ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Выставочная деятельность обучающихся как условие формирования творческого самовыражения»

Казакова Инна Викторовна

В детском рисунке, выполненном под руководством педагога, проявляются самобытность и индивидуальность юного художника, в то же время через рисунок можно определить степень влияния на ребенка различных педагогических методов. Задача педагога научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его творческое «Я». При мудрой педагогической опеке юному рисовальщику удается раскрыть весь свой творческий потенциал и создать яркую, сложную по замыслу, содержательную и выразительную работу.

Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное   учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района»

Стодолищенское обособленное подразделение

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Выставочная деятельность обучающихся

как условие формирования творческого самовыражения»

 Автор-составитель:

 преподаватель художественного отделения

                        МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»

                        Казакова Инна Викторовна

2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Алгоритм действий

Общий проект

Подпроект

1.

Краткая аннотация проекта

Проект о подготовке к выставочной деятельности обучающихся школы искусств. Работы обучающихся, участвующих в тех или иных выставках, должны обладать творческим самовыражением  -это комплексное свойство, при помощи которого ребенок реализует свои мысли и эмоции в рисунке, включающее в себя:

-творческое мышление

-творческое воображение

-творческий замысел (собственные мысли, идеи, образы, ассоциации)

-эмоции

-самостоятельность в трактовке темы и композиции

-творческий потенциал (творческие художественные способности, способности к творческой реализации, оригинальность исполнения, нестандартность, своё видение темы; умения, навыки владения композиционным построением, графическими и живописными материалами.

В проекте описывается как выставочная деятельность   способствует творческому самовыражению детей; представлены данные об участии обучающихся в выставках разного уровня и результативности выставочной деятельности за два учебных года.

2.

Ключевые понятия

Выставочная деятельность, творческое самовыражение, творческое мышление, творческое воображение, творческий потенциал.

3.

Актуальность темы

С учетом изменений, связанных с подходами к обучению и воспитанию, выделяется проблема, как организовать процесс подготовки выставочной деятельности, направленной на развитие творческого самовыражения учащихся.

4.

Название проекта,

общая идея

«Выставочная деятельность обучающихся как условие формирования творческого самовыражения».

Способность к творческому самовыражению.

5.

Разработчик проекта

Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна (высшая квалификационная категория)

6.

Нормативные документы

 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 156)

7.

Объект исследования

Процесс выставочной деятельности

8.

Предмет исследования

Влияние выставочной деятельности на творческое самовыражение обучающихся.

9.

Цель проекта    

Формирование творческого самовыражения обучающихся средствами выставочной деятельности

10.

Задачи проекта

- Развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности.

- Формирование способности учащихся воспринимать и оценивать результаты своей деятельности с эстетической точки зрения.

- Эстетическое развитие и формирование духовной культуры.

- Воспитание чувства национального самосознания, любви к Родине, ее истории, культуре, традициям, народному искусству.

- Развитие навыков коммуникабельности в отношениях со взрослыми и сверстниками в коллективе.

11.

Диагностический инструментарий

Методики психологической диагностики: П. Торренса.

Педагогическая диагностика, диагностика творческого самовыражения (схема анализа работ обучающихся), мониторинг участия обучающихся в выставочной деятельности,

12.

Направления и технология реализации проекта

Выставочная деятельность разного уровня.

 .Приложение №5

Подпроект «Великая Отечественная война»

Реферат уч-ся Юденковой К. «Война в картинах Б. Неменского»;

Реферат уч-ся Гончаровой Е. «Картина Б Неменского Мать».

Презентация уч-ся Гавринёвой С. «Трагедия генерала В.Качалова».

Подпроект «Да здравствует кино!»

Презентация уч-ся Юденковой К. «Чарли Чаплин»;

Презентация уч-ся Макаровой К. «русские народные сказки в кинематографе».

Подпроект «Литература глазами детей»

Реферат уч-ся Антоновой А. «Иллюстратор книг В. Драгунского»;

Реферат уч-ся Голосова М. «Сутеев В.Г. Подпроект «Иллюстрации к детским книгам. Мультфильмы».

Подпроект «Чудесная наша планета Земля»

Презентация уч-ся Семикиной В. «Чудесная наша планета Земля»;

Реферат уч-ся Гаврюченковой М. «Интересные факты об амурских тиграх»

Подпроект «Творчество»

Реферат уч-ся Юденковой К. «Женщины на картинах великих художников»;

Реферат уч-ся Семикиной В. «Космонавт и художник Алексей Леонов».

13.

Участники проекта  

Казакова И.В. и обучающиеся художественного отделения.

14.

Ожидаемые результаты Критерии ожидаемых результатов

Диагностический инструментарий определения творческого самовыражения. Разработанные критерии определения творческого самовыражения. Создание устойчивой мотивации на дальнейшее участие в выставках разного уровня, самостоятельное общение с искусством и творческое самопознание.

15.

Ресурсы

Социальные партнёры: организаторы выставок разного уровня.

Места проведения выставок: г. Москва; г.Смоленск (СГИИ, колледж искусств; Центр культуры г. Смоленска; ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека»; ГБУК «Смоленская областная детская библиотека им. И.С.Соколова-Микитова»); ДХШ г.Рославля, Администрация муниципального образования «Шумячский район», краеведческий музей  г.Починка; обособленное подразделение ЦДО МБУ ДО «ДШИ Починковского района», Смоленское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», ДК г. Починка;

интернет- рессурсы: интернет-портал «Престиж» http:// prestig-konkurs.ru/

Информационный центр ДОД «Золотые руки России» www.Золотые руки России РФ.

Приложение.№6

Фотоматериалы.

16.

Возможные риски

  Материальные условия школы не позволяют оформлять выставки в соответствии с требованиями по экспонированию работ (Отсутствие рам со стеклами и др.).

17.

Сроки реализации проекта

  2 года (2015-2016 учебный год, 2016-2017 учебный год)

18.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный, подбор методик, выбор группы детей, диагностика.

2 этап -формирующий, работа по проекту, собственно выставки

3 этап-контрольный, диагностика, обобщение данных, награждение призёров.

 Приложение№1

«Выставки декоративно-прикладного искусства»;

Приложение№2

«Выставки творческих работ»;

Приложение№3

«Да здравствует кино!»

Приложение№4

«Чудесная наша планета Земля»;

Приложение№6

Фотоматериалы.

Подготовка к выставкам.

Выставки.

Итоги. Призёры.

19.

Форма представления результатов проекта

Выставочная деятельность, презентация проекта на МО, публикация на сайте, методическое пособие.

  1. Краткая аннотация проекта

         В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляют высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения   задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение дополнительного образования, в формировании творческих способностей и реализации потенциальных возможностей ученика. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса невозможен без нового содержания образования, выявления и развития креативности учащихся.

Необходимо найти новые подходы к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.

Благоприятными условиями для развития творческих способностей учеников, является воспитательная работа, а именно выставочная деятельность. Именно выставочная деятельность является отражением и интересов ребенка и педагогического влияния.

В работах учащихся, выполненных под руководством преподавателя, проявляется самобытность и индивидуальность юного художника. Результатом образовательной деятельности по изобразительному искусству является рисунок.

