Рабочая программа отделения ДПИ и ИЗО МБУ ДО "ДШИ № 9" г.о.Самара
Дополнительная общеразвивающая программа
«Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»
Срок реализации - 5 лет
Составитель:
Комерсантова Т.С. - педагог
дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_i_dpi_tv-vo_7-15_let_2016.doc | 494.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 9» г. о. САМАРА
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ДШИ № 9»
г. о. Самара
_________________ А. Ф. Мурзина
«____»____________ 2016 г.
Программа принята на основании
Решения методического совета
Протокол №______
От «_____» ________ 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»
Срок реализации – 5 лет
Возраст обучающихся – 7 – 15 лет
Составитель:
Комерсантова Т.С. - педагог
дополнительного образования
Самара, 2016 г.
Паспорт программы «Фантазия»
Программа адаптированная
По направленности - художественная.
По уровню освоения содержания - профильная.
По степени профессионализации - функциональной грамотности и общекультурной компетенции.
По форме организации детских формирований - рассчитана на работу групп, индивидуализированную деятельность.
По возрасту обучения детей – младшего и среднего школьного возраста.
По приоритетному целеполаганию - развивающая.
По срокам реализации программы - 5 лет.
По масштабу - учрежденческая.
По контингенту обучающихся - общая и для одаренных детей.
По степени творческого подхода - репродуктивно-творческая.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для творческой деятельности ребенка. Работая с детьми нежного возраста, когда души их чисты, открыты и восприимчивы к любым педагогическим воздействиям взрослых, можно заложить в эти души нравственные ориентиры, но не путем морализаторства и нравоучений, вызывающих иногда противоположный желаемому эффект, а путем приобщения ребенка к изобразительному творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке.
Актуальность программы
Постепенно познавая красоту окружающего мира, произведения мирового художественного искусства, воспитанники испытывают положительные эмоции, учатся видеть, чувствовать и сопереживать, осознанно относиться к искусству. Программа «Фантазия», охватывая разнообразные виды художественной деятельности, обращаясь к разным пластам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, позволяет каждому ребенку свободно выбрать образовательный маршрут с учетом его интересов и индивидуальных данных.
Новизна данной программы заключается в том, что помимо традиционных предметов (рисунок, живопись, композиция, история искусств) в программу введены курсы: флористика, батик (роспись по ткани), резьба по дереву, роспись малых форм, в которой используются заготовки из алебастра. Программа является комплексной и интегрированной.
Отличительной особенностью программы является отсутствие профессиональной установки, акцент сделан не столько на художественный результат, сколько на процесс освоения художественного пространства, на раскрытие индивидуальности и самобытности личности, что делает программу привлекательной и доступной для всех категорий детей.
Характерной особенностью программы является и гуманистический подход к реализации программы, который проявляется в доброжелательной атмосфере на занятиях, отсутствии жесткой оценочной системы, эмоционально насыщенной обстановке творчества.
Цель программы:
создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей обучающихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Учебные:
-формирование художественных знаний;
-формирование и развитие практических умений и навыков в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;
- формирование навыков анализа произведений искусства через освоение средств художественной выразительности;
- расширение кругозора обучаемых, приобщение их к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, его лучшим образцам;
Развивающие:
-содействие в развитии мышления, в том числе пространственного, зрительной памяти, внимания, способности к визуализации идей;
-развитие способности сопереживания;
- развитие фантазии, воображения, образного мышления и применение их в изобразительной деятельности.
- развитие наблюдательности, активное эстетическое отношение к окружающей действительности.
- содействие в формировании опыта самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к продолжению художественного образования;
Воспитательные:
-воспитание художественного вкуса, чувства стиля, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремленности и самостоятельности;
-воспитание толерантности;
-содействие в формировании и развитии навыков восприятия духовного опыта искусства;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
-содействие в социализации личности.
-содействие в формировании и развитии активного эстетического отношения к природе, человеку, обществу, к искусству, к народным художественным традициям;
-содействие в формировании увлеченности изобразительным и декоративным искусством;
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья через здоровьесберегающие технологии и арттерапию.
Возраст детей и сроки реализации
Программа детского объединения рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста и различного уровня подготовки.
Срок реализации программы - 5 лет.
Формы обучения
С учетом количества учащихся программой предусматриваются фронтальная, групповая, индивидуальная и самостоятельная формы обучения.
Фронтальная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части урока, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, при обобщении и обсуждении итогов урока.
Групповая форма обучения применяется, когда: а) группа учащихся выбирает один вариант задания из нескольких предложенных (декоративные росписи, батик); б) на рисунке и живописи учащиеся разделяются на группы в зависимости от постановок. Педагог дает информацию по группам.
Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных консультаций для: а) одаренных детей, идущих впереди программы или выполняющих дополнительные задания; б) учащихся, испытывающих затруднения в какой- либо момент выполнения задания.
Самостоятельная форма. Процесс накопления знаний, умений и навыков, необходимых для освоения изобразительной грамоты, очень длителен и сложен, поэтому работа в классе должна подкрепляться выполнением самостоятельных заданий в виде набросков, зарисовок, живописных этюдов с натуры по рисунку, живописи и композиции.
Практические занятия (практика) рассматриваются в программе как наиболее эффективная форма обучения, т. к. предусматривает освоение различных видов художественной творческой деятельности.. В программе используются разнообразные типы занятий: образ на заданную тему; путешествие, миф, эксперимент, импровизация, диалог, повтор-импровизация, викторина, экскурсия, конкурс, игра, подведение итогов. Эти типы занятий можно использовать как при обучении истории искусств, так и при обучении основам художественного изображения.
Теоретический материал (теория) на занятиях дается с использованием методов беседы, рассказа, диалога с детьми о художественных произведениях, комментариев педагога, различных игр, просмотров иллюстративного материала, диапозитивов, видеофильмов и закрепляется затем практическим освоением тем.
Режим занятий
Продолжительность занятий два академических часа, разделенных пятиминутным перерывом для отдыха и физической разгрузки детей. Продолжительность занятий зависит от года обучения.
1 год обучения: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа), всего 144 часа.
2 год обучения: 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа), всего 216 часов.
3 год обучения: 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа), всего 216 часов.
4 год обучения: 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа), всего 216 часов.
5 год обучения: 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа), всего 216 часов.
Формы, методы и принципы организации образовательного процесса
Обучение осуществляется путем вовлечения учащихся в художественную, изобразительную и декоративную деятельность. Художественная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум, фантазию, волю, память, творческое воображение для решения творческой задачи, которая перед конкретным ребенком ставится в зоне его ближайшего развития, что позволяет полнее раскрываться его потенциальным возможностям. Для реализации целей программы используются принципы и методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развития увлеченности художественной деятельностью.
Принцип единства восприятия и созидания на каждом уроке. Ученик осознает, переживает каждую тему в целостности всех видов деятельности: просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога, стихи, музыку и выполняя практическую работу.
