Тематический конспект по теме «Позднеэллинистическая эпоха. Скульптура»
Данный материал содержт информацию о развитии античного искусства в позднеэллинистический период, в 3-1 века до н.э. Рассмотрены ключевые памятники скульптуры различных скульптурных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdneellinisticheskoe_iskusstvo_3-1_vv._do_n.e.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект по теме
«Позднеэллинистическая эпоха. Скульптура»
Общая характеристика искусства 3-1 вв. до н.э. В это время искусство материковой Греции и островов пережило время упадка. Мастерство художников ещё отличалось большой технической изощрённостью, однако слабость идейного содержания неизбежно приводила к недостаточной значительности образов, к их внутреннеё опустошённости.
Скульптура. Аттика.
«Бельведерский торс» 1 в. до н.э. работы аттического скульптора Аполлония. Данное произведение свидетельствует о незаурядном мастерстве автора. От этой скульптуры, изображавшей, скорее всего, отдыхающего Геракла, сохранился только торс.
Кулачный боец. 1 в. до н.э. Аполлоний. Это произведение завершает путь развития образа греческого атлета, начавшийся с образа идеального, гармонически развитого человека-гражданина классической эпохи и закончившийся типом атлета-профессионала эллинистического времени, выступающего ради заработка. Образ бойца из Терм, по существу, лишен подлинного раскрытия характера. В этой статуе преобладает передача чисто внешних особенностей натуры.
Неоаттическая школа. Скульптурная группа «Орест и Электра» 1 в. до н.э. Сильнее всего черты упадка позднеэллинистического искусства выразились в произведениях скульпторов так называемой неоаттической школы 1 века до н.э. Глава школы Паситель, работавший в Риме, был автором статуй, которые в условно стилизованной форме имитировали произведения скульптуры 5 века до н.э. Характерно: полная внутренняя опустошенность образа, условная идеализация, нарочитая архаизация пластического языка, сухая графичность. Все эти стилевые особенности присущи скульптурам Менелая и Стефана (ученики Пасителя).
Скульптура эллинистического Египта.
В скульптуре эллинистического Египта преобладали следующие направления: бытовой жанр, декоративная скульптура (для садов и парков), мелкая пластика, получившая значительное развитие. Лучшие произведения, найденные на территории Египта, свидетельствуют о творческом продолжении традиций классического искусства.
Афродита Киренская, к. 4 – 3 вв. до н.э. Здесь нет жанрового измельчания, условной идеализации, иссушающей образ. Красота и жизненная убедительность, мягкая трактовка форм, тончайшая нюансировка пластических переходов.
Голова богини из собрания Голенищева (ГМИИ Пушкина), 3 в. до н.э. свидетельствует об обращении художника к величественным образам классического искусства конца 5- начала 4 века до н.э. Высокопоэтический характер образа, благородная сдержанность чувства, обобщённость пластической формы характерны для данного произведения.
Колоссальная статуя Нила, конец 1 в. до н.э. Монументальное произведение.
Мальчик с гусём, скульптор Боэф из Халкедона (3 в. до н.э.). Римская мраморная копия бронзовой статуи.
«Старый рыбак», 2-1 вв. до н.э. Мастерски воссоздано отталкивающее впечатление уродливой старости с максимально натуралистической передачей.
Бронзовая статуэтка мальчика-нубийца говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника.
Скульптура. Антиохия.
Наиболее интересным видом антиохийской скульптуры является портрет. В творчестве мастеров нашли яркое выражение принципы портрета эллинистических правителей (диодохи).
«Диодох», 3-2 вв. до н.э. Пример портретной статуи торжественно- официального характера.
Бюст Селевка I Никатора. Бронзовый бюст основателя династии Селевкидов Селевка I сохраняет ещё некоторые черты идеальности. Однако здесь ощутимо стремление художника к более конкретной передаче индивидуального сходства и черт характера властного правителя.
Мраморная портретная голова Антиоха III Великого, 2 в. до н.э. Лувр. Пример зрелого портретного искусства антиохийской школы. В создании образа художник исходит из конкретной индивидуальности. Чувствуется в обычном облике волевое напряжение, подавленный внутренний огонь, здесь нет идеализации.
Пергамская скульптурная школа.
