Методическое описание «Формирование ценностного отношения к предметам и объектам искусства на основе развития эстетики и эмоционального интеллекта
В методическом описание "Формирование ценностного отношения к предметам и объектам искусства на основе развития эстетики и эмоционального интеллекта", рассматривается вопрос о структуре эмоционально-ценностного отношения к искусству, предметам и объектам искусства, о критериях оценки эмоционально-ценностных суждений и эмоционального отклика при восприятии объекта или предмета искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnikova_n.a.metodicheskoe_opisanie.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое описание
«Формирование ценностного отношения к предметам и объектам искусства на основе развития эстетики и эмоционального интеллекта»
Рассматривая вопрос о структуре эмоционально-ценностного отношения к искусству, предметам и объектам искусства, можно придти к выводу, что большинство ученых, выделяют три взаимосвязанных компонента ценностных отношений:
· познавательный (когнитивный) компонент, т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте;
· эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект;
· поведенческий (деятельностный) компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.
Именно из согласованности мыслей, чувств и поступков можно делать вывод о наличии определенного отношения
Когнитивный компонент отражает осознание ребёнком значимости эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству как важному виду искусства и необходимой человеческой деятельности.
Эмоционально-оценочный компонент включает эмоциональное отношение ребёнка к изобразительной деятельности, проявляющееся в устойчивости эмоционального переживания, интеллектуальной отзывчивости и удовлетворенности от процесса освоения различных видов изобразительной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям изобразительного и декоративного искусства, высказывать своё суждение.
Продуктивно-рефлексивный компонент связан с проявлениями поведения воспитанников в процессе изобразительной деятельности, отражает направленность ребенка на практическую реализацию сформированных ценностей на занятиях по искусству в виде творческой инициативы, активности, художественного самовыражения, проявление способности к самоанализу и самооценки своих достижений в области изобразительной деятельности.
Если рассмотреть внимательнее вопрос формирования эмоционально-оценочного компонента через призму отношения к предметам и объектам искусства, то можно выделить три степени показателей : высокий, средний и низкий.
Раскрытие новой темы на занятиях, происходит в первую очередь через показ. На моих занятиях, это , как правило, слайды с произведениями искусства, предметы ДПИ из личного фонда, а также примеры детских работ, было проведено несколько диагностических устных опросов детей, на основе которых и были сформулированы следующие показатели.
показатели | низкий | средний | высокий |
Эмоционально-ценностные суждения | Неумение воплотить языковую задачу до целостного текста. Наличие простых обиходных слов (хорошая, красивый, некрасивый). Преобладание в речи простых предложений. Плохая ориентация в образном, смысловом языке искусства. Скудость образов. Неумение выразить ассоциации, сравнения. Несамостоятельность высказываний, преобладание действий по образцу. | Наличие образных эмоционально - насыщенных слов (изящная, грациозная и др.). Наличие художественно-образных предложений. Слабая ориентация в языке искусства(цвет, форма,силуэт,композиция и т.д) . Недостаточная образность мышления. Стереотипы ассоциаций, сравнений. Умение проанализировать объект искусства по предложенному плану. . | Хорошо сформированное умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии предмета или объекта искусства словесными средствами. Наличие в высказываниях, сюжетной линии; богатство словесных характеристик. Способность к художественным обобщениям, сравнениям, ассоциативному, художественному синтезу впечатлений. Самостоятельность умозаключений и выводов. Способность проанализировать без опоры на предложенный план, |
Эмоциональный отклик при восприятии предмета или объекта искусства | Индифферентное отношение к предмету искусства, отсутствие проявлений сопереживания. Неумение идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, выраженные в произведение искусства. Скудость эмоциональной гаммы в реакциях. Неадекватность эмоционального отклика. | Сдержанное эстетическое сопереживание, ситуативное вовлечение , соучастие. Слабо выраженная способность идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, страдания, жалобы, страсти, мысли, идеи, выраженные в произведение искусства. Недостаточно ярко выражены эмоции, дети менее активны в своих высказываниях, а также в мимике и жестах, дети нередко отвлекаются. | Разнообразие эмоциональной гаммы реакций на произведение искусства. Ярко выражено эстетическое сопереживание. Активное вживание, присутствие, отождествление, соучастие в восприятии. Адекватность эмоционального отклика на произведение искусства. Ярко выражены эмоциональные проявления, дети достаточно активны в своих высказываниях, выразительны в мимике и жестах. |
Проанализировав устное описание на начальном этапе диагностики (детям были предложены разные статуэтки и рисунки с изображением Щелкунчика), выяснилось, что большинство описаний соответствует низким показателям, особенно младшие школьники. В среднем школьном возрасте дети дали описания уже более близкие к средним показателям. Пара воспитанников были близки к высоким.
Чтобы как-то развить речевые навыки детей была предложена игра в ассоциации. Играть в ассоциации можно в разных вариантах. Например, самый простой вариант: Кто-то первый говорит слово, а затем все по очереди называют к нему свои ассоциации. Если ассоциация слишком уж неожиданная, игрок объясняет ее. Слова в данном случае выбираются из арсенала языка искусства.
Детям был также предложен план анализа произведения искусства, что многим облегчило анализ.
На более позднем этапе диагностики было видно. Что дети стали более активны в высказываниях, появилось больше образных эмоционально - насыщенных слов (изящная, пластичная и т.д), разросся спектр слов из языка искусств (композиция ,оттенок, силуэт…).
Аннотация
В методическом описание «Формирование ценностного отношения к предметам и объектам искусства на основе развития эстетики и эмоционального интеллекта», рассматривается вопрос о структуре эмоционально-ценностного отношения к искусству, предметам и объектам искусства, о критериях оценки эмоционально-ценностных суждений и эмоционального отклика при восприятии предмета или объекта искусства. А также показаны приемы для развития речевых навыков ребенка при оценке произведения искусства.
- Мне нравится (1)