Принцип опоры в учебном процессе на личный, эмоциональный, визуальный, бытовой опыт учащихся. Поскольку уровень изобразительных умений учащихся в первую очередь зависит от качества их представлений об окружающем мире, задача педагога - развивать эти представления, прежде всего, путем наблюдений и на этой основе строить обучение, научить видеть красоту и многообразие реального мира, т.е. формировать эмоционально -эстетическое отношение к природе, окружающему миру, к фольклору, произведениям искусства, развивать творческую активность и инициативу, знакомить с материалами, используемыми в художественном творчестве, формировать начальные умения работы с ними.
Принцип постановки эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе.
Принцип свободы в системе ограничений. Задача педагога сформировать в ребенке навыки творческого, нестандартного решения поставленной задачи, учитывая особенности и возможности материала и техники в которой работает ученик.
Принцип последовательности и постепенности изучения законов и правил природы и искусства, последовательного усложнения творческих задач с учетом возрастных особенностей детей.
Методы педагогической драматургии. Особая атмосфера мастерской, украшенной работами учащихся, прекрасная музыка, поэзия и живопись, сопровождающие объяснения педагога, игровые и сказочные моменты урока - позволяют педагогу овладеть вниманием ребенка, а "управляя вниманием мы берем в свои руки ключ к образованию и формированию личности и характера" (Л.С. Выготский).
Метод диалогичности. В процессе урока между педагогом и учащимися возникает диалог: ребята предлагают свои варианты решения поставленной задачи, преподаватель, опираясь на эти варианты, может предложить детям более интересное и неожиданное решение темы.
Метод коллективного обсуждения работ.
Процесс обучения неотрывно связан с формированием у детей высокого уровня художественной культуры. Этому служит цикл бесед об искусстве, экскурсии в музеи и на выставки.
Большое значение для сплочения коллектива имеет совместная работа ребят по оформлению выставок, проведение конкурсов, помощь другим коллективам в оформлении мероприятий и праздников.
Важную роль играет активное участие родителей ребят во всех делах объединения.
Ожидаемые результаты
По итогам обучения учащиеся должны будут
знать:
- основы реалистического изображения;
- теорию изобразительной грамоты, законы живописи и композиции, художественную терминологию;
- свойства различных живописных, графических и других материалов, свободно владеть техникой работы с ними;
- основные виды, стили и направления, жанры изобразительного и декоративно- прикладного (батик, флористика, коллаж) и народного искусства (глиняная игрушка, роспись малых форм, геометрическая резьба по дереву)
- иметь представление о творчестве известных художников;
- иметь представление о богатстве и разнообразии культурного наследия русского и др. народов.
уметь:
- - работать с художественными материалами: акварелью, гуашью, красками по ткани, карандашом, углем, тушью, пластилином, глиной, соленым тестом, цветной бумагой, иметь первичные навыки работы ножом по дереву, работать с природными материалами и использовать их выразительные возможности;
- наблюдать и делать зарисовки с натуры;
- передавать объем и пространство, фактуру предметов, создавать колористическое произведение;
- воспринимать произведения искусства различных видов и жанров, понимать основы образного языка искусства, осознавать роль искусства в жизни человека.
- самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять ее недостатки.
В ходе решения воспитательных задач предполагается, что воспитанник будет:
- любящим и понимающим искусство;
- обладающим эстетическим вкусом, умеющим ценить прекрасное;
- целеустремленным, аккуратным, трудолюбивым;
- самостоятельным, инициативным, любознательным;
- активной творческой, социально адаптированной, нравственной личностью, способной к саморазвитию и самореализации.
- толерантной личностью с национальным самосознанием.
Формы контроля усвоения знаний, приобретенных навыков, личностного роста воспитанников
В конце темы, раздела, учебного года проводятся итоговые занятия в различных формах: устный опрос, игры-викторины, сюжетно-ролевые игры. Результаты обучения регулярно отслеживаются в форме педагогического наблюдения в процессе художественной деятельности учащихся, отчетных, тематических коллективных, а также персональных выставок, конкурсов детского рисунка внутри объединения, а также районного, городского, областного и всероссийского уровней.
Учебный план
№ | Наименование разделов программы | Количество часов по годам обучения | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | ||
1. | Основы изобразительного искусства | 100 | ||||
1.1 | Рисунок | - | 24 | 24 | 24 | 18 |
1.2 | Живопись | - | 39 | 33 | 36 | 45 |
1.3 | Композиция | - | 42 | 57 | 48 | 36 |
2. | Основы декоративного искусства | 44 | ||||
2.1 | Декоративная композиция | - | 51 | 18 | 9 | 27 |
2.2 | Художественные мастерские: | |||||
а) роспись малых форм | - | 27 | 30 | 27 | - | |
б) флористика | - | 6 | 9 | 18 | - | |
в) роспись по ткани | - | 27 | 33 | 54 | 54 | |
г) резьба по дереву | - | - | - | - | 36 | |
Итого: | 144 | 216 | 216 | 216 | 216 |
2. ПРОГРАММА I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы I года обучения направлено на приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью, выявлению способностей к художественному творчеству. Занятия носят развивающий характер. За первый год дети осваивают средства художественной выразительности (цвет, линия, форма, пространство, композиция), получая элементарные представления о них; знакомятся с разными народными ремеслами.
Рисунки должны выполняться на бумаге различного формата, для живописных композиций лучше использовать большие листы, для выполнения графических и живописных упражнений больше подходят небольшие форматы.
Каждая художественная техника развивает у ребенка разные области рук, предплечья, пальцев. Так, тонкая графическая работа улучшает координацию движений, лепка развивает пальцы, а задания выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки.
Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с таким материалом, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование). Поэтому педагог чередует один вид деятельности с другим.
Учебно-тематический план и содержание
I год обучения
Основы изобразительного искусства.