Задача педагога научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его индивидуальность. Творческие работы необходимо экспонировать. Выставки -  это способ демонстрации достижений учащегося.

С учетом изменений, связанных с подходами к воспитанию, выделяется проблема, как организовать процесс подготовки выставочной деятельности, направленной на развитие творческого самовыражения, потенциала учащихся.

Творческий потенциал – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают:

•        Уровень развития художественно-образного творческого мышления;

•        Художественно – творческую направленность;

•        Творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями, умениями;

•        Способность к творческой реализации.

Актуальность данного проекта заключается в активизации интереса общества к творчеству, выявлению успехов, поддержка одаренных детей, демонстрация возможностей педагога, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества.

2. Ключевые понятия

                                                                   

   Выставочная деятельность — это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для публичного показа с определенными социальными целями.

Творческое самовыражение – самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется? Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.

Психологическая диагностика  — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Педагогическая диагностика-процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности.

Мотивация -   (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость...

Ко́нкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Креативность- (лат.creatio-создание, сотворение) - способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству, данное понятие изучается независимо от интеллекта и связывается с творческими достижениями личности.

Одаренность- наличие у человека задатков к развитию способностей.

Художественный образ- художественный образ – это чувственное выражение какой-либо идеи. Этот термин определяет действительность, отражение которой находится в форме конкретного жизненного явления. Художественный образ рождается в воображении человека, занимающего искусством. Чувственное выражение любой идеи является плодом напряженного труда, творческих фантазий и мышления, основанного только на своем жизненном опыте. Художник создает определенный образ, являющийся отпечатком в его сознании реального объекта, и воплощает все в произведении искусства.  

Творческое мышление-вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

3.Актуальность темы

         Проблемой развития творческого самовыражения детей занимались многие ученые.

Исследования таких известных психологов и педагогов были посвящены проблеме развития творческого развития детей: научные работы Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.Лилова, А.Г.Ковалева, Л.А.Венгера, Н.С.Лейтеса, В.А.Крутецкого, А.В. Петровского, Я.А. Пономарева раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка.

         Работы педагога Е.А. Флериной определили понятие «детское художественное творчество». Так же благодаря исследованиям Т.Г.Казаковой, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, были определены в изобразительном творчестве доизобразительный и изобразительный периоды, а так же основные критерии этапов развития творческого процесса не только для ребёнка , но и для взрослого.

В настоящее время продолжаются исследования и выявления критериев детского художественного творчества. Сейчас этими исследованиями занимается порционная программа «РТС», которую ведёт О.А.Белобрыкина и «РТВ»- А.М.Страунинг.

Тяга к творчеству, как и всякая чисто человеческая потребность, является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом обучения, воспитания (стихийного, незаметного и организованного, очевидного), тяга к творчеству может быть сама обращена в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Окружающая среда и общество - фактор большой эмоциональной силы, вовлекающий ребенка в водоворот чувств, волнений, творческих порывов. Но наполнить их ценностным содержанием способна только среда эстетическая, в которой зарождаются и проявляются эмоционально-ценностные отношения человека с миром. Важным является поиск педагогических условий, в которых возможно успешное формирование творческой личности.

Художественное освоение мира представляло во все времена неотъемлемую часть жизни и деятельности человека, а изобразительное искусство призвано развивать не только чувства детей, но и быть школьными предметами (рисунок, живопись, станковая композиция, прикладное творчество, скульптура, пленэр), которые осваиваются не с помощью условных знаков и абстрактных понятий, а обращаются непосредственно к созерцанию, восприятию и воспроизведению окружающего мира.

Творческое самовыражение является неотъемлемой частью творческого художественного процесса.

Стремление к цели в творческом процессе всегда мотивировано интересом, а ее достижение вызывает у школьников радость и удовлетворение. Художественное видение мира, эстетическое созерцание, способность ценить красоту, неповторимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, но с наибольшей яркостью развиваются только на занятиях изобразительным искусством. Интерес же к творческому самовыражению с взрослением у детей снижается, а часто и вовсе исчезает. Для достижения главных задач художественных дисциплин   актуальной является проблема стабильного развития познавательного интереса школьников на протяжении всего периода обучения.

Стимулирование активности учащихся, имеющих невысокий уровень показателей познавательного интереса, требует постоянного притока новой информации, содержащей элементы необычности, занимательности, интересных фактов и содержательных форм обучения. Поэтому от учителя требуется создание ситуаций творческого напряжения, заинтересованного внимания и осмысленного включения в творческий процесс. На протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать свою заинтересованность в качественном обучении детей, проявляя при этом профессиональную компетентность.

Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Художественно-творческая деятельность рассматривается как важнейшее условие эффективного творческого мышления, определяющего его созидательную сущность. Концептуальные основы эвристического обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим потенциалом, способностями личности, креативностью и концепциями одаренности.

Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.

Результатом образовательной деятельности по изобразительному искусству является детский рисунок. В нём находят отражение, как детские интересы, так и педагогическое влияние. Педагог при этом выступает носителем культурного содержания, транслятором опыта, накопленного в области искусства.

В детском рисунке, выполненном под руководством педагога, проявляются самобытность и индивидуальность юного художника, в то же время через рисунок можно определить степень влияния на ребенка различных педагогических методов. Задача педагога научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его творческое «Я». При мудрой педагогической опеке юному рисовальщику удается раскрыть весь свой творческий потенциал и создать яркую, сложную по замыслу, содержательную и выразительную работу.

Творческая деятельность должна иметь выход, экспонироваться для зрителя.

Исторически публичная демонстрация и продажа, в том числе творческих продуктов, изделий проходила в России на ярмарках. Выставки же художественного творчества начали своё существование с XIX века. В настоящее время ярмарки и выставки – это известный и популярный способ демонстрации достижений в различных областях деятельности человека. В образовательном процессе данный способ также популярен и используется чаще всего в экспонировании художественного творчества, как детей, так и взрослых. Учреждения дошкольного и школьного образования в практике своей учебно-воспитательной работы активно проводят выставки детского творчества, а также благотворительные и другие организации устраивают конкурсы детского рисунка с последующим экспонированием.

Участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.

          Разнообразие тематики (от сказки, пейзажа до сложной композиции на историческую тему) позволяет расширить количество участников, дать возможность детям разного возраста представить творческие работы по различным темам.   Тематика выставочных проектов отражает жизнь и события глазами детей.  

         За два  года существования данного проекта создано портфолио  выставочных материалов: фотографии творческих работ участников, инсталляций из предметов ДПИ, элементы дизайна, выставочные аксессуары - буклеты, благодарственные письма, дипломы.  Деятельность проекта не ограничивается выставкой. В рамках данного проекта проводятся для детей и взрослых творческие встречи и мастерские, детские праздники, беседы, круглые столы, мастер - классы, презентации, экскурсии по экспозиции, педагогические семинары и конференции.   Результаты выставок отражаются  в книге отзывов посетителей и в анкетах участников.

