Конспект открытого занятия "Волшебный мир красок"
Познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_krasok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Починковский Центр дополнительного образования"
Конспект открытого занятия
объединения "Искусство видеть мир",
1 год обучения
на тему:
"Волшебный мир красок"
Подготовила:
педагог дополнительного
образования
Горелова Елена
Владимировна
Починки, 2016
Тема: "Волшебный мир красок"
Цель: познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.
Задачи:
Обучающая – дать понятие о материалах и инструментах изобразительного искусства, дать представление о живописи, формировать навыки и умения организации рабочего места.
Развивающая – развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве.
Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям изобразительного искусства.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение, загадки, стихотворения, прослушивание пьесы)
- Наглядный (рисунки учащихся, репродукции картин)
- Практический (выполнение практического задания)
Оборудование и материалы для педагога:
- Демонстрационный стенд с материалами и инструментами для занятий изобразительного искусства (разновидности красок, кистей, бумаги);
- Работы учащихся;
- Репродукции картин И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева и других художников;
- Предметы декоративно- прикладного творчества, фотографии;
- Фортепианная пьеса "Прогулка" - пролог к музыкальному циклу "Картинки с выставки" М. П. Мусоргского.
для учащихся:
- альбом;
- палитра;
- акварель;
- карандаш;
- ластик;
- кисточка;
- баночка с водой.
Дата проведения: 06.09.2016 г.
1.Вводная часть
Приветствие
Здравствуйте, ребята!
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Педагог:
Ребята, конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.
Вы хотите научиться рисовать? (да)
Я вам помогу в этом.
Проверка готовности учащихся к занятию
Педагог:
Сегодня, ребята, у вас первое занятие изобразительного искусства. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на этих занятиях? (Ответы учащихся.)
Да, действительно, на занятиях изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, окружающем мире.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
Какое это счастье -
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
2. Основная часть
Знакомство с изобразительным искусством
Педагог:
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево и металл, глину и кость, камень и бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.
Так что же такое изобразительное искусство? В это понятие входит живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство.
Скульпторы высекают свои работы из гранита, мрамора и других камней, а также вырезают из дерева или отливают из металла.
Скажите, где еще вы можете увидеть скульптуры, кроме музеев. Где в нашем селе, районе есть скульптуры? (Ответы детей)
К декоративно – прикладному искусству относится посуда, мебель, старинное оружие и многие другие предметы, украшенные человеком.
Живописью называют произведения, созданные красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок, рядом другой – посветлее. Постепенно на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы – картина наполняется содержанием. Взглянув на нее, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине.
Давайте посмотрим на репродукции картин некоторых художников: И. Левитан, В. Серов, Б. Кустодиева и других.
Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с полотен как бы звучат мелодии. Чтобы понять и принять живопись, нужно создать в своем воображении настроение. А что лучше всего дает настроение?
Конечно, музыка. Вот и сейчас ваше рассматривание картин будет сопровождать пьеса "Прогулка" Модеста Петровича Мусорского. Эту мелодию композитор написал специально для цикла "Картинки с выставки".
Представьте себе, что вы пришли на выставку изобразительного искусства, смотрите и слушайте.
(Звучит фортепианная пьеса "Прогулка" М. П. Мусорского в записи; учащиеся несколько минут рассматривают репродукции с "выставки").
Какое настроение эти картины выражают? (Ответы учащихся)
А теперь посмотрите на рисунки юных художников, такие же, как вы, учеников.
Ознакомление с материалами и инструментами
Педагог:
Какие материалы и инструменты потребуются нам на занятиях изобразительного искусства? (Предположительные ответы учащихся)
1. Бумага, картон, холст.
Педагог:
Знаете ли вы о происхождении бумаги? Послушайте, как об этом написала юная поэтесса.
В лесу густом и темном Елочка жила.
И выше и стройнее всех она была.
Была она прекрасною в солнечных лучах,
В своих великолепных зеленых кружевах.
Но вот пришли машины в лес темный и густой,
И Елочка упала под острою пилой.
Грустила наша Елочка о срубленных корнях,
И не было той прелести в зеленых кружевах.
Вот Елочке, приснился какой – то страшный сон:
Как будто обрубили ее со всех сторон
И превратили в стружки красивый, стройный ствол.
По разным коридорам куда – то он пошел.
Купалась наша Елочка в различных веществах,
Во многих побывала талантливых руках.
И вот когда закончился весь этот страшный сон,
Оглядывает Елочка себя со всех сторон:
"Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!
В бумагу, превратилась я – какая красота!"
(Н. Мелихова)
Педагог:
А из сказки, которую я вам сейчас расскажу, вы узнаете о видах бумаги и картона, их свойствах и назначении.
