Примерная программа для ОДОД направления ИЗО 1 год обучения
Представляю вашему вниманию программу для ИЗОстудии 1 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izostudiya_1_god_obucheniya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изостудия «Акварель»
1 год обучения
Педагог: Цимбалова Вероника Альбертовна
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Направленность: художественная.
Программа «Изобразительное искусство» направлена на художественно-эстетическое воспитание обучающихся. Рисование способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей, развивает эмоциональную сферу художественного восприятия, воспитывает навыки совместного творчества, повышает уровень художественного мастерства.
Во время обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие ребенка. Он включает в себя приобретение начальных навыков работы с художественным материалом, первоначальных теоретических знаний, развитие изобразительного мышления. С первого занятия ученик приобщается к наследию предыдущих поколений.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
• Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
• «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- ФГОС - основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644);
- среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированный Минюстом России 07 июня 2012 г., регистрационный № 24480)
Цель: введение ребенка в мир изобразительного искусства, его выразительных средств и формировании художественного-образного языка.
Задачи
Обучающие:
- Обучать процессам организации рабочего места и рисовании в целом.
- Осваивать технические приемы графики, живописи: постановка руки, работа с кистью, штрих, работа с пятном, смешение красок, простейшие основы цветоведения.
- Обучение основам композиции.
- Осваивать начальные этапы построение пейзаж, анатомии лица человека.
Развивающие:
- Развивать умение работы с разными материалами (фломастерами, гелевыми ручками, гуашью, мелками).
- Развивать образное мышление и фантазию.
- Развивать чувство меры в цвете, графике и композиции.
- Развивать работу мелкой моторики рук.
- Развивать коммуникативные навыки при оценивание как собственной работы, так и одногруппников.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к искусству, эстетический вкус.
- Воспитывать личностные качества: усидчивость, организованность, волю и целеустремленность.
- Воспитывать уважительное отношение к работам других детей.
Условия реализации программы 1 года обучения – 72 часа, 1 занятие (2 часа) в неделю.
В группу первого года обучения принимаются все желающие заниматься изобразительным искусством. Предварительной подготовки не требуется. Количество учащихся в группе: 1 год – от 15 человек.
Форма подведения итогов:
- итоговые занятия, открытые выставки для педагогов и родителей;
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в фестивалях и конкурсах различных уровней (гимназического, районного, городского).
Материально-техническое оснащение:
Занятия проводятся в кабинете изобразительного искусства, который соответствует санитарно - гигиенической номе. Так же необходимо наличие учебно-методических пособий (цветовой круг, виды штриховки и другие), и техническое оснащение (компьютер с колонками, экран, проектор).
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповые, коллективные. На занятиях применяются следующие формы: совместные обсуждения, подготовка к выставкам, взаимопомощь, самостоятельная и коллективная работа.
Особенности организации образовательного процесса: теория, самостоятельная работа, подготовка к выставкам, подготовка к конкурсам.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- развитие интереса к художественным занятиям;
- развитие эмоционального восприятия изобразительного искусства;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развитие видения прекрасное в обычных явлениях;
- формирование нравственно-волевых качеств (внимание, работоспособность, настойчивость).
Предметные:
- умение организовывать свое рабочее место;
- знание основных видов штрихов;
- умение пользоваться художественными материалами (гуашь, пастель, фломастеры, гелевые ручки), правильно разводить и смешивать краски, пользоваться палитрой;
- умение составить композиционный рисунок;
- умение применять навыки декоративного оформления.