Посетителями выставки являются учащиеся и педагоги образовательных учреждений, преподаватели и воспитанники художественных школ, а также их родители. Взрослым предоставляется возможность узнать о проблемах и интересах современных детей, узнать о том, что их по-настоящему волнует, увидеть себя глазами детей. Не секрет, что сегодня у родителей и педагогов, обремененных многими проблемами и заботами, нет ни времени, ни сил просто поговорить с детьми, уделить им внимание. В такой ситуации особенно ценно, что есть неравнодушные взрослые, готовые поддержать детское творчество, помочь, направить. Юный художник хочет услышать оценку своему творчеству, похвалу и даже замечания от профессионалов, каждый ребенок хочет быть принятым, понятым, увиденным и услышанным. Конечно, не каждый участник станет победителем конкурса или лауреатом выставки, но у каждого должна быть такая возможность. Ребенок должен знать, что он уникален и талантлив, что его творение интересно многим. Такую возможность и даёт процесс подготовки к участию в конкурсе, выставке и участие в экспонировании творческой работы.

Соседство на выставке работ детей от 9 до 17 лет и их педагогов не только обогащает экспозицию выставки разновозрастным взглядом на одну и ту же проблему, но и придает выставке интригующую внимание форму, расширяет палитру выразительных средств и открывает возможности для дальнейшей творческой работы.

Подобные проекты всегда имеют продолжение, которое может выражаться, например, в последующем участии детей и педагогов в конкурсах-выставках. Что само по себе позитивно. Но самое главное и ценное – это желание учащихся продолжать знакомство с искусством, расширять свои знания в области теории и истории искусства, овладения новыми художественными техниками и в дальнейшем демонстрация их зрителям в рамках новых выставочных проектов. Удаётся привлечь внимание родителей к детским творческим работам. Многие произведения буквально раскрывают взрослым глаза на «совсем не детские проблемы», которые волнуют детей. Совместное пребывание на экспозиции выставки, работа на мастер-классе или участие в творческой встрече помогает родителям лучше понять своих детей, увидеть их скрытые возможности, оценить художественные способности и поддержать в дальнейшем творчество своего ребёнка.  А также увидеть и оценить работу учителя изобразительного искусства – первого и главного помощника и проводника ученика в Мир Творчества.

Таким образом, выставочная деятельность объединяет педагогов, учащихся и родителей, формируя устойчивый интерес к изобразительному искусству через детское художественное творчество.

4. Название проекта, общая идея

«Выставочная деятельность обучающихся как условие формирования творческого самовыражения»

Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.

5. Разработчик проекта

Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна (высшая квалификационная категория)

6. Нормативные документы

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

•        Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 156)

7. Объект исследования

         Объектом исследования является выставочная деятельность обучающихся.

 Организация выставок – дело кропотливое и трудоемкое, это знает каждый, кто хоть один раз занимался с этой работой.

Каждое участие обучающегося в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.

Основные типы выставок:

Выставка-презентация   Тематическая выставка

Выставка-ярмарка           Выставка-конкурс

Итоговая выставка

Как любая деятельность, выставочная имеет в своей структуре: цель, мотив, операции (действия), результат. Выставка- это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Первая демонстрация обучающимися своих работ проходит внутри   художественного отделения. В конце каждого занятия организуется выставка, анализируются и оцениваются работы. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка.

Анализ и диагностика участия детей в учебных и внеклассных выставках разного уровня:

-школьный                 -муниципальный

-зональный                -региональный

-областной                -всероссийский   -международный

          Продукты художественной деятельности становятся предметом психологического, педагогического, художественного анализа для педагога. Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:

-интересы, склонности, способности;

-особенности навыков и умений; объем знаний;

-отношение к деятельности;

-особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, внимания, воображения и др.

-сложность работы, её объем

-проявленная умственная активность, насколько она самостоятельная

-прослеживается ли устойчивость интересов, их систематичность

- выполненная работа носит характер: репродуктивный, полутворческий, творческий и др.

Продукт детского художественного творчества – рисунки, поделки, становятся частью искусства, пусть и самодеятельного, непрофессионального. В настоящее время выставочные залы приглашают для экспонирования своих работ профессиональных и самодеятельных художников, детские художественные коллективы.  Искусство существует не только как совокупность произведений. Оно существует и «работает» в системе: художник – искусство – зритель (или слушатель) или творец – произведение – общество. Можно посетить и виртуальные художественные выставки, как художников-профессионалов, так и детей.

8. Предмет исследования

Предметом исследования является влияние выставочной деятельности на творческое самовыражение обучающихся

Выставка – это публичная демонстрация, в нашем случае в области искусства.

Лучшие учебные работы учащихся представляются на выставках. Только увидев их в сравнении с другими, только ощутив зрительскую реакцию и услышав суждение товарищей, профессионалов, других зрителей, возможно, адекватно оценить свои творческие достижения.

В своей педагогической деятельности я придаю большое значение творческому развитию учащихся и активно ориентирую на конкурсы и выставки. Создание произведений с ориентацией на публичную выставку в стремлении оптимально выразить их образную содержательность побуждает моих учеников к поиску художественного решения любимых тем и творческих идей.

Выставки стимулируют творческую активность учеников. Ориентированность творческой активности учеников на создание произведений и подготовку к выставкам даёт им осознание своего индивидуального креативного потенциала и причастности к общей культуре и искусству.

9. Цель

Цель проекта: выявить влияние выставочной деятельности на творческое самовыражение обучающихся.

10. Задачи проекта

Основной задачей конкурсов является повышение направленности на успешную творческую деятельность. Учащийся решает поставленные перед ним учебные задачи, стремится к успеху и пытается публично выразить собственную позицию средствами живописи, скульптуры, что необходимо для становления его творческого самовыражения.  

 Задачи.

1. Подобрать и разработать диагностический инструментарий, методики.

2. Определить экспериментальную группу детей, диагностика.

3. Создание подпроектов с обучающимися, работа по проекту, собственно выставки.

3. Обобщение, интерпретация  данных.

4. Изучить процесс развития творческих способностей.

5. Выявить условия достижения положительного результата по проблеме.

6. Определить показатели эффективности развития творческого самовыражения учащихся.

7. Подведение итогов и награждение победителей.

Анализ успешности реализации проекта в   варианте выставки-конкурса можно оценивать по следующим позициям:

— художественный и профессиональный уровень представленных работ, их количество;

— охват участников по возрасту, учреждениям

— оформление выставочного пространства (виртуального в том числе);

— количество зрителей (просмотров);

      — заинтересованность обществом (количество упоминаний в СМИ, в том числе и электронных, ссылки на страницу конкурса).

формирование и развитие личности, творческого мышления, способностей к творческому самовыражению и самореализации.

Становление компетенции личностного совершенствования учащихся.

11.Диагностический инструментарий

В теории и практике современного педагогического образования весьма актуальной является проблема диагностики творческого самовыражения обучающихся. Тесты креативности Дж.Гилфорда, П. Торренса.

Сложились традиционные принципы отбора и критерии оценки детских работ: самостоятельность художественного исполнения, оригинальность замысла, уровень технического исполнения, владение материалом, соответствие тематике. Работы, представленные на выставку, должны соответствовать следующим техническим требованиям:

- должны быть полностью готовы к демонстрации на выставке (наличие        подставок, крепежей, петель и т.д.). Крепления должны быть скрыты, невидимы, если не являются художественными элементами экспоната;

- работы должны иметь высокий уровень исполнения, соответствующий возрасту;

- все работы должны иметь 3 сопроводительные этикетки размером 8см х 6см, выполненные в компьютерном варианте, шрифтом 14 и иметь следующую информацию: имя, фамилию, возраст участника, название работы, образовательное учреждение, территорию, номинацию. Одна этикетка должна быть закреплена с оборотной стороны изделия, вторая наклеена на упаковочный материал (коробка-пакет), в третьей этикетке должно быть указано: название работы, фамилия, имя ребёнка, возраст и номинация.

 Соответствие требованиям, предъявляемым к работам, допущенным для участия в выставке, определяют организаторы выставки-конкурса.

 Работы, не соответствующие требованиям, на выставку не принимаются.

Художественные требования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ.

№ параметра

Параметры анализа

Обозначение

1.

 - соответствие заявленной теме конкурса

 Работа ученика должна быть выполнена на заданную тему выставки.  

2.

 Композиционное решение

Соблюдение пропорций предметов

Конструктивное решение

Объемно-пространственное решение

 

 гармоничная композиция рисунка с соблюдением ритмов; пропорциональность соотношения изображения предметов;

соответствие реальным, конструктивно верно построенным крупным и мелким формам; передача объема предметов;  

плановость, передача ощущения пространства; восприятие обобщенной объемной формы, что предполагает объемно-пространственное восприятие натуры;

видение больших тоновых и цветовых отношений в натуре и адекватная передача воспринятой визуальной информации в изображении;   гибкое пластическое оперирование изобразительными пятнами на основе законов и правил разработки композиции,

подчинение второстепенных деталей целостному образу;   ясно читаемый композиционный центр является основным фактором создания целостной композиции, который во многом определяет и структурирует весь последующий процесс восприятия картины зрителем;   осознанная и самостоятельная интерпретация, пластическая организация изобразительного материала в своем художественном произведении на основе освоенных закономерностей.

Владение выразительными возможностями линии, пятна, цвета.

организацию плоскости формата, отношение светлого и тёмного, ритм форм, масс, фактур, нахождение доминанты и подчинения ей всех элементов композиции, а также схему развития композиции.    

3.

- художественная выразительность

Выбор выразительных средств, которые   использованы для создания художественного изобразительного решения.

4.

 -оригинальность творческого замысла

 Избегание избыточной конкретности, слишком прямолинейного толкования сюжета.

5.

 -гармоничность цветового решения

 Грамотное колористическое решение,   при объёмно-пространственной композиции  правильно выбранная светотень .  

6.

 -творческая самостоятельность в раскрытии темы

  Комплекс средств самостоятельного раскрытия содержания картины.

7.

 -Создание художественного образа

- содержательность;

Целостное восприятие объектов и явлений окружающего мира и воплощение своего художественного замысла в творческой композиции.  Обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления.  Разработка деталей в изображаемой форме подчиняется главному в композиции - образу.       Образная и эмоциональная трактовка темы.        

         Различные методы подготовительной работы, предшествующие конкурсно-выставочной деятельности:

•        Метод индивидуальной работы с педагогом позволяет максимально учитывать возможности учащегося;

•        Метод групповой работы, учащиеся учатся концентрировать внимание, развивают коммуникацию между собой;

•        Метод свободы в системе ограничений. Каждый урок создает свои, и довольно четкие, ограничения в содержании и в технике. Если на уроке ставится задача ограничения колорита или содержания, то результат работы может быть оценен только по соответствию данному ограничению. Четкое выполнение ограничений каждого урока и их постоянной сменяемости формирует у ученика умение сознательно направлять любую свою работу, лишает творческую волю расхлябанности, делает ее дисциплинированной, целеустремленной.  

•        Метод диалога. Преподаватель и ученик – собеседники. Как преподаватель я готовлю человека умеющего и мыслящего. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе, и в слове.

•        Метод сравнения как путь активизации мышления. В восприятии произведений имеет смысл показ нескольких возможностей решения темы и сюжета.

Конкурсно-выставочная деятельность оказывает огромное влияние на творчество учеников, является основой развития обучения, раскрывающей индивидуальность.

Для полноценного творческого развития учащихся необходимо не только чуткое педагогическое руководство и высокая методическая подготовка преподавателя, но и сбалансированность применяемых им методов, их направленность на решение задач обучения. Эффективным способом обучения является метод личностного показа педагогом процесса выполнения работы.

Полученный результат – это создание изделий своими руками , это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

 

12. Направления и технология реализации проекта

Темы подпроектов реализуемые за два года –

Приложение №5

Подпроект «Великая Отечественная война»

Реферат уч-ся Юденковой К. «Война в картинах Б. Неменского»;

Реферат уч-ся Гончаровой Е. «Картина Б Неменского Мать».

Презентация уч-ся Гавринёвой С. «Трагедия генерала В.Качалова».

Подпроект «Да здравствует кино!»

Презентация уч-ся Юденковой К. «Чарли Чаплин»;

Презентация уч-ся Макаровой К. «русские народные сказки в кинематографе».

Подпроект «Литература глазами детей»

Реферат уч-ся Антоновой А. «Иллюстратор книг В. Драгунского»;

Реферат уч-ся Голосова М. «Сутеев В.Г. Подпроект «Иллюстрации к детским книгам. Мультфильмы».

Подпроект «Чудесная наша планета Земля»

Презентация уч-ся Семикиной В. «Чудесная наша планета Земля»;

Реферат уч-ся Гаврюченковой М. «Интересные факты об амурских тиграх»

Подпроект «Творчество»

Реферат уч-ся Юденковой К. «Женщины на картинах великих художников»;

Реферат уч-ся Семикиной В. «Космонавт и художник Алексей Леонов».

Инновационный аспект конкурсно-выставочной деятельности в условиях школы искусств раскрывается через технологию.

Нами разработана технология конкурсно-выставочной деятельности:

1. На художественном отделении ДШИ учащиеся выполняют большое количество учебных заданий по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, осваивают правила, приёмы и технику создания художественных произведений. Каждый последующий год обучения они постигают определенные этапы, стремятся к созданию собственных произведений и осознают свои индивидуальные возможности.

2. Исполненные по заданию рисунки и живопись с постановочной натуры учащиеся представляют на просмотр компетентной комиссии из преподавателей, которая определяет их достоинство по пятибалльной системе оценок. Критерии оценки, как правило, отмечают успешность учащихся в овладении необходимой изобразительной техникой.

3. Правильное и качественное оформление работы к выставке воспитывает у учащихся уважительное отношение к произведениям. Помощь в подготовке помещения к выставке, оформление произведения, работа со зрителем, это существенный фактор образования. Организация выставок для широкого зрителя имеет важный психологический аспект для учащихся: так воспитывается у них чувство ответственности за своё творчество, развивается терпимость к чужим суждениям, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений.

4. Общение учащихся на выставке — это особое общение на основе художественных впечатлений, беседа со зрителями на тему конкретных произведений и на общие темы о сути, содержании, характере, о мастерстве в творчестве и о проблемах современного искусства. Опыт обсуждения выставок приводит к умению выразить эстетическую оценку в слове, к анализу самой выставки как некоей целостности и конкретных её экспонатов, к осознанию результатов своего творчества и его показа. Такое общение на выставке и по поводу выставки повышает у учащихся уровень коммуникативной компетенции.

5. Работы учащихся сравниваются между собой и заочно оцениваются незнакомым и независимым жюри. Здесь важно воспитание у них психологической культуры и адекватности эмоциональных реакций на решения жюри. Конкурсы приучают учащихся к правильному переживанию успехов и неудач, это важный опыт.

Стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни не обошло и сферу культуры. Известными примерами здесь служат Виртуальные музеи, виртуальные выставки, виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по маршрутам городов мира, статьи, фильмы о картинах и художниках. Это позволяет не только включать музейную коллекцию в образовательное пространство, но и «усовершенствовать стратегию Интернета в области художественного образования и способствовать благодаря доступности изобразительного искусства позитивным социальным изменениям в обществе.

Для большего охвата потенциальных участников, для расширения культурно-образовательного пространства, для позиционирования художественного отделения ДШИ, как территории, поддерживающей детское и юношеское творчество, в 2015-2016 учебном году и в 2016-2017 учебном году    мои учащиеся принимали участие в дистанционных конкурсах художественного творчества.

  Основные этапы подготовки и проведения выставки были перенесены в информационно-коммуникативное пространство. Работы

высылали в электронном виде, отбор и оценка их членами жюри проводились дистанционно, общение с конкурсантами, итоговые поздравления и рассылка призовых документов так же осуществлялись с помощью интернет-технологий.

Планируется сохранить и усовершенствовать технологию проведения подобных выставок-конкурсов. Существуют точки совершенствования – технология электронной площадки, автоматизации подсчета результатов, и подготовки отчетов, генерирования наградных документов. Однако, данные направления работы уже больше относятся к IT-технологиям. Самое важное, что удалось перебороть стереотип, что «художник и компьютер — вещи несовместимые» и «в интернете много всего и неудовлетворительного качества».

Оценивая данный опыт мы можем констатировать, что цифровое расширение выставочного и конкурсного пространства детского творчества помогает создать действительно качественный и высокохудожественный контент и сделать достоянием широкого (пусть и в интернете) зрителя лучшие образцы детского и юношеского творчества.

Рассматривая количественные показатели успешности, мы естественно, не можем не учитывать обучающий, развивающий и воспитывающий компонент виртуальных экспозиций. Подрастающий художник на сайте конкурса может общаться со своими сверстниками из других регионов, учиться и перенимать творческие и художественные приемы и подходы в создании работ, получать заочные консультации от известных художников. Наверное, именно доступность общения со сверстниками и педагогам, обмен художественной и справочной информацией помогут детям и подросткам не только в процессе самоопределения, но и профессиональной ориентации и в творческом развитии.

Использование такой базы и площадки будет способствовать не только образовательным целям, на которые был направлен мой проект, но и более широким социальным, среди которых я выделяю создание открытого культурно-образовательного пространства и формирование системы эстетически ценностей.

13. Участники проекта

Учащиеся художественного отделения ДШИ  являются постоянными участниками международных, всероссийских, городских, зональных, региональных,  школьных выставок и конкурсов. Ежегодно проводятся отчетные выставки учащихся. На выставках преподаватель оценивает творческий потенциал каждого из учеников, и может оказать необходимую помощь в дальнейшем становлении личности.

         Важную роль, на мой взгляд, играют мероприятия, требующие очного участия. Но не каждый ученик имеет возможность выехать в другой город для участия в подобных конкурсах.

        В понимании социальной значимости собственного творчества ученикам - необходимо соизмерить результаты своей деятельности с уровнем художественных школ городов России. В связи с этим организовываются мастер-классы с приглашением   преподавателей других школ.

        Учащиеся на практике предъявляют свое творчество с учётом конкретных обстоятельств и времени. Сама выставочная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль выставок в сохранении и интерпретации культурного наследия, в процессах культурной идентификации, образования, в организации досуга. Современные выставки становятся центрами коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Учащиеся характеризуются умением определять проблему, находить пути ее решения в совместной деятельности на основе принятия высоких ценностей культуры. Названные характеристики отражают  высокую  социальную  компетентность и высокий социальный интеллект  учащегося художественного отделения.

 Преподаватель должен направлять ученика, но, ни в коем случае не принимать ведущее участие, это не допустимо. В ходе творческой деятельности ученик добивается личных достижений.

Педагогу очень важно:

• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия;  

• уважать точку зрения воспитанника, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением;

• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка.

Учащиеся в классе обладают разной степенью подготовки и дарования. Педагогу необходимо создать обстановку здорового соперничества. Особенно ранимы менее способные учащиеся, поэтому в работе с ними я соблюдаю особый такт и ни в коем случае не допускаю насмешек и упреков, относящихся или к их скромным данным, или к недостаточной в прошлом  подготовке. Это может выработать у ученика комплекс неполноценности и тогда не может быть и речи, ни о какой работе с ним. Он замкнется, будет все время внутренне «зажат», что не даст возможности его роста и может привести к тому, что такой учащийся бросит работать.

Становление социальной компетенции учащихся.

Первое направление рассматривается как способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям.

Одним из путей формирования социальной компетентности учащегося может быть         его активное включение в социальную творческую среду посредством организации и личного участия в художественных конкурсах и выставках.

Конкурс как творческое состязание юных художников всегда являлся большим стимулом в развитии, как учеников, так и преподавателей. На таких состязаниях воспитывается воля, выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего художника.

Партнеры

Партнерами реализации проекта являются –  МБУ ДО «ДШИ Починковского района»,

социальные партнёры: организаторы выставок разного уровня.

 г.Смоленск(СГИИ, колледж искусств);

Центр культуры г. Смоленска; ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека»; ГБУК «Смоленская областная детская библиотека им. И.С.Соколова-Микитова»); ДХШ г.Рославля;  Администрация муниципального образования «Шумячский район»;краеведческий музей г.Починка ;

обособленное подразделение ЦДО МБУ ДО «ДШИ Починковского района»;

Смоленское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»;  ДК г. Починка; интернет- рессурсы: интернет-портал «Престиж» http:// prestig-konkurs.ru/, Информационный центр ДОД «Золотые руки России» www.Золотые руки России РФ

Целевая аудитория

Учащиеся общеобразовательных школ, ДХШ, ДШИ, посетители выставок разного возраста, родители учащихся, интернет-пользователи.

14.Ожидаемые результаты. Критерии ожидаемых результатов.

Практическая реализация поставленной цели и задач проекта показала его эффективность, потенциал. В процессе конкурсно-выставочной деятельности предполагаются результаты:

1)        Активизация творческого потенциала личности учащегося;

2)        Реализация потребности в творческом самовыражении;

3)        Развитие интерпретационных умений;

4)        Совершенствование художественного вкуса;

5)        Совершенствование социальной компетентности;

6)        Создание устойчивой мотивации на дальнейшее самостоятельное общение с искусством и творческое самопознание.

Результаты выставочной деятельности оцениваются по следующим критериям:

 - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

-        умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

-        умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-        умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

-        навыки в использовании основных техник и материалов;

-        навыки последовательного ведения живописной работы.

