Тема занятия: «Древние образы в современных народных игрушках».
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе
« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5-8 классы,
под руководством и редакцией Б.М. Неменского,
- М.: «Просвещение», 2016
Учебник «Декоративно-прикладное искусство
в жизни человека» Н. А.Горяева, О.В. Островская,
под редакцией Б.М. Неменского, - М.: «Просвещение» 2012
по теме: «Древние образы в современных народных игрушках».
Учитель изобразительного искусства Гребенкина Наталия Геннадиевна
Тема занятия: «Древние образы в современных народных игрушках».
Цели: 1. - Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки;
- Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.
2. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, художественную фантазию и вкус, эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории, к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
предметные – сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
- обучать приёмам лепки из целого куска способом вытягивания;
- применять умения обобщать, стилизовать животные и растительные формы;
метапредметные - способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие отношений народной пластики с действительностью, неразрывную связь художественной народной культуры с общечеловеческими ценностями;
- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
Методы обучения:
- Игровой
- Информационно-коммуникативный
- Проблемный
- Деятельностный
Тип урока: комбинированный.
Алгоритм урока: составной урок 3х30
Изделие: игрушка из глины (пластилина).
Вариант: рисунок игрушки одного из промыслов с последующей лепкой и росписью во внеурочное время (кружок).
Оборудование и материалы:
- Презентация " Древние образы в современных народных игрушках ".
- Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
- Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской и др. глиняных игрушек.
- Глиняные модели игрушек.
- Литературный ряд (стихи о глиняных игрушках).
- Музыкальный ряд: русская народная музыка.
- Художественные материалы: бумага, краски, кисти, карандаши (глина, баночка с водой, тряпочки, стеки).
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе;
- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные УУД
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
- осуществляют самоконтроль;
- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Организационный момент. Нарисуйте в тетради смайлик-настроение в начале урока.
Задача: создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.
2. Проверка рабочего места.
II. Содержание урока
- Сообщение темы (слайд 1,2)
Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности.
Учитель. Ребята! С самого раннего детства нас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Да, есть фабричные игрушки – из пластмассы, тряпочные, деревянные и др.
Вот игрушки, которые выполнены из глины (они изображены на плакатах на доске, на столе лежат вылепленные игрушки из глины), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. Из всех русских глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуются филимоновские, каргопольские и дымковские.
Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? (повторяем образы в вышивке, прялке и др.)
Вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Задача: актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на занятии.
Учитель. Есть люди, которые посвящают всю свою жизнь этой удивительной профессии - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
Завелась неведомая птица-
Всякий ей дивится:
Не поёт и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту.
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво - безделушка,
Зовут её народная игрушка (слайд 3)
3. Изучение нового материала.
Задачи: 1. Сформулировать тему и учебную задачу урока.
2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.
3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.
Проблемное объяснение нового материала начинается с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?» и предлагается игра «Путешествие по местам, где создаются народные глиняные игрушки».
Задаются вопросы для сравнения, оценивания формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Игра начинается с создания игровой ситуации: мастера прислали на выставку свои изделия, но вот несчастье – в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и расставить их на полки с названием народных промыслов. Рассказать об этом промысле (показ презентации).
Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.
О филимоновской игрушке (слайд 4-6)
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - образуют весёлый яркий хоровод.
Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Расписывают куриным пёрышком всего тремя красками: жёлтым, красным, зелёным.
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Откуда узнали люди о филимоновской глиняной игрушке?
Учитель. Однажды давным-давно в отдел народного искусства Русского музея города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) приехала мастерица Анна Иосифовна Дербенева – из деревни Филимоново Тульской области – и привезла свои глиняные игрушки. Веселые, ярко раскрашенные, на столе они показались россыпью цветов на лугу. В комнату вошел праздник.
А женщина вынула черный влажный колобок глины и принялась его разминать. Рассказала, что копают эту глину - «синику» - в оврагах за деревней. Называют ее так потому, что она действительно в сыром виде отливает синевой. Колобок Дербенева разделила на кусочки, из которых скатала жгуты – одни - потолще, другие - потоньше. Из каждого жгута она начала вылепливать игрушку, всю целиком: коника, человечка в штанах, курточке и больших сапогах. Назвала его «солдатом». Затем продемонстрировала, как лепят куклу «барыню». Из толстого короткого жгута прямо на большом пальце руки, как на гончарном станочке, Анна Иосифовна сформовала колокол юбки. А затем из оставшейся сверху глины, сжимая ее в ладонях, слегка вытягивая кверху и быстро работая пальцами, вылепила туловище, шею, голову куклы, ручки-колбаски уперла ей в бока. Встала «барыня», подбоченившись.
Потом мастерица вылепила всадника вместе с седлом и посадила его на спинку коня, крепко прижав к высокой конской шее ручки и ножки седока.