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Вводное занятие: «Мои любимые краски». Материалы акварельной живописи | Знакомство с детьми. Правила поведения и работы в студии, техника безопасности. Знакомство с первоначальными навыками работы. Акварельная отмывка | 1 | 1 | 2 | Акварель |
2. | «Опадают осенние листья» Материалы и приемы акварельной живописи | Изображение листьев разных пород. Прием «а-ля-прима». Формирование первичных навыков работы с акварелью | 1 | 3 | 4 | Акварель |
3. | «Вспомним лето» Выразительные возможности акварели. | Изображение неба и земли различными оттенками, сочетая приемы «по-мокрому» и «а-ля-прима» | 1 | 3 | 4 | Акварель |
4. | «Солнышко». Цвет как средство выражения. Теплая цветовая гамма | Создание образа солнышка (можно с человеческим лицом). Теплая цветовая гамма. Понятие о пропорциях человеческого лица | 1 | 3 | 4 | Акварель |
5. | «Осенний букет». Теплая цветовая гамма | Понятие о колорите. Теплая гамма. Метод поэтапного набрызга | 1 | 3 | 4 | Акварель Гуашь |
6. | Материалы и приемы работы с гуашью. «Этот волшебный круг..» Основные цвета | Знакомство с гуашевыми красками. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета | 1 | 1 | 2 | Гуашь |
7. | «Камешки». Оттенки цвета | Насыщенные, темные и светлые цвета. Оттенки цвета. Понятие о композиционном центре. Способы его выделения | 1 | 3 | 4 | Гуашь |
8. | «К нам прилетела сказочная птица» | Выразительные возможности гуаши. Виды и характер мазков. Ритм мазков и цветовых пятен | 1 | 3 | 4 | Гуашь |
9. | «Лес, точно терем расписной…» Пятно как средство выражения | Закрепление навыка получения разнообразных оттенков путем смешивания красок. Выполнение подмалевка. Создание образа золотой осени. Творческая работа | 2 | 2 | 4 | Гуашь |
10. | «Первый снег» Холодная цветовая гамма | Холодная цветовая гамма. Контраст теплого и холодного как средство выразительности. Создание образа зимы. Творческая работа | 2 | 2 | 4 | Гуашь |
11. | «Веселая улица» Выразительные возможности аппликации | Представление об аппликации. Многообразие архитектурных построек. Из каких частей состоит дом? (Беседа с элементами викторины) | 3 | 5 | 8 | Гуашь, фломастеры, карандаши |
12. | Монотипия «Зимний букет». Холодная цветовая гамма | Понятие о колорите. Холодная гамма. Метод поэтапного набрызга акварелью | 1 | 3 | 4 | Акварель. Гуашь. Засушенные листья |
13. | «Кляксография» Материалы графики и их выразительные возможности | Знакомство с миром графики. Выразительные возможности графических материалов | 2 | 2 | 4 | Уголь, тушь, акварель, гелевая ручка |
14. | Природные линейные мотивы. Выразительные возможности линии
| Разнообразие природных линейных мотивов (морозные узоры, стебли растений и травы, деревья, водопады ручейки). Разнообразие и ритм линий | 1 | 3 | 4 | Гелевая ручка, фломастер, кисть, тушь, акварель |
15. | Грустная мелодия. Эмоциональное воздействие линии, пятна, цвета | Выражение своих эмоций с помощью цвета, линий и цветовых пятен. Работа в холодной гамме | 1 | 1 | 2 | |
16. | Веселая мелодия. Эмоциональное воздействие линии, пятна, цвета | Выражение своих эмоций с помощью цвета, линий и цветовых пятен. Теплая цветовая гамма | 1 | 1 | 2 | Акварель. Гуашь |
17. | «Зимний закат»: цвет и контраст (нюанс), как средство выражения | Понятие о контрасте. Формирование навыков живописи с постепенным переходом цвета из одного оттенка в другой | 2 | 2 | 4 | Гуашь |
18. | Снегурочка: выражение характера персонажа посредством цвета | Основные пропорции человеческой фигуры. Повторение пропорций лица. Продолжение знакомства с холодной цветовой гаммой | 2 | 4 | 6 | Гуашь |
19. | Мимика как выражение внутреннего состояния. Выражение настроения Пьеро и Мальвины | Композиция по мотивам сказки А. Толстого «Сказка о золотом ключике» Передача характера персонажей посредством цветового строя, мимики, пластики | 2 | 4 | 6 | Гуашь, пастель |
20. | «Какого цвета весеннее небо?» Выразительные возможности цвета, линии | Выполнение подмалевка неба, на нем декоративно выразительные ветви деревьев | 1 | 3 | 4 | Гуашь |
21. | «Путешествие Колобка»: Фризовая композиция | Создание фризовой композиции по мотивам сказки «Колобок». Ритм как основа организации фризовой композиции | 2 | 4 | 6 | Гуашь |
22. | «Весенний букет в подарок маме». Выражение отношения | С помощью выразительных средств: цвета, колорита, композиции выражение своего отношения к маме | 1 | 3 | 4 | Гуашь |
23. | «Чудесные узоры». Понятие об орнаменте | Понятие об орнаменте и о ритме, как средстве организации орнамента. Изображение одной или нескольких бабочек (рыбок) и украшение их орнаментом | 1 | 3 | 4 | Акварель, маркеры, цветные гелевые ручки |
24. | Роспись пасхальных яиц | Роспись яиц посредством несложных библейских мотивов и символов (крест, свеча) и растительных мотивов (цветы, ягодки) | 1 | 3 | 4 | Яйца, гуашь, клей ПВА |
25. | Отчетная выставка | Подведение итогов работы , анализ работ воспитанников и награждение лучших из них | 2 | |||
Итого: | 33 | 65 | 100 |
Основы декоративного искусства
Знакомство с русскими народными художественными промыслами, с видами декоративного искусства помогает детям понять их многообразие, самобытность и развивает эстетическое восприятие детей.
Занятия предполагают цикл бесед о народных промыслах, копирование образцов народного творчества, импровизации по мотивам Хохломы, Гжельской, Городецкой и Жостовской росписей, работу с различными материалами (гуашь, цветная и тонированная бумага, картон, фольга, ткань, нитки, соленое тесто, глина).
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | |||
Теория | Практика | Всего | |||||
1. | «Народные ремесла» | Беседа о народных промыслах России | 2 | 2 | |||
2. | «Золотая Хохлома» Знакомство с особенностями и характерными элементами росписи | Знакомство с историей и характерными особенностями хохломской росписи. Обучение детей техническим навыкам росписи | 1 | 1 | 2 | Тонированная бумага, гуашь | |
3. | «Что за чудо Городец!» | Знакомство с историей и характерными особенностями Городецкой росписи. Выполнение композиции из бутонов и розанов | 1 | 1 | 2 | Тонированная бумага, гуашь | |
4. | «Чудо – кони» (Городец) | Продолжение изучения особенностей Городецкой росписи. | 1 | 1 | 2 | Тонированная бумага, гуашь | |
5. | «Матрешка» (Роспись шаблона) | Знакомство с историей и характерными особенностями росписи «Матрешки» | 1 | 1 | 2 | Тонированная бумага, гуашь | |
6. | «Жар- птица» (импровизация) | Формирование навыка работы с цветной бумагой, кусочками ткани. Приемы сгибания, разрезания, склеивания | 1 | 3 | 4 | Цветная бумага, фольга, ткань, клей, ножницы | |
7. | «Музей игрушки» | Беседа о народных промыслах России. | 2 | 2 | |||
8. | Дымковская игрушка. Приемы лепки. Роспись. | История промысла, Пластическое решение игрушки в материале-глине. Метод вытягивания из цельного куска | 1 | 3 | 4 | Глина, гуашь, клей ПВА | |
10. | «Голубая сказка» (импровизация по мотивам Гжельской росписи) | Знакомство с историей и характерными особенностями Гжельской росписи | 1 | 1 | 2 | Гуашь | |
11. | Сувениры из соленого теста. Знакомство с материалом. приемы лепки | Знакомство с материалами лепки. Приемы лепки из соленого теста .Изготовление сувениров венок, подкова, корзиночка, ежик | 1 | 5 | 6 | Соленое тесто | |
12. | Елочные игрушки. Навыки работы с цветной бумагой на плоскости и в объеме | Формирование навыков работы с цветной бумагой. Выполнение плоской игрушки (рыбка, бабочка) с применением техники аппликации, коллажа и объемные (ангелы, гирлянды) | 1 | 3 | 4 | Цветная бумага, фольга, блестки, нитки, конфетти, ножницы, клей | |
13. | Карнавальные маски | Конструирование масок. Передача характера и эмоционального состояния. Декорирование маски | 1 | 3 | 4 | Картон, ткань, цветная бумага, фольга, блестки, нитки, конфетти, ножницы, клей | |
14. | Жостовский поднос. Аппликация. коллективная работа | Выполнение небольшими группами в технике аппликации цветочных композиций | 1 | 1 | 2 | Цветная бумага, ножницы, клей | |
15. | Отчетная выставка | 2 | |||||
Итого: | 16 | 26 | 44 |
Результаты первого года обучения
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
- знать виды изобразительного искусства;
- знать отличительные особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаш, уголь, пастель, тушь, фломастер, глина, соленое тесто).
