Тема занятия "Цветоведение"

Кадырова Наталья Валерьевна

План и призентация к занятию по ИЗО "Цветоведение".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Слайд 2

В. СЕРОВ. Девочка с персиками. Фрагменты

Слайд 3

– это один из признаков видимых нами предметов. Цвет

Слайд 4

Три круглых объекта

Слайд 5

Весна Лето Осень Зима

Слайд 6

Воздушные шары: в темноте освещенные солнцем

Слайд 7

Ахроматические К ним относятся: черный, белый и все серые от темного к светлому.

Слайд 8

ХРОМАТИЧЕСКИЕ К ним относятся все, кроме белого, черного и серого цвета. Если эти цвета имеют хотя бы небольшой цветовой оттенок, то они уже будут хроматическими.

Слайд 9

Разделение белого светового луча на цвета спектра Мыльный пузырь

Слайд 10

ЦВЕТОВОЙ СПЕКТР С детства мы знаем считалку – «каждый охотник желает, знать где сидит фазан». Цвета, расположенные в этой последовательности, образуют цветовой спектр.

Слайд 11

Цветовой круг (12 цветов)

Слайд 12

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА Теплые цвета – красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, день, лето, и то, что в природе дает тепло. Холодные цвета – синие, голубые, зеленые, фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Они ассоциируются с холодом: льдом, снегом, водой, лунным светом, ночью и т.п.

Слайд 14

Основные цвета. Составные цвета

Слайд 15

Дополнительные цвета

Слайд 16

Физкультминутка



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

Сценарий открытого занятия 

«Основы цветоведения».

                                                Разработал: Кадырова Н.В.,

                     педагог д.о.

Новоаганск 2016г.

Тема занятия: «Основы цветоведения»

Цели:

  • познакомить учащихся с основами цветоведения;
  • дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов.

Зрительный ряд: презентация. Таблица спектральный круг 12 цветов.

Оборудование и материалы: кисти, краски, баночки для воды, тряпочка (для промачивания кисти) листы бумаги формата А4 с изображением черепашки.

Словарь: Цветоведение, спектр, основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета.

Выставка книг по художественному искусству.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся. Проверить готовность художественных учебных принадлежностей. Готовность учащихся слушать объяснение педагога.

Урок начинаем с чтения стихотворения В. Г. Абрамова.

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер? 
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето? 
Ромашку сделай белой, 
Гвоздику сделай красной, 
Лилию – оранжевой, 
Желтым – одуванчик. 
И мы увидим тоже: 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер, 
Поймем, какого цвета 
Огромная планета!

Педагог. А теперь ребята помогите мне определите цели и задачи нашего занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Обучающиеся. О цвете.

Слайд 2. Педагог. Действительно, сегодня на занятии мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. Почему же именно художника просит автор стихотворения рассказать о цветной планете?

Обучающиеся. Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту.

Педагог. Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?

Обучающиеся. Художники очень тонко передают цветовые ощущения на своих полотнах.

II. Сообщение темы занятия.

Слайд 3Педагог. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня,  жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни.

Слайд 4. Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.

Слайд 5. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. 
У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

III. Изучение нового материала

1. Сведения о цветоведении.

Педагог. Цветоведение– наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

Педагог. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Слайд 6. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее световые лучи, которые озаряют все на своем пути. 
В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — свет» волны, у нас возникает ощущение цвета.

Слайд 7. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета.

Слайд 8. К другой группе относятся  хроматические цвета — все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п.
Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

Слайд 9. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов. В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.

Более подробно вы это будете изучать в средней школе на уроках физики.

Слайд 10Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.

Это привычная нам радуга.

Слайд 11.  Цветовой круг из 12 цветов.

Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового круга и попытайтесь их назвать. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым — желто-оранжевый и так далее между каждой пapoй цветов. Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Слайд 12Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.

 Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Слайд 13.Пример картины Осипа Бокшая:1. Осенний парк 2. Зимний пейзаж(фрагмент).

Слайд 14. Есть цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, их называют основными. Это — красный, желтый и синий цвета. Они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.

 Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

Слайд 15. Проводя в цветовом круге линию через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец линии пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

IV. Закрепление нового материала.

Для активного закрепления обучающимися новых полученных знаний на доске распологаются таблички с художественными терминами.

Проговаривание вслух, показ педагога на доске:

Цветоведение. Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Спектр. Основные цвета. Составные цвета. Теплые цвета. Холодные цвета.  Дополнительные.

Слайд 16.Педагог.Выполнение упражнений для прфилактики нарушения осанки:

  1. Физкультминутка:

Мы устали чуточку.

Отдохнём минуточку.

Тихо все, ребята встали

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

  1. Педагог. Следующие упражнения необходимы вам для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8–10 раз.

IV. Практическая часть занятия.

Слайд 17 Практическое задание. Выполните Цветового круга из 12 цветов в образе черепашки (работа красками). 

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль правильности организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

VI. Итог урока

Педагог. Сегодня на занятии мы познакомились с наукой о цвете –цветоведении. Основными понятиями. Обучающиеся проговаривают в слух: спектр, основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета. Эти знания вы применили в своих рисунках. Все нарисовали черепашек с ярким, красочным панцирем. Давайте посмотрим как вы все постарались.

Обучающиеся выходят к доске со своими рисунками для оформления выставки.

  1. Выставка работ учащихся.

     2. Заключительное слово учителя.

VII. Организационный конец  занятия.

Обучающимся предлогается прибрать рабочее место и аккуратно закрыть используемые принадлежности.

Предложение ознакомится с книжной выставкой после занятия.

Список литературы:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5–8 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1999. – 80с.: цв. ил.
  2. Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».

Словарик:

Цветоведение

Спектр

Основные цвета Составные цвета Дополнительный цвет

Холодный и теплые цвета.

Хроматические цвета

Ахроматические цвета