Метапредметные:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование позитивной самооценки своих творческих возможностей;
- развитие умений проводить аналогии изобразительного искусства с окружающим миром;
- умение координировать свои действия с усилиями других;
- накопление багажа визуальных и художественно-эстетических впечатлений;
- воспитание эстетического вкуса, увлеченности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела | Содержание занятия | Кол -во часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | |
план | факт | |||||
1. | 7.09 | 7.09 | Графика | Вводное занятие по ПДД и технической безопасности. Изображения всюду вокруг нас. | 2 | Личностные: развитие усидчивости, внимания, аккуратности, организованности. Метапредметные: умение координировать свои действия. Предметные: понятия: штрих, форма, пятно, пропорции. |
2. | 14.09 | 14.09 | Мастер изображения учит видеть. | 2 | ||
3. | 21.09 | 21.09 | ||||
4. | 28.09 | 28.09 | Изображать можно пятном.. | 2 | ||
5. | 5.10 | 5.10 | ||||
6. | 12.10 | 12.10 | Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра. | 2 | ||
7. | 19.10 | 19.10 | А каким ты видишь мир динозавров? Штрих, цвет, работа с фломастерами. | 4 | ||
8. | 26.10 | 26.10 | ||||
9. | 9.11 | 9.11 | Приемы и средства выразительности в графике. | 4 | ||
10. | 16.11 | 16.11 | ||||
11. | 23.11 | 23.11 | Портрет мамы. Пропорции лица, особенности выразительности в графике. | 4 | ||
12. | 30.11 | 30.11 | ||||
13. | 7.12 | 7.12 | Цветоведение
| Волшебный цветок. Знакомство с цветовым кругом, смешение красок, работа кистью. | 2 | Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Метапредметные: умение анализировать и обобщать. Предметные: понятия «теплая гамма», «холодная гамма», смешивание красок. |
14. | 14.12 | 14.12 | Рисуем «жар-птицу» в оттенках желтого цвета. | 4 | ||
15. | 21.12 | 21.12 | ||||
16. | 27.12 | 27.12 | Рисуем «аленький цветок» в оттенках красного цвета. | 4 | ||
17. | 10.01 | |||||
18. | 12.01 | Вводное занятие по ПДД и технической безопасности. Рисуем «изумрудный город» в оттенках зеленого цвета. | 2 | |||
19. | 19.01 | Рисуем «изумрудный город» в оттенках зеленого цвета. | 2 | |||
20. | 26.01 | Рисуем «замок снежной королевы» в оттенках синего цвета. | 4 | |||
21. | 2.02 | |||||
22. | 9.02 | Натюрморт. Цветы в кувшине. | 4 | |||
23. | 16.02 | |||||
24. | 2.03 | Пейзаж | Что такое пейзаж? Линия горизонта, рисование волшебного леса. | 4 | Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Метапредметные: развитие наблюдательности. Предметные: понятия: пейзаж, линия горизонта, композиция. | |
25. | 9.03 | |||||
26. | 16.03 | Рисуем пейзаж с высоты птичьего полета по мотивам сказки «Гуси-лебеди». | 4 | |||
27. | 23.03 | |||||
28. | 7.04 | Пейзаж неизвестной планеты. Композиция. | 4 | |||
29. | ||||||
30. | 14.04 | Пейзаж звездной ночи. Знакомство с картиной Винсента ван Гога «Звездная ночь». | 4 | |||
31. | 21.04 | |||||
32. | 28.04 | Композиция | Рисование сказочного героя по описанию. | 4 | Личностные: развитие фантазии. Метапредметные: развитие образного мышления, образные ассоциации. Предметные: понимание законов композиции. | |
33. | 5.05 | |||||
34. | 12.05 | Рисуем стихотворения Агнии Барто. | 4 | |||
35. | ||||||
36. | 19.05 | Проверка знаний, полученных за год. Организация выставки для родителей. | 2 |
Дидактический материал
1. Схемы построения перспективы
2. Правила техники безопасности работы с ножницами и клеем
3 Цветовой круг
4 Виды штриха
Материально-техническое оснащение
- Мультимедиапроектор, ПК, экран.
- Фотоаппарат, принтер, сканер
Литература для учащихся
- Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи». - Белый город, 2007.
- Гордеева М., «Великие художники». - М.: «Директ-медиа», 2010.
- Литвиненко В. «Учимся рисовать». - М.: Кристалл, 2001 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
Литература для педагога
- Журнал «Юный художник». № 7. М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Интернет – ресурсы
- Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
- Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
- Академия художеств «Бибигон» http://www.bibigon.ru/
- Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
- http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
- http://festival.1september.ru/ - Викторины
- http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
- http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
- http://art.festival.1september.ru/ - Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»
- http://.draw.demiart.ru Уроки рисования.