- уметь изображать простые предметы, правильно рисовать изображаемое на формате листа, полностью заполнять лист бумаги рисунками и красками;
- знать основные и составные цвета, уметь смешивать краски, получая новый цвет;
- знать об истоках декоративного искусства в России;
- уметь решать художественно – творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию по мотивам народных орнаментов.
3. ПРОГРАММА II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
На втором году обучения в разделе программы «Основы изобразительного искусства» происходит разделение на конкретные дисциплины: рисунок, живопись, композиция.
Учащиеся знакомятся с понятиями плоских и объемных форм различных предметов, учатся различать их конструктивные особенности с учетом линейной и воздушной перспективы.
В живописи учащиеся передают не только цвет предмета, но и эмоциональное отношение к изображаемому. Ребята продолжают учиться правильно обращаться с художественными материалами; осваивать различные приемы работы с акварелью, гуашью, пастелью.
Задачи композиции решаются как в работах по рисунку и живописи, так и в сюжетных заданиях.
Курс композиции имеет целью развить у учащихся образное мышление и творческие способности. Учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции, получают начальные сведения о линии и уровне горизонта, перспективе, учатся выделять главное.
Программа курса «Основы декоративного искусства» знакомит учащихся с основными свойствами и видами декоративных композиций на примерах произведений народного и современного искусства, знакомит с различными техниками исполнения данных произведений, дает первоначальные знания художественной обработки материалов.
Учебно-тематический план и содержание программы
II года обучения
Основы изобразительного искусства
Рисунок
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | |||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
1. | Серия упражнений: линия, штрих. Кратковременные рисунки и наброски на различных форматах | Организация рабочего места, знакомство с материалами, применяемыми в учебном рисунке | 1 | 2 | 3 | Карандаш, уголь, мелки, перо | |||
2. | Зарисовка листьев деревьев | Основные правила построения условно-плоскостных форм | 1 | 2 | 3 | Карандаш | |||
3. | Изображение разных геометрических фигур | Общие понятия о строении формы и ее конструкции | 1 | 2 | 3 | Карандаш | |||
4. | Рисунок растений и цветов | Последовательность выполнения рисунков с натуры | 1 | 2 | 3 | Пастель | |||
5. | Рисунок горшка с комнатным цветком | Композиция в учебном рисунке, штриховка | 1 | 2 | 3 | Карандаш | |||
6. | Рисунок дерева | Характер, линия. Фактура изображаемого предмета | 1 | 2 | 3 | Уголь | |||
7. | Рисунок овощей, фруктов, посуды | Средства выявления формы | 1 | 2 | 3 | Карандаш | |||
8. | Наброски птиц, домашних животных, человека | Общие понятия об основных пропорциях тела животных и человека | 1 | 2 | 3 | Карандаш, уголь | |||
Итого: | 8 | 16 | 24 |
Живопись
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||||
Теория | Практика | Всего | ||||||
1. | Серия упражнений (пятно, силуэт, насыщенность, смешивание цветов, растяжка цвета) Игра «Цветовая угадайка» | Организация рабочего места. Знакомство с материалами и принадлежностями Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Акварель, гуашь | ||
2. | Этюд с осенними листьями | Техника гуашевой живописи | 1 | 2 | 3 | Гуашь | ||
3. | Этюд овощей | Теплые и холодные цвета | 2 | 4 | 6 | Гуашь | ||
4. | Натюрморт из двух предметов (чашка и яблоко) | Цвет предмета и свет | 1 | 2 | 3 | Гуашь | ||
5. | Этюды объемных предметов на разных фонах | Изменение локального цвета, рефлекс | 2 | 4 | 6 | Гуашь | ||
6. | «Красивые деревья» «Дождливый день» | Передача цветом настроения, состояния радости покоя, грусти | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Гуашь Гуашь | ||
7. | Ритмическое равновесие | Заполнение листа бумаги силуэтами разного цвета | 1 | 2 | 3 | Гуашь | ||
8. | Беседы об искусстве: Творчество В. Васнецова Художники-пейзажисты | 3 3 | 3 3 | |||||
Итого: | 17 | 22 | 39 |
Композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | «Падающие листья» «Деревья» «Осень в городе» «У окна» | Крупный рисунок Перспектива линейная и воздушная | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | 3 3 3 3 | Гуашь Гуашь Гуашь Гуашь |
2. | «Сказочный мир» | Равновесие в композиции | 2 | 4 | 6 | Гуашь |
3. | «Сказочный герой» | Асимметрия в композиции | 2 | 4 | 6 | Гуашь |
4. | «Лунная ночь» | Композиционный центр | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
5. | «Игры детей» «Зимний пейзаж» | Приемы загораживания | 2 3 | 4 6 | 6 9 | Гуашь Гуашь |
Итого: | 14 | 28 | 42 |
Основы декоративного искусства
Декоративная композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | |||
Теория | Практика | Всего. | |||||
1. | Условность и стилизация – особенности декоративного искусства | Копирование растительных элементов, изображений птиц, животных. Условное изображение человека, птиц, животных. Стилизация растительных форм | 2 2 2 | 4 4 4 | 6 6 6 | Гуашь Гуашь Гуашь | |
2. | Цвет декоративной композиции | Цветовой круг. Цвет и предмет (упражнения). Сочетание цветов (упражнение). Контраст и нюанс | 2 2 1 1 | 4 4 2 2 | 6 6 3 3 | Гуашь Гуашь Гуашь Гуашь | |
3. | Композиционный центр. Цветовое равновесие | Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета. Построение композиций в полосе, круге, квадрате раппорт. | 2 2 | 4 7 | 6 9 | Гуашь Гуашь | |
Итого: | 16 | 35 | 51 |
Художественные мастерские
Роспись малых форм
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Серия упражнений: «мазок», «травка», «листик», «стебель», «цветок» | Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Приемы владения кистью | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
2. | Переработка растительных форм для росписи | Стилизация растительных форм | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
3. | Эскиз росписи «Рябинка» («Ягоды») Роспись малой формы. | Простейшие композиции | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Гуашь Гуашь |
4. | Проект :роспись «Цветы» | Создание росписи. Защита проекта | 1 | 5 | 6 | Гуашь |
5. | Беседа «Особенности декоративного искусства» | 3 | 3 | |||
6. | Проведение выставок и экскурсий | 6 | ||||
