Примерная программа внеурочной деятельности по ИЗО 2 год обучения
Предлагаю вашему вниманию примерную программу внеурочной деятельности для 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_izo_2_god.docx | 50.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Хочу все знать» модуль (ИЗО)
для 2 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 г. № 03-20-2057/15-0-0;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- учебный план ГБОУ
Образовательная программа «Хочу все знать» имеет художественную направленность и представляет собой модуль по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов гимназии.
Педагогическая целесообразность модуля внеурочной деятельности «Хочу все знать» обусловлена важностью создания условий для развития творческого потенциала учащихся и формирования их коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного воспитания и развития личности ребенка, его самосознания как члена ученического коллектива, будущего гражданина России.
Программа обеспечивает возможность ребёнку дополнительно заниматься музыкой и искусством, что позволит ему проявить себя в коллективе или индивидуально, продемонстрировать свой творческий потенциал, участвуя в социально значимых мероприятиях, конкурсах, концертах и фестивалях различного уровня.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена реализацией ФГОС второго поколения, что предусматривает соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся, значение художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов филологического цикла и предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, толерантность и патриотизм.
Цель программы:
создание условий для эстетического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его творческой самореализации на основе свободного выбора.
Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся гимназии:
- воспитание и социализация духовно-нравственной личности
- постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
- формирование коммуникативных и социальных навыков обучающихся через внеурочную деятельность
- воспитание нравственных чувств и этического сознания
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Занимаясь по данной программе учащиеся обогащают свой художественно-эстетический кругозор, знакомятся с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся расширяют свои знания о жанрах изобразительного искусства, видах, стилях. Учащиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства России, разных эпох, декоративно-прикладного искусства.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы гимназии;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Учебный план
№ | Название темы | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | |||
1.1 | Беседа о значении изобразительного искусства. | 1 | 1 | |
2 | Цветоведение | |||
2.1 | С чего все началось. История красок. | 1 | 1 | |
2.2 | Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. Выполнение упражнения в тетради. | 1 | 1 | |
2.3 | Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст. | 1 | 1 | |
2.4 | Цветовые гаммы: теплая, холодная, ахроматическая. | 1 | 1 | |
2.5 | Определение цветовой гаммы в картинах И.И. Левитана «Золотая осень» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | 1 | |
3 | Декоративно прикладное искусство. | |||
3.1 | Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки. | 1 | 1 | |
3.2 | Дымковская игрушка. | 1 | 1 | |
3.3 | Филимоновская игрушка. | 1 | 1 | |
3.4 | Русская матрешка. | 1 | 1 | |
3.5 | Особенности росписи гжель. | 1 | 1 | |
3.6. | Жостовская роспись. | 1 | 1 | |
3.7 | Особенности росписи городец. | 1 | 1 | |
3.8 | Особенности хохломской росписи. | 1 | 1 | |
3.9 | Особенности меземской росписи. | 1 | 1 | |
4 | Композиция. | |||
4.1 | Центр композиции. | 1 | 1 | |
4.2 | Открытая и закрытая композиция. И.И. Шишкин «Рожь», В.В. Верещагин «Мраморная набережная». | 1 | 1 | |
4.3 | Значение цвета в композиции. Композиционный контраст. К.А. Коровин «Гурзуф». | 1 | 1 | |
4.4 | Передний, средний и дальний план. А.К. Коровин «Ночной Париж». | 1 | 1 | |
4.6 | Световоздушная перспектива и ее роль в композиции. | 1 | 1 | |
6. | Иконопись | |||
6.1 | Обратная перспектива, ее значение. А. Рублев | 1 | ||
6.2 | Практическое выполнение работы с обратной перспективой. | 1 | 1 | |
6.3 | Фресковая роспись. Особенности техники « al secco». | 1 | 1 | |
7 | Архитектура Санкт-Петербурга. | |||
7.1 | Ф-Б Растелли «Екатериненский дворец», «Зимний дворец. | 1 | 1 | |
7.2 | А.Н. Воронихин «Казанский собор». | 1 | 1 | |
7.3 | К.И. Росси «Главный штаб», «Александрийский театр». | 1 | 1 | |
7.4 | А.А. Монферран «Исаакиевский собор» | 1 | 1 | |
7.5 | А.И. Штакенштейдер «Николаевский дворец». | 1 | 1 | |
8. | Анализ картин | |||
8.1 | План анализа картин. Гамма, форма, композиция, жанр, направление. | 1 | 1 | |
8.2 | Биография О.А. Кипренского. Анализ портрета А.С. Пушкина. | 1 | 1 | |
8.3 | Биография И.К. Айвазовского. Анализ картины «Девятый вал». | 1 | 1 | |
8.4 | Биография К.П. Брюллова. Анализ картины «Последний день Помпеи». | 1 | 1 | |
8.5 | Биография М.А. Врубеля. Анализ картины «Царевна Лебедь». | 1 | 1 | |
9 | Итоговый урок | |||
9.1 | Беседа о Русском музее. | 1 | 1 | |
ИТОГ | 34 | 18 | 16 |
Условия реализации программы– 34 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы занятий
Форма организации деятельности учащихся групповая.
