческого типа»
2. присутствует интеграция предметов эстетического и гуманитарного блока (музыка, искусство, литература); интеграция дополнительного и общего образования;
4. обогащается содержание учебных предметов гуманитарным смыслом;
5. организована, начиняя с начальных классов, исследовательская деятельность;
6. ведутся предметы и внеурочные занятия, системообразующие творческие дела детей и органов детского самоуправления, направленные на духовно – нравственное воспитание учащихся, их эстетическое развитие;
7. используются технологии, методы и приёмы формирования мотивации.
По мысли современных ученых, культуротворческая школа, как школа нового типа, есть школа будущего, ориентированная на создание условий для «становления - развития» внутреннего мира ребёнка, на воспитание «человека культуры». Она способна изменить вектор современного образования в сторону воспитания, нравственности, духовности, что соответствует Концепции стратегии духовно – нравственного развития.
Художественно – эстетическое, культуротворческое и поликультурное воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств личности, в развитии хорошего вкуса и поведения, в выработке способностей творчески преобразовывать мир.
Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.
Писатель, журналист и общественный деятель А.Барбюс сказал: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую, толерантную личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности. Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Современный образованный человек – личность созидательного типа, способный к культуротворчеству, строительству собственной жизни. И эта идея близка педагогическому коллективу. Мы понимаем, что основное условие достижения успеха в личностном росте, жизнедеятельности человека – это те духовно-нравственные ценности, которые предопределяют жизненный выбор, судьбу человека, а значит, нашего края, страны. Нам близка идея о том, что ребёнок с раннего возраста должен уметь входить в «пространство культуры», осваивая её язык.
«Языковая доминанта» как один из главных признаков классического образования не есть только изучение языка (русского и иностранного). Речь идёт о современном понимании культуры. Позиция школы – создание условий для формирования у ребёнка целостной картины мира и человека в нём, что предполагает установление закономерной связи человека с мирозданием: природой, культурой, обществом, государством, другими людьми.
Принципиально особая позиция школы нового типа – это создание условий для формирования методологической культуры учителя. Это коллектив единомышленников, люди, готовые к самообразованию, к саморазвитию, педагоги – исследователи.
Ученые утверждают, что «дети – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества» (российский психолог Д.В.Ушаков).
Дети подвержены риску не только «потерять» свой дар, не реализовать свои способности, но и направить их на безнравственные цели. Очень важно не упустить момент становления духовно – нравственного сознания личности.
«Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и – если сможет - богатство страны тем, кто дороже платит» (Никандров Н.Д. - российский учёный).
В нашей школе со времени реализации ФГОС НОО с 1-го по 4-ые классы ведется курс внеурочных занятий «Истоки»:
В 1-ом классе дети приходят к пониманию сути «Истоков».
Во 2-ом классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-ем классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-ом классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшем механизме сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Логическим продолжением является курс ОРКиСЭ, изобразительного искусства, МХК.
Важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для развития личности. В нашей школе работают 4 педагога, имеющие специальное образование. Дети имеют возможность заниматься изобразительным искусством не только в урочной деятельности (ИЗО, МХК), но и посещать объединения ДО (программы «Черчение и изобразительное искусство» - руководитель Мадонова Ю.Б., «Сказка »- руководитель Петренко Т.В., «Школьный театр» руководитель Хитрук ю.А.),
занятия во внеурочной деятельности (программы «Страна творчества», «Волшебная кисточка», «Школа бисероплетения»).
Основным принципом выполнения детьми художественных работ является развитие творческой индивидуальности. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения.
Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников, представленные на творческие конкурсы различного уровня отмечаются дипломами, грамотами и используются для оформления рекреаций школы.
Важнейшим условием реализации культуротворческой модели воспитания является наличие эстетической среды, где воспитывающим фактором становится сама красота, создающая духовное пространство школы: актовый зал, школьные кабинеты, коридоры, рекреации, в которых организуются сменные выставки картин. Это пространство используется для творческих дел, выставок юных художников, репродукций известных художников. Итак, у школы постепенно акцент смещается, от простого «поурочного» способа передачи суммы информации к системообразующим компонентам целостности всего образовательного пространства, в центре которого – становление личности ребёнка.
В течение десяти лет МОУ Михайловская СШ сотрудничает с Рериховским обществом «Живая этика». Специалисты общества ежегодно оформляют сменные выставки работ всемирно известного художника, философа, писателя Н.К.Рериха и его детей, проводят тематические занятия с целью формирования чувства прекрасного, духовности, нравственности.
В школе есть дети, страдающие от невнимания взрослых, брошенных родителями на произвол судьбы, живущие в неблагоприятных условиях, в домах, где нет книг, нет потребности в образовании, культуре. Эти дети достаточно агрессивные, с деформированной психикой, искаженной системой ценностей. Для таких детей атмосфера красоты, добра, творчества - шанс построить свою жизнь по иным законам - законам нравственности.
МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционального отношения к музыкальным произведениям не только на уроках музыки,
но и при постановке спектаклей, литературно-музыкальных композиций с руководителеми ОДО «Школьный театр» Щукиной Е.П., Хитрук Ю.А.
руководителем ОДО «Сказка» Петренко Т.В. Формами приобщения обучающихся к музыке выступает вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений. Музыка также в каждом коллективном творческом деле школы. Например, в рамках мероприятий, посвященных Дню Победы в ВО войне (литературно-музыкальная композиция «Письма», Митинге Памяти - за это мероприятие школа получила муниципальную грамоту, как «Лучшее мероприятие 2017 г года»).
В работе ОДО «Сказка» стало традицией показывать свои спектакли в других организациях и учреждениях: МДОУ «Ягодка» № 16 ЯМР, СКОШИ п. Михайловский, детском специализированном доме № 1 г. Ярославля,
Норском геронтопсихиатрическом центре г. Ярославля. При посещении таких учреждений дети понимают, что есть немало людей, страдающих от невнимания, брошенных на произвол судьбы. При этом ребёнок учится сопереживать, сострадать.
В школе действует историко-краеведческий музей «Страницы истории» .
На территории поселения родились и проживали два Героя Советского Союза Соловьев Михаил Павлович и Лебедев Александр Федорович
В школе работает военно-патриотический клуб « Десантник».
Руководитель: Чекменев К.А. В этом учебном году он стал победителем муниципального конкурса «Учитель года» и занял 2 место в областном конкурсе «Учитель года 2018»
Дети раскрывают свои музыкальные таланты, занимаясь в вокальных студиях КСЦ п. Михайловский (руководитель - Мелентьева Н.И.) и танцевальных коллективах (руководитель Старостина Н.А.) , посещают Центры детского творчества, школы искусств г. Ярославля.
Посещая хореографические студии КСЦ п. Михайловский (руководитель: Старостина Н.А.) и города Ярославля детям предоставляется возможность понимать искусство танца, развивать пластику, передавать в танце эмоции, чувства, настроение.
Зав. школьной библиотекой сотрудничает с библиотекой им. Я. Мудрого г. Ярославля. Организует выездные тематические мероприятия, проводимые специалистами библиотеки.
Педагог-организатор при подготовке и проведении системообразующих традиционных классных и школьных мероприятиях, КТД развивает музыкальные, хореографические способности детей.
Традиционными в работе каждого классного руководителя является планирование и посещение театров, выставок, экскурсий по родному городу и другим культурным и историческим местам Ярославского края и России.
Ежегодно в школе проходит научно-исследовательская конференция «Вокруг тебя – мир!»
Руководители ШМО учителей-предметников организуют на базе школы выступления со спектаклями студентов Училища культуры, представления артистов цирка, тематические мероприятия специалистов планетария.
Обучающиеся при выборе тем проектов к ежегодной школьной научно-исследовательской конференции «Вокруг тебя – мир!» выбирают темы, связанные с искусством, поэзией, литературой, культурой и традициями народов России.
Школа в микрорайоне является центром духовно – нравственного, культуротворческого и эстетического воспитания вместе с культурно-спортивным центром поселка и в этом есть насущная потребность.
И главная задача педагога в школе - оказание своевременной педагогической поддержки ребёнку в выборе системы ценностей, видов деятельности, способа самореализации, самовыражения, а также в будущем профессиональном самоопределении. В школе создано такое разнообразное поле деятельностей, которое позволяет ученикам заниматься своим любимым делом.
Конечно, степень художественных успехов участников мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ – ЛУЧШИЕ ПОМОЩНИКИ В
ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР П. Михайловский (Директор-Старостин С.А.,художественный руководитель: Старостина Е.Г., руководитель вокальной студии: Мелентьева Н.И., руководитель танцевальной студии: Старостина Н.А.без них не обходится ни одно крупное мероприятие школы, поселка и района)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ – РОДИТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ
Обучающиеся под руководством педагогов принимают участие в муниципальных и областных конкурсах изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и других конкурсах художественно-эстетического и культуротворческого направлений. Высокое качество подготовки наших детей в музыкальном, изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на уровне района, области.
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Выпускник школы. Коваленко Александр является одним из руководителей хореографической студии YAROSDANCE.
Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.
ИМ ДЕРЖАТЬ ПЛАНЕТУ В СВОИХ РУКАХ!!!
Конечно, мы не боги, не все зависит от нас, от педагогов, но мы стараемся создать эстетическую, творческую среду, в которой может развиваться талант ребенка, его индивидуальность.
Детей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ЛЮБВИ!
ФОТО ШКОЛА, КТВ и дети
_ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!