Итого: | 8 | 13 | 27 |
Флористика
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | «Осенний букет» | Сочетание природного материала и акварельной заливки | 1 | 2 | 3 | Веточки, листья, акварель |
2. | «С Новым годом!» | Составление объемной композиции. Создание образа зимы, праздника | 1 | 2 | 3 | Шишки, веточки, игрушки, мишура пенопласт, компьютерные диски |
Итого: | 1 | 4 | 6 |
Роспись по ткани
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Свободная роспись | Знакомство с историей батика. Приемы художественной росписи ткани | 1 | 2 | 3 | Краски для ткани, подрамник, шелк |
2. | «Бабочки» | Составление простейшей композиции | 2 | 10 | 12 | Краски для ткани, подрамник, шелк, свеча |
3. | «Сказочный замок» | Составление композиции с использованием архитектуры | 2 | 10 | 12 | Краски для ткани, подрамник, шелк, воск |
Итого: | 5 | 22 | 27 |
Результаты второго года обучения
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
- знать о перспективе в рисунке;
- знать конструктивные особенности построения предметов;
- знать о собственных и падающих тенях;
- уметь правильно работать гуашевыми красками;
- иметь понятия о хроматических цветах, цветовых сочетаниях, основных и составных цветах, теплых и холодных;
- уметь выполнять несложные натюрморты с натуры;
- знать о воздушной и линейной перспективе в композиции;
- свободно писать кистью несложные растительные элементы;
- уметь выполнять небольшие декоративные композиции из природного материала;
- уметь составлять простейшие композиции для росписи по ткани;
- уметь правильно работать красками по ткани.
4 .ПРОГРАММА III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Продолжается знакомство учащихся с художественно-выразительными средствами, произведениями разных видов и жанров станкового искусства.
В процессе обучения рисунку и живописи на данном этапе решаются такие задачи как:
- работа над натюрмортом;
- работа над сюжетными композициями (целостность, связь, согласованность всех элементов композиции);
- работа над изображением сложных геометрических тел и орнаментов с натуры, архитектурных построек, людей и животных.
В курсе «Основы декоративного искусства» основное время отводится для ручного труда, росписи малых форм и росписи по ткани. Здесь учащиеся познают особенности значения элементов орнаментов росписи, связь росписи с формой украшаемого предмета. Продолжают знакомиться с техникой росписи по ткани, с материалами оформления батика (контур, бисер, бусины).
Учебно-тематический план и содержание
программы III года обучения
Основы изобразительного искусства
Рисунок
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Рисунок различных предметов | Упражнения | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
2. | Рисование посуды | Средства выявления формы. Понятия о пропорциях | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
3. | Рисунок натюрморта из двух предметов | Светотень | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
4. | Рисование пейзажа | Общие сведения о воздушной перспективе. Приемы загораживания. | 1 | 2 | 3 | Уголь, тушь, перо |
5. | Изображение птиц и животных | Рисование с натуры, наброски | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
6. | Изображение зданий разного предназначения | Рисование по представлению | 1 | 2 | 3 | Уголь, мелки |
7. | Рисование городского пейзажа | Линейная перспектива | 1 | 2 | 3 | Карандаш, тушь, перо |
8. | Рисование человека, животных, предметов | Зарисовки с натуры | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
Итого: | 8 | 16 | 24 |
Живопись
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Упражнения | Техника акварельной живописи | 1 | 2 | 3 | Акварель |
2. | «Осенние листья» | Техника лессировки | 1 | 2 | 3 | Акварель |
3. | Пейзаж | Техника «А ля прима» | 1 | 2 | 3 | Акварель |
4. | Этюд с цветами и фруктами | Контраст | 1 | 2 | 3 | Акварель |
5. | Натюрморт из двух предметов | Сближение цвета | 1 | 2 | 3 | Акварель |
6. | Этюд кувшина с драпировкой | Белые предметы на цветном фоне | 1 | 2 | 3 | Акварель |
7. | Этюды пейзажей | Воздушная перспектива | 2 | 4 | 6 | Акварель |
8. | Виды и жанры изобразительного искусства. Беседа | 3 | 3 | |||
9. | Этюды о западноевропейском искусстве. Беседа | 3 | 3 | |||
10. | Русская живопись XIX века. Беседа | 3 | 3 | |||
Итого: | 17 | 16 | 33 |
Композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Композиции на темы, связанные с временами года. Иллюстрирование стихотворений, сказок, рассказов. Композиции на бытовые темы | Знакомство с произведениями разных видов жанров с танкового искусства. Процесс поиска образа картины – эскизы, этюды, наброски | 4 7 6 | 8 14 12 | 12 21 18 | Акварель, гуашь Тушь, кисть, перо Акварель, гуашь |
2. | Современное изобразительное и декоративное искусство | 3 | 3 | |||
3. | Выставки и экскурсии | 3 | 3 | |||
Итого: | 23 | 34 | 57 |
Основы декоративного искусства
Декоративная композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||||
1. | Составление геометрических орнаментов. Составление орнаментов из растительных элементов. Составление орнаментов с включением фигурок птиц и животных | Орнамент. Метрический повтор и ритм | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Гуашь, тушь Гуашь, тушь Гуашь, тушь | ||||
2. | Изготовление симметричных форм в технике бумагопластики (бабочки, цветы, листья) Композиция «Цветы» Композиция «Птицы» | Симметрия и асимметрия в композиции | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Цветная и белая бумага Белая бумага Цветная бумага | ||||
Итого: | 6 | 12 | 18 |
Художественные мастерские
Роспись малых форм
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Зарисовки элементов геометрических орнаментов. Зарисовки элементов зооморфного орнамента | Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи по дереву | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Тушь, гуашь Тушь, гуашь |
2. | Эскиз росписи малой формы по мотивам Северных росписей (мезенской и пермогорской) | Фриз. Многоярусность | 2 | 4 | 6 | Тушь, гуашь |
3. | Изготовление различных макетов из картона (брошь, подвеска шкатулка, карандашница) Эскизы росписи этих изделий. Роспись изделий по эскизам | Связь с формой украшаемого предмета | 2 2 2 | 4 4 4 | 6 6 6 | Картон, клей Гуашь Гуашь |
Итого: | 10 | 20 | 30 |
Флористика.