15.Ресурсы

Библиотечный ресурс

Временные ресурсы

Период исследования- 2015-2016 учебный год – 2016-2017 учебный год. Проект реализуется с момента основания отделения изобразительного искусства с 1991 года.

Информационные ресурсы

Литература педагогического, художественного, психологического направления; Интернет.

Человеческие ресурсы

Преподаватели художественных  отделений ДШИ и ДХШ, учащиеся художественного  отделения ДШИ , учредители и организаторы выставок-конкурсов разного уровня.

Организационные ресурсы

Доставка работ для выставки, оформление экспозиции.

Материально-финансовые ресурсы

Для реализации проекта необходимо наличие выставочных помещений, со стендами для работ.  Финансовых затрат требует оформление работ (рамы для картин), доставка работ к выставочным помещениям.

Материальные затраты в конкурсной деятельности различны в зависимости от формы участия:

•        Очное участие - проезд учеников и педагога к месту проведения конкурса и обратно, проживание.

•        Заочное участие – отправка работ почтой.

16.Возможные риски

Организация выставки предполагает материальные затраты для экспонирования работ учащихся. (Рамы со стёклами).

17.Сроки реализации проекта

Выставочная деятельность на художественном отделении ведётся с первого года открытия класса. В данном проекте ведётся диагностика 2015-2016г. и 2016-2017 учебного года.

17.Этапы реализации

 1 этап – подготовительный, подбор методик, выбор группы детей, диагностика.

2 этап -формирующий, работа по проекту, собственно выставки

3 этап-контрольный, диагностика, обобщение данных, награждение призёров.

Важно активное участие детей в подготовке к выставке. Раскладываются все работы, и ребята вместе с педагогом обсуждают каждую работу. Именно так ребята учатся, не обижаясь, выслушивать критику, сочувственно относятся к неудачам других и спокойно относятся к своим успехам. На таких рабочих выставках учащиеся проникаются творческими идеями друг друга, обогащая собственный багаж знаний, учатся внимательному отношению к более слабым, одновременно решая творческие задачи . В ходе выставки организуются небольшие лекции.

На протяжении учебного года ребята тщательно готовятся к выставкам:

- учатся оформлять работы;

- обсуждают ее организацию;

- отбирают лучшие работы.

Итогом активной работы ребенка на протяжении всего учебного процесса может стать персональная выставка как наиболее действенный стимул к развитию творческой личности. Такая выставка - мечта каждого ребенка.

Персональные выставки могут быть разными: одна может показывать развитие ребенка от первых шагов к первым успехам; другая может раскрыть мир увлечений ребенка, когда работы объединены одной темой; можно также поощрить ребенка персональной выставкой за активную работу, если у него накопилось большое количество учебных и творческих работ. Могут быть организованы выставки двух-трех учащихся, работы которых объединены одной техникой выполнения или одним направлением изобразительного искусства.

Для создания тематической экспозиции отбираются изделия только по определенной теме. Затем наступает ответственный этап подготовительной работы - продумывается ее размещение в отведенном для выставки месте. Игра объемов создает впечатление разумно организованного пространства экспрессию. Размещение отобранных изделий в композиционном пространстве витрин, подиума, на стене - дело творческое, требующее продуманности и тщательной подготовки: ведь от удачного расположения экспонатов во многом будет зависеть общее впечатление от выставки. Выполнить непростую работу помогут предварительные карандашные наброски на листе бумаги, эскизная проработка каждой витрины, подиума, настенного пространства. Затем на листе выполняется набросок общего вида выставочного зала с зарисовкой намеченного расположения всей экспозиции - четкий тематико-экспозиционный плане выделением главного и подчиненного, со схемой размещения всего материала. При заполнении композиционных объемов витрин надо непременно учитывать степень доступности зрительного обзора каждого экспоната, его сочетаемость с находящимися рядом изделиями. С этой целью при монтаже полезно пользоваться подставками под изделия разной высоты, как правило, драпируемыми тканью. Культура оформления выставки должна проявляться во всем. Красочно оформленная реклама с приглашением посетить выставку, краткие пресс-релизы с рассказом о деятельности объединения, об изделиях, представленных на выставке, создают атмосферу праздничного, значимого события в жизни детей и взрослых - посетителей выставки.

С целью привлечения большего внимания к выставке можно продумать проведение рекламной кампании с привлечением средств массовой информации, расклейкой объявлений в школах и учреждениях. В рамках выставок на нащем художественном отделении   проводился  ряд мероприятий: творческие встречи зрителей с учениками и педагогами объединения, вечера, пресс-конференции, экскурсии по выставке со специально подготовленными экскурсоводами из числа детей-участников выставки.

Комплекс этих мер позволит превратить выставку в культурно значимое событие, привлечь внимание общественности к творчеству учащихся.

Таблица 1. Динамика участия учащихся художественного отделения в выставках-конкурсах разного уровня

Выставки-конкурсы

2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

Количество участников

Количество призёров и дипломантов

Количество участников

Количество призёров и дипломантов

Международные

8

9

14

20

Всероссийские

29

17

24

18

Региональные

18

17

Областные

44

28

8

3

 Зональные

20

18

18

29

Муниципальные

20

1

63

5

Школьные

82

13

95

21

Итого: 203

86

240

113

За два учебных года учащиеся художественного отделения принимали участие в выставках разного уровня. Наиболее активные дети принимали участие во всех уровнях. Наблюдается положительная динамика участия детей в выставках.

В 2015-2016 учебном году на художественном отделении занималось 26 обучающихся, из которых участвовали в выставках 18 детей (69% детей от всего занимающихся обучающихся); Общее количество, соответственно: 203 учащихся-участника и 86 призёров.

В 2016-2017 учебном году на отделении обучалось 25 детей, из которых участниками всех уровней выставок были 18 обучающихся (72%  детей от всех обучающихся);  Общее количество, таким образом, было 240 участников и 113 призёра. в выставочной деятельности было задействовано

                                        Сделать 3 диаграмму!

  2015-2016 – 86 призеров                                  2015-2016-203 участника выставок разных уровней

2016-2017 – 113 призеров                                  2016-2017- 240 участников выставок разных уровней

Таким образом, наблюдается положительная динамика, увеличилось количество участников выставок разных уровней, увеличилось количество призеров выставок.

Анализ современных детских рисунков из ДШИ дает основания утверждать, что и в условиях небольшого по времени занятия юные художники создают интересные, выразительные рисунки.    Так как по-прежнему одним из главных критериев экспертного отбора остается «сделанность» вещи, предпочтение отдается многочасовой, крупномасштабной работе, выполненной на большом формате (в условиях конкурсов часто оговаривается формат), а небольшая по размеру, «экспрессивная», выполненная на одном дыхании работа      расценивается как несовершенная.

Результативность участия обучающихся художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения в  конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня за 2015-2016  учебный год

Дата участия

Название

Результативность

На уровне образовательной организации

Название выставки

 23.09.2015г.

     

«Освобождение Смоленщины

от немецко – фашистских захватчиков»

Приложение № 5

 12 участников

20 работ

03.11.2015г.

Участие в выставке-конкурсе творческих работ учащихся «Литература глазами детей» в г. Починок. (ЦДО)

Приложение № 5

 15 учащихся

8 призовых мест

26.11.2015г.

