Примерная программа внеурочной деятельности по ИЗО 1 год обучения
Удобная и адаптированная программа по модулю изобразительной деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_izo_1_god_obucheniya.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хочу все знать» модуль (ИЗО)
для 1 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Образовательная программа «Хочу все знать» имеет художественную направленность и представляет собой модуль по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов гимназии.
Педагогическая целесообразность модуля внеурочной деятельности «Хочу все знать» обусловлена важностью создания условий для развития творческого потенциала учащихся и формирования их коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного воспитания и развития личности ребенка, его самосознания как члена ученического коллектива, будущего гражданина России.
Программа обеспечивает возможность ребёнку дополнительно заниматься музыкой и искусством, что позволит ему проявить себя в коллективе или индивидуально, продемонстрировать свой творческий потенциал, участвуя в социально значимых мероприятиях, конкурсах, концертах и фестивалях различного уровня.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена реализацией ФГОС второго поколения, что предусматривает соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся, значение художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов филологического цикла и предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, толерантность и патриотизм.
Цель программы:
создание условий для эстетического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его творческой самореализации на основе свободного выбора.
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся гимназии:
- воспитание и социализация духовно-нравственной личности
- постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
- формирование коммуникативных и социальных навыков обучающихся через внеурочную деятельность
- воспитание нравственных чувств и этического сознания
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Занимаясь по данной программе учащиеся обогащают свой художественно-эстетический кругозор, знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся расширяют свои знания о жанрах изобразительного искусства, видах, стилях. Учащиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства России, разных эпох, декоративно-прикладного искусства.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы гимназии;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Учебный план 1 года обучения
№ | Название темы | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | |||
1.1 | Беседа о значении изобразительного искусства. Правила работы с красками (гуашь, акварель). | 2 | 1 | 1 |
2 | Цветоведение | |||
2.1 | С чего все началось. История красок. | 1 | 1 | |
2.2 | Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. | 1 | 1 | |
2.3 | Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст. | 1 | 1 | |
2.4 | Цветовая гамма: теплая. Рассматривание картин Васнецова, Репина, Левитана. | 1 | 1 | |
2.5 | Цветовая гамма: холодная. Рассматривание картин Васнецова, Репина, Левитана. | 1 | 1 | |
2.6 | Обобщающее занятие. | 2 | 1 | 1 |
3 | Декоративно прикладное искусство. | |||
3.1 | Народное прикладное творчество. Орнамент, узор. Работа по лекалам. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Элементы народной росписи. Хохлома. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Элементы народной росписи. Городец. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Элементы народной росписи. Гжель. | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Обобщающее занятие. | 1 | 1 | |
4 | Композиция. | |||
4.1 | Центр композиции. | 1 | 1 | |
4.2 | Определение центра композиции. Я- художник иллюстратор. Работа по русской народной сказке «Маша и медведь». | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Определение центра композиции. Я- художник иллюстратор. Работа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 2 | 1 | 1 |
5 | Архитектура | |||
5.1 | Дерево в русской архитектуре. (Изба) | 1 | 1 | |
5.2 | Особенности русского быта. (Печь, самовар, красный угол и т. д.) | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Особенности русской природы. Пейзаж. | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Особенности русской природы. Натюрморт. | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Особенности русского костюма. Портрет. | 2 | 1 | 1 |
5.6 | Обобщающее занятие. | 1 | 1 | |
ИТОГ | 33 | 16 | 17 |
Условия реализации программы– 33 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы занятий
Форма организации деятельности учащихся групповая.
Занятия ведутся по следующим направлениям:
- художественно-образовательная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- формирование и закрепление художественных навыков;
- анализ произведений изобразительного искусства;
- коллективные работы;
- выставочная деятельность.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Промежуточный контроль осуществляется путем участия детей в гимназическом фестивале «Серебряный ключ», выставок для родителей, тематических мероприятиях.
Итоговый контроль осуществляется путем проведения итоговых занятий.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- воспитание уважения к культурному наследию;
- воспитание личностных качеств: усидчивость, организованность, волю, целеустремленность;
- воспитание желания реализовывать полученные исполнительские навыки через публичные выступления (конкурсы, фестивали, концерты);
- воспитание потребности общения с искусством – посещение театров, художественных выставок;
- развитие мотивации учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию успеха\ неуспеха собственной учебной деятельности;
- воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире;
- воспитание детей в творческой атмосфере;
- стимулирование эмоционального восприятия действительности;
- формирование умения работать в коллективе.
Предметные:
- освоение цветоведения;
- приобретение необходимых технических навыков;
-владение навыком штриха;
- знание художественной терминологии;
- осознанно использование средств художественной выразительности при выполнении работы;
- умение выполнять разнохарактерные произведения;
- умение анализировать художественные произведения;
- знание особенностей художественных направлений;
- умение выполнять эскиз;
- самостоятельно определять задачи в работе над картиной.
Метапредметные:
- овладение навыками работы художественно-изобразительными средствами и композиционных решений в рамках рабочего листа;
- освоение способов решения творческих самостоятельных задач;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе художественной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- получение позитивной самооценки своих творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового анализа картины;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка художественных произведений, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | |
план | факт | |||||
1 | 7.09 | 7.09 | Вводное занятие | Беседа о значении изобразительного искусства. Правила работы с красками (гуашь, акварель). | 1 | Личностные – правила поведения на занятиях, соблюдение техники безопасности в процессе игровой деятельности. |
2 | 14.09 | 14.09 | 1 | |||
3 | 21.09 | 21.09 | Цветоведение | С чего все началось. История красок. | 1 | Личностные– чувствовать настроение и характер цвета. Предметные - знать цветовые гаммы. Метапредметные - умение устанавливать аналогии с окружающим миром, с разными видами искусств; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. |
4 | 28.09 | 28.09 | Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. | 1 | ||
5 | 5.10 | 5.10 | Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст. | 1 | ||
6 | 12.10 | 12.10 | Цветовая гамма: теплая. Рассматривание картин Васнецова, Репина. Левитана. | 1 | ||
7 | 19.10 | 19.10 | Цветовая гамма: холодная. Рассматривание картин Васнецова, Репина. Левитана. | 1 | ||
8 | 26.10 | 26.10 | Обобщающее занятие. | 1 | ||
9 | 9.11 | 9.11 | 1 | |||
10 | 16.11 | 16.11 | Графика | С чего начинается графика? Точка, штрих, пятно. | 1 | |
11 | 23.11 | 23.11 | Знакомство с различными графическими материалами. | 1 | ||
12 | 30.11 | 30.11 | Графическое задание на отработку штриха. | 1 | ||
13 | 7.12 | 7.12 | Декоративно прикладное искусство. | Народное прикладное творчество. Орнамент, узор. Работа по лекалам. | 1 | Личностные – формировать познавательный интерес к новому учебному материалу Предметные - знать основные промыслы; работать с орнаментом. Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью орнамента и солярных знаков. |
14 | 14.12 | 14.12 | 1 | |||
15 | 21.12 | 21.12 | Элементы народной росписи. Хохлома. | 1 | ||
16 | 27.12 | 27.12 | Элементы народной росписи. Городец. | 1 | ||
17 | 11.01 | 11.01 | Элементы народной росписи. Гжель. | 1 | ||
18 | 18.01 | 18.01 | Обобщающее занятие. | 1 | ||
19 | 25.01 | 25.01 | Композиция. | Центр композиции. | 1 | Личностные- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Предметные - выявлять особенности композиции. Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью композиционного посторения. Формирование мыслительных операций анализ и синтез. |
20 | 31.01 | 31.01 | Определение центра композиции. Я- художник-иллюстратор. Работа по русской народной сказке «Маша и медведь». | 1 | ||
21 | 1.02 | 1.02 | 1 | |||
22 | 8.02 | 8.02 | Определение центра композиции. Я- художник-иллюстратор. Работа по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | ||
23 | 15.02 | 15.02 | 1 | |||
24 | 22.02 | 22.02 | Архитектура. | Дерево в русской архитектуре. (Изба). | 1 | Личностные- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; совершенствовать изобразительные навыки. Предметные- уметь различать деревянную архитектуру; особенности бытовых предметов. Метапредметные - изучение истории России. |
25 | 27.03 | Особенности русского быта. (Печь, самовар, красный угол и т.д.) | 1 | |||
26 | 3.04 | 1 | ||||
27 | 10.04 | Особенности русской природы. Пейзаж. | 1 | |||
28 | 17.04 | 1 | ||||
29 | 24.04 | Особенности русской природы. Натюрморт. | 1 | |||
30 | 1.05 | 1 | ||||
31 | 8.05 | Особенности русского костюма. Портрет. | 1 | |||
32 | 15.05 | 1 | ||||
33 | 22.05 | Обобщающее занятие. | 1 |
Литература для учащихся
- Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи». - Белый город, 2007.
- Гордеева М., «Великие художники». - М.: «Директ-медиа», 2010.
- Литвиненко В. «Учимся рисовать». - М.: Кристалл, 2001 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.
Литература для учителя
- Журнал «Юный художник». № 7. М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
- Забелин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-М.2010
- Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.-М.,2014 год
- Виноградов Г.С. Детский народный календарь.- Иркутск,2013.Вып.№2.
- Капица О.И. Детский фольклор: Песни,потешки,сказки,-М.,2010.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагогическая школа.-М.,2010
- Барадулин В.А. Основы художественного ремесла.2 ч.-М.,2011
- Белов В.И. Очерки о народной эстетике.-М.,2012
- Жегалова С.К. Русская народная живопись.-М.,2011
- Иванов И.П. Русский народный лубок.-М.,2013
- Дайн Г.Л. Русская игрушка.-М.,201