методическая разработка мастер-класса "ВИТРАЖ"

Приходько Инна Валерьевна

Пояснительная записка.

 Трактат о ВИТРАЖЕ «Витраж – это стеклянная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания», – сказал когда-то Марк Шагал об этом необычном виде искусства. Сегодня отношение к нему более приземленное, но завораживающую красоту витражей никто не оспаривает. Мы собрали восемь интересных фактов из истории витражных стекол.

Человек изобрел стекло пять тысяч лет назад. С течением времени люди научились создавать цветные стекла, что и положило начало новому виду декоративного искусства – витражу. Витраж представляет собой картину из цветного стекла. Стекло, пропуская через себя солнечные лучи, блики ночных огней, способно изменять внутреннее пространство помещения за счет игры тонов, их переливов. Этой возможности нет у традиционного стекла.

ФАКТ1
История витража тесно связана с историей развития архитектуры, сменой эстетических предпочтений и появлением новых стилей. Витражи, отражая настроение каждой эпохи, совершенствовали свою композицию, орнаментальные мотивы. Кроме того, изменялись способы обработки стекла. В скором времени витражи стали считать настоящим произведением искусства.

ФАКТ 2
Витражи своим появлением и дальнейшим развитием во многом обязаны христианству. Изначально это была мозаика из небольших цветных пластинок. Она вставлялась в стеклянные или деревянные оконные рамы. Затем из цветных стекол стали создавать различные узоры, растительные и геометрические мотивы. Вставлялись такие композиции в оправу из свинца. Это эпоха X–XI веков. Окна Софийского собора в Константинополе были выполнены в технике витража. Мозаика из цветных стеклышек была обнаружена в Древнем Риме времен империи в первых христианских храмах. Постепенно витражи стали проникать в другие страны Европы. Они украшали, главным образом, окна соборов и монастырей.

ФАКТ 3
Древние мастера использовали технику окраски стекла с помощью обжига, начиная с IX века. В процессе обжига краска, наложенная на стекло, спекается с ним, и два вещества становятся единым целым. Это так называемый живописный способ создания витража. Кроме того, существует мозаичный способ создания витража.

ФАКТ 4
Первые витражи были рассчитаны на восприятие издали. Несколько густых штрихов объединялись тонкими линиями. Тщательно прорисовывались акценты: линии на ладони, волосы, борода, морщины. Детали создавали при помощи кисти и выскабливания фона. Края одежды, корону на витраже часто украшали кусочками цветного стекла. Вблизи сложно было различить очертания на полотне, зато издали перед глазами возникала гармоничная композиция.

ФАКТ 5
Витражи оказывают сильное влияние на человека, поскольку атмосфера в помещении, в котором они установлены, радикально меняется. Струящийся свет, отражаясь через цветные кусочки стекла, делает интерьер одухотворенным и возвышенным. Недаром основным местом применения витражей стали храмы.

ФАКТ 6
С развитием живописи шло вперед и витражное искусство. Появление новых красок позволяло создавать полотна витражей, отличающиеся высоким художественным уровнем. Стала возможной передача тонких цветовых нюансов. Архитекторы и живописцы по стеклу стали сотрудничать между собой, чтобы витражи удачно сочетались с интерьером. В Средние века витражное полотно состояло из множества кусочков цветного стекла. Витражи были размерами от 6 до 18 метров в длину. Чтобы обеспечить их прочность, такие окна делили на панели, фиксируемые металлическими решетками.

ФАКТ 7
У всех витражей был один недостаток – им не хватало объема. Эту проблему решил в XIX веке американский художник и дизайнер Луи Комфорт Тиффани. Он заменил свинцовые рамы для стекла металлическими пластинками, которые спаивают между собой оловом. Так мастера получили возможность создавать витражи из мельчайших кусочков стекла, придавая им сложные объемные формы.

ФАКТ 8
В наши дни витражи широко используются при создании неповторимых интерьеров. Витраж может украсить окна, стеклянные панели в дверях, корпусную мебель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Ораниенбаум»

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master-klassa-vitrazh.docx66.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Витраж  (АКВАРЕЛЬ, МАСЛЯНАЯ ПАСТЕЛЬ)

Цель: Создание работы в технике: “Витраж”

Развитие творческой фантазии. Обмен  опытом путем изготовления акварельной работы с использованием масляной пастели.

Задачи:

1.Научиться делать несложные картины в технике- витраж (акварель с использованием масляной пастели.)

(Их можно преподнести в подарок другу).

2.Показать способы и приемы оформления изделия, используя различные материалы: акварель, бумагу, кисти  и др.    

3.Создание условий для профессионального общения, самосовершенствования и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Материал: бумага, акварельная краска, масляная пастель, салфетка, кисти.

Оборудование:  акварель, масляная пастель, образцы работ , презентация работ

.

Ход мастер-класса.

Регистрация участников мастер-класса                  11.00-11.15

  1. Вводная часть.                                         11.15-11.20

Организационный момент.

-Сообщение темы и цели мастер-класса;

-Ознакомление с планом работы.

II. Теоретическая часть.                                     11.20-11.40

-Вводная часть. Знакомство с материалом, варианты его использования.

-Технология изготовления.

III. Практическая часть.                                     11.40-11.40

-Изготовление изделия.

IV.Заключительная часть.                                 11.40-12.00

Рефлексия.

-Обсуждение готовых работ;

-Подведение итогов.

Пояснительная записка.

 Трактат о ВИТРАЖЕ «Витраж – это стеклянная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания», – сказал когда-то Марк Шагал об этом необычном виде искусства. Сегодня отношение к нему более приземленное, но завораживающую красоту витражей никто не оспаривает. Мы собрали восемь интересных фактов из истории витражных стекол.

Человек изобрел стекло пять тысяч лет назад. С течением времени люди научились создавать цветные стекла, что и положило начало новому виду декоративного искусства – витражу. Витраж представляет собой картину из цветного стекла. Стекло, пропуская через себя солнечные лучи, блики ночных огней, способно изменять внутреннее пространство помещения за счет игры тонов, их переливов. Этой возможности нет у традиционного стекла.

ФАКТ1
История витража тесно связана с историей развития архитектуры, сменой эстетических предпочтений и появлением новых стилей. Витражи, отражая настроение каждой эпохи, совершенствовали свою композицию, орнаментальные мотивы. Кроме того, изменялись способы обработки стекла. В скором времени витражи стали считать настоящим произведением искусства.

ФАКТ 2
Витражи своим появлением и дальнейшим развитием во многом обязаны христианству. Изначально это была мозаика из небольших цветных пластинок. Она вставлялась в стеклянные или деревянные оконные рамы. Затем из цветных стекол стали создавать различные узоры, растительные и геометрические мотивы. Вставлялись такие композиции в оправу из свинца. Это эпоха X–XI веков. Окна Софийского собора в Константинополе были выполнены в технике витража. Мозаика из цветных стеклышек была обнаружена в Древнем Риме времен империи в первых христианских храмах. Постепенно витражи стали проникать в другие страны Европы. Они украшали, главным образом, окна соборов и монастырей.

ФАКТ 3
Древние мастера использовали технику окраски стекла с помощью обжига, начиная с IX века. В процессе обжига краска, наложенная на стекло, спекается с ним, и два вещества становятся единым целым. Это так называемый живописный способ создания витража. Кроме того, существует мозаичный способ создания витража.

ФАКТ 4
Первые витражи были рассчитаны на восприятие издали. Несколько густых штрихов объединялись тонкими линиями. Тщательно прорисовывались акценты: линии на ладони, волосы, борода, морщины. Детали создавали при помощи кисти и выскабливания фона. Края одежды, корону на витраже часто украшали кусочками цветного стекла. Вблизи сложно было различить очертания на полотне, зато издали перед глазами возникала гармоничная композиция.

ФАКТ 5
Витражи оказывают сильное влияние на человека, поскольку атмосфера в помещении, в котором они установлены, радикально меняется. Струящийся свет, отражаясь через цветные кусочки стекла, делает интерьер одухотворенным и возвышенным. Недаром основным местом применения витражей стали храмы.

ФАКТ 6
С развитием живописи шло вперед и витражное искусство. Появление новых красок позволяло создавать полотна витражей, отличающиеся высоким художественным уровнем. Стала возможной передача тонких цветовых нюансов. Архитекторы и живописцы по стеклу стали сотрудничать между собой, чтобы витражи удачно сочетались с интерьером. В Средние века витражное полотно состояло из множества кусочков цветного стекла. Витражи были размерами от 6 до 18 метров в длину. Чтобы обеспечить их прочность, такие окна делили на панели, фиксируемые металлическими решетками.

ФАКТ 7
У всех витражей был один недостаток – им не хватало объема. Эту проблему решил в XIX веке американский художник и дизайнер Луи Комфорт Тиффани. Он заменил свинцовые рамы для стекла металлическими пластинками, которые спаивают между собой оловом. Так мастера получили возможность создавать витражи из мельчайших кусочков стекла, придавая им сложные объемные формы.

ФАКТ 8
В наши дни витражи широко используются при создании неповторимых интерьеров. Витраж может украсить окна, стеклянные панели в дверях, корпусную мебель.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Ораниенбаум»

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Программа

Мастер-класса

          «Акварельная работа в стиле монотипии»

Образовательная програ

мма: «Цветная палитра»

Государственное бюджетное  учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «Ораниенбаум»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Программа

Мастер-класса

«Витраж»

Образовательная программа: «Цветная палитра»

ФИО педагога: Приходько Инна Валерьевна

Место проведения: ДДТ «Ораниенбаум»

Дата: 20.12.2017