Сказка о бумажном царстве
Жили – были в бумажном царстве разные бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был, поэтому царем. Подумал как - то Картон: "Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают". Решил он из своего царства все виды бумаги выгнать. И выгнал.
Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет – ведь выгнал он печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали. Решил книгу или журнал почитать – не вышло. Печатная бумага и их забрала. Захотел картон письмо написать, а чистая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет. Бегут к царю Картону слуги, докладывают, что все рисунки и картины, украшающие царские палаты, из царства исчезли – они нарисованы были на рисовальной бумаге, конфет нет – оберточная бумага их с собой унесла.
Понял Картон, что не только он, но и все виды бумаги важны, не обойтись без них. Вернул он все виды бумаг и с той поры уважать их стал.
(Т. Кириллова)
2. Краски.
Педагог:
Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок. Отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. (Педагог показывает рисунок, выполненный акварелью.)
Название акварель происходит от латинского слова "аква" - вода, так как вода является растворителем этого вида красок.
Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, картоне, фанере.
Масляные краски изготавливаются на основе олиф. Масляная живопись исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне. Техника исполнения художественными материалами масляными красками разработана в начале 15 в. братьями Ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.
3. Палитра.
Педагог:
На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.
4. Кисти.
Педагог:
Кисть – один из древнейших инструментов живописца. Кисти бывают круглые, плоские и овальные. Кисти различают по размерам, обозначаемым номерами. Нам потребуются кисти № 2 – 10.
5. Карандаш.
Педагог:
Что еще пригодится на занятиях рисования? Догадайтесь!
Он не водится с огнем.
Рост теряет день за днем.
Много трудится. А мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы. (Карандаш)
Карандаш, правильно. Это тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает "черный", а вторая даш – "черный камень".
6. Ластик.
7. Фломастеры.
Организация рабочего места художника
Основные правила:
- Перед началом занятия акварельные краски необходимо смочить водой.
- Сидя за столом, следить за своей осанкой.
- Карандаш и кисточку сильно не сжимайте и не держите их у самого кончика.
- По окончании работы краски, карандаши, фломастеры уберите в коробки или пенал.
3. Физкультминутка
Игра – упражнение "Веселые ладошки".
Дети стоят, широко расставив ноги.
Хлоп! Раз!
Еще раз! 3 – 4 раза
Мы похлопаем сейчас.
На слово "Хлоп!" громко хлопают в ладоши (руки высоко подняты вверх), на "Раз!" легко ударяют себя по коленям. Движения чередуются.
А теперь скорей, скорей! 3 – 4 раза
Шлепай, шлепай веселей!
Наклонившись вперед, быстро шлепают ладошками перед собой.
Игру – упражнение можно повторить несколько раз по желанию детей.
4. Практическая работа
Педагог:
Перед вами, ребята, на столе лежат краски разных цветов. Скажите, какие цвета у вас вызывают радостное настроение. (Ответы учащихся)
И вот такими яркими красками мы сегодня нарисуем первый рисунок – волшебную страну. Представьте, что вы волшебники, вам и решать какой она будет.
Что можно нарисовать красным цветом, зеленым, синим, желтым, оранжевым, голубым и т.д.? (ответы учащихся)
(Следить за соблюдением правил техники безопасности по охране труда, педагог оказывает помощь учащимся, как в начале, так и в процессе практической работы)
- Возьмите кисточку в руку так, как вы держите ручку или карандаш. Ее нельзя держать в кулаке, как молоток.
- Помыть кисть в баночке с водой, стараясь не разбрызгивать, обмакнуть кисточку в краску и опустить ее на бумагу.
- Бумаги касаться надо плавно, сильно на кисть не нажимать.
- Рисунок располагаем в центре листа, стараясь не мельчить.
- Нарисовав что–то одним цветом, необходимо помыть кисть в воде, затем набрать другой цвет. Нельзя немытой, грязной кистью пробовать все краски подряд, так как тогда все краски станут одинакового цвета. Какого? (Грязного.)
У каждого из вас на столе лежит салфетка или тряпочка. Она нужна для того, чтобы вытирать руки и стол, просушить кисть по окончании работы.
5. Подведение итога занятия
Педагог:
Посмотрите, нравиться ли вам то, что вы создали? Вы смогли бы жить в таком ярком мире? (ответы учащихся, самооценка своей работы)
(Каждому ребенку предлагается рассказать о тех образах, которые он создал в своей волшебной стране)
1. Выставка работ учащихся.
Учащиеся рассматривают выполненные рисунки.
2. Заключительное слово.
Педагог:
Вот и нарисован вами, ребята первый рисунок.
Посмотрите, какие рисунки получились красивыми, яркими. От ваших рисунков у меня стало радостное настроение. А у вас? (Ответ учащихся.)
Молодцы! Спасибо за работу. И до новых встреч в волшебном мире красок!