Внутришкольная выставка работ учащихся художественного отделения «Персонажи песен В. Шаинского», посвящённая 90-летию со дня рождения В. Шаинского.

Выпуск стенгазеты.

 12 учащихся

25 работ

 25.12.2015г.

Внутришкольная «Творческая выставка работ учащихся художественного отделения»

 14 учащихся

24 работы

 17.02.2016г.

Участие в выставке-конкурсе «Зимние узоры». ЦДО г.Починок.

10 учащихся

5 призовых мест

 

 01.03.2016

Внутришкольная информационная выставка  «Женский портрет в живописи» к 8 марта.

 10 учащихся

32 работы  

 30.03.2016г.

  Внутришкольная персональная выставка скульптуры  «Мир чудесный мультфильмов известных» учащегося художественного отделения Иванова Н.

Иванов Н

 05.04.2016г.

Внутришкольная информационная выставка, посвящённая 55-летию со дня первого полёта человека в космос  

 18 учащихся

18 работ

30.04.2016г.

Внутришкольная выставка работ учащихся художественного отделения, посвящённой Великой Отечественной войне.

Приложение № 5

 10 учащихся

17 работ  

24.05.2016

Внутришкольная выставка творческих работ  учащихся художественного отделения

15 учащихся

20 работ

На муниципальном уровне 

 17.12.2015г.

Участие в выставке декоративно-прикладного творчества.г. Починок  (ДК)

Приложение № 1

 10 учащихся

10 работ

 17.02.2016г.

Персональная выставка  «Мир  чудесный мультфильмов известных» учащегося художественного отделения Иванова Н. в Починковском краеведческом музее  

 Иванов Н.

Грамота участника

 30.03.2016г.

Персональная выставка работ учащегося художественного отделения Иванова Н. в библиотеке п. Стодолище  

 Иванов Н.

Грамота участника

 23.04.2016г.  

Выставка работ учащихся МБУ ДО «ДШИ Починковского района»

ДК г. Починка

 9 учащихся

16 работ

На зональном  уровне

18.03.2016г.

Зональная выставка-конкурс художественного творчества учащихся ДХШ, ДШИ и художественных отделений ДМШ, г. Рославль

Приложение № 6

20 учащихся

18 призёров

На областном уровне

25-26.03.2016г.

Участие в областной выставке-конкурсе «В словах мы ищем вдохновенье»

Приложение № 6

 17 учащихся

10 призовых мест

 26.03.2016г.

Участие в областной выставке «Все дети талантливы». ГБУК Смоленская областная детская библиотека им. Соколова-Микитова. г.Смоленск.

 8 участников

 Май 2016г.

Областной праздник «Детство с книгой» ГБУК Смоленская областная детская библиотека им. Соколова-Микитова. г.Смоленск

 6 участников

 Май 2016г.

Участие в конкурсе плакатов по экологии

«Эта Земля твоя и моя». ГБУК Смоленская областная юношеская библиотека  

 5 участников

1 призовое место

 05.05.2016г.

Участие в областной выставке-конкурсе детского творчества «Смоленское поузорье»

Приложение № 6

 8 участников

3 призовых места

На Всероссийском  уровне

15.09.2015г.

Всероссийский фестиваль «Уникум»

 5 участников

 18.09.2015г.

11-й Всероссийский фестиваль детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия!»

г. Москва

 8 участников

1 призовое место

11.12.2015г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Усатый-полосатый».(интернет-конкурс)

Лазарева Полина,

3 место

23.12.2015г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Усатый-полосатый».(интернет-конкурс)

 6 призовых мест

17.02.2016г.

Участие во Всероссийской выставке детского творчества «По звёздному пути», посвящённой 55-летию со дня первого полёта в космос Ю.А.Гагарина.

Грамота участника.

 

07.03.2016г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

Лазарева Полина,

1 место

01.042016г.

Всероссийский дистанционный конкурс «Золотые руки России»

Дистанционно-методический центр ДОД «Золотые руки России»,

г. Москва www.Золотые-руки-России.РФ

 6 дипломантов

02.05.2016г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru

Лазарева Полина

1 место

 

На международном  уровне

12.12.2015г.

                                       

 Участие в Международном детском творческом конкурсе «Дюймовочка», проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

Лазарева Полина,

2 место  

  12.12.2015г.

Участие в Международном детском творческом конкурсе «Четыре времени года»,  проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Лазарева Полина,

1 место  

 23.12.2015г.

Участие в Международном детском творческом конкурсе «Дюймовочка», проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

Захарова Я.

1 место

 24.12.2015г.

Участие в Международном конкурсе детского рисунка «Историческая эстафета – первые в мире»

2 грамоты участника

 

 28.01.2016г.

  Участие в Международном детском творческом конкурсе «Новогодние чудеса-2016» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Лазарева Полина

1 место

 08.03.2016

Участие в Международном детском творческом конкурсе «Загадочный мир Греции» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

 

Лазарева Полина

1 место  

 02.05.2016г.

Международная ярмарка поделок,

проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Лазарева Полина

1 место  

1 место

 

Результативность участия обучающихся обучающихся художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения в  конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня за 2016-2017  учебный год

Дата участия

Название

Результативность

На уровне образовательной организации

Название выставки

 22.09.2015г.  

«Освобождение Смоленщины

от немецко – фашистских захватчиков»

Приложение № 5

 12 участников

20 работ

29.09.2016

Информационно-творческая выставка к международному дню музыки «Вам рукоплещет мир»

 15 участников

18 работ

 

 15.11.2016г.

  Участие уч-ся художественного отделения в конкурсе-выставке «Да здравствует кино!», посвящённой году кино. (ЦДО г.Починок)

Приложение № 3

 16 участников

9 призовых мест

 19.12.2016г.

  Творческая выставка работ учащихся художественного отделения

Приложение № 2

 18 участников

24 работы

 26.01.2017г.

 Внутришкольная выставка творческих работ учащихся художественного отделения

19 участников

 20.02.2017г.

   Участие во Внутришкольной выставке творческих работ учащихся художественного отделения.

 9 участников

20 работ

 20.02.2017г.

    Участие в выставке-конкурсе  «Чудесная наша планета Земля». Г. Починок ЦДО

Приложение № 4

 46 работ

15 участников

12 призёров.

04.05.2017г.

    Внутришкольная выставка работ учащихся, посвящённая 9 мая.

 9 участников

18 работ

На муниципальном уровне

 15.12.2016г.

  Персональная выставка учащегося художественного отделения Иванова Н. «Мир чудесный мультфильмов известных» в краеведческом музее г.Починка

Ивванов Н.

Грамота участника

 17.12.2016г.

  Участие в школьном фестивале «Золотой ключик» (выставка работ учащихся художественного отделения)

 15 участников

20 работ

 20.01.2016г.

Персональная выставка учащегося художественного отделения Иванова Н. в библиотеке ДК п. Стодолища    

Иванов Н.

Грамота участника

 20.04.2017г.

  Участие в районном конкурсе рисунков «Эта загадочная Вселенная» (Учредитель – Смоленское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»)

Приложение № 5

3 призёра

22.04.2017г.

Участие в академическом концерте и выставке творческих работ учащихся художественного отделения

12 участников

24 работы

03.05.2017г.

