Тематический конспект по теме «Эллинистический период Древней Греции»
Данный конспект содержит информацию об Искусстве Древней Греции эллинистического периода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dr._gretsiya._ellinisticheskiy_period.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект по теме
«Эллинистический период Древней Греции»
Характеристика исторического периода, после 323 г. до н.э. Искусство эллинизма – искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры. Различают периоды раннего, высокого и позднего эллинизма. Территориально эллинистическое искусство было распространено в широких рамках преимущественно восточного Средиземноморья. После ожесточённой борьбы диадохов за власть в первые два десятилетия раннего эллинизма образовались крупные монархии: Македонская, Геллеспонтская, Переднеазиатская и Египетская.
В период раннего эллинизма большую роль играли задававшие тон и управлявшие монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма, ещё сохранявших традиции классического искусства.
Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточёнными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 г. до н.э. и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Атталее (241-197 гг. до н.э.), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Характерно появление в искусстве особенно патетических и драматических образов, сочетание в искусстве трагических и идиллических тем, гигантизма и камерности, широкое развитие садово-парковой декоративной скульптуры.
В искусстве позднего эллинизма ярко выступила противоречивость действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Обострилась борьба эллинских и «туземных» местных идей, вкусов и настроений, гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой за власть.
Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени (Архимед, Эвклид, Эратосфен, Аристарх Самосский, Зенон, Аполлоний Родосский.). Успехи архитектуры во многом зависели от возросшего уровня строительных возможностей, от развития технической и научной мысли. Новшества в сюжетах и в характере стиля живописи, мозаик, скульптуры, вызванные новым отношением к явлениям, были созвучны тому, что находило отражение в философии, религии, литературе эллинизма.
Значительное расширение кругозора эллинов в эту эпоху вселяло в человека чувство мировых просторов (космополитизм), мало знакомое греку классической поры, жившему в рамках города-полиса. Мир оказался лишённым гармонии, управляемый капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе. Глубокая противоречивость эллинистической действительности вызвала в искусстве этой эпохи заметные контрасты, проявляясь в выражении чувств то драматических, то лирических.
Архитектура. Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, созданием больших городов в отдалённых районах античной периферии. Огромное количество новых городов возникло в эту эпоху в различных частях античного мира (Александрия, Селевкия, Антиохия и другие). Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Особенно процветали малоазийские города, служившие центрами оживлённой торговли Востока и Запада, средоточием многих ремёсел и производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные величественные сооружения. Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря – Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в построенной Дейнократом Александрии египетской. В целых защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Строительные материалы в основном те же, что и в классическую эпоху – мрамор, известняк, дерево, сырцовые и обожженные кирпичи. Постепенно инженерно-строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Утрачивалась цельность и органичность содержания, свойственная классическим произведениям, зато усилилось эмоциональное воздействие, рассчитанное на большее количество людей. Сохранилась ордерная система, в которой наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. В архитектуре восточных районов иногда использовались арки.
Особенно много в эти века сооружалось гражданских зданий общественного назначения – булевтериев и экклезиастериев для собраний, пританеев для заседаний должностных лиц, гимнасиев для обучения юношей. Большое внимание уделялось строительству арсеналов, подземных водосборных цистерн, морских гаваней, доков, волнорезов, маяков и других сооружений. Широкое развитие получила архитектура жилых домов, дворцов и вилл. В строительстве культовых зданий создавались величественные огромные храмы и алтари.
Театр Пергама. Во многих памятниках пергамского акрополя можно заметить новизну художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны зрительских мест. Орхестра кажется маленькой с верхних рядов этого фантастического по своей архитектуре эллинистического сооружения.
Алтарь храма Афины в Приене. 3 в. до н.э. Заметна динамика эллинистических архитектурных форм. Выдвижение вперёд боковых крыльев, украшенных колоннадами.
Храм Артемиды в Магнесии на Меандре. 2 в. до н.э. Эффект захватывания пространства и человека.
Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н.э. Приём, использованный в выше указанном храме Артемиды, здесь ощутим ещё сильнее. Величественная ионическая колоннада алтаря Зевса воплощает совершенство и могущество олимпийского пантеона, вырастая из хаотического потока фигур на фризе цоколя. Система расположения рельефа абсолютно не характерна для классического искусства, но воспринимается в этом сооружении гармонично.
Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон), начат в 6 в. до н.э., закончен при императоре Адриане во 2 в. н.э. Принадлежал к числу самых крупных античных храмов. Диптер размером 41 на 108 м, 20 колонн по продольной стороне, 8 – по фасадам. Здесь впервые применён коринфский ордер, до того встречавшийся только в оформлении внутреннего пространства храмов. До наших дней дошли 15 колонн из пентеллийского мрамора, в общем храм был примером традиции, опиравшейся на достижения классической эпохи.