Посмотрите последовательность лепки филимоновской игрушки. Проще всего сделать игрушку наподобие птицы-свистульки. Птица - древнейший символ, предвестница тепла и весны. Такие игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком («голосом»). Своим громким свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
Последовательность изготовление птицы – свистульки (слайд 7-9)
- Из шара вылепить овал – туловище.
- К нижней части туловища прикрепить овал – стойку.
- К верхней части туловища прикрепить овал – шею, одновременно вытягивая голову и клюв.
Продолжаем путешествие.
О каргопольской игрушке (слайд 10-14)
Каргопольская игрушка –
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски –
Очень яркие мазки.
В вас и радуга, и солнце,
Яркий цветик на оконце,
Глазуревые глаза,
Темно-русая коса.
Пляшут бабы с мужиками,
И гармонь поет басами.
Тройка мчится, снег скрипит,
В небесах луна блестит. В.Тразилов
Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Архангельская область. Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой.
Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на образ богини-матери в северной народной вышивке.
Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь - Полкан или Полихан – чудо с головой и туловищем человека и телом коня.
Мастера Каргополя создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!
Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у колосьев, у цветка на лугу, у ёлки в лесу.
Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричневой, зеленой, красной красками. Необходимые детали выполняют при этом цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме росписи. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.
Продолжаем путешествие.
О дымковской игрушке (слайд 15-22)
Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки, появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Вятка.
Вятка славилась в старину своими базарами и ярмарками – «свистоплясками».
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от этого древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
В. Фофанов Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Самыми нарядными были индюки.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, синий, золотой.
Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих, и нянек – «кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К основе – туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто их сопровождает кокетливый зонтик.
Роспись проводят яркими красками: красные, синие, зелёные, жёлтые и даже золотые. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, полоски, клеточки, точки.
После просмотра слайдов в презентации предлагается открыть учебники и ещё раз ознакомиться с глиняными игрушками (стр. 66-75), прочитать задания на стр. 75.
Постановка художественной задачи.
Предлагается самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов (игрушка из глины или пластилина).
Вариант: рисунок игрушки одного из промыслов с последующей лепкой и росписью во внеурочное время (кружок).
Показать приёмы и последовательность выполнения одной игрушки: филимоновской, каргопольской или дымковской (на усмотрение учителя).
4. Практическая часть. Выполнение изделия по намеченному плану
Учитель: Вспомните правила техники безопасности при работе (с красками, пластилином или глиной) и соблюдая их приступайте к практической части.
5. Физкультминутка (имитация умывания).
6. Закрепление изученного.
Задача: первичное закрепление ЗУН.
Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ. (желающим предлагается подготовить материал о других видах глиняных игрушек).
III. Итог занятия.
1. Выставка и обсуждение работ.
2. Чему научились, что нового узнали на уроке.
3. Уборка рабочего места.
Подведение итогов работы. Анализ работ.
Критерии оценивания:
- Игрушка слеплена аккуратно
- Использована технология филимоновских (др.) мастеров из целого куска.
- Пропорции частей игрушки соразмерны
Для закрепления знаний ответьте на вопросы (слайд 23)
- Какую роль в жизни людей играла игрушка?
- Назовите самые известные художественные центры, где лепят игрушки из глины (Дымковский, Филимоновский, Каргопольский). Что между ними общего и в чём различие?
- Для чего лепят из глины игрушки? (духовная потребность, подарок, любота).
Рефлексия.
Задача: способствовать формированию рефлексии.
Прошу оценить каждому свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик на полях тетради, какое настроение у вас в конце урока (слайд 24-25)
Благодарю всех за интересно проведённый урок!
Литература
- Антипина В. Н. Древние образы в современных народных игрушках. Презентация. Ульяновск, 2017.
- Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Учебник 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». - М.: Просвещение, 2012.
- Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
- Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург: «Кристалл», 1998.
- Журнал «Юный художник». № 7, М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2013.
- Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
- Организация внеурочной деятельности в школе : метод. рек./ авт.-сост. Е. Л. Петренко. Ульяновск: УИПКПРО, 2013 Программы общеобр. уч .«Изобразительное искусство 1-4, 5-9 классы», под рук. Б.М.Неменского. -М.,Просвещение, 2011.
- Программа по лепке для отделения общего эстетического образования ДШИ. Корякина Л.М. © 2003—2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Адрес:ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок». Эл. адрес: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53
- Конышева Н.М. Программа. «Художественно-конструкторская деятельность. Основы дизайнообразования».- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
- Старикова В.В. Уроки технологии. - М.: Глобус, 2008.
Электронные ресурсы: 1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 классы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: globus-kniga@mail.ru; uchbook@mail.ru http://www.globus-kniqa.ru
2. Диск «Технология»: библиотека электр. нагл. пос. для уч. общеобр. школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.
3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
4. Народное творчество. Презентация Microsoft Power Point. 802 kb/автор: user. Фассахова Г.С. 2004.
Приложение (Детские работы)