Выставка творческих работ учащихся художественного отделения , посвящённых Дню Победы в ДК п. Стодолища

7 участников

15 работ

11.06.2017г.

Выставка работ учащихся художественного отделения на районном мероприятии «Мы – Россияне», посвящённом дню России . г. Починок .

12 участников

24 работы

12.06.2017г.

Выставка работ учащихся художественного отделения на районном мероприятии, посвящённому дню города Починка.

12 участников

24 работы

На зональном  уровне

 15.05.2017г.

  Зональный смотр – конкурс художественного творчества учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ . г. Рославль.

Приложение № 6

29 призовых мест

На областном уровне

 13.04.2017г.

   Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства

«Смоленское поузорье»-2017

Приложение № 6

5 участников

2 диплома

 13.04.2017г.

 Участие в областном  конкурсе «Смоленский плат».

 Диплом участника

Май 2017г.

Областная выставка «Земля любви моей»«Земля любви моей», посвящённой истории Смоленщины. МБУК «Центр культуры.

Диплом участника

 

На региональном уровне

 

 25.05.2017г.

Региональный конкурс изобразительного искусства школ системы дополнительного образования г. Смоленска и смоленской области «Я славить Родину хочу!»

Приложение № 6

17 дипломов

На Всероссийском  уровне

 20.10.2016г.

Участие во Всероссийском фестивале юных художников  «Уникум»

 4 участника

 18.10.2016г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

   Диплом 1 степени

 30.12.2016г.

  Участие во Всероссийском дет-ском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник.

  Семикина В

Диплом  1 место

Диплом

1 место

 30.12.2016г.

  Участие во Всероссийском дет-ском творческом конкурсе «Мой преданный четвероногий друг» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник.

  Семикина В

Диплом

1 место

 13.02.2017г.

  Участие во Всероссийском дет-ском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник.

  Семикина В

Диплом

1 место

 14.02.2017г.

  Участие во Всероссийском дет-ском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник.

   Семикина В

Диплом

1 место

 27.02.2017г.

  Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник.

  Захарова Яна

Диплом

1 место

 12.03.2017г.

Участие во Всероссийском дет-ском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

3 класс. 1 участник  

  Захарова Яна

Диплом

2 место

16.03.2017г.

Всероссийская выставка-конкурс творческих работ детей и юношества «Спасибо деду за Победу».

3 участника

24.04.2017г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Культура за зелёную планету»

9 участников

24.05.2017г.

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Разноцветный мир детства» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

Семикина В.

Диплом

1 место

Диплом

1 место

Диплом

1 место

Диплом

1 место

На международном  уровне

 18.10.2016г.

                                       

  Участие в Международном детском творческом конкурсе «Международная ярмарка поделок»,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

 Диплом 1 степени

   10.11.2016г.

  Участие в Международном детском творческом конкурсе «Международная ярмарка поделок» ,проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

 Юденкова К.

Диплом

1 место

  12.11.2016г.

   Участие в Международном детском творческом конкурсе «Международная ярмарка поделок», проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Юденкова К.

Диплом

1 место

 26.11.2016г.

  Участие в Международном детском творческом конкурсе

«Волшебный мир сказки», проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

 Семикина В.

  Диплом 2 место

Семикина В.

  Диплом 1 место

Семикина В.

  Диплом 1 место

Юденкова К.

Диплом 1 место

 27.02.2017г.

 Участие в Международном детском творческом конкурсе

«Волшебный мир сказки», проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Захарова Яна

Диплом

2 место

  20.05.2017г.

IV Международный фестиваль-конкурс, посвящённый памяти Заслуженного артиста РСФСР, баяниста-гармониста, уроженца Шумячского района Сергея Кирилловича Привалова  

6 дипломов участника

  24.05.2017г.

   Участие в Международном детском творческом конкурсе «В мире животных» , проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

  Семикина В.

Диплом

1 место

Диплом

1 место

24.05.2017г.

Участие в Международном детском творческом конкурсе «Времена года » , проходившем в дистанционном режиме на сайте интернет-портала «Престиж»

http:// prestig-konkurs.ru/

Семикина В.

Диплом

1 место

Диплом

2 место

Диплом

2 место

Диплом

3 место

От преподавателей зависит, каким будет подрастающее поколение. Именно система дополнительного образования детей дает возможность развить те качества для формирования личности ребенка, на развитие которых не хватает возможности и ресурсов у системы общего специального или профессионального образования.

Педагог, начиная работу с ребенком, берет на себя не только роль преподавателя, дающего определенные знания и навыки в различных видах декоративно-прикладного творчества, но и помогает понять и принять эстетические ценности и искусства в непринужденной творческой атмосфере. Именно на таких занятиях педагог дает возможность раскрыться каждому ребенку, не мешая его творческой индивидуальности.

17. Форма представления результатов проекта

          Педагогическая наука занимается теоретической разработкой  темы творческого самовыражения и осуществлением ее на практике (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Ш. А. Амонашвили и т.д.).

Особенно эта проблема важна для учебных предметов художественно-эстетического направления, предметов, где итог, продукт учебной деятельности - творческая работа. Интерес к творческому процессу в любом деле представляется как счастливое открытие или сокровенная тайна, которую пытались разгадать многие поколения ученых и педагогов.

За 2 года существования данного проекта создано портфолио конкурсно-выставочных материалов по различным темам: фотографии выставок, конкурсов; выставочные буклеты; дипломы, грамоты, благодарственные письма. Основная цель обучения на художественном отделении -  это изучить основы изобразительного искусства.  Не все выпускники художественного отделения  выбирают профильные учебные заведения.   Как преподаватель я формирую направленность на художественную деятельность, чтобы в дальнейшем это могло стать профессией. Конкурсно-выставочная деятельность — это как кирпичик фундамента художественного образования, на котором впоследствии выстраивается профессиональная структура личности.

Разработанные критерии определения творческого самовыражения:

•        знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

•        знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

•        умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;

•        умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;

•        умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

•        навыки работы по композиции.

Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и для воплощения        их        идей.

Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.

Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

Список литературы:

1.        Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.-Самара: ИД «Федоров»,2009.-416 с.

2.        Выставка детского творчества: Методические рекомендации по организации, оформлению и проведению/ Отв. ред. О.Ю.Леушканова. Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 82 c.

3.        Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е.Игнатьев. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208 с.

4.         Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. 240 c.

5.        Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы//Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. С. Севастьянова, ред.-сост. А. В. Бутова, А. И. Дубских. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. – С. 239 – 243.

6.        Столяров Б.А. Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы// Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. С-Пб.: Из-во СПбГУ, 2009. С. 122 — 126.

7.        Фомина Н.Н. К проблеме анализа детского рисунка// Педагогика искусства. 2007. № 1. С.25 – 29.7. http://smolcrtdu.narod.ru/2015/analiz_15_plan_16.pdf

     8.https://cyberleninka.ru/article/n/konkursno-vystavochnaya-deyatelnost-kak-klyuchevoe-uslovie-patrioticheskogo-vospitaniya-uchaschihsya-dhsh-i-dshi

     9. http://sch541.pskovedu.ru/site/htmlimages/file/sch541/otchet201404.