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Панно «Портрет» Панно «Пейзаж» | Составление композиций в заданной цветовой гамме | 1 2 | 2 4 | 3 6 | Засушенные цветы, листья, береста |
Итого: | 3 | 6 | 9 |
Роспись по ткани
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | «Фантазия»
| Свободная роспись по шелку | 3 | 6 | 9 | Краски для ткани, подрамник, шелк |
2. | Проект «Травы», «цветы» | Роспись по шелку с использованием резервирующего состава. Защита проекта | 4 | 8 | 12 | Краски для ткани, подрамник, шелк, резерв |
3. | «Пейзаж» | Роспись с включением архитектурных элементов | 4 | 8 | 12 | Краски для ткани, подрамник, шелк, резерв |
Итого: | 11 | 22 | 33 |
Результаты III года обучения
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
- знать общие правила построения разных предметов;
- иметь понятия о пропорциях, статике и динамике геометрических фигур;
- уметь рисовать фигуру человека в движении (общие пропорции);
- знать и уметь работать в различных техниках акварелью;
- уметь сочинять композиции на разные темы;
- знать основные свойства плоскостной композиции;
- уметь анализировать произведения декоративного искусства, пользуясь понятиями: орнамент линейный, замкнутый, на прямоугольной форме, симметричный, статичный, динамичный;
- свободно писать кистью орнаментальные композиции;
- уметь оформлять поделки из природного материала;
- уметь составлять несложные композиции для росписи по ткани;
- уметь правильно пользоваться резервом и красками по ткани.
5. ПРОГРАММА IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Систематизируются и обобщаются знания по эстетике, художественно-графические умения и навыки, понимание сущности связей художественного изображения с природой, миром предметов, явлений и человеческих чувств.
Учащиеся знакомятся со средствами графики как самостоятельного и специфического вида искусства. Линия, штрих, тон, точка, пятно – основные средства выразительности графики.
Виды графического искусства: станковая и прикладная графика.
При обучении ребят живописной грамоте особое внимание уделяется цвету во всем его многообразии и богатстве нюансов (цветовой тон, колорит, светлота и насыщенность цвета). Варьируются различные приемы работы с художественными материалами для передачи настроения, состояния в природе, проявления чувства. Реализуется единство цветового решения, материала, технического приема и содержания.
Рассматриваются приемы и средства передачи в сюжетных работах основного замысла композиции с использованием контраста и нюанса.
В курсе «Основы декоративного искусства» рассматривается непосредственная связь между дисциплинами «декоративная композиция» и «художественные мастерские». Уже овладев определенными навыками по созданию композиций, учащиеся самостоятельно разрабатывают новые изделия, используя знания по цветоведению.
Календарно-тематический план и содержание
программы IV года обучения
Основы изобразительного искусства
Рисунок
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Линия, пятно, силуэт, графические средства | Изображение силуэтов различных предметов. Передача структуры различных материалов точками, линиями, штрихами | 1 | 2 | 3 | Тушь, перо, кисть |
2. | Работа с натуры | Рисование деревьев, растений. Рисование ракушек, цветов | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Тушь, кисть Тушь, перо |
3. | Свет как средство выявления объема | Рисунок натюрморта из трех предметов. Рисование человека (основные пропорции строения головы человека) | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Карандаш Карандаш |
4. | Перспектива | Рисование интерьера. Рисование пейзажа | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Карандаш Карандаш |
5. | Художник и книга (беседа) | 3 | 3 | |||
Итого: | 10 | 14 | 24 |
Живопись
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Колорит | Этюд натюрмортов в сближенной цветовой гамме (белые и серые; синие, голубые, серые; желтые, коричневые) | 1 | 2 | 3 | Акварель |
2. | Цвет и чувство | Живописная работа на передачу яркого радостного настроения в любом жанре. Работа с контрастами и переходами тона, передающими впечатление затишья, ожидания, беспокойства | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Акварель Гуашь |
3. | Знакомство со светосилой (светлотой) цвета | Живописная работа с натуры в любом жанре с разными по светлоте оттенками красного, золотистого или коричневого цветов | 1 | 2 | 3 | Акварель |
4. | Живопись портрета | Передача настроения и характера человека | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
5. | Этюды на темы: «На улице» «В автобусе» «В студии» | Включение фигуры человека в пейзаж, интерьер | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Гуашь Гуашь Гуашь |
6. | Художники – импрессионисты (беседа) | 3 | 3 | |||
7. | Творчество М. Врубеля (беседа) | 3 | 3 | |||
8. | Посещение выставок и экскурсий | 6 | ||||
Итого: | 14 | 16 | 36 |
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | «Цветы и птицы» «Ветка рябины» | Пропорции и масштаб изображаемого в зависимости от размера листа бумаги. | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Тушь, кисть, перо Тушь, кисть, перо |
2. | Монотипия в одну краску. «Бабочка», «Цветы», «Деревья» | Выполнение упражнений на овладение техникой монотипии. Знакомство с печатной графикой | 1 | 2 | 3 | Гуашь, масляная краска |
3. | «Натюрморт» «Портрет» «Пейзаж» | Выполнение монотипии в две краски | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Гуашь Гуашь Гуашь |
4. | Акватушь | Выполнение композиции по собственным рисункам | 1 | 2 | 3 | Гуашь, тушь |
5. | Диатипия | Композиции на тему городского пейзажа | 1 | 2 | 3 | Масляные краски |
6. | Граттаж | «Натюрморт» | 1 | 2 | 3 | Тушь, гуашь, воск |
7. | Акватипия | Пейзаж | 1 | 2 | 3 | Масляные краски |
8. | «Ярмарка», «На остановке» (тема на выбор) | Композиция с включением фигуры человека в пейзаж | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
9. | Проект «Сказка». | Сочинение композиции. Защита проекта | 1 | 5 | 6 | Гуашь |
10. | Выбор персонажа по желанию | Психологический портрет | 1 | 2 | 3 | Гуашь |
11. | «Осень» «Полевые цветы» | Сочетание двух жанров (портрет+пейзаж, натюрморт+пейзаж). | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Акварель Акварель |
Итого: | 15 | 33 | 48 |
Композиция
Основы декоративного искусства
Декоративная композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Аппликация «Животные» «Танец». Эскиз панно. «Ветер». Эскиз панно | Изображение силуэтов людей и животных в движении (динамика и статика) | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Цветная бумага, ткань, черный картон Гуашь Гуашь |
Итого: | 3 | 6 | 9 |
Художественные мастерские. Роспись малых форм
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Элементы росписи: «Розы», «Купавка», «Ягоды», «Листик», «Птица» Изображение человека и архитектурных строений | Изучение техники городецкой и хохломской росписей. Цветовое решение росписей. Упражнения в исполнении элементов росписи | 3 2 | 6 4 | 9 6 | Гуашь Гуашь |
2. | Эскиз росписи панно на сказочную тему. Роспись изделия по эскизу | Составление композиций | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Гуашь Гуашь |
3. | Городец- центр народного промысла (беседа) | 3 | 3 | |||
4. | Золотые узоры Хохломы (беседа) | 3 | 3 | |||
Итого: | 13 | 14 | 27 |
Флористика
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||||
1. | Декоративное панно на тему «Времена года»: «Летняя фантазия», «Зимняя сказка», «Первые цветы» | Составление композиций с включением объемных форм. | 2 2 2 | 4 4 4 | 6 6 6 | Засушенные Цветы, листья, веточки, береста, шишки, пенопласт, папье-маше | ||||
Итого: | 6 | 12 | 18 |
Роспись по ткани
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Декоративное панно «Осень» | Разработка эскиза | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
2. | Выполнение росписи по эскизу | Создание образа «Осени», стилизация форм | 3 | 6 | 9 | Подрамник, шелк, краска по ткани, резервирующий состав |
3. | Декоративное панно «Жар- птица» | Изображение сказочной птицы с великолепным оперением | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
4. | Выполнение росписи по эскизу. Оформление росписи бисером | Создание образа Жар- птицы. Навыки работы с бисером | 4 | 17 | 21 | Подрамник, шелк, краска по ткани, резервирующий состав, бисер, блестки |
5. | Декоративное панно «Сказочный замок» | Работа над эскизом. Создание композиции с элементами архитектуры | 2 | 4 | 6 | Карандаш |
6. | Выполнение росписи по эскизу | Роспись сказочной архитектуры | 4 | 8 | 12 | Подрамник, шелк, краска по ткани, резервирующий состав |
Итого: | 15 | 39 | 54 |
Результаты IV года обучения
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны:
- знать различные техники графического искусства;
- уметь составлять многоплановые композиции;
- уметь передавать цветом настроение, отношение к изображаемому;
- уметь анализировать художественные произведения;
- уметь выполнять сложные композиции на сюжетные темы в росписи по малым формам;
- уметь работать последовательно по разработке новых изделий декоративного искусства.
- уметь составлять сложные композиции для росписи по ткани, свободно пользоваться резервом и красками по ткани.
6. ПРОГРАММА V ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Закрепляются знания и умения, полученные в предыдущие годы обучения. Учащиеся получают первичные навыки в изображении человека, животных и других объектов окружающего мира. Уделяется большое внимание работе с натуры. Закрепляются навыки изображения объектов в пространстве, с элементами объема и светотени. Дети овладевают приемами передачи тепло-холодных отношений, воздушной и цветовой перспективы.
Совершенствуются правила, приемы и средства композиции. Закрепляются навыки передачи настроения, чувств средствами рисунка и живописи, композиционного решения произведения. Учащиеся овладевают приемами использования различных техник и жанров в работе над картиной.
В разделе «Основы декоративного искусства» учащиеся применяют на практике знания приемов работы мастеров народных промыслов, для создания собственной композиции. Закрепляются навыки построения фантазийной композиции. Учащиеся разрабатывают новые изделия, используя различные материалы и техники. Закрепляются навыки проектной деятельности: учащиеся самостоятельно разрабатывают и защищают проект на тему по выбору, используя знания и умения, полученные в предыдущие годы обучения.
Календарно – тематический план и содержание V года обучения
Основы изобразительного искусства
Рисунок
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Работа на пленере | Зарисовки деревьев, кустарников, строений | 1 | 2 | 3 | Мелки, карандаш |
2. | Рисование предметов с натуры. Объем | Рисунок натюрморта из трех предметов с драпировкой | 2 | 4 | 6 | Карандаш |
3. | Перспектива | Рисование интерьера | 1 | 2 | 3 | Карандаш |
4. | Основы движения фигуры человека | Наброски и зарисовки фигуры человека. Рисунок человека с натуры | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Мелки, уголь, карандаш Карандаш |
Итого: | 6 | 12 | 18 |
Живопись
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Цветовое единство и гармония колорита | Натюрморт с цветами и фруктами, драпировка | 2 | 4 | 6 | Акварель |
2. | Живопись пейзажа | Кратковременные этюды | 2 | 4 | 6 | Акварель |
3. | Свет и цвет | Зарисовки драпировок, декоративных тканей | 1 | 2 | 3 | Акварель |
4. | Фигура человека в интерьере | Живопись с натуры | 2 | 4 | 6 | Акварель |
5. | Творчество К. Коровина (беседа) | 3 | 3 | |||
6. | Женский образ в картинах З. Серебряковой (беседа) | 3 | 3 | |||
7. | Выставки и экскурсии | 18 | ||||
Итого: | 13 | 14 | 45 |
Композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Процесс работы над картиной | Выбор темы и сбор материала для картины (наброски, зарисовки). Выполнение эскизов небольшого размера. Цветовое решение композиции. Перенос композиции на большой формат (1/2 ватм. Листа). Выполнение картины в цвете | 1 1 1 1 2 | 2 2 2 2 4 | 3 3 3 3 6 | Карандаш Карандаш Акварель Карандаш Гуашь. |
2. | «На выставке» «Уроки танца» | Композиции на бытовые темы | 1 1 | 2 2 | 3 3 | Гуашь Гуашь |
3. | «Зимний вечер» «У зеркала» «Вид на Волгу» | Сочетание двух и трех жанров: портрет+натюрморт, портрет + натюрморт+пейзаж | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Гуашь Гуашь Тушь, перо |
4. | Мир профессий. Человек – художественный образ (беседа) | 3 | 3 | |||
Итого: | 14 | 22 | 36 |
Основы декоративного искусства. Декоративная композиция
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||||
Теория | Практика | Всего | ||||||
1. |
Композиции из форм отвлеченных от изображения конкретного предмета | «Рисование музыки» (настроение музыкального произведения) Сочинение декоративного образа на основе переработки натурального материала. «Движение к свету». Коллаж. Композиция из линий, точек и фигурок. Коллаж | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Гуашь Гуашь Гуашь, спички, бисер, картон, различные предметы | ||
Итоговый проект | Создание композиции на свободную тему. Защита проекта | 1 | 5 | 6 | Гуашь, спички, бисер, картон, различные предметы | |||
2. | Декоративное искусство стран Востока (беседа) | 3 | 3 | |||||
3. | Декоративное искусство стран Азии (беседа) | 3 | 3 | |||||
4. | Декоративное искусство стран Египта (беседа) | 3 | 3 | |||||
5. | Декоративное искусство стран Европы (беседа) | 3 | 3 | |||||
Итого: | 16 | 11 | 27 |
Художественные мастерские. Резьба по дереву
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | ||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Геометрическая резьба. Сколыши | Техника безопасности. Разметка заготовки Освоение техники резьбы Сколыши. | 2 1 | 3 | 2 1 3 | Заготовка из липы, карандаш, линейка Заготовка из липы, карандаш, линейка, нож |
2. | Треугольники | Разметка заготовки. Освоение техники резьбы-треугольники | 1 | 5 | 6 | Заготовка из липы, карандаш, линейка, нож |
3. | «Сияния» | Разметка заготовки. Освоение техники резьбы «Сияния» | 1 | 5 | 6 | Заготовка из липы, карандаш, линейка, нож |
4. | Техника резьбы розеток | Построение и разметка розеток под резьбу. Освоение техники резьбы розеток | 1 1 | 2 5 | 3 6 | Заготовка из липы, карандаш, линейка, циркуль, нож |
5. | Итоговый проект | Построение и разметка орнамента. Резьба по дереву. Защита проекта | 1 | 8 | 9 | Заготовка из липы, карандаш, линейка, циркуль, нож |
Итого: | 8 | 28 | 36 |
Роспись по ткани
№ | Темы занятий | Содержание | Количество часов | Изобразительный материал | |||
Теория | Практика | Всего | |||||
1. | Освоение солевой техники | Выполнение росписи на темы: «Букет», «Клоун», «Попугаи» | 3 3 3 | 6 6 6 | 9 9 9 | Подрамник, шелк, краска по ткани, резервирующий состав | |
2. | Итоговый проект | Работа над эскизом. Выполнение росписи. Защита проекта | 2 4 | 4 17 | 6 21 | Гуашь Подрамник, шелк, краска по ткани, резервирующий состав, бисер, бусины | |
Итого: | 15 | 39 | 54 |
Результаты пятого года обучения
По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать:
- способы передачи на изобразительной плоскости объема, пространства и материала;
- основные градации светотени;
- элементы наблюдательной перспективы (линия горизонта, перспектива горизонтальных линий и плоских предметов);
- основные требования к композиционному размещению при рисовании с натуры;
- основные свойства цвета;
- основные элементы композиции: равновесие, контрасты, ритм, свет и цвет композиции;
- учебные и творческие задачи изображения натюрморта, пейзажа, портрета;
- виды и жанры изобразительного искусства;
- историю народных ремесел;
- основные приемы геометрической резьбы по дереву, росписи по ткани, работы с различными материалами.