Занятия ведутся по следующим направлениям:
- художественно-образовательная деятельность;
- иизобразительная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- формирование и закрепление художественных навыков;
- анализ произведений изобразительного искусства;
- коллективные работы;
- выставочная деятельность.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Промежуточный контроль осуществляется путем участия детей в гимназическом фестивале «Серебряный ключ», выставок для родителей, тематических мероприятиях.
Итоговый контроль осуществляется путем проведения итоговых занятий.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- воспитание уважения к культурному наследию;
- воспитание личностных качеств: усидчивость, организованность, волю, целеустремленность;
- воспитание желания реализовывать полученные исполнительские навыки через публичные выступления (конкурсы, фестивали, концерты);
- воспитание потребности общения с искусством – посещение театров, художественных выставок;
- развитие мотивации учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию успеха\ неуспеха собственной учебной деятельности;
- воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире;
- воспитание детей в творческой атмосфере;
- стимулирование эмоционального восприятия действительности;
- формирование умения работать в коллективе.
Предметные:
- освоение цветоведения;
- приобретение необходимых технических навыков;
-владение навыком штриха;
- знание художественной терминологии;
- осознанно использование средств художественной выразительности при выполнении работы;
- умение выполнять разнохарактерные произведения;
- умение анализировать художественные произведения;
- знание особенностей художественных направлений;
- умение выполнять эскиз;
- самостоятельно определять задачи в работе над картиной.
Метапредметные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах изобразительного искусства;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки художественных произведений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе художественной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового анализа картины;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка художественных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | |
план | факт | |||||
1. | 1.09 | 1.09 | Вводное занятие | Беседа о значении изобразительного искусства. | 1 | Личностные – правила поведения на занятиях, соблюдение техники безопасности в процессе игровой деятельности. |
2. | 8.09 | 8.09 | Цветоведение | С чего все началось. История красок. | 1 | Личностные– чувствовать настроение и характер цвета. Предметные - знать цветовые гаммы. Метапредметные - умение устанавливать аналогии с окружающим миром, с разными видами искусств; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. |
3. | 15.09 | 15.09 | Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета. Выполнение упражнения в тетради. | 1 | ||
4. | 22.09 | 22.09 | Дополнительные цвета. Правила смешения красок. Цветовой контраст. | 1 | ||
5. | 29.09 | 29.09 | Цветовые гаммы: теплая, холодная, ахроматическая. | 1 | ||
6. | 6.10 | 6.10 | Определение цветовой гаммы в картинах И.И. Левитана «Золотая осень» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | ||
7. | 13.10 | 13.10 | Декоративно прикладное искусство. | Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки. | 1 | Личностные – формировать познавательный интерес к новому учебному материалу Предметные - знать основные промыслы; работать с орнаментом. Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью орнамента и солярных знаков. |
8. | 20.10 | 20.10 | Дымковская игрушка. | 1 | ||
9. | 27.10 | 27.10 | Филимоновская игрушка. | 1 | ||
10. | 10.11 | 10.11 | Русская матрешка. | 1 | ||
11. | 17.11 | 17.11 | Особенности росписи гжель. | 1 | ||
12. | 24.11. | 24.11 | Жостовская роспись. | 1 | ||
13. | 1.12 | 1.12 | Особенности росписи городец. | 1 | ||