Башня ветров, сер. 1 в. до н.э. Афины. Небольшая 8-гранная башня, высотой 12,1 м, поставленная на трехступенчатое основание. Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров, который нарушает тектоническую логику архитектурных форм.
Резюме по архитектуре: зодчие эллинизма, не оставившие потомкам глубоких художественных образов, подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в создании огромных комплексов, стремились решить проблему размещения крупных архитектурных объектов и ансамблей в пространстве.
Живопись. Мозайки. В связи с расцветом строительства широкое распространение получили фрески и особенно мозаики, плохо сохранившиеся до наших дней, о которых сообщают древние авторы. Также некоторое представление о живописи данного периода дают нам копии, выполненные мастерами Рима, Помпей и Геркуланума. Эллинистические мастера и в живописи предпочитали необычные, возбуждающие, тревожившие сюжеты и темы. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе, дворцов в Пеле и других мозаичисты обращались к бытовым сценам из жизни и мифологическим образам. В мозаиках находили отражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчёркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче драматических сцен.
Керамика. В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимущественно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. Достоинство видели в усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (чернолаковые и краснолаковые сосуды), многофигурности мелких рельефных композиций («мегарские чаши»). В 3 веке до н.э. распространение получила чернолаковая посуда с накладными росписями белой, золотисто-жёлтой, пурпуровой красками, так называемая гнафия. Проявлением своеобразной архаизации явилось некоторое возрождение чернофигурной техники в пределах 3 века до н.э. в вазах группы Гадры из Александрии, служившие пеплохранильницами в эллинистических некрополях. Своеобразные керамические памятники возникали в эллинистических центрах Великой Греции и Сицилии в 3 веке до н.э. перед завоеванием их римлянами. В Чентуриппе (Сицилия) создавались большие, до полуметра высотой, сосуды, украшенные многокрасочными росписями, не подвергшимися обжигу и потому плохо сохранившимися. В Канозе (юг Апеннинского полуострова) керамисты изготавливали огромные вазы с сильно выступающими рельефными изображениями голов горгоны Медузы или лошадей.
Стекло. В эпоху эллинизма широкое распространение получили стеклянные чаши. В александрийских мастерских появились кубки с двойными стенками, между которыми вставлялись тончайшие узоры из золотой фольги. Создавались чаши из так называемого «мозаичного стекла».
Ювелирные изделия. На широко распространённых в эллинистических монархиях резных камнях из драгоценных и полудрагоценных пород (геммах и камеях) изображались мифологические сцены и портреты. В портретных геммах и камеях часто воспроизводились лица эллинистических монархов, определению имён которых сейчас помогают не менее точные и художественные их изображения на монетах. Резчикам удалось достичь высокого совершенства как в передаче портретных черт лица, так и в использовании природных качеств красивых многослойных сардониксов (камея Гонзага из ГЭ, 3 в. до н.э.)
Скульптура. Общая характеристика. В скульптуре эллинистической эпохи можно видеть продолжение, дальнейшее развитие тенденций, которые проявились в работах великих мастеров 4 века до н.э. Темы Праксителя приобрели характер подчёркнутой чувственности, а пафос Скопаса выразился в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний.
В года эллинизма сформировались различные скульптурные школы: александрийская, родосская, аттическая, пергамская. Развитие получила декоративная скульптура садов и парков, возникших вокруг многочисленных дворцов эллинистических правителей (монархов). Часто обращались к образу Афродиты, изображая богиню кокетливо жеманной и стыдливой. В это время былое величие классического божества утрачивалось. В густой зелени садов и парков можно было встретить статуи нежно обнявшихся Амура и Психеи, старого и молодого кентавров и много других приземлённых, небожественных образов и героев. Впервые появляются изображения пожилых людей, старух и стариков, также и младенческий возраст.
Важно. Скульпторы стремились к передаче портретной характеристики, черт характера, стремились передавать чувства. Именно в эпоху эллинизма особое развитие получил греческий скульптурный портрет.
Ника Самофракийская, конец 4 в. до н.э. Одно из самых известных и впечатляющих произведений ранней эллинистической пластики. Статуя дошла до нас сильно повреждённой, фигура стояла на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля. Образ полный ликующего чувства победы. Этот памятник даёт пример нового пластического решения, - более сложное понимание движения, различный подход в трактовке пластических форм каждой детали образа. Общее движение фигуры богини носит сложный винтообразный характер, что способствует эмоциональной выразительности образа. Складки развивающейся одежды играют большую роль в образно-пластической характеристике. Здесь проявляется одна из отличительных черт эллинистического искусства – грандиозность, титанизм, впечатляющая недосягаемость образа. Образ полон оптимистического звучания, что нехарактерно для патетики и драматизма других эллинистических произведений.
