Формирование интереса к творческой деятельности у учащихся художественной школы посредством компьютерных технологий

Кузьмина Юлия Александровна

Формирование интереса к творческой деятельности у учащихся художественной школы посредством компьютерных технологий. Польза современных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьмина Юлия Александровна

Преподаватель МБУ ДО «Детская художественная школа №3» г.Саранск

 «Формирование интереса к творческой деятельности у учащихся посредством компьютерных технологий»

Социально-экономические преобразования в обществе демонстрируют необходимость развития творческой личности, что может качественно и своеобразно разрешать жизненные проблемы. Поэтому первостепенное значение имеет формирование интереса у школьников к творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать интерес.

Вопросы формирования интереса к творческой деятельности нашли свое отражение в работах психологов А. В. Петровского , А. В. Брушлинского, М. Г. Ярошевского. Исследованиями А. Н. Лука, М. С. Бернштейна, Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской, Я. А. Пономарева. Раскрыта сущность творческого процесса взрослых и выявлены возможности формирования интереса к творчеству во всех видах деятельности.

Интерес является самым сложным образованием. Не случайно нет единого определения понятия «интерес». Интерес рассматривается как самопроизвольное внимание, возбуждающее состояние легкой и приятной умственной активности; в психологическом словаре интерес представлен как достоинство вещей, которое привлекает человека и ориентирует его деятельность.

Таким образом, понятие «интерес» в психолого-педагогической литературе представлен множеством значимых процессов: от отдельных (внимание), до их совокупности, он выражается в направленности, отношениях, потребностях.

Под интересом к творческой деятельности у детей понимается окрашенная эмоционально, избирательная направленность внимания и активность личности на сферы деятельности, определяющие ее предметное содержание.

Школьный возраст является благоприятным для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества. Формирование интереса к творческой деятельности у школьников имеет свои особенности, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Предпосылкой формирования интереса к творческой деятельности является развитие мотивационной сферы ребенка. В школьном возрасте ребенок обнаруживает высокую любознательность, у

детей ярко выражены стремление мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения, потребность в активности, творчестве, которое выражается, прежде всего, в желании создать новое. Для детей характерен подход к задаче как к проблеме, целесообразное варьирование способов действий; способность к переключению или легкость перехода от одного способа действия к другому; легкость перестройки знаний или навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями.

Как показывают данные психолого-педагогических исследований (Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, В. В. Рубцов, О. К. Тихомиров и др.), компьютерные технологии обладают необходимым потенциалом в формировании интереса к творческой деятельности у учащихся.

При формировании интереса к творческой деятельности наиболее эффективными являются следующие виды компьютерных технологий:

– компьютерная игра;

– работа в графическом редакторе;

– проведение контроля усвоения темы с помощью компьютерного тестирования;

– использование презентаций с наглядным материалом по теме занятия.

Игра – это познавательная деятельность, которая представляет собой характерную практическую форму мышления ребенка об окружающей его природе и социальной реальности.

Полезность компьютерных игр заключается в том, что на экране дисплея оживают все фантазии ребенка, герои сказок и книг. Ребенок может управлять предметами на экране компьютера, может их изменить или создать что-то новое, т. е. он чувствует их реальность, как и окружающую его реальность. Помимо того, компьютерные игры построены так, чтобы ребенок мог вообразить себе единичное понятие или определенную ситуацию, но получил общее представление обо всех схожих ситуациях или предметах. Следовательно, у детей развиваются такие важнейшие процессы мышления, как обобщение и классификация.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью формирования интереса к творческой деятельности школьника, педагогу необходимо соблюдать в практической деятельности ряд рекомендаций. Прежде всего, следует выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Надо «видеть» отдельного ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Следует по преимуществу применять игры с исследовательским содержанием, чем развлекательные.

Примером использования компьютерных игр на занятиях по изобразительному искусству могут служить следующие.

У любой девочки непременно есть тяга к «переодеванию» кукол во всевозможные наряды. Например, знакомая нам всем бумажная игра «Одень Машу / Сашу / Дашу». Комбинируя элементы туалета, дети создают на бумажных людях разнообразные наряды. Эта игра развивает не только вкусовые качества, и моторику, но и логическое мышление.

При знакомстве с творчеством эта игра как нельзя лучше сможет познакомить детей с народным костюмом.

В начале урока преподаватель готовит детей к работе за компьютерами, повторяет техники безопасности и правила поведения.

Знакомство с темой происходит с помощью тематических книг по костюму, либо с помощью презентации с наглядным материалом.

На выполнение задания дается 20 минут. В компьютерной игре ребенку представляется кукла, которой нужно подобрать народный костюм под определенные условия, как под определенный обряд, так и под погодные условия. Ученик самостоятельно выбирает из представленного меню предметы гардероба и «кликом мышки» создает образ. В конце игры либо педагог, либо сама программа проверяет правильность костюма и указывает на ошибки. При наблюдении за детьми в процессе использования данной игры было выявлен активный интерес к творческой деятельности независимо от уровня его развития.

Современные графические редакторы обладают большими возможностями для создания и редактирования изображений. Графические редакторы имеют комплект инструментов для создания простейших графических объектов: линии, кривой, прямоугольника, круга, многоугольника и т. д. После выбора объекта на панели инструментов его можно создать в любом месте окна редактора.

При использовании графического редактора была предложена одна из тем «Натюрморт». Эта тема уже была пройдена ранее «на бумаге», что облегчало задачу группе. Это задание не только разовьет навык работы с компьютером, но и чувство вкуса, цветовосприятия, чувство пространства.

Таким образом, использование компьютерные технологии способствуют формированию интереса к творческой деятельности у школьников. Наиболее эффективными являются компьютерные игры, работа в графическом редакторе, использование наглядных материалов в процессе обучения и т. д.