Критерии оценивания работ
Оценка 5 «отлично» предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных, цветовых особенностей применяемого изобразительного материала;
• владение линией, штрихом, тоном, цветом;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо» допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие незначительные ошибки
в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:
• ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении, тональном и цветовом решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В методическое оснащение программы входят:
- Тематические подборки иллюстративного материала.
- Литературные материалы к зрительному ряду.
- Детские творческие работы (из фонда).
- Видеокассеты по темам.
- Слайды.
- Аудиокассеты (музыкальные произведения).
- Натурный материал.
- Дидактические игры, кроссворды, викторины.
Дидактический материал
Раздел 1 Искусствознание
Зрительный ряд к занятиям по искусствознанию
- Подборки слайдов по видам изобразительного искусства
- Комплект слайдов «Декоративно-прикладное искусство»
- Диафильмы: «Народное художественное творчество», «Декоративно-прикладное искусство»
- Репродукции
- Предметы декоративно-прикладного искусства.
Раздел 2 Основы художественного изображения
- Дидактические игры «Перспектива в пейзаже», «Композиция в натюрморте»,
- Таблицы по цветоведению и графике,
- Образцы детских работ из методического фонда,
- Альбомы по искусству и кроссворды – согласно разделам обучения.
Раздел 3 Основы декоративного искусства
Дидактические игры «Декоративное искусство», кроссворды – согласно разделам обучения
Таблицы с порядком выполнения работ
Таблицы и альбомы с образцами работ
Образцы декоративно-прикладного искусства из методического фонда
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оборудование, инструменты и материалы:
1. Рисунок.
Ватман, карандаши различной твердости, уголь, сангина, тушь, перья, ластики, пастель, постановочные предметы, муляжи, драпировки, мольберты, осветительные приборы, подставки для натюрмортов, гипсовые фигуры, схемы перспективы. пропорций и движений.
2. Живопись.
Акварель, гуашь, пастель, кисти разных номеров, ватман, акварельная бумага, постановочные предметы, муляжи, драпировки, мольберты.
3. Композиция.
Изобразительные материалы, репродукции, слайды, видеофильмы, записи классической музыки, магнитофон, пособия по законам и правилам композиции, бумага, цветная бумага, карандаши, кисти, краски.
4. Декоративно-прикладное искусство.
Образцы изделий народных промыслов России, пластилин, глина, алебастра, бумага, шелк, кисти, краски, карандаши, клей, лак, ножницы, наборы природных материалов, бусинки, нитки, рамы для натягивания ткани для батика, резерваж, соленое тесто, воск, бисер.
5. Экскурсии и беседы по истории искусств.
Видеофильмы о художественных музеях мира и России, о народных промыслах России, декоративно-прикладном искусстве, слайды, репродукции, альбомы художников, видеомагнитофон, магнитофон, диски и кассеты с записями классической музыки. Для проведения экскурсий в г. Самара – транспорт.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М., 1976.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М., 1993.
- Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста. - М., 1957.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977.
- Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М, 1992.
- Каплан Н.И. Народные художественные промыслы. - М., 1980.
- Косьминская В.Б., Хаязова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1981. - Неменский Б.М. Распахни окно. - М., 1974.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981.
- Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве. - М., 1988. - Уинковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.
- Уинковский А.А. Цвет в живописи. - М., 1983.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства в школе. - М., 1977.
14.Беда Г.В Основы изобразительной грамоты. М. Просвещение, 1981.
15. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. М. Просвещение, 1987.
16.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов (5-11 классы). М. Просвещение, 1992.
17. Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы). М. Прсвещение, 1992.
18. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (5-8 классы). М. Просвещение, 1992.
19. Гильман Р.А. Художественная роспись ткани. – М.: Владос, 2003.
20. Чаварра Х. Ручная лепка. – М., 2003.
Интернет-ресурсы
Детская учебная литература:
- Алехин Д.Э. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1981.
- Кастерман Ж. Живопись: Детское справочное бюро. – М., 2002.
- Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М., 1986.
- Каменева Е.А. Какого цвета радуга. – М., 9171.
- Радлов Н.Э. Рисование с натуры. – М., 1974.
- Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. – М., 1989.
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1985.
- Учебный рисунок. /под редакцией Королева В.А. – М., 1981.
- Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. – М., 1979.
- Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. – М., 1981.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.
- Ятухин А.П. Живопись. – М., 1985.
- Кискальт И. Соленое тесто. – М., 1998.
16.Зимина М. Учимся лепить и рисовать.- СПб: Валери СПб, Кристалл, 1998.
17. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности.- М. Просвещение, 1996.
18. Мосин И.Г. Рисование – Екатеринбург, У-фактория, 2000.
19. Никодеми. Техника живописи – М., «Эксмо», 2004.
20. Пономарев Е.,Пономарева Т. Я познаю мир, Детская энциклопедия: история ремесел – М..: АСТ, 2000.
21. Робертсон Брюс. Как научиться рисовать пейзаж. – Тула: Эксмо – пресс, 2001.