Саркофаг Александра (Сидонский саркофаг). Мраморный саркофаг местного правителя с рельефами работы греческих мастеров. На двух продольных сторонах длиною в 2.30 метра изображены сцены битвы между греками и персами, сцены охоты на львов с участием греков и персов. Скорее всего образцом служил фриз Галикарнасского мавзолея, изображающий сцены битвы греков с амазонками. Здесь становится явным типичный для эллинизма принцип общего живописного целого (масса фигур сливается в единое целое). Живописность рельефа усиливалась раскраской, роль которой направлена на усиление эмоционального эффекта, также важную эмоциональную роль играют выражения лиц.
«Девушка из Анцио», середина 3 в. до н.э. близка к направлению, продолжившему традиции творчества Праксителя. Сохранился мраморный греческий оригинал. В отличие от классической эпохи более подробно трактованы аксессуары, очень свободная, без тенденции к красивости, передача одежды, что не привело к измельчанию образа, но способствовало его конкретизации и усилению жизненности. Складывается общее впечатление удивительной красоты и свежести, что сближает данное произведение с лучшими памятниками классической эпохи.
Голова девушки с острова Хиос, конец 4 в. до н.э. Греческий мраморный оригинал, принадлежащий к тому же направлению, что и «Девушка из Анцио». Тончайший лиризм образа, необычайное по своей мягкости выражение внутреннего чувства. Мастер достиг совершенства в обработке камня, - контур лица девушки кажется тающим.
Бронзовая статуя мальчика, скачущего на лошади, конца 2-го в. до н.э. Памятник был обнаружен на дне моря около острова Эвбея. Характерное изображение детского лица, что не встречалось в классическую эпоху. Образ лишён даже малейшей условности и идеализации. Общее композиционное решение, техника исполнения литья из бронзы отличаются высоким совершенством.
Афродита Милосская, 3-2 вв. до н.э. Скульптор Александр (Агесандр). Статуя была обнаружена острове Мелосе. Данный памятник имеет спорную датировку, так как образ несёт в себе много черт классического искусства: возвышенная красота, одновременно женственный и в то же время мощный образ. Автор сумел осознать идеал высокой классики, когда красота образа была неотделима от его высокой нравственной силы.
Характеристика эллинистического скульптурного портрета. В области скульптурного портрета эллинистическое искусство по сравнению с классикой делает важный шаг вперёд. Новые принципы портретного искусства: ослабление идеальной обобщённости образа, интерес к передаче натуры, обращение к внутреннему миру человека.
Портреты Аристотеля. Изображения великого мыслителя отличаются детальной передачей характерных особенностей внешнего облика модели, стремлением к воплощению духовного облика. Всё это сильно отличает портреты Аристотеля от портретов философов 4 века до н.э.
Портрет Менандра, кон. 4-нач. 3 в. до н.э. В данном портрете известного драматурга более индивидуально переданы черты тонкого нервного лица, детальнее раскрывается его внутренний облик (черты раздумий, грусти, усталость) – всё это свидетельствует об отходе от классических канонических принципов обобщённого образа греческого философа.
Демосфен, скульптор Полиевкт, ок. 280 г. до н.э. Пример зрелого эллинистического портрета, к сожалению дошедшего до наших дней в римской копии. Статуя афинского оратора выполнена в 280-279 годах до н.э. (спустя около 40 лет после смерти Демосфена). Полиевкт отказался от идеализации в передаче индивидуальных черт лица Демосфена, трактуя их с ярко выраженным портретным сходством. Перед нами образ человека, исчерпавшего все свои силы в бесплодной борьбе (сознание бессилия, горечь и разочарование).
Портрет философа (поэта), 3-2 вв. до н.э. Бронза. В бюсте неизвестного философа в Неаполитанском музее читается глубокая передача духовного облика человека, который изображен в состоянии крайнего эмоционального напряжения.
Терракотовые статуэтки. В этих произведениях мелкой пластики нашли отражение лучшие качества раннеэллинистического периода.
Живопись. В раннеэллинистическую эпоху на территории материковой и островной Греции были созданы замечательные памятники живописи. В доме Фавна в Помпеях была найдена прекрасная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи (к. 4-н. 3 в. до н.э.). Картина эта, исполненная по заказу правителя Афин Кассандра, изображала битву между Александром Македонским и Дарием при Иссе. Яркие черты искусства – трактовка темы в драматическом плане, патетический характер образов.
«Ахилл среди дочерей Ликомеда», роспись из дома Диоскуров в Помпеях - пример композиции на мифологический сюжет. Данная роспись восходит к оригиналу работавшего в 3 в. до н.э. живописца Атениана из Фракии. И снова перед нами драматичная трактовка темы, динамичное построение всей композиции.
«Медея», знаменитая картина Тимомаха из Византия (снова копия из Геркуланума). Мы видим Медею перед убийством детей, в её душе борются противоречивые чувства, любовь к детям и желание отомстить Язону. Тимомах – мастер глубого психологического раскрытия образа.
Мозаика «Дионис» с Делоса. Увенчанный венком крылатый Дионис.