Скульптурная группа «Галл, убивающий себя и жену», скульптор Эпигон, к. 3 в. до н.э. Римская копия. Скульптура с площади у святилища Афины в Пергаме, которую украсили статуями и группами, прославлявшими победу царя Атталла I (2ая половина 3 в. до н.э.). Галл убивает свою жену и закалывает себя мечом, чтобы не попасть в позорный плен к победителям. Драматическая ситуация используется художником для выражения героических черт образа. Лицо галла выражает страдание и трагическую решимость. Большое внимание уделено передаче этнического типа. Группа рассчитана на обход с разных сторон, в процессе обхода меняется впечатление – на первый план выступают то черты страдания, то героического пафоса.
Статуя «Умирающий галл», к. 3 в. до н.э. Истекающий кровью галл пытается приподняться, но силы покидают его и сознание угасает. В этом произведении меньше пафоса, чем в выше описанной группе, но больше глубокой проникновенности, и тем сильнее художественное воздействие образа в целом.
Алтарь Зевса в Пергаме, около 180 г. до н.э., сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамлённых с трёх сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Необычайно крупные для античного рельефа масштабы изображения (длина фриза – около 130 метров, высота – 2.30 м), выполненные в горельефной технике. Почти отделённые от фона, переплетающиеся в смертельной схватке, мощные фигуры богов и гигантов, пафос борьбы, триумф и воодушевление победителей, муки побеждённых. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон эллинистического искусства – особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика. Если произведения классического искусства прославляли величие человека, то пергамский фриз призван возвеличить могущество богов и царей. Более скромные по своим масштабам композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе и значительности, то грандиозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами. Пергамский фриз был исполнен группой мастеров, имена которых сохранились на цоколе постройки. Среди его создателей были скульпторы Дионисад, Орест, Менекрат и другие. Мастерство скульпторов огромно: разнохарактерность образов, эмоций и пластических мотивов, композиционное построение фриза отличается исключительной сложностью.
Голова Афродиты, нач. 2 в. до н.э. близка к алтарному фризу. Привлекательна не только внешней красотой, но и выражением внутреннего воодушевления, - лиризм этого образа окрашен столь характерными для пергамского искусства чертами пафоса. Моделировка лица очень обобщённая, без детализации, но в то же время исключительно мягкая и живая.
Малоазийское искусство.
«Боргезский боец», скульптор Агасий Эфесский, 1 в. до н.э. Римская копия. Пример малоазийской скульптуры. Образ лишён героического содержания. Несмотря на динамичное построение, на превосходное знание анатомии, на нарочитую выразительность жеста, статуя воспринимается не как изображение воина в боевой схватке, а всего лишь как мастерская штудия человеческой мускулатуры. Глубокое образное содержание в малоазийском искусстве конца эллинистической эпохи оказывается безвозвратно утраченным.
Родосская скульптурная школа.
Искусство Родоса даёт нам образцы позднеэллинистической монументальной пластики. В это время Родос являлся одним из главных экономических и культурных центров эллинистического мира. Согласно источникам, на Родосе было 100 колоссальных статуй и среди них знаменитый «Колосс Родосский» - бронзовая статуя бога Гелиоса свыше 30 метров в высоту, воздвигнутая учеником Лисиппа Харесом. Статуя эта, считавшаяся одним из 7 чудес света, была разрушена землетрясением в 20-х годах 2 века до н.э.
Скульптурная группа «Фарнезский бык», скульпторы Аполлоний и Тавриск, 2-ая пол. 2 в. до н.э. Римская копия. Наряду с колоссами для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы на сюжеты остродраматического характера. Скульптурная группа «Фарнезский бык» характеризуется невыразительностью действующих лиц, чувства героев не раскрыты, их движение носит чисто внешний характер. Построение группы отличается дробностью и запутанностью, сюжет сложно читаем.
Скульптурная группа «Лаокоон», мастера Агесандр, Полиодор и Афинодор, около 50 г. до н.э. Скульптура дошла до нас в оригинале, считается прославленным произведением родосской школы. Страшная гибель жреца и его сыновей показана с подчёркнутой наглядностью. Мелодраматизм общего замысла, использование внешних эффектов в ущерб глубине образов, дробность и некоторая сухость пластической разработки фигур составляют недостатки этой скульптуры.
Аполлон Кифаред, скульптор Филиск, около 25 г. до н.э. Филиск создал серию статуй Аполлона Кифареда и муз, в которых чисто внешняя красивость соединяется с внутренней пустотой. Скульптора гораздо больше привлекают красивые позы спутниц Аполлона и эффектная игра складок из одеяний.
Общий вывод. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии – в формировании средневекового искусства Византии и стран Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма.