Программа кружка "Юный чертежник"
(программа ориентирована на детей 14-15 лет)
срок реализации: 1 год
(2017 – 2018 учебный год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass_cherchenie.docx | 32.44 КБ |
10-11_klass_cherchenie.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ А.С Коровина | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «СОКШ №4» от ___ «____» 2017 № _____ __________ |
Программа кружковой работы
«Юный чертёжник»
(программа ориентирована на детей 14-15 лет)
срок реализации: 1 год
(2017 – 2018 учебный год)
Учитель изобразительного искусства и черчения :
Вишнякова Елена Геннадьевна
Нефтеюганск 2017г.
Пояснительная записка.
Содержание кружка базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ и соответствует содержанию примерной программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На основе учебника Черчение авторы А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы кружковой деятельности «Юный чертёжник» сфере технического творчества школьников - подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Изучение графического языка является необходимым, поскольку он
общепризнан как международный язык общения. Курс раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе, дизайне; научит создавать художественно ценные изделия, архитектурные сооружения. Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, позволяет школьникам активно проявить себя в проектной и конструкторской деятельности.
Кружковая деятельность по техническому творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Основная идея в сфере технического творчества состоит в том, что деятельность нацелена в первую очередь на интеллектуальное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей технического творчества.
Цель
- развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и выполнять несложные чертежи;
- создание условий для самореализации обучающихся;
- моделировать изделие на основе чертежа.
Задачи
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
- формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности;
- расширять общий кругозор учащихся подростковых классов, общую и специальную культуру;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи;
- развивать пространственное мышление школьников;
- развивать навыки оперирования плоскостными и пространственными объектами
- и работы с чертёжными инструментами;
- научить применять полученные на занятиях знания, умения и навыки, в процессе выполнения практических работ.
Описание места учебного предмета
Кружок «Юный чертёжник» рассчитан на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Содержание , направлено на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
- В результате освоения программы кружка «Юный чертёжник» у
школьников должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность;
- контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его
- с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,
схемы);
- моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных условий:
- определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных
предлагаемых заданий;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества
с партнером;
- осуществление взаимного контроля;
- реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения (кружок Юный чертёжник» отражают:
- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
- развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративно-художественных умений и навыков;
- обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов конструкторских декоративных особенностей предметов быта;
- создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей учащихся;
- стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий;
- формирование целостного представления и приобщение к истокам славянской культуры;
- изучение истории развития чертежа;
- формирование навыков общения и коллективной деятельности;
- воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любови к природе и окружающему миру. применение полученных теоретических знаний на практике;
- включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;
- реализации творческого потенциала обучающихся;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления чертежа.
Организация работы факультатива.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. На каждом занятии создается ситуация успеха, которая дает обучающимся мотивацию к дальнейшему изучению материала. Итогом усвоения изученного материала является защита индивидуального или группового творческого проекта.
Выпускник научится:
- рационально работать с чертежными инструментами;
- выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;
- правильно оформлять чертежи;
- производить моделирование на основе чертежей;
- снимать размеры несложной детали;
- делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;
- выполнять несложные чертежи в разных масштабах;
- выполнять геометрические орнаменты в круге, квадрате;
- выполнять изделие с опорой на инструкционную карту;
- защитить свой творческий проект.
Содержание:
Обучение школьников (кружок «Юный чертёжник») во внеурочное время строится на освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Содержит курс на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Она организуется с целью удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- развитие графической культуры обучающихся, формирование у них умения «читать» и выполнять несложные чертежи.
- создание условий для самореализации обучающихся распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- конструирование и моделирование;
- развивать и корригировать логическое и творческое мышление, исследовательские умения обучающихся;
- методы технической, творческой, проектной деятельности;
- особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности и развивать эстетическое воспитание учащихся
Содержание:
Введение.
История развития чертежа. 1 час.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1- часа.
Теоретический материал. Что такое черчение. Связь черчения с другими предметами. Применения черчения в жизни человека. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Их предназначение. Маркировка простых карандашей и способ их заточки.
Практическая работа:
- Заточка карандашей.
- Провести линии карандашами разной твердости.
Правила оформления чертежей -6 часов
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Построение геометрических фигур. 10 часов.
Теоретический материал Разновидности углов (прямой, тупой и острый). Правила построения квадрата, прямоугольника с помощью угольника. Их сравнение. Правила построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и угольника. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, построение простейших геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа.
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля;
- построение углов с помощью транспортира;
- окружность, радиус, диаметр.
Практическая работа:
- Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого).
- Построение квадрата, прямоугольника.
- Построение равностороннего треугольника по заданным размерам.
- Окружность, деление окружности. Теоретический материал.
- Понятие об окружности. Центр, осевая линия окружности. Радиус. Диаметр. Хорда. Условные обозначения. Зависимость диаметра от радиуса. Способ деления окружности на 4 и 8 равных частей. Способ деления окружности на 3 и 6 равных частей.
Практическая работа:
- Построение квадрата, прямоугольника
- Построение окружностей разных диаметров.
- Построение окружностей и полуокружностей.
- Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей.
Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основе чертежа». -16 часов.
Чтение чертежей детали. Изготовление объёмных фигур на основе чертежа.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих.
Защита творческого проекта. 1 час.
Учебный план кружковой деятельности «Юный чертёжник»
№- раздела | Название разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. История развития чертежа | 1 | 1 | |
2 | Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. | 1 | 1 | |
3 | Общие понятия о ГОСТах: формат А4, рамка. Правила оформления чертежей. | 3 | 1 | 2 |
4 | Шрифты чертежные. | 3 | 3 | |
5 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых, построение простейших геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат. | 4 | 4 | |
6 | Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. | 1 | 1 | |
7 | Виды масштабов чертежей | 1 | 1 | |
8 | Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля; построение углов с помощью транспортира; окружность, радиус, диаметр; | 4 | 1 | 3 |
9 | Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основе чертежа». | 16 | 3 | 13 |
10 | Подведение итогов. Защита проекта | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 9 | 26 |
Календарно-тематическое планирование уроков по технологии 2017-2018 уч.г.
Класс: 9,
Количество часов в неделю -1; за год -35;
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата провед. |
1 | Введение. История развития чертежа. | 1 | |
2 | Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. | 1 | |
Правила оформления чертежей | 6 | ||
3 | Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. | 1 | |
4 | Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. | 1 | |
5 | Применение и обозначение масштаба. | 1 | |
6 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | 1 | |
7 | Шрифты чертежные. | 1 | |
8 | Шрифты чертежные. | 1 | |
Построение геометрических фигур. | 10 | ||
9 | Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля; построение углов с помощью транспортира; окружность, радиус, диаметр. | 1 | |
10 | Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. | 1 | |
11 | Вычерчивание углов (прямого, тупого и острого). | 1 | |
12 | Построение квадрата, прямоугольника. | 1 | |
13 | Построение равностороннего треугольника по заданным размерам | 1 | |
14 | Построение квадрата, прямоугольника | 1 | |
15 | Построение орнамента в квадрате. | 1 | |
16 | Построение окружностей разных диаметров. | 1 | |
17 | Окружность, деление окружности. | 1 | |
18 | Выполнение узора с применением окружностей и полуокружностей. | 1 | |
Творческий проект «Моделирование объёмных фигур на основе чертежа». | 16 | ||
19 | Чтение схем и инструкционных карт. | 1 | |
20 | Творческая проектная деятельность. | 1 | |
21 | Выбор творческого проекта. | 1 | |
22 | Выполнение эскиза изделия. | 1 | |
23 | Выполнение эскиза изделия. | 1 | |
24 | Построение чертежа в натуральную величину. | 1 | |
25 | Построение чертежа в натуральную величину. | 1 | |
26 | Моделирование объемных фигур на основе чертежа. | 1 | |
27 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
28 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
29 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
30 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
31 | Изготовление изделия на основе чертежа. | 1 | |
32 | Выполнение творческий проекта. «Создание презентации в программе Power Point | 1 | |
33 | Выполнение творческий проекта. «Создание презентации в программе Power Point | 1 | |
34 | Выполнение творческий проекта. «Создание презентации в программе Power Point | 1 | |
35 | Защита творческого проекта. | 1 |
Используемая литература:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. -
М.: Просвещение, 2009. - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику. - М.: Просвещение, 2003.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно -
методическое пособие / В.М. Букатов. М.: Просвещение, 2003. - Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов. М.: Просвещение, 2000.
- Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки - задания по черчению - М.: Просвещение, 1988.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
- Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение. 9 класс. - М.: АСТ, 2013.
- Степакова В.В. Карточки задания по черчению. - М.: Просвещение,
2002.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ А.С Коровина
| УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «СОКШ №4» от ___ «____» 2017 № _____ __________ |
Программа кружковой работы
«Юный чертежник»
(программа ориентирована на детей 15-16 лет)
срок реализации: 1 год
(2017– 2018 учебный год)
Учитель изобразительного искусства и черчения: Вишнякова Елена Геннадьевна
г. Нефтеюганск 2017
Пояснительная записка.
Кружок «Черчение и графика» рассчитан на 70 чаcов, 2 занятие в неделю. Программа курса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Кружок направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Формирует у школьников аналитические и созидательные компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: - понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.
Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Цель:.
Целью обучения является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, развитие ключевых компетенций.
Задачи:
— формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
— научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
— развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- развивать графическую культуру;
— научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
— формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Так как черчение изучается не только в школе, но и в высших технических заведениях, то знания, полученные учащимися, помогут, продолжить обучение. А чертежи являются спутником человека любой профессии.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
- В результате освоения программы кружка у
школьников должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность;
- контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его
- с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,
схемы);
- моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных условий:
- определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных
предлагаемых заданий;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества
с партнером;
- осуществление взаимного контроля;
- реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения (кружок Юный чертёжник» отражают:
- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
- развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративно-художественных умений и навыков;
- обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов конструкторских декоративных особенностей предметов быта;
- создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей учащихся;
- стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий;
- формирование целостного представления и приобщение к истокам славянской культуры;
- изучение истории развития чертежа;
- формирование навыков общения и коллективной деятельности;
- воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любови к природе и окружающему миру. применение полученных теоретических знаний на практике;
- включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;
- реализации творческого потенциала обучающихся;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления чертежа.
Организация работы.
Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На каждом занятии создается ситуация успеха, которая дает обучающимся мотивацию к дальнейшему изучению материала. Итогом усвоения изученного материала является защита индивидуального или группового творческого проекта.
Выпускник научится:
- рационально работать с чертежными инструментами;
- выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;
- правильно оформлять чертежи;
- производить моделирование на основе чертежей;
- снимать размеры несложной детали;
- делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;
- выполнять несложные чертежи в разных масштабах;
- выполнять сечения и разрезы;
- выполнять сборочные чертежи.
- защитить свой творческий проект.
Содержание курса «Черчение и графика»:
- Техника выполнения чертежей и правила их оформления– 5 чаcов.
- Геометрические построения – 6часа.
- Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем-20 часов.
–Сечения и разрезы-10 часа.
- Сборочные чертежи– 16 часов.
- Прикладная графика – 3 часа.
-Решение занимательных задач-1час
Количество графических работ – 10.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание практических и графических работ. Теоретические сведения. | Кол-во часов | |
Правила оформления чертежей (5 часов) | ||||
1 | Введение. Техника черчения. | Краткие сведения об истории развития черчения. Необходимые инструменты рациональные приемы работы ими. Приемы вычерчивания прямых и параллельных прямых, окружностей. Понятие о стандартах ЕСКД. Изучение правил оформления чертежей, предусмотренных госстандартами. Формат, рамка, основная надпись. | 1 | |
2 | Линии чертежа. Типы и толщина. Назначение линий | Изучение основных линий на чертеже и способы их вычерчивания. | 1 | |
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа». | Вычерчивание рамки, основной надписи и основных линий на формате. | 1 | |
4 | Применение и обозначение масштаба. | Дать определение масштаба. Вычертить прокладку в выбранном масштабе. | 1 | |
5 | Ознакомление с чертежным шрифтом. Прописные буквы. Графическая работа №2. | Изучение особенностей чертежного шрифта. Написание заглавных и прописных букв. Упражнения в написании текста. | 1 | |
Основные геометрические построения (2часа) | ||||
6 7 8 9 10 11 | Геометрические построения. Деление окружности на равные части. Чертеж плоской детали. Преобразование шрифта Графическая работа№3 Орнамент. Графическая работа№4 Звездочка Графическая работа№5 | Изучение способов деления окружности на 3, 4, 5. 6, 8. 10, 12 частей. Деление окружности Деление окружности Деление окружности | 1 1 1 1 1 | |
7 | Сопряжения. Графическая работа №6. | Сопряжение параллельных прямых, сторон угла. Чертеж плоской детали со с круглением углов. Нахождение точек сопряжения. | 1 | |
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем. Начертательная геометрия-20 часов. | ||||
8 | Нанесение размеров. | Правила нанесения размеров. Выполнение чертежа плоской детали с увеличением или уменьшением масштаба и с нанесением размеров и указанием толщины. | 1 | |
9 | Метод проекций в черчении. Виды проецирования. Прямоугольное проецирование. Понятие проекций. Центральная проекция Параллельная проекция. Проекции точки на две плоскости проекций. Отсутствие оси проекций. Проекции точки на три плоскости. Проекции прямой. Различные положения прямой. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. | Изучение способов проецирования. Получение изображения на фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостях. Сравнение чертежей с их наглядными изображениями. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