14. | 8.12 | 8.12 | Особенности хохломской росписи. | 1 | ||
15. | 15.12 | 15.12 | Особенности меземской росписи. | 1 | ||
16. | 22.12 | 22.12 | Композиция. | Центр композиции. | 1 | Личностные- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Предметные - выявлять особенности композиции. Метапредметные - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью композиционного посторения. Формирование мыслительных операций анализ и синтез. |
17. | 23.12 | 23.12 | Открытая и закрытая композиция. И.И. Шишкин «Рожь», В.В. Верещагин «Мраморная набережная». | 1 | ||
18. | 15.01 | 15.01 | Значение цвета в композиции. Композиционный контраст. К.А. Коровин «Гурзуф». | 1 | ||
19. | 22.01 | 22.01 | Передний, средний и дальний план. А.К. Коровин «Ночной Париж». | 1 | ||
20. | 29.01 | 29.01 | Световоздушная перспектива и ее роль в композиции. | 1 | ||
21. | 5.02 | 5.02 | Иконопись | Обратная перспектива, ее значение. А. Рублев | 1 | Личностные - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . Предметные – определять обратную перспективу. Метапредметные – изучать историю иконописи. |
22. | 12.02 | 12.02 | Практическое выполнение работы с обратной перспективой. | 1 | ||
23. | 19.02 | 19.02 | Фресковая роспись. Особенности техники « al secco». | 1 | ||
24. | 26.02 | 26.02 | Архитектура Санкт-Петербурга. | Ф-Б Растелли «Екатериненский дворец», «Зимний дворец». | 1 | Личностные- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Предметные- уметь различать архитектуру города Санкт- Петербург, знать авторов. Метапредметные - изучение истории родного города. |
25. | 28.02 | 28.02 | А.Н. Воронихин «Казанский собор». | 1 | ||
26. | 10.03 | К.И. Росси «Главный штаб», «Александрийский театр». | 1 | |||
27. | 24.03 | А.А. Монферран «Исаакиевский собор» | 1 | |||
28. | 31.03 | А.И. Штакенштейдер «Николаевский дворец». | 1 | |||
29. | 7.04 | Анализ картин | План анализа картин. Гамма, форма, композиция, жанр, направление. | 1 | Личностные- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Предметные - уметь определять композиционное строение произведения. Учиться понимать и разбираться в анализе картины. Метапредметные - эмоционально воспринимать художественное произведения, уметь строить связанный рассказ. произведения, формирование слушательской культуры. | |
30. | 14.04 | Биография О.А. Кипренского. Анализ портрета А.С. Пушкина. | 1 | |||
31. | 21.04 | Биография И.К. Айвазовского. Анализ картины «Девятый вал». | 1 | |||
32. | 28.04 | Биография К.П. Брюллова. Анализ картины «Последний день Помпеи». | 1 | |||
33. | 5.05 | Биография М.А. Врубеля. Анализ картины «Царевна Лебедь». | 1 | |||
34 | 12.05 | Итоговый урок | Беседа о Русском музее. | 1 | Личностные- формирование любви к русскому искусству. Предметные - учить реализовывать творческий потенциал. Метапредметные–управлять своей деятельностью, ставить цели, планировать последовательность своей деятельности. | |
19.05 |
Литература для учащихся
- Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи». - Белый город, 2007.
- Гордеева М., «Великие художники». - М.: «Директ-медиа», 2010.
- Литвиненко В. «Учимся рисовать». - М.: Кристалл, 2001 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.
Литература для учителя
- Журнал «Юный художник». № 7. М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
- Забелин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-М.2010
- Афанасьев А.Н. Русские народные сказки.-М.,2014 год
- Виноградов Г.С. Детский народный календарь.- Иркутск,2013.Вып.№2.
- Капица О.И. Детский фольклор: Песни,потешки,сказки,-М.,2010.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагогическая школа.-М.,2010
- Барадулин В.А. Основы художественного ремесла.2 ч.-М.,2011
- Белов В.И. Очерки о народной эстетике.-М.,2012
- Жегалова С.К. Русская народная живопись.-М.,2011
- Иванов И.П. Русский народный лубок.-М.,2013
- Дайн Г.Л. Русская игрушка.-М.,2010
ИНФОРМАЦИЯ О КОРРЕКТИРОВКЕ ПРОГРАММЫ