Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век.

Кириллова Гульнара Темирхановна

В статье рассматриваются параллели двух художественных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredvizhniki_i_impressionisty.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век.

Так называется выставка – авторский проект президента Пушкинского музея Ирины Антоновой. Выставка открылась в рамках ежегодного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

В составе выставки более 80 работ. Среди них произведения мастеров XIX - XX веков, картины и графические листы французских и русских художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, работы передвижников из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и др. музеев.

Картины на выставке размещены парами – Пушкинский музей устраивает и предлагает зрителям сравнить художников двух стран одной эпохи – их взгляды, стилистику, менталитет.

В основе экспозиции – научная публикация крупнейшего историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917-2003). Особенность её научного подхода заключалась в стремлении рассматривать русское искусство в мировом контексте, показывать его своеобразие и место среди других европейских школ. Параллели передвижничества и импрессионизма были, по настоящему, революционными.  Н. А. Дмитриева писала, что передвижников интересовал не сюжет, а драма жизни. Импрессионисты же предпочитали «розам и дворцам – хижины и капусту», потому что видели в обыденном красоту.

Видимо появилась тенденция в мире искусства к возникновению новых приёмов изображения со своей философией и духовной подоплёкой.

В 1863 году в Петербурге четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. Получив отказ, студенты, не размышляя покинули Академию и организовали свободную артель.

В 1870 году по инициативе В. Перова они вместе с художниками Москвы создали Товарищество передвижных выставок. 23 ноября 1871 года в Петербурге состоялось открытие передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы 16 живописцев, 47 полотен. Позднее в Москве число выставленных картин достигло 82.

За время существования объединения было проведено 48 выставок в Москве, Петербурге, Риге, Ярославле, Туле, Саратове, Кишиневе. Казани, Курске, Воронеже, Полтаве, Харькове, Одессе, Киеве и др. городах.

Передвижники самостоятельно устраивали выставки членов товарищества и их всегда с нетерпением ждали и тепло встречали.

Выставки имели огромный успех у самых различных слоёв населения. Они были первыми русскими реалистами. Противопоставляли своё творчество строгим академическим канонам, далёким от совершенной действительности.

В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и униженного крестьянства, находящихся под властью богатых помещиков.

Главная задача выставок была широкая пропаганда искусства. В своём творчестве реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического современного искусства. В этом и есть точки соприкосновения, невидимы нити, соединяющие прогрессивные творческие умы человечества.

В апреле 1871 года в ателье Надара, на Бульваре Капуцинов в Париже открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров», которую теперь все знают как «Первую выставку импрессионистов». Хотя самого термина «импрессионизм» тогда ещё не существовало. Значение этой выставки трудно переоценить. Выставка впервые открыто объявила о существовании оппозиции официальному салонному искусству.

До открытия выставки импрессионистов случились события, которые и повлекли череду неприятных эпизодов в творческой жизни молодых французов. Возглавил группу живописцев Эдуард Мане, как центральная фигура всей прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. К нему присоединились такие художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Поль Сезан, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей. Они собирались обычно в кафе Гербуа, на улице Гранд-рю-де-Батиньоль. Вот почему их стали называть художниками батиньольской школы. Но это название условно. Собственной школы у них не было, как и единой программы.

Художники батиньольской школы объединились, когда умер единственный либеральный член официального жюри Делакруа (1863). Они должны были иметь большое мужество, чтобы заниматься живописью без всякой поддержки и надежды на успех. В общество вступили 39 человек, решивших выставить 160 произведений. Выставка была организована Ренуаром. Знаменательно, что местом рождения нового живописного направления был Париж – самый оживленный город Европы. Это определило и круг тем импрессионистов и даже сам их живописный язык.

«Импрессионисты твёрдо усвоили, что окраска любого объекта зависит от солнечного освещения, что солнце, освещая предметы, даёт ему цвет; они усвоили, что многообразие красок в природе создаётся благодаря богатству солнечного спектра, благодаря тому, что противоположные, так называемые дополнительные тона,  образующие вместе белый цвет, везде стремятся друг к другу; что один цвет вызывает как отражение другой». Они доказали условность «локального» цвета.

 Их главной задачей было научиться передавать сложную игру красок в природе, заставить звучать на полотне всю его дивную симфонию.

Один из критиков, увидев картину Клода Моне под названием «Впечатление восходящего солнца» (на французском «впечатление» - «impression»), шутки ради окрестил участников выставки «импрессионистами». И эта шутка дала имя целому направлению в живописи.

Благодаря выставкам выросли и выжили два направления в искусстве, без которых человечество не мыслит историю искусства.

Оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства. И в этом смысле они являются неотъемлемой частью друг друга – отражением и выражением общественного сознания целой эпохи.

Литература:

  1. Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В., Товарищество передвижных художественных выставок, -М.,1962
  2. Лебедев Г.Е. Валентин Серов – М., 1966
  3. Джон Ревалд. История импрессионизма. – М., 1960
  4. Глеб Поспелов. Сборник «Импрессионисты. Их современники. Их соратники» - М., 1990