10 | Расположение видов на чертеже и их названия. Эскизы. | Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Правила выполнения эскизов с натуры. | 1 | |
11 | Проекции простых геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета. | Чертежи геометрических тел (проекции). Мысленное разделение детали на простые геометрические тела и построение чертежей. | 1 | |
12 | Проецирование вершин, ребер, граней предмета, точек на гранях. | Упражнения по анализу структурных элементов предмета: вершин, ребер и граней. | 1 | |
13 | Графическая работа №7 «Проецирование». | Выполнение чертежа в необходимом количестве видов, нанесение размеров. | 1 | |
14 | Виды аксонометрических прекций. | Изучение способов наглядного изображения предметов. Фронтальная диметрическая и изометрическая проекции. | 1 | |
15 | Наглядные изображения плоских фигур в аксонометрических проекциях. | Изображение геометрических фигур в диметрической и в изометрической проекциях. | 1 | |
16 | Изображение окружности в изометрии. | Изучение изображения окружности в изометрической проекции в форме овала. Вписывание овала в ромб. Изображение окружностей на гранях куба в изометрической проекции. | 1 | |
17 | Технический рисунок. Графическая работа №8 | Правила выполнения технического рисунка Выполнение технического рисунка. | ||
Сечения и разрезы-4 часа. | ||||
18 | Понятие о сечении. Сечения наложенные и вынесенные. Обозначение сечений на чертежах. | Определение правильно выполненного сечения. Построение по наглядному изображению детали его сечения. Нахождение детали по чертежу с сечением. | 1 | |
19 | Применение сечений на чертежах. Графическая работа №9 | Выполнение эскиза детали с сечением. | 1 | |
20 | Общие сведения о разрезах. Назначение, правила выполнения, обозначение. | Сравнение чертежей, содержащих разрезы и сечения. Определение правильно выполненного разреза и сечения. Нахождение по чертежам с разрезами соответствующих наглядных изображений. Простые разрезы. Разрезы фронтальные, горизонтальные, профильные. Местные разрезы. Обозначение разрезов. Соединение вида и разреза. | ||
21 | Применение разрезов в аксонометрических проекциях | Построение чертежей деталей с вырезом 1/4части | 1 | |
Сборочные чертежи– 16 часов. | ||||
22 | Общие сведения о соединениях деталей | Зарисовки соединений в рабочих тетрадях | 1 | |
23 | Изображение и обозначение резьбы. Справочные материалы. | Изображение болта с шестигранной головкой Работа со справочником. | 2 | |
24 | Изображение и обозначение резьбы. Справочные материалы | Изображение болта с шестигранной головкой. Работа со справочником | 1 | |
25 | Чертежи болтовых соединений | Изображение болтового соединения в разрезе. | 2 | |
26 | Чертежи шпилечных соединений | Изображение шпилечного соединения. | 2 | |
27 | Графическая работа № 10 | Чертежи резьбового соединения. | 1 | |
28 | Чертежи шпоночных соединений Чертежи штифтовых соединений | Изображение шпоночного соединения и работа со справочником. Изображение штифтовых соединений. Чтение чертежей с различными соединениями | 2 | |
29 | Общие сведения о сборочных чертежах. Разрезы и размеры на сборочных чертежах. | Разбор сборочных чертежей несложных механизмов. Изучение чертежей сборочных единиц | 2 | |
30 | Условности и упрощения на сборочных чертежах. Порядок чтения. | Устное чтение сборочных чертежей, содержащих условности и упрощения, согласно плану | 1 | |
31 | Понятие о деталировании | Изучение этапов деталирования | 1 | |
Прикладная графика – 3часа | ||||
32 | Разновидности графических изображений. | Чтение информации, представленной графическими схемами. | 1 | |
33 | Построение схем (кинематических, электрических), диаграмм, гисто- грамм. | Работа с использованием компьютерной графики. | 1 | |
34 | Товарный знак, логотип. Творческий проект. | Разработка эскиза логотипа или товарного знака. | 1 | |
35 | Итоговый урок. Решение занимательных задач | Задачи на смекалку | 1 |
Литература для учителя:
- Хакимов Г.Ф., Вахитов Р.Р., Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа –Пресс, 1999. – 112 с. (Библиотека журнала «Школа и производство» Вып.3
- Гервер В.А., Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1998. – 144 с.
- Ботвинников А.Д., Пути совершенствования методики обучения черчению: Пособие для учителей. – М.: просвещение, 1983. -128 с.
- Эйдельс Л.М., Элементы математики в черчении. Пособие для учителей. М.: Просвещение 1986 г., - 119 с.
- Ботвинников А.Д. Вышнепольский И.С., Черчение в средней школе: Пособие для учителя – м.: Просвещение, 1989. – 111 с.
- Попова Г.Н., Иванов Б.А., Условные обозначения в чертежах и схемах по ЕСКД. Справочное пособие – Л., «Машиностроение» 1976. – 208 с.
- Василенко Е.А., Жукова Е.Т., Карточки задания по черчению – М.: просвещение, 1985. – 224 с.
Литература для обучающихся:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений., ООО «Издательство Астрел»2001г. – 222 с.
- Гордеенко Н.А., Черчение6 Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: ООО «Издательство Астрел»: 2003. – 262 с.
- Воротников И.А., Занимательное черчение: Книга для учащихся сред. шк. – 4-е изд. перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
- Перевертень Г.И., Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983, - 94 с.